Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненного стиля индекс




Ж

ЖИВОТНОГО ПРЕДПОЧИТАЕМО­ГО ТЕСТ (The Animal Preference Test, APT)проективная методика иссле­дования личности детей и подростков. Впервые описан как «тест выражения же­лания» испанским психиатром Хосе Пиге-мом в 1945 г., наиболее полное описание издано в 1949 г. Состоит из двух вопро­сов: «Кем бы ты хотел быть, если бы не мог быть человеком?» и «Кем бы ты боль­ше всего не хотел быть?» Требовалось дать по 3 ответа на каждый вопрос. Затем ребенка спрашивали о причине выбора.

Пигем основывался на том, что люди в нашем восприятии часто могут отличать­ся определенным сходством с какими-ни­будь животными. Еще Аристотель в «Фи­зиогномике» наделял животных особыми качествами, что способствовало инвер­сии — описанию людей путем сравнения их с животными по чертам характера, осо­бенностям внешности или поведения. Многие авторы указывают на легкость, с которой дети используют животных в ка­честве объекта проекции (см. Детской апперцепции тест).

Д. Ван Кревелен, опираясь на предше­ствующие варианты Ж. п. т., модифициро-

вал его и предложил собственную версию в 1953 г. (окончательную — в 1956 г.). Используется игровая форма вопросов, что стимулирует воображение ребенка. Например; «Представь себе, что в эту ком­нату входит фея, которая хочет превра­тить тебя в какое-нибудь животное. Она дает тебе право самому определить, в ка­кое именно. Скажи, что бы ты выбрал? Кем бы ты хотел быть?»

При интерпретации важно различать объективную и субъективную символи-. зацию, общепринятые и индивидуальные символы. Современные исследования с использованием Ж. п. т. характеризуют­ся стандартизацией процедуры обсле­дования, изучением валидности конст-руктной и выделением диагностических показателей. Так, в исследовании Е. Ро-хае и С.Хубера (1991) каждому ребенку задают два вопроса: 1) «Если бы ты больше не мог быть человеком, каким животным ты хотел бы быть?» и 2) «Ес­ли бы тебе пришлось быть животным, каким животным ты никогда не хотел бы быть?» Необходимо дать по три вариан­та ответа на каждый вопрос. После это­го ребенка спрашивают, почему он вы-

брал именно этих животных. Причины выбора животных относятся к одной из четырех категорий, выявленных в специ­альном исследовании:

1. Агрессивный выбор (если животное выбрано noTQMy, что оно нападает, бьет, кусает, дерется, является свире­пым, воинственным, недружелюбным).

2. Автономный выбор (если животное вы­брано потому, что оно свободное, не­зависимое, крупное, физически силь­ное, мускулистое или, как кажется ребенку, обладает решительностью или уверенностью в себе).

3. «Выбор помощи» (если животное выб­рано потому, что оно может дать при­ют, защиту, любовь, благосостояние, пищу, поддержку).

4. Эстетический выбор (если животное выбирается из-за его красоты, изяще­ства, грациозности, доставляемого им эстетического удовольствия). Показано, что негативный выбор явля­ется лучшим индикатором психологиче­ских особенностей детей сравнительно с позитивным, т. к. позволяет выявлять более индивидуальные, интимные пара­метры, в то время как позитивный выбор выявляет стереотипные, общепринятые паттерны поведения. Оказалось, что дети, отвергающие животных по эстетическим причинам, из-за их внешнего вида или пищевых привычек, были более агрес­сивными и более склонными к депрессии, чем отвергавшие животных из-за их аг­рессивности или автономности (по мне­нию автора — вследствие дезадаптивнос-ти защитного механизма, каковой являет­ся отвержение эмоциональной поддерж­ки, отражающееся в негативных выборах детей).

Проводилось исследование валиднос­ти конструктной Ж. п. т. Данные, по­лученные с его помощью, сопоставлялись

с результатами исследования по шкале детского поведения Т. Ахенбаха (Child Behavior Cheeklist, CBCL) 40 детей 6-12 лет, находившихся на лечении в психи­атрической клинике. Результаты свиде­тельствуют о достаточно высокой валид­ности Ж. п. т.

Сведений об использовании в СНГ нет.

(Life Style Index, LSI)опросник лично­стный. Предназначен для диагностики механизмов защиты «Я», Предложен Р. Плучеком, Г. Келлерманом и Г. Конте в 1979 г.

Ж. с. и. состоит из 97 утверждений, требующих ответа по типу «верно—не­верно». Измеряются 8 видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, за­мещение, компенсация, реактивное обра­зование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответ­ствуют от 10 до 14 утверждений, описы­вающих личностные реакции индивидуу­ма, возникающие в различных ситуациях, напр.: «Если я сержусь на своего товари­щи, то, вероятно, сорву злобу на ком-ни­будь другом» (замещение). Сырые оценки переводятся в процентили (см. Оценки шкальные), строится профиль защитной структуры обследуемого.

По мнению авторов, использование за­щитных механизмов, хотя они и отно­сятся к области бессознательного, не обя­зательно остается вне сознания человека, что и дает возможность их диагностики с помощью опросника. В основе Ж. с. и. лежит теория, устанавливающая взаимо­связь защитных механизмов с различны­ми аффективными состояниями и клини­ко-диагностическими критериями. Созда­на модель, включающая 4 пары биполяр­ных эмоций: страх—гнев, веселость—пе-

чаль, принятие—отвращение, надежда— удивление, которые, как предполагается, связаны с отдельными защитными меха­низмами, зависящими, в свою очередь, от некоторых личностных черт. Последние, при известной степени их выраженности, признаются авторами как важнейшие об­разующие соответствующих личностных расстройств, описание которых заимство­вано из DSM-И (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. Washington, 1968). В табл. 5 показана взаимосвязь «чер­та—расстройство—механизм защиты».

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.