Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общего здоровья опросник




О

ОБЛАКОВ КАРТИНЫ (Cloud Pictu­res) — проективная методика исследо­вания личности. Впервые описана учени­ком В. Штерна К. Клюве в 1932 г., затем В. Якобсеном в 1935 г. В окончательном виде методика описана в 1937 г. В. Штер­ном.

Стимульный материал О. к. представ­ляет собой изображение трех фигур, напоминающих массы облаков. Фигуры имеют различную степень структуриро­ванности (малую, среднюю и высокую). В

0. к. сделана попытка, в отличие от Рор-шаха теста, использовать в качестве стимульного материала пятна без четкого контура и несимметричные. Испытуемо­му предлагают рассказать о том, что изоб­ражено на рисунках, отметить на каждом рисунке контуры выделяемых фигур. Сти­мульный материал О. к. не сковывает воображение испытуемого и способству­ет получению нестереотипных интерпре­таций.

Анализ полученных данных проводят в несколько этапов.

1. Количественный и качественный ана­лиз интерпретаций испытуемого (ко­личество интерпретаций, количество деталей в рассказе, количество повтор­ных ответов,стандартных ответов, об-

щие особенности интерпретаций и Др.).

2. Анализ рисунка испытуемого — кон­тур фигур (степень связи с реальнос­тью, учет формы, степень гибкости и Др.).

3. Оценка внушаемости (ее разновид­ность и источники).

Данные о валидности и надежности О. к. отсутствуют. Сведений об использо­вании в СНГ не имеется.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТА

характеристика методики (теста), ука­зывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест. Для этой группы устанавливаются нормы, оптимальная трудность заданий теста, определяются характеристики валидности, надежности и т. д.

Величина О. п. т. определяется специ­фичностью выборки стандартизации по возрастным, половым, социокультурным, профессиональным и другим критериям. В случае, если нормы теста носят широ­кий, универсальный характер, соответст­венно широка и О. п. т. На практике обыч­но нормы теста составляются для диффе­ренцированных контингентов (чаще всего разного пола и возраста) (см. Стандар-

тизация). О. п. т. зависит от диагности­ческой направленности метода и свойств исследуемой деятельности, особенностей личности. Для тестов достижений, ме­тодик профотбора, клинических тестов О. п. т. сравнительно узка. Для методик, направленных на исследование психо­физиологических показателей, тестов интеллекта, опросников личностных О. п. т. существенно шире.

О. п.т. имеет непосредственное от­ношение к определению валидности ме­тодики. В комплексе со сведениями о конструктном содержании исследуемых явлений, выбранной областью валидности О. п. т. определяет содержание, характер, трудность заданий теста. О. п. т. тесно связана с валидностью текущей и ва-лидностъю прогностической (см. Моде­раторы). Ее обычно намечают до начала разработки теста. Впоследствии О. п. т. подтверждают и уточняют вместе с оцен­кой валидности методики. Сведения об О. п. т. являются очень важными для пра­вильного практического использования методики и обязательно должны быть включены в методические материалы по тесту.

(General Health Questionnaire, GHQ) — оп­росник личностный, разработан Д. Гол-дбергом в 1972 г. Предназначен для диаг­ностики психологического благополучия, эмоциональной стабильности.

О. з. о. имеет три варианта, которые состоят соответственно из 60,30 и 12 воп­росов, ответы на которые испытуемый дает по 4-балльной шкале: 0 — «безуслов­но, нет», 1 — «пожалуй, нет», 2 — «пожа­луй, да», 3 — «безусловно, да». Высокие баллы (характеризующие полюс психиче­ского дискомфорта) соответствуют утвер­дительным ответам на те вопросы, кото­рые раскрывают проявления психологи­ческого неблагополучия, эмоциональной

неустойчивости, и отрицательным отве­там на те, которые связаны с выражени­ем положительных эмоций, психологичес­кой стабильности (они оцениваются в об­ратном порядке). В качестве примера вос­произведем краткий вариант О. з. о.

Чувствовали ли Вы в последнее время, что:

1. Вы в состоянии сосредоточиться на том, что Вы делаете?

2. Вы плохо спите из-за беспокойства?

3. Вы выполняете полезную работу?

4. Вы способны принять какое-либо ре­шение?

5. Вы постоянно находитесь в напряже­нии?

6. Вы не в состоянии преодолеть затруд­нения?

7. Вы способны получать удовлетворе­ние от Ваших обычных каждодневных дел?

8. ■ Вы готовы противостоять своим труд-

ностям?

9. Вы несчастливы и подавлены?

10. Вы теряете уверенность в своих си­лах?

11. Вы думаете о себе как о никчемном человеке?

12. Вы в целом ощущаете себя счастли­вым, несмотря ни на что?

Баллы за ответы на вопросы 1, 3, 4, 7, 8 и 12 подсчитываются в обратном по­рядке.

В 1979 г. Д. Голдбергом и В. Хиллером предложен новый вариант О. з. о., состо­ящий из 28 вопросов (GHQ-28) и опера-ционализирующий, согласно авторам, психологическое благополучие как эле­мент более общего конструкта — «каче­ство жизни». GHQ-28 включает 4 подшка-лы: соматические симптомы, тревога и бессонница, социальные дисфункции и депрессия. Этот вариант О. з. о. переве­ден на 38 языков.

Все варианты О. з. о. широко исполь­зуются за рубежом для измерения степе-

ни дистресса. Имеются сведения об их высокой валидности и надежности, представлены нормативные данные для различных возрастных, половых и про­фессиональных групп. GHQ-28 использо­вали для обследования 691 больного рев­матоидным артритом в Голландии, Фран­ции, Швеции и Норвегии, что дало воз­можность получения кросскультурных данных. (В. Кроль и др., 1994)

Данных об использовании в СНГ нет.

ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ БАТАРЕЯ ТЕСТОВ (General Aptitude Test Battery, GATB) ■тест интеллекта, батарея тестов, включающая вербальные и прак­тические серии заданий. О. с. б. т. направ­лена на измерение общих способностей, однако имеется некоторое отличие дан­ной методики от тестов интеллектов об­щего назначения (таких, напр., как Веке-лера измерения интеллекта шкалы, Станфорд—Бине умственного разви­тия шкала и др.), состоящее главным об­разом в том, что валидизация тестов типа О. с. б. т. ориентируется на профессио­нальные критерии, а не на успехи в обу­чении (см. Валидность, Валидностъ критериальная). Методики типа GATB, находящие применение в зарубежной про­фессиональной психодиагностике, обо­значаются как «комплексные батареи спо­собностей» (Multiply Aptitude Batteries), при этом под общими способностями по­нимаются комплексные качества, необхо­димые для овладения многими видами профессиональной деятельности.

О. с. б. т. разработана Службой заня­тости США (Б. Дворак, 1956) для исполь­зования в области профессионального от­бора и профориентации. GATB включает 12 тестов, направленных на анализ раз­личных комплексных способностей, акту­ализируемых в широком круге видов про­фессиональной деятельности. Восемь субтестов являются тестами бланковы-

ми, четыре требуют для проведения спе­циальных приспособлений. Все субтесты являются тестами скорости. Состав те­стов GATB следующий;

I тест. Сопоставление и выявление сходств и различий в парах слов по бук­венному составу (150 пар). Например: Jourdan — Jourdan; Fadeley Co — Fadeley Со; Pearson's — Peerson's; Ansel Arapi-an — Ansle Arapian и т. д.

II тест. Арифметические упражнения (50 простых задач с одним арифметичес­ким действием).

III тест. Восприятие форм. При вы­полнении теста испытуемый должен опре­делить, какой из четырех трехмерных предметов, нарисованных в правом поле, может быть получен из показанной в ле­вом поле развертки (рис. 47, а).

IV тест. Словарный. Из групп по четы­ре слова выделить слова, имеющие одина­ковые или противоположные значения, напр.:

1) а) старый; б) молодой; в) практич­ный; г) родственный;

2) а) открытый; б) горячий; в) холод­ный; г) сухой.

V тест. Сравнение изображений. Ис­пытуемый должен определить, какое из четырех приведенных справа изображе" ний предметов полностью соответствует образцу в левом поле (рис. 47, б).

VI тест. Арифметические задачи (50 заданий).

VII тест. Сравнение геометрических фигур. Испытуемому предлагают два на­бора одинаковых по размеру и форме фи­гур, отличающихся лишь расположением фигур и их разворотом. Необходимо отыс­кать сходные фигуры (рис. 48, а).

VIII тест. Воспроизведение линий ри­сунка по образцу (рис. 48, б).

IX тест. Психомоторная ловкость. Оборудование для проведения теста пред­ставляет собой прямоугольную доску из двух частей с отверстиями, в которые




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.