Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вербальные практические




Субтесты Субтесты

1, Осведомленность 2. Дом животного

3. Словарный запас 4. Завершение

картинок

5. Арифметика 6. Лабиринты

7. Нахождение 8". Геометрические

сходства схемы 9. Понимание

10. Кубики Коса х

11. Предложения (альтернативный)

«Предложения* — тест на запоми­нание, заменивший субтест повторения цифровых рядов из WISC. От ребенка тре­буется вслед за экспериментатором по­вторять произносимое предложение. Этот субтест можно использовать вместо лю­бого субтеста из.вербальной шкалы или предъявить как дополнительный для по­лучения более точной диагностической информации. Субтест «Дом животного» сходен с субтестами шифровки цифр. В этой группе заданий ребенку предъявля­ется карта с изображением собаки, цып­ленка, рыбы и кошки. В верхней части карты размещаются картинки-ключи со

вставленными в них различного цвета ци­линдриками (дом животного). От ребенка требуется расставить домики по соответ­ствующим изображениям животных. Оценка зависит от времени выполнения и количества ошибок. В тесте «геометри­ческие схемы» требуется с помощью цвет­ного карандаша скопировать 10 простых чертежей.

Для рассмотренных трех вариантов В, и. и. ш. существуют сокращенные фор­мы, включающие 4-6 субтестов, коэффи­циенты корреляции которых с основными вариантами составляют 0,8-0,9. Среди них можно указать на Краткий Векслера

Рис. 15. Образец «профиля интеллекта» по WAIS

интеллекта тест (Reduzierter Wechsler Intelligenztest, WIP) — сокращенный ва­риант гамбургской редакции основного теста [HAWIK), состоит из четырех суб­тестов. Разработаны нормы для пациен­тов психиатрических клиник (в возрасте от 15 до 60 лет) и здоровых лиц (от 10 до 79 лет). Тест стандартизирован на мате­риале обследования 947 больных и 124 здоровых испытуемых. Показатели корре­ляции с основной формой теста (НА WIK) составляют по отдельным субтестам от 0,89 до 0,97. Коэффициенты надежности (по методу Кьюдера—Ричардсона), опре­деленные на основании данных обследо­вания 305 больных и 197 здоровых лиц, варьируют от 0,53 до 0,89. Показатели внутренней согласованности заданий те­ста для психиатрических пациентов ока­зываются существенно выше, чем для здо­ровых. Имеются сведения о конвергент­ной и дискриминантной валидности (см. Валидность конструктная). Так, пока­затели корреляции WIP с Амтхауэра ин­теллекта структуры тестом достига­ют 0,83; Векслера памяти шкалой — 0,38 (от 0,23 до 0,46 по отдельным субте­стам), Бентона визуальной ретенции тестом — 0,35 (0,22—0,60). Имеется англоязычный вариант WJP(K. Мак-Нью-мар, 1950).

Эти формы находят использование лишь в исследованиях, направленных на приблизительный отбор испытуемых (см. Отсеивание). Одним из важных досто­инств В. и. и. ш. является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемым зада­ний субтестов. При использовании сокра­щенной программы обследования каче­ственные наблюдения невозможны.

Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования с помощью рассматриваемых шкал предус­матривает подсчет оценок первичных по каждому из применявшихся вербальных и

практических субтестов. Согласно табли­цам переходов «сырых» показателей в оценки шкальные, могут быть получены стандартные оценки результатов выпол­нения каждого отдельного субтеста. Эти данные могут быть представлены в виде профиля (рис. 15). Оценки отдельных субтестов рассчитаны по шкале с харак­теристиками: М = 10, s = 3. По суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки /Q-вербального, /Q-не-вербального и общего /(^-показателя. Оценки по этим трем показателям выра­жены в единицах IQ-показателя стан­дартного (М = 100, s = 15). Интерпрета­ция /(^-показателей по Векслеру прово­дится в соответствии со схемой, приве­денной в табл. 1.

Таблица I

Классификация /^-показателей по Векслеру

    Выявление, о/
/Q-показа- Уровень интеллектуаль- /о (по выборке
тель ного развития 1,7 тыс. лиц
    от 16
    до 64 лет)
130 и выше Весьма высокий интеллект 2,2
120-129 Высокий интеллект 6.7
110-119 «Хорошая» норма 16,1
90-109 Средний уровень 50,0
80-89 Сниженная норма 16,1
70-79 Пограничный уровень  
69 и ниже Умственный дефект 2,2

Количественная интерпретация ре­зультатов исследований с помощью В. и. и. ш. включает некоторые специаль­ные приемы. Так, при анализе показате­лей WAIS может быть определен индекс возрастного снижения некоторых интел­лектуальных функций. Опираясь на экс­периментальные данные, Д. Векслер раз­деляет субтесты на основные, результа-ты которых мало изменяются с возрас-

Таблица 2 Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера

Субтест Изучаемая функция Фактор, влияющий на результат
Осведомленность Сохранение в памяти материала длительное время. Ассоциации и организация опыта Культурная среда, интересы
Понимание Абстрактное мышление. Органи­зация знаний. Формирование по­нятий Возможность приобщения к культу­ре. Реакция на реальные ситуации. Объем внимания
Арифметический Сохранение в памяти арифмети­ческих операций Возможность овладения основными арифметическими операциями
Установление сходства Анализ связей, взаимозависимо­стей. Формирование вербальных понятий Возможность приобщения к куль­туре
Словарный Языковое развитие. Формирова­ние понятий Возможность приобщения к куль­туре
Цифровые ряды Немедленное воспроизведение. Слуховые образы (отчасти — зрительные образы) Объем внимания
Последовательные кар­тинки Зрительное восприятие отноше­ний (визуальная интуиция) Возможность приобщения к куль­туре
Недостающие детали Зрительное восприятие, анализ. Зрительные образы Опыт восприятия окружающей среды
Составление фигур Зрительное восприятие, синтез. Визуально-моторная интеграция Степень и точность двигательной активности
Кубики Коса Восприятие формы. Зрительное восприятие, анализ. Визуально-моторная интеграция Степень двигательной активности. Уровень цветного зрения
Шифровка Немедленное воспроизведение. Визуально-моторная интеграция. Зрительные образы Степень двигательной активности

том испытуемых (словарный, осведом­ленность, составление фигур, обнаруже­ние недостающих деталей), и те, которые чаще обнаруживают с возрастом ухудше­ние результатов относительно стандар­тов (воспроизведение цифр, обнаруже­ние сходства, шифровка, кубики Коса). Сравнением показателей в этих условно выделяемых группах субтестов опреде­ляется коэффициент детериорации, или ущерба (DQ):

где ТНР — шкальные показатели по суб­тестам с практически неизменными ре-

зультатами; ТПР — показатели результа­тов с переменными результатами.

Наибольший интерес представляет ка­чественная интерпретация структуры уровня развития определенных функций интеллекта, а также оценка комплексных интеллектуально-личностных особеннос­тей испытуемого.

При конструировании шкал Д. Векс-лер исходил из стремления отразить в за­даниях теста не только интеллектуаль­ные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления ин­теллекта. Характеристика функциональ­ной направленности отдельных групп за­даний В. и. и. ш. и факторов, влияющих

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.