Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итальянские впечатления Дюрера и гравюры конца 90-х гг




Осенью 1494 г. художник посещает Венецию. Непосредственным результатом итальянских впечатлений явились гравюры конца 90-х годов, отличающиеся совершенством исполнения и новым пониманием пространства художественного произведения.

Ксилография «Мученичество св. Екатерины» (1498 г.) на первый взгляд представляет графический лист, связанный с готическими традициями гравюр Шонгауэра, которые изначально сильно влияли на художника. Однако, кроме характерной разработки остроконечных складок и изощренной детализации, мало что напоминает о германских традициях изображения.

Характерными признаками построения многофигурной композиции в произведениях северных художников можно считать отсутствие тождества между смысловой и пластической доминантой. В большинстве случаев, лишенные композиционного центра изображения, исключают разделение главного и второстепенного. Масштабное соотношение между форматом произведения и фигурами редко находится в гармоничном равновесии: почти всегда обилие мелких и тесно скомпонованных фигур исключает как возможность слишком заметной пространственной паузы, так и цельного восприятия общей композиции.

При сравнении ксилографии Дюрера с живописным полотном Лукаса Кранаха, можно прийти к выводу о том, что, несмотря на явное использование последним гравюры Дюрера в качестве иконографического образца, Лукас Кранах применяет старые методы организации художественного пространства. Отчасти повторив рисунок гравюры, он разрушает при помощи цвета и различных собственных композиционных дополнений пространственный эффект, имеющий место в графике Дюрера. Монотонно чередуя светлые и красно-черные пятна, Кранах снимает дюреровский эффект многоплановости, заменяя его плоскостным декоративным изображением. Это изображение формально делится на две сферы: главные герои и фон, образованный второстепенными персонажами, трактованными как единое целое. Реально фон и доминантная группа смешиваются из-за отсутствия перспективных сокращений на заднем плане: фигуры фона даны в том же масштабе, что и фигуры первого плана. Проблема их размещения в более компактном пространстве решается за счет искажения пропорций или искусно замаскированного фрагментирования.

Композиция Дюрера отличается ясностью и уравновешенностью всех частей: она не перегружена действующими лицами и разворачивается в трех пространственных зонах. Три основные фигуры гармонично соотнесены с форматом изображения. Однако преодоление готических норм построения композиции не исчерпывают всех достоинств дюреровской гравюры, которую отличает техническое совершенство рисунка и исполнения в материале. В ксилографии имитируется эффект резцовой гравюры по металлу за счет ведения штриховки по форме и особых очертаний самих штрихов с заостренными концами. Пунктирная штриховка, дополняющая первый технический прием, сообщает разнообразие фактуре.

После приезда из Венеции Дюрер пробует свои силы в гравюре по металлу. Композиция «Морское чудовище» интересна объединением северных и итальянских изобразительных приемов. С одной стороны, фантастическая коллизия, близкая античным мифологическим сюжетам, показывает увлечение художника антикизирующими ренессансными приемами, принятыми в итальянском искусстве. Та же фантастическая изощренность свойственна, например, рисункам Андреа Мантеньи на античный сюжет («Битва морских божеств»). Однако Дюрер, в отличие от Мантеньи, не чувствует так органично пропорциональный античный канон, как это свойственно итальянскому художнику. Утрируя некоторые детали, немецкий мастер помещает псевдо-античную фигуру в чуждое ей окружение. Введение пространственной и содержательной конкретики (чудовище похищает обитательницу рыцарского замка) сообщает фантастическому рассказу особую почти сюрреалистическую остроту. Это усугубляется введением в принципиально нереалистическую художественную систему натуралистических деталей (современная модная прическа северной «нимфы», «натуральные» плавники и чешуя чудовища). Вместе с тем гравюра Дюрера, обладая воздушной перспективой и реалистической конкретикой, непостижимым образом остается «орнаментальной» композицией, в полном соответствии с северной художественной эстетикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.