Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детского описания родите­лей поведения опросник




(Children's Report of Parental Behavior Inventory, CRPBI)опросник личност­ный, направленный на изучение уста­новок, поведения и методов воспитательных воздействий родителей с точки зре­ния их детей. Разработан Э. С. Шефером в 1965 г.

Первоначальный вариант состоял из 20 шкал по 10 вопросов в каждой. В по­следующей редакции количество шкал сокращено до 18 при общем объеме 192 вопроса. Диагностируемые парамет­ры описываются тремя факторами: приня­тие—непринятие родителей, психоло­гический контроль—психологическая автономия, строгий воспитательный под­ход—либеральный воспитательный под­ход.

За рубежом Д. о. р. п. о. часто исполь­зуется в модификации С. Шлудерман и Е. Шлудерман, сокративших количество вопросов до 108 за счет выделения наибо­лее диагностически ценных. Изучаемые факторы в модифицированном варианте квалифицируются следующим образом: положительное отношение—враждеб­ность, директивность—автономия, после­довательность—непоследовательность воспитательных воздействий. Известен также предложенный на этой основе вариант 3. Матейчека и П. Ржичана (1983). Благодаря анализу гомогенности (см. Внутренняя согласованность) во­просов по отношению к выделенным фак­торам, появилась возможность разработать более компактную версию, обладаю­щую высокой надежностью и получив­шую название «Опросника родительского поведения и установок для молодежи» (МОЛОР — сокращенное «молодежь— родители»). МОЛОР состоит из 50 выска­зываний, касающихся поведения родите­лей; ответы имеют три градации («да», «частично», «нет»), с количественными оценками 2,1,0 соответственно. Методи­ка включает 4 тестовые тетради, которые различаются в зависимости от субъекта и объекта оценивания: оценка отца доче­рью, оценка отца сыном, оценка матери дочерью, оценка матери сыном.

Оценки первичные переводятся в про­изводный показатель, который представ­ляет собой стандартную оценку (от 1 до 5 баллов). Эти оценки являются удвоенны­ми стэнами (см. Оценки шкальные). Стандартная оценка 1 соответствует стэнам 1-2, оценка 2 соответствует стэнам 3-4 и т. д. Опросник предназначен для об­следования лиц в возрасте 13-18 лет.

Валидность эмпирическую устанав­ливали путем сравнения оценок отдель­ных шкал в группах учеников с хорошей и плохой успеваемостью, при этом были по­лучены достоверные различия (более от­четливо при оценке матери). Валидность критериальная определялась сопостав­лением результатов у детей, родившихся от нежелательной беременности, с деть­ми, эмоционально принятыми родителя­ми, а также сопоставлением данных, по­лученных у детей, живущих в полных и неполных семьях. Имеются сведения о валидности конструктной, полученные при сопоставлении результатов опросни­ка с аналогичными данными, направлен­ными на анализ отношений между детьми и родителями.

Внутренняя согласованность шкал оценки матери и отца является удовлет­ворительной, коэффициент корреляции варьирует в интервале 0,53-0,86. Отме­чается высокая надежность ретестовая. При интервале ретеста 2 нед были получены коэффициенты rt = 0,70-0,86 (при оценке матери и отца).

З. Матейчек и П. Ржичан (1983) ука­зывают на высокую информативность МОЛОР при анализе семейных конфлик­тов, воспитательных проблем, при нару­шениях поведения и невротических расстройствах в случае развода в семье, при проблемах с обучением в школе. Опрос­ник находит применение и в клинической практике.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.