Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты анкетирования 1 страница




 

Вопросы Курсанты АССШМ МВД РФ Уч-ся сш № 25 г. Астрахани
1. Правовая оценка заведомо ложного сообщения об акте терроризма    
а) Уголовное преступление    
б)Административное правонарушение    
в) Затрудняюсь ответить    
2. Причиняет ли заведомо ложное сообщение об акте терроризма вред обществу?    
а) Да, существенный.    
б) Не больше чем первоапрельская шутка    
в) Затрудняюсь ответить    
3. Следует ли за заведомо ложное сообщение об акте терроризма применять уголовное наказание?    
а) Да, вплоть до лишения свободы    
б) Достаточно административного штрафа за ложный вызов.    
в) Достаточно мер общественного или воспитательного воздействия    
г) Затрудняюсь ответить.    
Всего    

 

Однако следует отметить, что значительная часть опрошенных осознают, что данное деяние причиняет существенный ущерб общественному порядку: нарушает покой граждан, вызывает у них чувство постоянной тревоги за свою жизнь и жизнь своих близких, нарушает нормальную деятельность организаций, предприятий, учреждений, что влечет за собой значительные материальные потери; причиняет существенный вред порядку управления, так как отвлекает значительные силы правоохранительных, органов, медицинской службы, пожарных и др. Из этого следует, что подростки в возрасте от 14 до 16 лет осознают качественную сторону общественной опасности заведомо ложного сообщения об акте терроризма, но еще не всегда осознают ее количественную характеристику. Так, 15-летний Н. даже будучи задержанным, на допросе с улыбкой рассказывал, как он позвонил по телефону “02” и сообщил о готовящемся взрыве в его родной школе, а затем весело эвакуировался со всеми остальными учениками и учителями. Рассказывал как ему было интересно наблюдать за работой опергруппы, занимавшейся поисками несуществующего взрывного устройства. Он был доволен совершенным как хорошо удавшейся шуткой и долго не мог поверить следователю, что своими действиями совершил преступление, и что в отношении него возбуждено уголовное дело.

Таким образом, одним из важных элементов уголовно-правовых мер предупреждения заведомо ложного сообщения об акте терроризма является пропаганда законодательства. Как было уже неоднократно отмечено, данный вид преступлений характерен в основном для несовершеннолетних, поэтому особое внимание следует уделить именно этой группе.

Во-первых, видится целесообразным активизировать правовое воспитание школьников в процессе их учебной деятельности, так как основная часть ложных сообщений об акте терроризма, как уже неоднократно отмечалось в настоящей работе, приходится на лиц в возрасте от 14 до 17 лет. В процессе учебной деятельности ставится и достигается общая цель правового воспитания школьников: формирование правовой культуры путем постепенного, отвечающего возрастным характеристикам учащихся накопления правовых знаний, формирования правовых убеждений, установок и навыков правомерного и социально активного правового поведения, соответствующего принципам и нормам жизни, существующим в обществе.

Наряду с этой общей целью в процессе учебной деятельности целесообразно выделить и более конкретные непосредственные задачи правового воспитания. К ним относятся:

Формирование в доступных формах системы знаний по вопросам государства и права: активное развитие интересов учащихся в этой области путем систематического расширения и углубления информации по текущим и актуальным проблемам права в прямой связи с окружающей подростков жизнью.

Формирование уважения к обществу и государству в лице его конкретных органов и учреждений, праву и принципам законности как выражению высокой нравственной справедливости.

Привитие навыков правомерного поведения как обязательного и всеобщего.

Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям.

Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права, как свои собственные, так и интересы и права иных лиц, общества и государства.[122]

Представляется также нужной и известная конкретизация принципов правового воспитания несовершеннолетних, применительно к их учебной деятельности:

Правовое воспитание учащихся базируется на началах нравственного поведения, представление о котором они получают начиная с дошкольного и младшего возраста в непрерывно расширяющемся объеме и углубляющемся содержании. Именно на уроках по предмету Основы права и государства создается реальная возможность для того, чтобы от раскрытия содержания нравственных представлений о должном, одобряемом всеми поведении, понимания добра и зла, справедливости, совести, чести и достоинства подводить подростка к пониманию правового долженствования. От нравственного одобрения содержания правовых норм осуществляется переход на основе углубления знаний учащихся о праве к развитию их убежденности в полезности и необходимости права как регулятора общественных отношений.

 

Применительно к школьному правовому воспитанию следует подчеркнуть особую актуальность ясного, четкого и доходчивого изложения нормативного материала на уроках и расстановки воспитательных акцентов при его изучении.

Собственно задачей правового обучения является передача учащимся и усвоения ими определенного объема правоведческих знаний в сочетании с известными психологическими установками по поводу отношения к этим знаниям.

В процессе правового воспитания не только не следует избегать дословного приведения текста закона, а наоборот, нужно постоянно стремиться к этому.

Правовое воспитание должно происходить не только в школе, но и вне ее на внеурочных мероприятиях. Поэтому целесообразно расширять сеть кружков и других форм внеклассной работы. Кружки являются одними из основных форм внеклассной работы по правовому воспитанию, через которые осуществляется индивидуальная деятельность учащихся и многие виды групповой и массовой работы. Занятия в кружке способствуют не только формированию правосознания, но и развитию познавательных интересов, профессиональной ориентации.

В учебно-воспитательном процессе школы особое место занимает использование таких средств пропаганды, какими являются кино, телевидение и радио. В особенности это относится к кино и телевидению, которые широко вошли в повседневную жизнь людей, обладают аудиовизуальными техническими свойствами воздействия на зрителя, соединяют в себе возможности документальной информации и художественного, образного влияния на сознание человека.

Остановить рост заведомо ложных сообщений об акте терроризма возможно только совместными усилиями всех педагогических коллективов, инспекторов по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, разъяснительной работой среди молодежи инженерно-спасательной группы, спасателей, службы безопасности, и самое главное - родителей. Психологи давно знают, что к совершению жестоких кровавых преступлений непременно ведет цепочка мелких, но оставшихся безнаказанными. Ложный телефонный звонок ребенка, подростка в милицию, в “скорую помощь” в пожарную часть - это первая ступенька лестницы вниз. Это бомба замедленного действия, которую он подкладывает под свою судьбу. Пока же только в средней школе № 32 г. Астрахани была проведена встреча учащихся со спасателями и сотрудниками УВД, да и то инициатива этой встречи исходила не от педагогов. Хотя, как показывает практика, проведение бесед в учебных заведениях о недопустимости заведомо ложного сообщения об акте терроризма не производят должного эффекта, а в ряде случаев число звонков увеличивается. Тот же эффект производят и публикации общего рассуждения. С криминологической точки зрения, такие публикации могут спровоцировать рост аналогичных деяний. Роль террориста в глазах многих, особенно подростков, намного привлекательней, чем роль заурядного хулигана. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и то, что такие выступления прессы нагнетают среди населения чувство страха и неуверенности, которые и без того доминируют сегодня в социально-психологической атмосфере общества.

Наиболее зримый результат производят телепередачи из зала суда и публикации в прессе, где указаны конкретные данные о привлечении к ответственности того или иного “террориста”. Характерным примером является показ по Астраханскому телевидению в конце сентября 1999 г. прямого репортажа суда над одним из подростков и последовавшая непосредственно за этим публикация соответствующей статьи в местной газете “Комсомолец Каспия. В результате таких мер было получено значительное снижение ложных сообщений об акте терроризма (в сентябре - 32, а октябре - 24).[123]

Предотвращение данного преступления имеет в качестве одной из своих предпосылок установление причин и условий, существующих в нашем обществе и способствующих совершению такого преступления, как заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Криминологическими условиями данного вида преступности особенно среди несовершеннолетних, которые по нашим данным и совершают в большинстве своем совершают рассматриваемое преступление, являются в первую очередь бесконтрольность подростков, семейное неблагополучие, недостатки в организации ранней профилактики. Разрушение прежней системы комиссий по делам несовершеннолетних, которые в контакте с инспекциями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводили определенную реальную работу по раннему предупреждению преступлений несовершеннолетних, также является серьезным криминологическим условием безнаказанности подростковой преступности.

Определение причин и условий, благодаря которым становится возможным совершение данного преступления, позволяет наметить применительно к нему конкретные пути предотвращения.

Предупреждение преступности несовершеннолетних имеет две главные особенности - большую роль общесоциальной системы профилактики и раннего предупреждения правонарушений. Общие меры, то есть социально - экономические и культурно-воспитательные мероприятия должны целенаправленно проводиться, особенно среди подростков. К общесоциальным профилактическим мерам относится:

Исполнение и совершенствование закона о молодежи, который нацелен на разрешение либо смягчение экономических, духовных, правовых проблем несовершеннолетних.

Материальное обеспечение детского спорта, творчества, ремесленничества, досуга.

Нравственно-духовная направленность воспитательной работы с подростками, с решительным устранением криминальной психологии, возрождением психологии коллективизма, традиций русской общинности, сострадания, справедливости и жертвенности во имя высших социальных интересов.

Усиление индивидуальной профилактики девиантного поведения со стороны подростков с психическими аномалиями.

Прекращение пропаганды культа насилия и вседозволенности средствами массовой информации.

В учебных заведениях должны вестись разъяснительные беседы, пропаганда должна проводится и в средствах массовой информации.

Для предотвращения данного преступления предназначаются и специальные меры: эффективное применение уголовного наказания, а также принудительных мер воспитательного и медицинского характера. Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних осуществляются, прежде всего, отделами (отделениями) по профилактике преступности несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и частично сохранившимися общественными пунктами охраны порядка.[124]

Еще в советской уголовно - правовой литературе неоднократно отмечалось, что борьба с преступлениями против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения предполагает прежде всего их предотвращение. Задача эта возлагалась не только на органы государства в лице милиции, прокуратуры и суда, но и на силы общественности.

На современном этапе предотвращение преступлений роль общественности недооценивается, хотя нередко общественность оказывает существенную помощь. Подавляющее большинство жителей Ростовской области заявили о готовности оказать помощь работникам милиции при выполнении ими служебных обязанностей - 75 %. При этом 20,8 % из них считают это своим гражданским долгом.[125]

 

3.2. Организационные меры предупреждения заведомо ложного сообщения об акте терроризма.

 

Борьба с преступлениями против общественной безопасности и общественного порядка, и в частности с таким преступлением данной группы, как заведомо ложное сообщение об акте терроризма, является наиболее важной и сложной задачей, стоящей перед правоохранительными органами. Ведь данное преступление наносит урон, как общественной безопасности, так и правоохранительным органам и нормальной деятельности государственных органов власти, экономическим интересам организаций, предприятий и учреждений, а также правам и интересам граждан. Следовательно, объект преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ довольно велик и причиняет вред широкому кругу общественных отношений.

При поступлении в правоохранительные органы власти, руководителями предприятий, учреждений, организаций, отдельными гражданами сообщения о готовящемся акте терроризма (взрыва, поджога или иного общественно опасного действия) сотрудникам милиции приходится проводить комплекс организационных технических мероприятий для обеспечения безопасности граждан и обнаружения взрывных устройств.

В результате принимаемых мер затрачиваются значительные материальные и людские ресурсу, а взрывные устройства, как правило, не обнаруживаются. При этом лицо, совершившее преступление зачастую остается безнаказанным.

Как было уже сказано выше, большинство ложных сообщений об акте терроризма производится по телефону. Поэтому средством предупреждения рассматриваемых преступлений являются поиск и создание различных определителей номера телефона, фиксаторов и иной аппаратуры, позволяющей безошибочно и быстро определить номер абонента. В дежурных частях правоохранительных органов установлены аппараты автоматического определения номера. При поступлении сообщения данные аппараты должны определять номер телефона по которому оно производится. Однако не все номера телефонов удается установить, так как:

а) определение номера абонента возможно лишь при наличии должного качества линии связи, которое отсутствует у большинства АТС (особенно в старых районах города);

б) один номер принадлежит нескольким телефонам - автоматам, что существенно затрудняет поиск лица, совершившего заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

В связи с этим необходимо принять меры по улучшению качества линий связи АТС отдельных районов города для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов могли точно и без промедления определять номера телефонов, по которым делаются сообщения.

Кроме того, в процессе раскрытия преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ правоохранительными органами возможно проведение такого мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров. Данное мероприятие должно проводится при строгом соблюдении положений Конституции РФ, провозглашающих право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Оперативно - розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно - технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно - розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно - розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно - розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.[126]

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.[127]

Таким образом, прослушивание телефонных переговоров должно вестись выборочно, то есть только в той части, которая непосредственно касается совершенного преступления, в иных случаях прослушивание должно прекращаться. Лицо, проводящее данное мероприятие не имеет право разглашать сведения полученные в результате прослушивания телефонных переговоров, как касающиеся раскрытия преступления, так и относящиеся к информации о личной жизни лиц, в отношении которых проводится это мероприятие. В противном случае, лицо, нарушившее данные требования, должно привлекаться к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 137 и ч. 2 ст. 138 УК РФ.

Борьба с заведомо ложными сообщениями об акте терроризма осуществляется в целях:

1. Защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, проявляющихся в заведомо ложных сообщениях о готовящихся взрывах, поджогах и иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо поступления иных общественно опасных последствий.

2. Предупреждения, выявления, пресечения заведомо ложного сообщения об акте терроризма, минимизации его последствий.

3. Выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ.

Международный и отечественный опыт показывает, что раскрытие данного вида преступления зависит от технической оснащенности дежурной части, уровня подготовки дежурного, наличия в его распоряжении квалифицированных и мобильных сил.

При наличии современной надежной техники, для раскрытия заведомо ложного сообщения об акте терроризма, совершенного с использованием телефона, особых помех нет, так как имеется аппаратура, которая фиксирует все звонки. Антитеррористические группы обычно очень быстро прибывают на место, откуда раздался звонок, задерживают всех подозреваемых и там же проводят проверку по записанному на пленку голосу. Но, к сожалению, правоохранительные органы не обладают в достаточной мере необходимой техникой, что существенно снижает результативность работы по раскрытию заведомо ложного сообщения. Так 5 января 1998 г. в 8 часов 37 минут подросток по телефону сообщил в дежурную часть УВД г. Ростова-на-Дону о том, что в подвале строительного техникума заложено 800 грамм тротила. Однако личность звонившего, сообщившего о заминировании установить не удалось, так как -телефон, с которого он звонил, не “высветился” на аппаратуре автоматического определения номера телефона[128].

Количество звонков, когда аппаратура “не срабатывает” составляет до 80 %. Для организации раскрытия и профилактики данного вида преступлений во многих подразделениях правоохранительных органов установлена аппаратура автоматического определения номера телефона, а на случай несрабатывания подобного устройства продумана система использования технических возможностей ГТС и ФСБ.

 

 

Анализ показал, что для ложного сообщения в основном использовались телефон - автоматы (90 % случаев), что затрудняет работу по выявлению местонахождения анонима, и чаще всего они оказываются безнаказанными. Поэтому в целях фиксации ложных сообщений разработаны на базе персональных ЭВМ программы которые позволяют за короткий промежуток времени определять не только номер телефона, но и место его установки, принадлежность, а в случае получения информации с телефона-автомата и его местонахождение.[129] В настоящее время в г. Астрахани практически все телефоны-автоматы имеют номера, которые позволяют в кратчайшее время определить их местонахождение. Кроме того информация стала фиксироваться более качественно, что дало возможность использовать ее для фоноскопического исследования и учета.

Кроме того, в правоохранительных органах разработаны планы неотложных действий при получении сообщения об угрозе взрыва или о совершенном взрыве. Целью таких планов является обеспечение эффективности действий органов внутренних дел. Управления Федеральной службы безопасности РФ, МЧС и других ведомств и формирований при раскрытии преступлений и предотвращении тяжких последствий.

Сразу после взрыва на Каширском шоссе в г. Москве губернатор Астраханской области созвал координационное совещание совета безопасности, на котором присутствовали руководители силовых структур области. И по решению Совета безопасности был создан временный оперативный штаб при дежурной части УВД куда по телефону “000” стекалась вся информация о подозрительных предметах и возможных терактах. Милиция была переведена на усиленный вариант несения службы. Оперативный штаб области состоит из трех человек, которые дежурят сутки, обслуживая три телефона. За сутки поступает до 74 звонков, требующих оперативного вмешательства. Это сообщения о подозрительных предметах и прочих вызывающих оперативный интерес вещах. Граждане изъявляли желание организоваться в дружины, пеняя на равнодушие работников жилищно-коммунальных структур и другого начальства.

Полагаем целесообразным организацию подобных советов безопасности во всех субъектах Российской Федерации. Основными задачами указанных советов должны стать, на наш взгляд, -

определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности региона и организация подготовки региональных программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций администрации региона для принятия решений по вопросам в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;

подготовка предложений администрации региона о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

разработка предложений по координации деятельности органов местного самоуправления в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Совет безопасности может образовывать постоянные и временные межведомственные комиссии, создаваемые на функциональной или региональной основе.

Создание указанных советов безопасности, как нам представляется, позволит более эффективно координировать и направлять деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с наиболее тяжкими и опасными преступлениями, включая борьбу с актами терроризма и ложными сообщениями о них.

Также полагаем, что необходимо повысить эффективность координирующей функции прокуратуры. В соответствии с законом Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов.[130] Реализуя данное положение закона, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует стратегическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с “Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью”, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г.

 

Работа координационного совещания осуществляется по плану, в который включаются наиболее актуальные вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Решения, принятые координационным совещанием, определяют направления деятельности, сроки и исполнителей, а также механизм осуществления контроля.

Другой причиной слабой эффективности применения ст. 207 УК РФ является сложность доказывания вины задержанных. Предъявление для опознания фонограмм не дает положительных результатов ввиду краткости сообщения (как правило сообщение длится от 3 до 15 сек).

Опознание по фонограммам устной речи возможно благодаря индивидуальным характеристикам физических параметров и психологическим свойствам устной речи, а также способности человека воспринимать, запоминать и сравнивать слуховые образы. Кроме того, возможность опознания обусловлена и современным уровнем развития техники магнитной звукозаписи, позволяющей без заметных искажений фиксировать и воспроизводить устную речь. Не имеется и уголовно процессуальных ограничений в отношении предъявления фонограмм устной речи для опознания личности говорившего.[131]

Преимущества опознания человека по фонограмме его устной речи перед предъявлением самого лица очевидны они заключаются в оперативности предъявления, в возможности проверки версий, предшествующих назначению криминалистической экспертизы; в установлении фактов непосредственно следователем, предъявление звукозаписи для опознания доступнее экспертной идентификации, тем более что к настоящему времени разработана недостаточно методик идентификации личности по русской устной речи.

Несмотря на необходимость и практическую целесообразность использования в следственной работе этого метода установления личности, он еще не стал привычным и распространенным Например, из общего чиста изученных уголовных дел по расследованию грабежей и разбойных нападений в 24 % очевидцы преступления запоминали устную речь преступников[132]. Однако в процессе расследования эти данные не были использованы. В значительной мере это обусловлено недостаточной разработкой технических приемов подготовки и проведения предъявления фонограмм для опознания говорившего человека. В связи с этим необходима разработка технико-криминалистических аспектов предъявления фонограмм устной речи для опознания человека в процессе следственной работы. Используемая в работе формулировка “предъявление фонограмм устной речи для опознания человека” наиболее полно, по нашему мнению, отражает смысл и существо этого вида криминалистической идентификации человека.

Известно несколько формулировок, характеризующих криминалистическое исследование речи, и в частности ее идентификационную сторону. Чаще всего встречается формулировка “идентификация личности по голосу”. Термин “голос” обозначает звук, образованный колебаниями голосовых связок и выражающийся через частоту основного тона.[133]

 

Поскольку частота основного тона образует лишь одну группу признаков из используемых для идентификации, термин “голос” не отражает полностью содержания процесса идентификации личности по данному виду человеческой деятельности, а характеризует лишь одну сторону процесса речеобразования.

С встречаемой реже формулировкой “идентификация личности по голосу и речи” тоже вряд ли можно согласиться. Термин “речь” слишком широк, он включает в себя внутреннюю и внешнюю, письменную и устную речь, в то время как “голос” имеет узкое значение. В силу этого приведенная формулировка так же, как и первая, неточно отражает исследуемое явление.[134] Отмечаемое некоторыми авторами отнесение одних и тех же признаков устной речи то к голосу, то к речи, использование вокальной терминологии и т. д. представляется результатом именно вышеприведенных обстоятельств. Правильнее будет использовать понятие устной речи. Устная речь – это речь, облеченная в звуки, имеющая звуковое выражение и фиксируемая слухом. Устная речь имеет свою артикуляционную базу, складывающуюся из совокупности движений и позиций органов речи, необходимых для произнесения данного звука на конкретном языке.

Еще в 1934 году А.Е. Брусиловский и М.С. Строгович писали о полезности фонограмм как средства фиксации показаний[135], а в 1946 году А.И. Винберг и А.А. Эйсман разработали практические рекомендации по технике звукозаписи и некоторые процессуальные вопросы ее применения[136].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.