Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательных прав и права на участие




ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ

В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В гражданском процессе судебная защита избирательных прав граждан является самостоятельным процессуальным инсти­тутом, который возник с первыми выборами в Верховный Совет СССР. В ГПК он регулируется ст. 259-261 и обеспечивает за­щиту права избирать, если возникают осложнения в связи с не­правильностями в списках избирателей (невключение граждани­на в список, исключение его из списка, искажение фамилии, имени или отчества в списке, ошибочное включение в список избирателей каких-то лиц).

Развитие данного института началось в девяностые годы двадца­того столетия, когда выборы в Российской Федерации стали прово­диться в условиях соперничества и состязательности. При этом вы­яснилось, что избирательные права граждан РФ, гарантированные ст. 32 Конституции РФ, могут быть нарушены, в частности, при от­казе зарегистрировать кандидата на выборную должность; отказе признать депутатские полномочия и выдаче депутатского удостове­рения; отказе в регистрации федерального списка кандидатов; отказе избирательной комиссии засчитать подписи избирателей в подпис­ных листах или отказе принять подписные листы и т. п.

Также неправомерным может быть перенос даты выборов, не­законными могут быть закон субъекта РФ о выборах, а также нормативные акты (положения и инструкции) Центральной из­бирательной комиссии РФ либо их разъяснения.

Суды рассматривают различные дела о защите избирательных прав граждан и наиболее распространены в судебной практике следующие требования:

— об отмене регистрации кандидата и о признании его изб­рания недействительным;

— об отмене регистрации кандидата на выборную должность в связи со злоупотреблением правом на предвыборную агита­цию;

— о признании выборов недействительными.

Перечисленные категории дел имеют общие черты с делами искового производства, поскольку выступают две стороны с про­тивоположными юридическими интересами, а также имеет место спор о праве как предмете судебного разбирательства и анало­гичный ряд исковых средств защиты права. Однако при этом за­щищается не частное право гражданина, а его публичное право быть избранным. Поэтому рассматривая и разрешая требования о защите избирательных прав, суд тем самым контролирует дея­тельность избирательных органов.

Нормативную основу института судебной защиты избиратель­ных прав составляет Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российском Федерации»1.

Подведомственность названных дел в основном альтернатив­ная — заинтересованное лицо по своему усмотрению может обра­титься в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд. И только по жалобам на неправильности в списках избирателей заинтересованное лицо должно вначале обратиться во внесудеб­ные инстанции и при несогласии с их решением — в суд (импе­ративная подведомственность).

Родовая подсудность дел зависит от того, решения избирате­льной комиссии какого уровня обжалуются. Так, решения (укло­нения от принятия решений) Центральной избирательной комис­сии Российской Федерации, за исключением решений, оставляю­щих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума, обжалуются в Верхов­ный Суд РФ, решения (уклонения от принятия решений) избира­тельных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы госу­дарственной власти, окружных избирательных комиссий в законо­дательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих комиссий ре­ферендума, за исключением решений, оставляющих в силе реше­ния нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума. Решения остальных избирательных комис­сий (территориальных, участковых) обжалуются в районные суды. В ст. 259 ГПК определен круг субъектов, которые вправе об­жаловать в суд решения или действия (бездействия) органа госу­дарственной власти, органа местного самоуправления, обществен­ных объединений, избирательных комиссий, комиссией референ­дума, должностного лица, нарушающие избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

К ним относятся: избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их до­веренные лица, политические партии, их региональные отделе­ния, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и наблюдатели, прокурор.

Прокурор, являясь субъектом обращения в суд, в соответст­вии с ч. 1 ст. 259 ГПК в пределах своей компетенции вправе по своей инициативе ставить вопрос о защите нарушенных избира­тельных прав неопределенного круга лиц.

По заявлению других лиц дела указанной категории также рассматриваются с участием прокурора, однако неявка в судеб­ное заседание не препятствует рассмотрению дела по существу (ч. 3 ст. 260 ГПК).

Заявления подаются по общим правилам о подсудности. В ст. 260 ГПК определены сроки обращения в суд и рассмотре­ния заявлений, в соответствии с которой заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательного законодательства о референдуме или избиратель­ных прав или право на участие в референдуме заявителя.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, ко­миссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по прове­дению референдума, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения.

Кроме того, заявление избирательной комиссии, зарегистри­ровавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избира­тельного объединения, избирательного блока, списки которых за­регистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

После опубликования результатов выборов, референдума за­явление, касающееся нарушения избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшего место в период избиратель­ной кампании, подготовки и проведения референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликования резуль­татов соответствующих выборов, референдума.

Причем заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено судом в тече­ние трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшеству­ющего дню голосования, а в день голосования — немедленно (ч. 1 ст. 260 ГПК).

Заявление, поданное в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующе­го дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют допол­нительной проверки, решение относительно заявления принимает­ся не позднее чем через десять дней со дня подачи заявления.

Решение относительно заявления избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, спи­ски которых зарегистрированы по тому же избирательному окру­гу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) при­нимаются не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Заявление относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах вы­боров, референдума должно быть рассмотрено судом в течение двух месяцев со дня его подачи (ч. 2 ст. 260 ГПК).

В судебном доказывании преобладают, помимо объяснений заинтересованных лиц, письменные доказательства (решения окружной избирательной комиссии, подписные листы, агитационные материалы и т. п.) и заключения специалистов-графологов.

Пятидневки срок на подачу кассационной жалобы распространяется лишь на решение суда, принятого в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума (ч. 3 ст. 261 Ж). После окончания избирательной кампании действует десятидневный срок, установленный в ст. 338 ГПК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.