Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индуктивный метод




Этот метод характеризуется обратным дедуктивному движением мысли от частного к общему.

«...Культурная жизнь в городе не прекращалась ни на один день. От начала и до конца блокады проработали три театра. Были открыты 20 кинотеатров, ежедневно издавались три газеты, беспрерывно велись радиопередачи. Жил, трудился Государственный Эрмитаж. Работала Академия Наук, работали в блокадном Ленинграде композиторы, писатели, поэты... Известный ленинградский архитектор Александр Никольский разрабатывал детали будущей арки Победы!» 18.

«...Великая Родина! Все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпанность во всех просторах - мы будем оборонять, Не найдется такого жестокого сердца, чтобы сказать: «Ни мысли о Родине», и не только в праздничный день, но и в каждодневных трудах своих мы приложим мысль ко всему, что творим, о Родине, о ее счастье, о ее преуспеянии всенародном. Скажем миру: мы знаем нашу Родину, мы служим ей и положим силы оборонять ее на всех путях.

Поверх всякой России есть одна -

незабываемая Россия.

Поверх всякой любви есть одна -

Общечеловечкая любовь!» 19

В первом отрывке из газетного очерка раскрываются отдельные факты «биографии» блокадного Ленинграда. Отрывок публицистики Н. Рериха как бы обобщает, формулирует общее положение гражданской позиции советского человека: только ежечасный труд каждого во имя блага Родины сделает ее еще могущественнее и краше.

 

В практике искусства композиции и монтажей методы и приемы логического развертывания материала используются во всем многообразии. Это значит, что в одном и том же произведении могут наличествовать сразу несколько принципов. В то же время произведение может быть смонтировано по одному из методов. Все зависит от замысла, решения режиссера-составителя. Однако следует особо подчеркнуть, что замысел, решение рождается от глубокого проникновения в проблемы, поднимаемые в произведении, от его идеи и сверхзадачи.

При составлении композиций и монтажей чрезвычайно важно соблюсти пропорции частей произведения. В 1792 году русский просветитель Н. М.. Карамзин писал: «Всякое истинное творение искусства, всякий изящный вымысел есть сам по себе нечто совершенное, собственно для себя существующее и прекрасное от гармонического расположения частей своих...» 20.

Поиски закономерностей композиционного построения произведений, соотношения частей в целом, их пропорции занимали умы деятелей науки и искусства на протяжении веков. Эти закономерности были выведены на основании законов бытия живой природы в V-VI вв. до н. э. в Древней Греции.

Было замечено, что во всех случаях роста органической природы - будь то соцветие одуванчика или подсолнечника, завиток раковины или рог животного, сечение человеческой кости или строение кожного покрова, - наличествует одинаково верная кривая линия роста. На основании изучения этого основного феномена органической природы, которым и является феномен роста, была выведена геометрическая формула роста.

Одним из сокровищ геометрии назвал И. Кеплер закон, который в XIV веке получил название «золотое сечение». Смысл этого замечательного отношения величин, этой пропорции, незримо присутствующей в нерукотворных орнаментах живой природы, удивительно прост: «Целая линия рассекается на две составляющие так, чтобы линия целого относилась к большей части так же, как большая часть относилась к меньшей. Обе части при этом пропорциональны двум числам: 1 и 1,618. При этом коэффициент пропорции - 0,618».

Издревле было обнаружено, что произведения искусства, выстроенные композиционно согласно закону «Золотого сечения», олицетворяют собой самые совершенные, самые гармонические формы искусства. Они вызывают впечатление красоты, согласованности, законченности. И действительно, каждое столетие приносило новые и новые подтверждения универсальности геометрического секрета древних. Парфенон и статуи Фидия, греческие вазы, этрусская керамика, древние египетские храмы, оружие и утварь, найденные в гробнице Тутанхамона, да и сами египетские пирамиды - все это результат практического применения безвестными зодчими и художниками минувших времен простого и удивительного отношения «золотой» пропорции.

Само название закона пропорций - «золотое сечение» - принадлежит Леонардо да Винчи, который использовал этот закон в построении своих картин и которому принадлежит почетное право в определении его свойств. Дюрер подметил его в соразмерности человеческого тела. С ним хорошо был знаком скрипичный мастер Страдивариус, создавший инструмент с уникальными музыкальными качествами воспроизведения.

Использовали закон «золотого сечения» в своем творчестве писатели, поэты, драматурги, композиторы. Вергилий, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Лермонтов сочиняют свои стихи согласно «золотому сечению». Музыкальные произведения И. С. Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Глинки, Вагнера и других содержат в себе «золотое сечение». Аристофан, Софокл, Гольдони, Шил­лер, Шекспир, Островский строят свои пьесы в 5-актном композиционном построении. Именно такая структура драматургического материала соответствует «золотому сечению» и создает ощущение закономерности единства.

Сергей Эйзенштейн впервые использует «золотое сечение» в искусстве кино. «Для произведения искусства «проверки» золотым сечением, кажется, не делалось никогда,- сообщает он.- И тем любопытнее отметить, что именно «Потемкину», эмпирически известному «органичностью» своего строя, выпадает доля быть целиком построенным по закону золотого сечения»21. Проверив однажды воздействие фильма «Броненосец Потемкин» на зрителя, он неукоснительно следовал этому принципу построения кинокартин на всем протяжении своего творческого пути. Теоретически осмыслив свою деятельность в этой области, С. Эйзейнтейн публикует ряд статей: «О строении вещей», «Еще раз о строении», «Органичность и пафос» и другие, где методически раскрывает путь построения композиции картины по закону «золотого сечения».

В кратком изложении суть методики заключается в следующем.

Во-первых, весь фильм он строит в наиболее канонической форме трагедийной композиции - пятиактной трагедии. Фильм разбит на 5 дней: «День первый», «День второй» и т. д., что соответствует драматургической выстройке: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Во-вторых, он находит местоположение кульминации во всем фильме, используя закон «золотого сечения». Точка максимального взлета действия, точка «апогея» с точки зрения психологии восприятия совпадает с наиболее возбужденным ожиданием человеческой психики, что соответствует началу кульминационной части. Благодаря коэффициенту золотого сечения, Эйзенштейн находит эту точку следующим образом:

Здесь весь отрезок - протяженность всего фильма. Точка

«А» - точка апогея.

В-третьих, С. Эйзенштейн находит точку остановки действия, точку полной неподвижности или нулевую точку. С точки зрения психофизики, «остановка действия» нужна для фиксации в сознании «раскладки» борющихся сторон и совпадает с моментом перехода завязки к развитию действия.

Здесь точка «О» - точка остановки действия. В-четвертых, в результате подобного математического деления отрезков, Эйзенштейн находит точки сечения между частями: экспозицией и завязкой с одной стороны, и кульминационной частью и развязкой с другой стороны.

В-пятых, каждую самостоятельную часть, каждую картину, каждый фрагмент фильма он строит также в соответствии с законом «золотого сечения».

Таким образом, в своих теоретических работах С. Эйзенштейн обнажает секрет совершенства фильма «Броненосец Потемкин» - «лучшего фильма всех времен и народов»22. Кроме того, он делает доступной технологию построения архитектоники любого временного произведения искусства.

В искусстве художественного слова открытие формы «литературный монтаж» Владимиром Яхонтовым связано непосредственно с нахождением верных пропорций, частей в своих произведениях. Первый литмонтаж В. Яхонтова «На смерть Владимира Ильича Ленина» произвел на слушателей неизгладимое впечатление не только содержанием, но и ощущением законченности, целостности, органичности. «Я и не подозревал, какая сила в последовательности, в правильной расстановке»23 - пишет Яхонтов, почувствовав богатые возможности в драматургической выстройке материала.

Он уделял построению литмонтажей огромное внимание, точно выверяя пропорции фрагментов, частей: «Наш кабинет представлял собой странное зрелище: белые ленты в пять - семь метров, напоминающие папирусы, тянулись по креслам от стены к стене... Так было нужно потому, что материал, разворачиваясь как кинолента, яснее воспринимался, сохранялся ритм непрерывного движения, чередования кусков... Я проходил вдоль лент, всматривался в них, и мне делалась яснее связь и последовательности...» 24. Таким образом, В. Яхонтов пользовался приемом записывания текста монтажа на лентах бумаги, а не на листках, как это обычно принято. Удобство такой записи для работы над выстройкой материала очевидно.

Используя методику С. Эйзенштейна, можно «проверить», соответствует ли 5-актное построение драматургических произведений закону «золотого сечения».

Число 5 принимаем за целое. Умножаем его на коэффициент «золотого сечения» - 0,618 и получаем5хО,618=3,09

Число 3,09 соответствует началу четвертого акта. Если провести анализ любой классической пьесы, то можно убедиться, что с четвертого акта начинается разрешение конфликтной ситуации, которая закончится кульминацией к концу этого акта.

Следовательно, пятичастная композиционная структура произведения наиболее соответствует закону «золотого сечения». Обратимся к поэзии Пушкина. Все стихи гениального поэта отличались предельной органичностью.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко: печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может» 25

Стихотворение Пушкина состоит из 8 строк. 8X0,618 = 4,944

Следовательно, отсчитав от начала стихотворения это количество строк, мы должны получить точку апогея, которая соответствует началу кульминационной части. Всмотримся в это стихотворение Пушкина. Единственная строчка, разорванная многоточием, пятая. Это многоточие соответствует полученному числу - 4,944. Со слов «унынья моего» начинается кульминационная часть. Отсчитаем 4,9 строчек с конца стихотворения. Со слов: «Печаль моя полна тобою» начинается развитие действия.

Теперь можно найти переход от экспозиционной части к завязке. Обе части занимают 3 строчки. 3x0,618=1,854 (2). Следовательно, экспозиционная часть занимает 2 строчки, завязка - 1 строчку.

Точно также находим сечение двух заключительных частей: кульминации и развязки. Обе эти части занимают приблизительно 3,5 строчки.

3,5X0,618 = 2,163

Таким образом, кульминационная часть заканчивается словами: «И сердце вновь горит и любит», а развязка занимает практически одну строчку.

Если исходить из задач сценического искусства относительно каждой части произведения, то в композиции должны раскрываться обстоятельства действия. В стихотворении Пушкина обстоятельства высказываются в двух первых строчках. В завязке должно происходить исходное событие. Событие в стихотворении происходит в душе лирического героя: он испытывает двойственность чувства. В развитии действия герой ищет ответ, объяснение своему состоянию. В кульминации ответ найден: все дело в сердце, которое вновь любит. И в заключительной части лирический герой приобретает душевное равновесие, понимая, что на то и дается человеку сердце, чтобы оно любило.

Таким образом, идейно-действенный анализ стихотворения подтверждает правильность пропорций данного произведения.

Однако необходимо обратить внимание на то, что в задачи искусства не входит слепое копирование натуры. Отсюда вытекает положение: механически переносить пропорции природы в построение целостного произведения нельзя. И если внимательно проанализировать показанное стихотворение Пушкина, то можно заметить «приблизительность», не совсем точное совпадение точек сечений частей стихотворения в сравнении с геометрической схемой, а лишь стремление, тяготение к «золотому сечению». Таким образом, в той или иной области искусства художники, сознательно строившие композиционные связи своих произведений в тяготении частей согласно закону «золотого сечения», создавали уникальные произведения, которые оказывают неизгла­димое воздействие на психологию зрителей.

На протяжении веков психологи пытались дать ответ на вопрос, почему же произведения искусства, выстроенные в «золотых» пропорциях, так сильно воздействуют на человека. Окончательный ответ смогли дать ученые XX века. Дело не только в том, что рост клеток человеческого организма подчинен в своем росте закону «золотого сечения». А в том, что состояние мозга при умственной работе, т. е. соотношение электроволн при b-ритме подчиняется также закону «золотого сечения». Несколько подробнее.

В 1925-26 годах в мозгу человека немецким психиатром Г. Бергером были открыты электрические колебания. Наиболее точные измерения в крайних, граничных частот диапазонов электрических колебаний были выполнены советским ученым П. Гуляевым. У каждой из «мозговых волн», обозначаемой греческой буквой - «a», «b», «g» и т. д.- свой диапазон частот. Каждому состоянию человека соответствует «своя» волна, «b»-волне соответствует состояние умственной работы.

Советский ученый А. Клочков с помощью вычислительной техники получил графическую кривую активности мозга. Средняя геометрическая частота делит диапазон частот любой волны на высокочастотную и низкочастотную полосы. Отношение этих полос друг к другу есть постоянная величина для данной волны. Так вот, отношение полос «b»-волны равно пропорциям «золотого сечения»: 1 и 1,618.

Человек при восприятии произведения искусства напрягает свое внимание, т. е. выполняет умственную работу. В этот момент в его мозгу преобладает волна «b». «Если форма воспринимаемого предмета «содержит» золотое сечение, то мозг оказывается при этом «настроенным на него» 25.

Следовательно, произведения искусства, тяготеющие к пропорциям «золотого сечения», воздействуют на зрителя гораздо активнее в силу возникающего информационного резонанса в мозгу человека.

Таким образом, научное обоснование закономерностей воздействия произведений искусств на зрителя диктует необходимость композиционного построения целостного произведения (будь то литературная композиция или монтаж) согласно закону «золотого сечения».

Поэтому основным принципом построения литературной композиции и монтажа является пятичастная композиционная структура с приблизительным соотношением частей, выведенным по закону «золотого сечения», где

Экспозиция = Развязке;

Завязка» Кульминации;

Развитие действия - наибольшая часть произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.