Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одаренность




О

Н

М

Л

К

И

З

Д

Г

В

Б

А

АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ - разновидность тестирования, при которой порядок предъявления ЗАДАНИЙ (или TРУДНОСТЬ заданий) зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время АТ реализуется в основном в виде различных алгоритмов КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ.

АКЦЕНТУАЦИЯ - значимое отклонение черты ХАРАКТЕРА данного индивида от среднестатистической НОРМЫ. Как правило, принято различать умеренную и патологическую, дезадаптивную степень акцентуации.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - НАБЛЮДЕНИЕ, в основе которого лежит определенная система признаков, на основании фиксации которых объект наблюдения относится к определенной КАТЕГОРИИ.

АНКЕТА - перечень вопросов, предназначенный для письменного опроса. В отличие от ТЕСТ-ОПРОСНИКОВ, анкета, как правило, не предполагает подсчет баллов по КЛЮЧАМ и чаще используется для социологических обследований общественного мнения, чем для психодиагностики.

АППАРАТУРНЫЕ МЕТОДИКИ - МЕТОДИКИ, в которых испытуемых взаимодействует с определенным автоматом (аппаратом). При этом регистрируется не столько содержание реакций (не содержание ответов, как при КОМПЬЮТЕРНОЙ ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ), сколько скоростно-силовые параметры поведения.

АРТЕФАКТ - искусственный, ложный факт, полученный в результате неправильного применения МЕТОДИКИ. Классический пример артефакта в психодиагностике - артефакт "СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ". Многие артефакты порождаются либо "ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ОШИБКОЙ", либо неправильными действиями (ОШИБКАМИ) ДИАГНОСТА.

БАНК ЗАДАНИЙ - широкий перечень ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, из которых черпается набор тестовых заданий, предъявляемых данному конкретному испытуемому.

БЛАНКОВОЕ (БУКЛЕТНОЕ) ТЕСТИРОВАНИЕ - проведение стандартизированного ТЕСТА в форме "бумажной технологии" - с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответы на задания.

БОЛЬШАЯ ПЯТЕРКА (англ. Big Five) - пять личностных факторов, которые в последние десятилетия XX века чаще всего выявлялись в качестве устойчивых факторов независимыми исследователями в разных странах. При обнаружении Б.п. применялись различные исходные данные: экспертные суждения о близости различных ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ, приписывание наивными наблюдателями личностных черт конкретным лицам с использованием представительных контрольных списков, включающих сотни специально отобранных слов, наконец, ответы на вопросы личностных ОПРОСНИКОВ, включающих сотни ПУНКТОВ. Ныне не сформировано единого мнения о приоритете открытия Б.п. Но имеются серьезные основания считать, что оно принадлежит Р.Кэттеллу, так как выявленные им еще в 50-е годы "вторичные факторы", объединяющие "шестнадцать личностных факторов" опросника 16PF в более емкие и обобщенные факторы, обладают несомненным сходством с Б.п. Названия Б.п. несколько различаются у разных авторов. Наиболее общепризнанным считается вариант, предложенный Л.Голдбергом: 1) Экстраверсия, энергичность. 2) Согласие, дружелюбие. 3) Сознательность, самоконтроль. 4) Эмоциональная стабильность, устойчивость. 5) Интеллектуальная и культурная открытость новому опыту.

ВАЛИДНОСТЬ - обоснованность МЕТОДИКИ; это одна из основных психометрических характеристик психодиагностической методики, указывающая на степень соответствия получаемой информации диагностируемому ПСИХИЧЕСКОМУ СВОЙСТВУ. В широком смысле валидность включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства (см. ОБЛАСТЬ ВАЛИДНОСТИ). Аналогичным образом можно говорить о ВАЛИДНОСТИ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ.

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - НАБЛЮДЕНИЕ, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ - частный вариант ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ НОРМ, собранных для детей разного возраста.

ВЫБОРКА СТАНДАРТИЗАЦИИ - множество испытуемых, на котором собираются ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ и проводится СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ШКАЛЫ.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР "G" - фактор, дающий вклад в результаты всех интеллектуальных субтестов, то есть присутствующий во всех частных и относительно общих СПОСОБНОСТЯХ. Согласно различным концепциям, фактор "G" может трактоваться как уровень ОБУЧАЕМОСТИ, "УМСТВЕННЫЙ ТЕМП" и т.п.

ГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ - МЕТОДИКИ, направленные на диагностику ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ индивидов на основе их рисунков, созданных на основании образов памяти и воображения.

ГРАФИЧЕСКОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ - процедура субъективного оценивания ("СУБЪЕКТИВНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ"), согласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ - МЕТОДИКА диагностики уровня развития психомоторной координации. От испытуемого требуется производить различные физические движения и манипулировать объектами.

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ - диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей (см. также "СОЦИОМЕТРИЯ").

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ - это широкий класс OБЪЕКТОВ диагностики (в психодиагностике - класс людей), которым выносится единый ДИАГНОЗ - диагностическое заключение. В медицине это заключение о наличие определенного заболевания. В психодиагностике - это заключение об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ - это статистические или нормативно заданные (как правило, в количественной форме) границы между ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ, сформулированные в виде ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ или точечно-интервальных значений на ШКАЛЕ измеряемых ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ. В случае ТЕСТОВЫХ методик речь идет о ТЕСТОВЫХ НОРМАХ. В обыденной практике часто можно встретить более узкое понимание термина ДН - это диапазон значений наблюдаемых или измеряемых ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ, присущих наиболее многочисленной группе хорошо социально и эмоционально адаптированных (приспособленных), или "нормальных" людей. В последнем случае выраженные отличия от нормы приобретают не всегда оправданный отрицательный оценочный смысл, будто все они свидетельствуют о психической "анормальности" (или "ненормальности") человека. Более корректно в общем случае описывать отклонение от типичной диагностической категории ("нормы").

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ - это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения обследуемого объекта к определенной ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ - это ненаблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ - конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ и постановку ДИАГНОЗА данному объекту. "Обследование" следует отличать от "исследования": последнее направлено на получение обобщенного знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование - на получение конкретных знаний о конкретном объекте.

ДИАГНОСТОГРАММА - схема соответствия ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ и ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, включающая в ряде случаев ссылку на методические приемы получение информации о факторах, а в наиболее формализованных случаях - развернутый алгоритм диагностического поиска, совмещенный с моделью ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ о методах психологического и непсихологического (например, административного или педагогического) вмешательства. В одном из простейших случаев функцию диагностограммы выполняет в психологии ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ.

ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ - дифференцирующая, различающая способность ТЕСТА в целом или отдельного ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ, указывающая на их способность разделять отдельных испытуемых по уровню выполнения. Если все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью. Дискриминативность задания определяется обычно как разность между относительной численностью испытуемых, справившихся с заданием, из высокопродуктивной и низкопродуктивной группы. (Поясним, что для ЛИЧНОСТНЫХ ТЕСТОВ "высокопродуктивной", или просто "высокой" группой называется группа испытуемых, примыкающих к высокому полюсу измеряемого фактора; нередко их называют также "экстремальными", или "контрастными" группами). Если высокопродуктивная группа определяется по внешнему КРИТЕРИЮ (успеваемость, производительность труда и т.п.), то дискриминативность совпадает с внешней ВАЛИДНОСТЬЮ пункта. Определенным функциональным синонимом дискриминативности является ИНФОРМАТИВНОСТЬ.

ДИСТРАКТОР - это ложная, отвлекающая альтернатива среди перечня возможных ответов на вопрос ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуальные психологические различия, различия между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Основным методом Д.П. стали ТЕСТЫ для определения умственных различий, а также ОПРОСНИКИ и ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, связанные с ДИАГНОСТИКОЙ ЛИЧНОСТИ. По результатам проведения различных методик путем применения процедуры ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА выявляются ФАКТОРЫ, описывающие свойства интеллекта и личности, по которым люди отличаются друг от друга. На этом основании определяются уже количественные вариации в изучаемых психологических свойствах отдельных индивидов. Важное место отводится также выявлению КОРРЕЛЯЦИЙ между психологическими, физиологическими и биохимическими свойствами. Факты и выводы Д.П. имеют важное значение для решения ряда практических задач: отбора и обучения персонала, диагностики и прогностики отдельных ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ (например, СКЛОННОСТЕЙ или СПОСОБНОСТЕЙ) индивида и т.д.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕСТА - ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО теста, обеспечивающая защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренности испытуемого) или непреднамеренных МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ выражает также меру его устойчивости к фальсификации. Достоверность измеряется путем сравнения результатов по обычной инструкции и по инструкции на фальсификацию, или с помощью расчета КОРРЕЛЯЦИЙ между ответами на данный пункт и баллами испытуемых по специальной ШКАЛЕ ЛЖИ.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - особый диапазон трудности заданий, с которыми ребенок не может справиться в данный момент, но может справиться в присутствии взрослого - при наличии определенных подсказок и помощи. Понятие ЗБР предложено Л.С.Выготским. ЗБР нельзя измерить с помощью традиционных тестов интеллекта. Для приближенного определения ЗБР ныне используются методы ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

ИГРОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ПРОГРАММЫ - компьютерные программы, предназначенные для измерений определенных ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, знаний или НАВЫКОВ, в которых реализован игровой принцип взаимодействия испытуемого с компьютером.

ИНКРЕМЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - это психометрическая характеристика теста, состоящая в относительном приращении точности отнесения испытуемого к определенной КАТЕГОРИИ над возможной точностью отнесения, которая имелась уже до проведения данного теста.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА - ошибка диагностики, приводящая к снижению ВАЛИДНОСТИ диагностической информации вследствие особого взаимодействия инструмента измерения (диагностической МЕТОДИКИ) с объектом измерения (испытуемым). Источники ИО - неправильное понимание инструкции, особые МОТИВАЦИОННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ, наличие предыдущего опыта выполнения данной или сходной методики и т.п. ИО можно сократить только путем параллельного применения различных методических приемов с целью независимой проверки правильности полученных результатов.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТНЫЙ РЕЙТИНГ - обобщенная оценка индивида, построенная с помощью суммирования оценок, полученных от нескольких независимых экспертов по совокупности нескольких критериев, имеющих в общем случае разную значимость (вес) в суммарной оценке.

ИНТЕРВЬЮ - метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.).

ИНФОРМАТИВНОСТЬ - разнообразие ответов испытуемых на данное ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ: если почти все испытуемые дают одинаковый ответ, пункт считается малоинформативным, то есть недиагностичным, не различающим испытуемых между собой.

ИПСАТИВНЫЕ НОРМЫ - такой выбор базы сравнения для оценки индивидуальных баллов, при котором индивидуальные баллы сравниваются с показателями того же индивида по другим ШКАЛАМ или по тем же шкалам в прежних сеансах тестирования.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ - неформализованный и нестандартизированный метод анализа, в ходе которого исполнитель каждый раз вырабатывает специфическую логику сопоставления различных диагностических данных (ПРИЗНАКОВ, симптомов) и не ограничивает себя заданным набором ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ. Применение качественного анализа неизбежно в тех случаях, когда состав признаков, существенных для диагностического вывода, непредсказуемо меняется от случая к случаю (от объекта к объекту). КА сближается с методом построения так называемых "теорий одного случая" (англ. "case study"). КА требует самой высокой квалификации от исполнителя, в частности, умения обосновывать и документировать свои приемы и выводы. Без этого КА лишается признаков научности. Иногда под КА ошибочно подразумевается использование фиксированного набора бинарных диагностических факторов-категорий (имеющих лишь две логические градации выраженности - "есть/нет") и их логических комбинаций.

КВАРТИЛЬ - граница на ШКАЛЕ измеряемого (тестируемого) свойства, отделяющая 25% испытуемых от ВЫБОРКИ СТАНДАРТИЗАЦИИ. Различаются три квартиля: Q1 - первые 25%, Q2 - 50% (медиана), Q3 - 75%.

КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - нестандартизованные методы психодиагностики, требующие применения экспертного опыта и интуиции. Близкие термины - ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ, диалоговые методы.

КЛЮЧ К ТЕСТУ - это инструмент подсчета ТЕСТОВЫХ БАЛЛОВ, основанный на формализованной интерпретации (категоризации) ответов испытуемых на отдельные ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ и количественной процедуре подсчета частоты появления ответов определенной категории в первичном индивидуальном протоколе. Обычно ключ - это набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовое задание, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) так называемый "сырой" ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ испытуемого по ШКАЛЕ измеряемого ПСИХИЧЕСКОГО СВОЙСТВА, который для получения определенных диагностических выводов еще необходимо сравнить с определенными ТЕСТОВЫМИ НОРМАМИ. Простейший пример: в ТЕСТАХ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБОРА на проверку знаний применение Т.К. сводится к суммированию числа правильных ответов; в ТЕСТАХ-ОПРОСНИКАХ Т.К. - это ответы некоторого "идеального" испытуемого, получающего максимальный балл по диагностической шкале.

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ - это индивидуальный стиль познавательной деятельности человека. Наиболее часто в дифференциальной психологии можно встретить такие параметры КС: "аналитичность синтетичность", "гибкость - ригидность", "рефлексивность - импульсивность", "эмоциональность - рациональность" и т.п. Многие параметры КС зависят от того, в какой соотношении в психической деятельности и регуляции поведения человека находятся две его психические подсистемы: сфера собственно познавательных процессов (интеллекта) и сфера эмоциональных процессов и состояний (аффекта). При доминировании аффекта над интеллектом, как правило, наблюдается синтетический, ригидный, импульсивный и эмоциональный КС. При доминировании интеллекта над аффектом КС обычно приобретает противоположные свойства: аналитичность, гибкость, рефлексивность, рациональность. Считается, что КС связан с психофизиологической конституцией (см. СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ), но не предопределен ею. С возрастом и с повышением образовательного уровня и профессионального опыта КС у одного и того же человека меняется. Как правило, в той области, где человек является более компетентным (в области его профессиональной деятельности) в большей степени проявляется рациональный КС.

КОДИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ - один из этапов организации процедуры СТАНДАРТИЗОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ, который состоит в присвоении наблюдаемым признакам определенных стандартизованных обозначений (кодов, номеров), с помощью которых эти признаки фиксируются в ПРОТОКОЛЕ НАБЛЮДЕНИЯ.

КОМПЬЮТЕРНОЕ СКАНИРОВАНИЕ ДАННЫХ - автоматические считывание информации с бланков в память компьютера с помощью специального устройства оптического ввода - сканнера.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ - ТЕСТЫ, которые предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с компьютером. Тесты, предполагающие компьютерную обработку информации, собранной на бланках, не являются компьютерными.

КОНВЕРСИОННАЯ ТАБЛИЦА - это таблица перевода сырых баллов в СТАНДАРТНЫЕ БАЛЛЫ. В ней приводится полный перечень взаимных соответствий между интервалами сырой шкалы и интервалами СТАНДАРТНОЙ ШКАЛЫ.

КОНКУРЕНТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - способность более краткого и дешевого ТЕСТА давать диагностическую информацию, не менее НАДЕЖНУЮ и ВАЛИДНУЮ, чем другой известный, но более продолжительный тест.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - анализ содержания текстового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик) путем подсчета частоты появления определенных элементов или КОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРИЗНАКОВ. Принципы КА могут быть распространены на анализ МАТЕРИАЛОВ НАБЛЮДЕНИЯ и материалов графических ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК.

КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ - перечень гипотетических характеристик объекта оценки, выраженных в форме прилагательных, в частности, прилагательных, обозначающих личностные качества человека. Респондент отмечает среди прилагательных те, которые относятся к объекту оценки. Вариант методики, близкий к КСП, - методика ШКАЛИРОВАНИЯ с использованием так называемых "униполярных шкал", в которых, в отличие от СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА, обозначен только один полюс из двух.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого (в общем случае, от делового партнера, от участника переговоров, собеседника), или в общем случае ограничение ее распространения кругом лицом, о котором испытуемый был заранее извещен.

КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - статистическое научное исследование, в ходе которого устанавливаются связи (статистические КОРРЕЛЯЦИИ) между параметрами, которые экспериментатор может только регистрировать (измерять), но не может контролировать.

КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ - статистический показатель степени и направленности взаимосвязи между двумя случайными величинами. В частном случае это может быть связь между результатами первого и повторного тестирования (см. РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ), между тестовым и КРИТЕРИАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (см. ВАЛИДНОСТЬ) и т.п. Отрицательная корреляция указывает на обратную зависимость - рост значения одного показателя сопровождается падением значения другого.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ - количественный показатель, указывающий на общий уровень развития интеллекта индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Латинское обозначение - IQ (Intelligence Quotient). Среднее значение IQ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (СИГМА) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах - 15).

КРЕАТИВНОСТЬ - изобретательность мышления ("творческость").

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - такое реальное социальное (производственное, учебное и пр.) поведение, которое дает бинарный критериальный показатель для проверки ВАЛИДНОСТИ теста. Примеры критериального поведения - правонарушение, обращение к врачу, совершение научного открытия или изобретения и т.п. Синоним - критериальное событие. При проверке валидности между баллом теста и фактом критериального поведения рассчитывается точечно-бисериальный или четырехклеточный КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ.

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ, в которых задано соответствие между ТЕСТОВЫМИ БАЛЛАМИ по шкале измеряемого свойства и уровнем КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ. В случае КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ критериальные нормы указывают на вероятность появления критериального поведения при данном значении тестового балла.

КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ - количественный (или градуальный) показатель той деятельности, ради прогноза которой создается ТЕСТ. Это, например, производительность труда, успеваемость, уровень физического здоровья и т.п. Такой показатель выделяется при организации исследования по проверке социально-прагматической ВАЛИДНОСТИ теста. Между ним и баллом по тесту рассчитывается статистическая КОРРЕЛЯЦИЯ.

КРИТЕРИЙ ВАЛИДНОСТИ - источник информации об измеряемом ПСИХИЧЕСКОМ СВОЙСТВЕ. В частном случае это "КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ", а в более общем случае - балл по другому тесту (при научной валидизации теста) или ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТОВ, а также другие источники информации для проверки ВАЛИДНОСТИ.

ЛИНЕЙНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ - перевод исходных ("сырых") баллов по тесту в СТАНДАРТНУЮ ШКАЛУ путем применения формулы линейного преобразования - путем вычитания среднего по выборке и деления на стандартное отклонение (СИГМА).

ЛИЦЕНЗИЯ - разрешение на определенную деятельность, которое выдается организацией, обладающей компетенцией для оценки соответствия этой деятельности определенным профессиональным нормативам (см. "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ").

ЛИЧНОСТНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА - диагностика, направленная на получение информации о ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, мотивах, интересах, КОГНИТИВНОМ СТИЛЕ и других ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека. Диагностика знаний, СПОСОБНОСТЕЙ и ДОСТИЖЕНИЙ традиционно не относится к сфере ЛД. Традиционные средства личностной психодиагностики ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ и ОПРОСНИКИ, которые, в отличие от ОБЪЕКТИВНЫХ ТЕСТОВ, не имеют правильных ответов, определяемых в соответствии с СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ НОРМАТИВАМИ.

ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ - индивидуальный обобщенный различающий признак, которым индивид активно пользуется для различения каких-то объектов и обозначения внутреннего обоснования своего способа взаимодействия с этими объектами. Вербальные ЛК образуют систему СЛОВ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Выявление ЛК осуществляется с помощью соответствующего ТЕСТА.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию (тестирования) определенных показателей через определенные промежутки времени с целью определения динамики изменения и взаимовлияния данных показателей. МАГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - антинаучная система диагностики, постулирующую принципиальную непознаваемость и необъяснимость (иррациональность) связи между диагностическими признаками и диагностическими категориями и возможность выведения диагностических заключений только "посвященными" лицами, получившими доступ к иррациональному знанию.

МАТЕРИАЛ НАБЛЮДЕНИЯ - зафиксированные в форме фотоснимков, звуко- и кинозаписи определенные факты (поступки, события) в поведении наблюдаемого объекта.

МЕТОД - широкий класс МЕТОДИК, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется ВАЛИДНОСТЬ данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется "ТЕХНИКОЙ".

МЕТОДИКА - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном ПСИХИЧЕСКОМ СВОЙСТВЕ (ПРЕДМЕТ обследования) у конкретного контингента испытуемых (ОБЪЕКТ обследования) в определенной классе СИТУАЦИЙ (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

МЕТОД НЕЗАВИСИМЫХ СУДЕЙ - метод ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ, предполагающий вынесение суждений (оценок) несколькими ЭКСПЕРТАМИ, каждый из которых не имеет ни знаний об оценках других экспертов, ни возможности повлиять на их оценки.

МОТИВАЦИОННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ - искажение результатов тестирования в результате особой мотивации, возникающей у испытуемого под влиянием самой CИТУАЦИИ тестирования.

МОТИВАЦИОННЫЕ ЧЕРТЫ - ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА индивида, определяющие скорее выбор направленности деятельности, чем выбор способа деятельности, как СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ. При макроанализе деятельности (в широкой временной перспективе, как, например, при проектировании карьеры) некоторые более узкие, локальные мотивационные черты могут восприниматься наблюдателем как стилевые. Так что отличие мотивационных черт от стилевых следует считать относительным. Иногда, в силу наличия круговой причинности во взаимосвязи психических явлений и свойств, мотивационные черты связываются со СПОСОБНОСТЯМИ в единый комплекс. Так происходит, например, при развитии СКЛОННОСТЕЙ.

НАБЛЮДЕНИЕ - это один из основных МЕТОДОВ сбора эмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемых, в частности, в психодиагностике. В ходе наблюдения "устройством", которое регистрирует психодиагностические факты (ПРИЗНАКИ, симптомы), является живой человек - наблюдатель. При этом используется аппарат его восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительного анализа (категоризации). В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ целесообразно различать по крайней мере два вида наблюдения: а) ПОИСКОВОЕ - направлено на первичный анализ (выделение) признаков и элементов наблюдения, построение категориальной схемы для последующего стандартизованного наблюдения. б) СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ - основывается на использовании уже выработанной схемы наблюдения, в рамках которой известно, какой признак (элемент наблюдения) относится к определенной ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ. Наблюдение, особенно нестандартизованное (поисковое), требует от психолога более высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне ЭКСПЕРТА, то результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной (часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков. Особенно трудным видом наблюдения является ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, когда наблюдатель должен одновременно активно взаимодействовать с объектом наблюдения (клиентом, пациентом), устанавливая с ним контакт, поддерживая беседу.

НАВЫК - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля (то есть автоматизацией). Различают перцептивные, двигательные и интеллектуальные навыки; вариантом последних являются УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ (см.). На формирование навыков влияют такие факторы, как мотивация и ОБУЧАЕМОСТЬ субъекта, уровень его развития (наличие определенных предварительных знаний и УМЕНИЙ, полнота уяснения содержания материала, овладение которым происходит при выработке навыка, и т.д.

НАДЕЖНОСТЬ (точность) ТЕСТА - стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость теста по отношению к разнообразным источникам помех (шумовых, случайных факторов обследования).

НАДЕЖНОСТЬ-устойчивость ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ определяется как мера стабильности результатов по данному заданию при проведении повторного тестирования.

НАДЕЖНОСТЬ-ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК - интегральный показатель, получаемый путем расчета степени согласованности (скоррелированности) ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. В этом показателе одновременно учитывается и стабильность оценок (НАДЕЖНОСТЬ), и степень их соответствия оцениваемому показателю (ВАЛИДНОСТЬ).

НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - частотное распределение значений интегративного тестового показателя, которое возникает в результате воздействия на этот показатель со стороны множества факторов - случайных и разнонаправленных. Математик Карл Гаусс предложил функцию, описывающую НР. Графическая кривая НР имеет характерную колоколообразную форму.

НОРМАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ - решение, которое принимается по результатам психодиагностики и состоит в приеме кандидата в учебную группу или на работу в определенной профессиональной роли в том случае, когда его результаты по тесту соответствуют определенным нормативным требованиям.

ОБЛАСТЬ ВАЛИДНОСТИ - множество ситуаций, в которых проявляется диагностируемое ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО. Более глобальные (универсальные) свойства имеют более широкую область валидности.

ОБОЛОЧКА ТЕСТОВОГО ДИАЛОГА - инструментальная программная система для компьютера, которая позволяет непрофессиональному пользователю (не владеющему программированием) создавать КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ.

ОБУЧАЕМОСТЬ - интегральное (обобщенное) ПСИХИЧЕСКОЕ СВОЙСТВО индивида, выражающееся в большей или меньшей скорости усвоения новых знаний, умений и НАВЫКОВ. Высокая обучаемость, очевидно, имеет не только общие психофизиологические предпосылки (мощная и разветвленная сеть ассоциативных нейронов коры головного мозга), обуславливающие более или менее высокую пластичность и приспособляемость индивидов, но также зависит и от специального опыта учебной деятельности и уровня сформированности учебной деятельности как таковой. Корректная диагностика обучаемости не может сводиться только к использованию скоростных ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТЕСТОВ, но и требует учета более широкого комплекса понятий, таких, как ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ, КРЕАТИВНОСТЬ и т.п.

ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - эксперимент (как правило, протекающий в виде нестандартизованного психодиагностического диалога), в ходе которого у испытуемого формируются определенные психические свойства (понятия, умственные НАВЫКИ и УМЕНИЯ) с заданными характеристиками в результате активного, целенаправленного и методичного воздействия на него со стороны экспериментатора-диагноста (наводящие примеры, подсказки и т.п.). В коррекционно-диагностической практике некоторые приемы обучающего эксперимента могут быть использованы для выявления так называемой "ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ" и прощупывания возможностей для оперативной коррекции дефекта развития.

ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ - это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ. Психические свойства образуют ПРЕДМЕТ психодиагностики. Важность различения ПРЕДМЕТА и ОБЪЕКТА проявляется прежде всего при обсуждении вопросов, связанных с обеспечением таких ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СВОЙСТВА ТЕСТА, как НАДЕЖНОСТЬ и ВАЛИДНОСТЬ. Иногда тест может обладать высокой надежностью - это как раз и есть устойчивость относительно объекта: при проведении перетестирования практически все испытуемые могут оставаться на тех же местах на ранговой (порядковой) ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ШКАЛЕ, которые они занимали после первого тестирования. Но это еще не означает, что тест направлен на измерение желательного для нас психического свойства, то есть, это еще не означает высокой валидности.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ - это диагностические МЕТОДИКИ, в которых результат в очень малой степени зависит от субъективного отношения диагноста к испытуемому, зависит только от профессионально-точного проведения методики. К числу объективных методик относятся: психофизиологические и АППАРАТУРНЫЕ методики, собственно объективные ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ, ТЕСТЫ-ОПРОСНИКИ, методики ШКАЛИРОВАНИЯ. Некоторые формализованные процедуры КОНТЕНТ-АНАЛИЗА текстов также приближаются к О.Т. В методиках самоотчета (тест-опросники и субъективное шкалирование) искажения возникают не благодаря субъективности диагноста, но благодаря субъективному отношению испытуемого к процедуре (см. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ).

1) общая одаренность - общая психогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных (ПАРЦИАЛЬНЫХ) и общих СПОСОБНОСТЕЙ,

2) частная одаренность - психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - знания, позволяющие их носителю определенным образом действовать (оперировать с объектами), применяя при этом определенные УМЕНИЯ. Наиболее иллюстративный пример операционального знания - знание, изложенное в форме алгоритма.

ОПИСАТЕЛЬНО-СИМПТОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития (как в случае ПРИЧИННОЙ ДИАГНОСТИКИ), что особенно важно в случае появления нарушений развития, отклонений в поведении или личностноЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

ОПРОСНИК - более или менее стандартизованная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. В случае более формализованных ТЕСТ-ОПРОСНИКОВ вопросы даются с закрытым веером ответов (вопросы с множественным выбором), и каждый из ответов связывается с определенным вкладом в ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ, что фиксируется в КЛЮЧЕ К ТЕСТУ. В тест-опросниках вопросы, как правило, формулируются в косвенной форме или в форме утверждений, описывающих определенное поведение. Опросники, в которых вопросы обращены к знанию испытуемого о себе в наиболее прямой форме, принято называть АНКЕТАМИ. Принято считать, что анкеты - социологическая методика, а тест-опросники - психологическая.

ОПТАНТ - субъект профессионального выбора, клиент ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

ОПТИМАЛЬНАЯ ТРУДНОСТЬ - ТРУДНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, при которой правильный ответ дает примерно половина из той популяции испытуемых, на которой должен быть использован ТЕСТ.

ОЦЕНОЧНОЕ СРАВНЕНИЕ - ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ, в котором сравниваются достоинства или недостатки двух или более людей.

ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение, в котором человеку приписываются определенные моральные качества - достоинства (благодетели) или недостатки (порок), которые, якобы, и служат причиной серии достижений или, соответственно, промахов (ошибок). Объективная научная психодиагностика должна избегать оценочных суждений, так как это приводит не только к предвзятости психодиагноста, но наносит вред испытуемому при сообщении ему психодиагностической информации.

ОШИБКА ДИАГНОСТА - разновидность АРТЕФАКТА, обусловленная недостаточной опытностью или предубежденностью исполнителя МЕТОДИКИ. Неопытный диагност вольно или невольно может подсказывать правильный ответ на тестовое задание. Или, будучи ВКЛЮЧЕННЫМ НАБЛЮДАТЕЛЕМ, диагност оказывается предвзятым в своих оценках и интерпретациях. Или, будучи нелишенным собственных внутренних комплексов и проблем, диагност допускает искаженную интерпретацию результатов ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ так называемую "вторичную проекцию" на проективный материал. Устранить ОД можно только путем привлечения нескольких опытных и независимых диагностов (экспертов), независимых как друг от друга, так и от испытуемых и заказчиков психодиагностической информации.

ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ - мера ожидаемого отклонения измеренного значения тестового показателя от истинного значения показателя, возникающего благодаря наличию различных помех, обуславливающих снижение точности, или НАДЕЖНОСТИ измерения. См. также "СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.