Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валидность консенсусная 2 страница




Наряду с тестами достижений В. с. является одной из важнейших форм вали­дизации тестов критериально-ориен­тированных, а также методик, предна­значенных для профотбора, анализа успешности овладения профессией.

Для валидизации опросников личнос­тных и тестов интеллекта критерии В. с. имеют ограниченное применение и используются лишь на начальных стадиях составления теста. Личностные опросни­ки, как правило, не имеют того сходства с исследуемой областью поведения, как это имеет место в случае тестов достижений. Ответы на вопросы анкеты, опросника, данные проективных исследований позволяют лишь косвенно судить о реальной де­ятельности испытуемого. Проявление личностных свойств и реализация способ­ностей в деятельности могут носить инди­видуальный характер.

При проведении теста интеллекта эф­фективное решение заданий может дости­гаться за счет логического мышления, ме­ханической памяти, психомоторной по­движности, разными путями и способами. Наконец, в отличие от тестов достижений, опросники личностные и тесты ин­теллекта прямо не связаны с конкретным курсом обучения или общностью предше­ствовавшего жизненного опыта, на кото­рых строится содержание тестов достиже­ний.

ВАЛИДНОСТЬ ТЕКУЩАЯ (диагности­ческая, конкурентная)— характеристика теста, отражающая его способность раз­личать испытуемых на основании диагно­стического признака, являющегося объек­том исследования в данной методике. В качестве таких признаков могут высту­пать уровни общих способностей, при­тязаний, вербальный интеллект, тревож­ность и т. д. В более узком значении В. т. — установление соответствия ре­зультатов валидизируемого теста неза­висимому критерию, отражающему состо­яние исследуемого тестом качества в момент проведения исследования.

Вместе с валидностью прогности­ческой В. т. входит в комплекс сведений валидности критериальной методики. Основной процедурой определения В. т. является корреляционный анализ связи результатов теста с критериальными ха­рактеристиками исследуемого свойства. Распространенным способом характерис­тики диагностической эффективности ме­тодики является сравнение контрастных групп (см. Валидность). В. т. может оп­ределяться на основании сопоставления оценок и заключений по валидизируемому тесту с результатами другой методики, валидность которой является установлен­ной.

Своеобразным показателем В. т. явля­ется комплекс сведений о том, насколько удобен, экономичен тест по сравнению с получением информации об исследуемом качестве из других источников (наблюдение, анализ объективных данных, экспер­тная оценка и т. д.). По этой информации можно судить, напр., о том, что является более простым и подходящим с т. з. конк­ретных практических задач исследования: провести обследование членов бригады с помощью теста достижений или проанализировать такие традиционные пока­затели, как производительность, качество работы, стабильность выработки, удов­летворенность работой, текучесть кадров и т. д. (см. Валидность инкрементная). Критерий В. т. является одним из ве­дущих при характеристике валидности любой психодиагностической методики. Однако наиболее высоким требованиям В. т. должны отвечать клинические тесты, служащие для уточнения дифференциаль­ного диагноза, скрининговые методики (см. Отсеивание), тесты достижений, психометрические тесты интеллекта и ряд др.

ВАЛИДНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - валидность теста по отношению к из­меряемому свойству в контексте опреде­ленной ситуации. В. э. является свой­ством теста, проявляющимся в том, что его применение при решении различных практических задач ведет к качественно различной интерпретации результатов те­стирования (В. И. Дружинин, 1990).

Введение понятия В. э. связано с дав­но обсуждающейся в психодиагностике проблемой влияния ситуации на результа­ты тестирования. Споры между «чертистами» (сторонниками теории черт личности, постулирующими устойчивость в разных ситуациях форм поведения, соот­ветствующих определенным психическим свойствам) и «ситуационалистами» (по­рой утвержающими полное отстутствие влияния свойств личности на поведение в конкретной ситуации), хотя и продолжа­ются по сей день, привели к возникно­вению и развитию теорий личностно-ситуационного взаимодействия. Однако остаются невыясненными параметры си­туаций, релевантных измеряемым свойствам, требуют изучения личностные проявления, подверженные влиянию си­туации. И сегодня остается во многом актуальным провозглашенный в начале восьмидесятых годов призыв Д. Магнуссона (1981) к созданию психологии ситу­аций.

Как хорошо известно, тестирование всегда происходит в конкретной жизнен­ной ситуации, а тест разрабатывается для решения определенной задачи (задач). Поэтому необходимо, используя тест в различных ситуациях, быть уверенным в том, что возможна такая переносимость теста из ситуации в ситуацию. Описание теста, по мнению В. Н. Дружинина, долж­но, наряду с другими известными характе­ристиками, содержать сведения о его В. э. Важнейшим моментом в создании модели тестирования, учитывающей В. э., явля­ются свойства ситуации тестирования (см. Психодиагностические ситуации). Следует учесть, что понятие В. э. в насто­ящее время связано исключительно с пси­ходиагностическими ситуациями, т. е. си­туациями, в которых происходит взаимодействие между диагностом и обследуе­мым, и не распространяется на другие типы ситуаций, в которых осуществляет­ся поведение (проявление индивидуаль­но-психологических особенностей).

ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ -совокупность характеристик валидности теста, полученных сравнительным ста­тистическим способом оценивания. Име­ет отношение главным образом к области валидности критериальной и двум ее видам: валидности текущей и валидно­сти прогностической.

Если при определении валидности содержательной оценка теста проводит­ся с помощью различных качественных процедур получения информации описа­тельными методами с использованием экспертных оценок и других источников информации (для вынесения суждения о со­ответствии заданий теста содержанию предмета измерения), то В. э. измеряется всегда с помощью статистического коррелирования. Проводится корреляционный анализ связи двух рядов значений — оце­нок теста и показателей по внешнему па­раметру изучаемого свойства (или ре­зультатов другого теста, валидность которого известна) (см. Валидизации критерии). Конкретные процедуры опре­деления В. э. связаны с комплексом ва­лидности коэффициентов.

 

ВАРИАЦИИ КОЭФФИЦИЕНТ — статистический показатель степени изменчи­вости признаков (переменных).

Дисперсия и среднее квадратическое отклонение (см. Меры изменчивости) яв­ляются абсолютными характеристиками вариации ряда переменных и выражаются в тех же единицах, что и характеризуе­мый ими признак. В случае необходимос­ти сравнения изменчивости признаков, выраженных разными единицами, исполь­зуется относительный показатель, а имен­но предложенный К. Пирсоном В. к. (V, С, CV), представляющий собой процентное отношение среднего квадратического от­клонения данного ряда к среднему ариф­метическому:

 

Предположим, в исследовании с по­мощью двух тестов получены распре­деления оценок х1 и х2. Для первого . Тогда . Таким образом, оценки по первому тесту более изменчивы, чем по второму.

При сильно скошенных, асимметрич­ных распределениях В. к. может дости­гать 100% и более. Он может изменять значение при наличии корреляции меж­ду х и Sx, характерной для асимметрич­ных распределений. Для распределений, типичных для психологических измере­ний, В. к. является одним из наиболее удобных показателей, широко применяе­мых в конкретных психологических ис­следованиях.

ВАРТЕГГА РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ (Wartegg Zeichentest, WZT)проек­тивная методика исследования личнос­ти. Опубликована Э. Вартеггом в 1953 г.

Стимульный материал В. р. т. состоит из 8 стандартных, ограниченным белым пространством графических знаков, рас­положенных на черном поле (рис. 10). Об­следуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с уче­том изображенных знаков. Фиксируется последовательность выполнения рисун­ков. После завершения задания испытуе­мому предлагают ответить на вопросы о том, какой из рисунков наиболее удался, а какой — наименее, каково содержание рисунков и что они выражают.

При интерпретации теста исходят из следующих свойств, приписываемых гра­фическим знакам:

Точка (мягкость, органичность, неза­метность, неопределенность).

Волнистая линия (эмоциональность, волнение, возбуждение).

3. Увеличивающиеся в размере штрихи (принцип усиления, возраста­ния, членение).

Квадрат (угловатость, темнота, тя­жесть).

Продольный и поперечный штри­хи (динамичность, скачок).

Горизонтальный и вертикальный штрихи (соединение, связывание и разъединение, разобщение форм).

Полукруг, состоящий из точек (эмоциональная чуткость, отзывчи­вость, детальное членение).

Круговой сегмент (округлость, замк­нутость).

Большое значение придается выражен­ному в рисунках «отношению» к исходно­му знаку. Пренебрежение, игнорирование знака в рисунках — симптом сосредото­ченности на собственном «Я». Диффузное внимание к знаку — симптом изобрета­тельности, выдумки. Фиксированное вни­мание к знаку — симптом концентрации на конкретных, вещественных элементах. Наконец, стремление качественно офор­мить исходный знак — симптом твор­ческого начала. Учитываются также со­держание рисунков и их графическое ис­полнение.

 

Рис. 10. Стимульный материал Вартегга рисуночного теста (задания 1-8)

Э. Вартегг в своей теории, на которой основана интерпретация В. р. т., эклек­тически соединяет положения психоана­лиза, бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности. Данные о валидности и надежности В. р. т. отсутству­ют. Допускается групповое обследование.

В западных исследованиях осуществляет­ся поиск новых, свободных от субъекти­визма критериев оценки и интерпретации результатов, полученных с помощью В. р. т. (Р. Мейли, 1969). В работах советских психологов В. р. т. вне связи с интер­претационными схемами, предложенны­ми его автором, используется при обсле­довании психически больных (В. М Блейхер, И. В. Крук, 1986).

«ВАШЕ САМОЧУВСТВИЕ» —методи­ка, сочетающая в себе элементы опросни­ка-анкеты, опросника состояний и на­строений и опросника личностного. Предложена О. С. Копиной, Е. А. Сусловой и Е. В. Заикиным в 1995 г. Предназна­чена для диагностики психоэмоциональ­ного напряжения (основных составляю­щих и источников).

В опросник входят методики экспресс-диагностики психоэмоционального напря­жения и связанных с ним факторов:

1. Шкала самооценки здоровья.

Низкая самооценка здоровья, по мнению авторов, связана с повышенным уровнем стресса, низкими показателями удовлет­воренности жизнью.

2. Шкала психоэмоционального стресса Л. Ридера. Показатель стресса по этой шкале варьирует от 0 до 3 баллов и каждого обследуемого относят к одной из трех групп — с высоким, средним или низким уровнем психоэмоционального стресса.

3. Шкала удовлетворенности жиз­нью в целом О. С. Копиной. Оценивает субъективное состояние удовлетворенно­сти—неудовлетворенности жизнью.

4. Шкала удовлетворенности ус­ловиями жизни О. С. Копиной. Оцени­вает комфортность жилищных условий, бытовых условий района проживания, по­литическую ситуацию в регионе и т. п.

5. Шкала удовлетворенности ос­новных жизненных потребностей О. С. Копиной. Оценивает отношения в семье, питание, отдых, жизненные перс­пективы и т. п.

6. Основные социально-демогра­фические показатели. Сведения о поле, возрасте, образовании и т. п.

Надежность ретестовая «В. с.» (2-7 дней) для 166 обследованных достаточ­но высока. Валидностъ шкал 1-3 уста­навливалась на выборке из 300 мужчин и женщин в возрасте 18-67 лет. Обследуе­мые, получившие низкие показатели по одной из трех шкал, проходили индиви­дуальное психологическое консультиро­вание, после чего обследовались с исполь­зованием Кэттелла «Шестнадцать лич­ностных факторов» опросника (94 че­ловека). Факторы О, Q4, С, F и Q3 корре­лируют с данными опросника, что позво­лило сделать вывод о его валидности. Также имеются сведения об удовлетвори­тельной прогностичности и дискриминативности заданий шкал 1-3.

Авторы рекомендуют опросник для массовых психологических обследований с целью оценки уровня психоэмоциональ­ного напряжения и его источников у раз­личных групп населения, а также при индивидуальном консультировании.

ВЕКСЛЕРА ИНТЕЛЛЕКТА ИЗМЕРЕ­НИЯ ШКАЛЫ — группа наиболее изве­стных и широко используемых тестов интеллекта. Предназначены для измере­ния уровня интеллектуального развития. Разработаны Д. Векслером. Первой была предложена в 1939 г. Векслер—Белльвью шкала (Wechsler Bellevue Scale, от на­звания клиники, в которой она была раз­работана). Шкала стандартизирована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет.

Наибольшую известность получил мо­дифицированный вариант этой шкалы, опубликованный в 1955 г. под названи­ем «Векслера интеллекта взрослых шка­ла» (Wechsler Adult Intelligence Scale, WA1S), последняя редакция, WAIS-R, опубликована в 1981 г. WAIS предназна­чена для обследования лиц в возрасте от 16 до 64 лет. Включает 11 субтестов, со­ставляющих вербальную и невербальную (действия) шкалы:

Шкала вербальная

1. Субтест общей осведомленнос­ти. Исследует запас относительно про­стых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка — 1 балл за правильное решение каждого вопроса. Примеры:

— Из чего делают резину?

— Почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?

— Что такое гносеология?

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, по­нимание общественных норм. Испытуе­мый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зави­симости от точности ответа: 0, 1, 2 балла. Примеры:

— Что нужно сделать, если Вы нашли на улице запечатанный конверт с напи­санным на нем адресом и непогашен­ной маркой?

— Что означает выражение «Куй железо, пока горячо»?

— Почему человек, родившийся глухим, не может говорить?

3. Арифметический субтест. Оце­нивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

Испытуемый должен устно решить се­рию арифметических задач. Дается оцен­ка не только точности ответа, но и затра­ченного на решение времени. Примеры:

— Если человек купил 7 марок по 2 ко­пейки каждая и дал полтинник, сколь­ко он должен получить сдачи?

— Цена двух банок с консервированны­ми яблоками — 31 копейка. Сколько стоят 12 банок?

— Восемь человек могут закончить рабо­ту за 6 дней. Сколько человек потребу­ется, чтобы закончить работу за пол­дня?

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочива­нию, абстрагированию, сравнению. Испы­туемый должен установить и охарактери­зовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в за­висимости от достигнутого уровня обоб­щения: конкретного, функционального, концептуального. Напр., при установле­нии общего в паре понятий «платье — пальто» могут быть даны ответы:

— сделаны из одинакового материала, имеют пуговицы (0 баллов);

— их носят, они дают тепло (1 балл);

— верхняя одежда (2 балла).

В субтесте предлагается 13 пар поня­тий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование опе­ративной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. Задания аналогичны соответствующему субтесту шкалы памяти (см. Векслера па­мяти шкала).

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понима­ния и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: пер­вые 10 — весьма распространенные, по­вседневного употребления; следующие 20 — средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка — от 0 до 2 баллов. Примеры:

I группа II группа III группа

Яблоко Приговор Война

Стол Микроскоп Балласт

Деталь Храм Идиосинкразия

 

Шкала невербальная

7. Субтест шифровки цифр. Изуча­ет степень усвоения зрительно-двигатель­ных навыков. Задача состоит в том, что­бы написать под каждой цифрой в клеточ­ке соответствующий ей символ (рис. 11). Время выполнения лимитировано. Оцен­ка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

 

Рис. 11. Субтест «шифровки цифр»

8. Субтест нахождения недостаю­щих деталей. Изучает особенности зри­тельного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные де­тали.

Испытуемому предъявляют 21 изобра­жение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую де­таль или какое-то несоответствие (рис. 12). Правильный ответ оценивается одним баллом (лимит времени — 20 с).

 

Рис. 12. Образцы заданий субтеста «недостающие детали»

9. Субтест кубиков Коса. Направ­лен на изучение сенсомоторной коорди­нации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают после­довательно воспроизвести десять образ­цов рисунков из разноцветных деревян­ных кубиков (рис. 13). Время ограничива­ется по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени испол­нения. См. также Коса кубики.

 

Рис. 13. Субтест «кубики Коса» WAIS (1-10, под № 11 — развертка куба)

10. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к орга­низации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхище­нию событий. В задании предлагается во­семь серий картинок. В каждой серии кар­тинки объединены сюжетом, в соответ­ствии с которым испытуемый должен рас­положить их в определенной последова­тельности. Оценка зависит от правильно­сти и времени решения.

11. Субтест составления фигур. Направленность субтеста аналогична суб­тесту 9. Испытуемому предлагают в опре­деленной последовательности детали че­тырех фигур («человек», «профиль», «ру­ка», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оцен­ке учитывается время и правильность ре­шения.

В 1949 г. была предложена Векслера интеллекта шкала для детей (Wechsler In­telligence Scale for Children, WISC; после­дняя редакция, WISC-R, опубликована в 1974 г.), предназначенная для обследования детей в возрасте от 5 лет до 15 лет 11 мес (для WISC-R стандартизация осуществлялась в возрастном диапазоне от 6,5 до 16,5 года).

В отличие от шкалы WAIS, в тесте WISC-R имеется 12-й субтест, альтерна­тивный субтесту шифровки цифр. Этот субтест включает девять лабиринтов (рис. 14), время «выхода» из которых ли­митировано. Задания вербальных и прак­тических субтестов предъявляются в дет­ском варианте шкалы в чередующемся по­рядке. Субтест «лабиринты», проведение которого требует больше времени, по усмотрению экспериментатора может быть заменен на «шифровку». Любая другая за­мена, в том числе замена «лабиринтов» на какой-либо другой субтест, так же как и замена «запоминанием цифр» (второй аль­тернативный субтест, используемый толь­ко в WISC-R) любого из вербальных суб­тестов, производится только в случае, если один из основных субтестов прихо­дится пропускать из-за непредвиденных препятствий. Дополнительные субтесты батареи WISC-R («запоминание цифр» и «лабиринты») могут быть проведены вме­сте с основной группой заданий, но в этих случаях их показатели не учитываются при определении значений IQ.

 

Рис. 14. Субтест «лабиринты» WISC-R

В 1963 г. была опубликована Вексле­ра интеллекта шкала для дошкольников и младших школьников (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence, WPPSI), предназначенная для детей в возрасте от 4 до 6,5 года.

Она включает 11 субтестов, из кото­рых 10 засчитываются при определении IQ. Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, остальные три разработаны специально для данной шкалы. Субте­сты также сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия; предъявление субтестов той и другой группы чередует­ся. Состав субтестов шкалы WPPSI сле­дующий:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.