Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пальцем окрашивания тест 2 страница




Шкала 3. «Самоконтроль» (5 зада­ний). Примеры утверждений: «Хотя я и пытаюсь решить проблему, порой все же чувствую себя неуверенно, не нахожу ре­ального выхода»; «Я высказываю резкие суждения и позднее сожалею об этом».

Опросник стандартизован на вы­борке из 150 испытуемых (студенты аме­риканских вузов). Имеются данные об удовлетворительной надежности ретестовой (коэффициенты 0,83-0,89 по от­дельным шкалам при интервале 2 нед) и о высокой внутренней согласованности утверждений. Валидность исследовалась путем изучения корреляционных связей шкал П. р. о. со шкалами подобных опрос­ников личностных.

Показано, что измеряемые показатели не связаны с интеллектом, социальной желательностью, а имеют отношение к личностным переменным в области само­контроля. Работа по изучению валидности опросника продолжается.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ПРОВЕРКА Gтест интеллекта, вербальная методика для оценки быстро­ты понимания прочитанного текста. Раз­работан М. Миланом в 1946 г.

Тестовая тетрадь содержит анкетные данные испытуемого и короткую инст­рукцию с примерами выполнения. В тес­те представлены задания следующего типа:

— Днем светло. Как днем?

— Ночью темно. Когда темно?

— Днем иногда светит солнце. Что све­тит днем?

Тест содержит 186 заданий, на кото­рые следует ответить одним словом. Вре­мя решения ограничено и испытуемым за­ранее не сообщается. При оценивании за каждый правильный ответ начисляется один балл.

По данным факторного анализа, на показатели теста влияют особенности вербального мышления и фактор G. Ме­тодика применяется для обследования де­тей начиная с 6-7 лет. Может использо­ваться как средство диагностики достиже­ний в овладении чтением, в клинической психодиагностике для анализа вербально­го развития и нарушений понимания речи, в школьной психодиагностике при оценке готовности к школе.

Данных об использовании в СНГ нет.

ПРОЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СТАРЕ­НИЯ МЕТОД (The Projective Assessment of Aging Method, PAAM)проектив­ная методика исследования личности. Опубликована М. Вейнер в 1993 г.

П. о. с. м. состоит из 31 рисунка, кото­рые отображают темы, связанные со ста­ростью и процессами старения. 14 рисун­ков предназначены для стандартного предъявления, 14—дополнительные и 3 — варианты для женщин и мужчин. Ри­сунки неопределенны, их тема предпола­гается, но специфика должна быть опре­делена самим испытуемым. Составляя рассказы по этим рисункам, испытуемые демонстрируют важные потребности, ин­тересы, тревоги, стиль их преодоления и другие динамические факторы, связанные со старением (см. Пожилых апперцепции техника). Данные о валидности и надежности отсутствуют, в ее нынешнем виде методика ориентирована на каче­ственный анализ. Автор утверждает, что, хотя П. о. с. м. является эффективным средством для работы непосредственно с пожилыми людьми, он также является полезным для обучения и повышения ква­лификации персонала, при изучении сту­дентами курса геронтологии.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат. projectio — выбрасывание вперед) — со­вокупность методик, направленных на ис­следование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода (см. Психодиагностический ме­тод). Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на нео­днократные попытки изменить их назва­ние, закрепилось, является общеприня­тым в психологической диагностике.

Наиболее существенным признаком П. м. является использование в них нео­пределенных, неоднозначных (слабост­руктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, раз­вивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление инди­видуума, его восприятия, чувства, выска­зывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляет­ся тем ярче, чем менее стереотипны ситу­ации-стимулы, побуждающие ее к актив­ности. Стимулы П. м. приобретают смысл не столько в силу их объективного содер­жания, сколько в связи с личностным зна­чением, придаваемым им обследуемым. Отсюда — характерное для П. м. отсут­ствие оценки ответов-реакций как «пра­вильных» или «ошибочных», ограничений в их выборе.

Такое понимание проекции в корне от­лично от ее психоаналитического истол­кования. Психоанализ считает проекцию одним из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я», приписы­ваются внешнему объекту и тогда прони­кают в сознание как измененное восприя­тие окружающего мира. Механическое перенесение порожденного психоанали­зом понимания проекции на сущность процесса, реализующегося в П. м., долгое время препятствовало научной разработ­ке и использованию этих методик в совет­ской психодиагностике. Разумеется, нельзя отрицать значительного влияния психоанализа на интерпретацию данных, полученных с помощью П. м. Это влияние сохраняется и поныне.

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадле­жит Г. Мюррею. Положения Г. Мюррея, в которых проекция рассматривается как естественная тенденция людей действо­вать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организа­ции, является наиболее ранним приложе­нием понятия проекции к психологическому исследованию. По его мнению, за­щитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не прояв­ляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, как она применима к исследованию личности, не формировалась (Роршаха тест не был задуман в качестве проективной методи­ки и в этом аспекте не разрабатывался на протяжении почти двух десятков лет сво­его практического применения).

В начале 40-х гг. «проективное движе­ние» в западной психологии набирает зна­чительную силу. П. м. становится едва ли не самым популярным в психодиагности­ке, оттеснив на второй план традицион­ные психометрические тесты. Ныне они занимают лидирующее положение в зару­бежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиаг­ностики. Свидетельство тому — специальные научные институты и общества, созданные во многих странах мира; посвя­щенные исключительно П. м. периодичес­кие издания, сборники и монографии; ре­гулярно проводимые международные кон­грессы (последний, XV международный конгресс по П. м. состоялся в 1996 г.). Различают следующие группы П. м.:

1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (см. Роршаха тест);

2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (см. Мира тест);

3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (см. Тематической апперцепции тест);

4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально ор­ганизованных условиях (см. Психо­драма);

5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (см. «Дом—дерево—человек» тест);

6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее жела­тельных) другим (см. Люшера цвета выбора тест);

7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (см. «За­вершения предложения методи­ки»).

Несмотря на давнее и широкое исполь­зование, П. м. — предмет непрекращаю­щихся споров между их сторонниками и противниками. Критики П. м. указывают на то, что они недостаточно стандартизованы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность исследовате­ля, а не обследуемого. Неоднократно от­мечалось пренебрежение нормативными данными. Особо подчеркивалась неподат­ливость П. м. традиционным способам оп­ределения надежности и валидности (в имеющейся литературе приведено немало противоречивых результатов).

Критическое отношение к данным, по­лученным в результате применения П. м., необходимо (как, впрочем, и к данным любого психодиагностического обсле­дования). В то же время надо учитывать то, что желание оценить в параметрах ва­лидности и надежности все проявления личности, обнаруживаемые П. м., вряд ли вообще может быть удовлетворено. Для многих из этих методик характерен гло­бальный подход к оценке личности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации. А. Анастази (1982) права в том, что вопрос о ценности П. м. более уместно ставить при их рас­смотрении как качественных клиничес­ких процедур, а не при количественной оценке их показателей, как это осуществ­ляется в психометрических тестах. По этой причине термин «тест» (в строгом смысле этого слова) не подходит для обо­значения П. м.

Сказанное выше определяет значе­ние обязательного соотнесения «проек­тивного материала» с результатами, по­лученными в других исследованиях, ин­формацией о жизненном пути обследуе­мого. Слепое следование различным интерпретационным схемам, взятым без­относительно обследуемого, а тем более исходящим из психоаналитического ис­толкования показателей П. м., ведет не только к дискредитации методик, но прежде всего к ложным диагностичес­ким результатам. Присущая П. м. направленность на раскрытие целостности созвучна разрабатывавшимся в советс­кой психологии системно-структурным принципам анализа личности. Советские исследователи уделяли значительное внимание вопросам теоретического обо­снования П. м. (Л. Ф. Бурлачук, 1979; Е.Т.Соколова, 1980 и др.). Для пони­мания механизма, реализующегося в П. м., привлекается понятие установки (В. Г. Норакидзе, 1975). Иную позицию занимают последователи теории дея­тельности, опирающиеся на категорию «личностного смысла» (Е. Т. Соколова, 1980). В этом случае спецификой П. м. полагается их направленность на выяв­ление прежде всего субъективно-конф­ликтных отношений. Очевидно, что тем самым заметно сужается сфера проявле­ний личности, обнаруживаемых с помо­щью П. м.

Основным принципом объяснения и анализа феномена проекции продолжает оставаться разработанное в советской психологии понимание процесса восприя­тия как активного, носящего личностный характер (С. Л. Рубинштейн и др.). В си­туации проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, ус­тановки обнаруживаются в особенностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения. Разра­ботка интерпретационных схем П. м. дол­жна осуществляться в двух направлени­ях: «личностном» и «перцептивном», сли­яние которых по мере их развития неиз­бежно.

В ведущихся сегодня исследованиях (Л. Ф. Бурлачук, 1997, Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова, 1998) осуществляется дальнейшая разработка теории П. м., изу­чаются диагностические возможности уже известных, создаются новые. Эти ис­следования, особенно в области клини­ческой психологии, углубляют существу­ющие представления о влиянии на лич­ность психических заболеваний,позволя­ют наметить адекватные терапевтические и реабилитационные мероприятия. Одна­ко все еще весьма незначительны иссле­дования нормальных лиц, в большинстве случаев психолог-практик не может опе­реться на нормативные данные. Методо­логическое значение имеют прекратившиеся, к сожалению, в 80-е годы работы, об­ращенные к изучению проблемы бессоз­нательного психического (Л. Ф. Бурла­чук, 1979; Ю. С. Савенко, 1979; Е. Т. Со­колова, 1979). П. м. помогают исследова­телям проникнуть в трудно объективиру­емые, ускользающие при использовании традиционных психодиагностических ме­тодик особенности личности.

«ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ» ШКАЛА (Manifest Anxiety Scale, MAS)опросник личностный. Предна­значен для измерения проявлений тревожности. Опубликован Дж. Тейлор в 1953г.

«П. т.» ш. состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для «П. т.» ш. осуществлялся на основе ана­лиза их способности различать лиц с «хро­ническими реакциями тревоги». Примеры утверждений:

— Я не в состоянии сосредоточиться на одном предмете.

— Через день мне снятся кошмары.

— Даже в прохладные дни я легко потею.

Обработка результатов исследования осуществляется аналогично процедуре MMPI. Индекс тревожности измеряется в шкале Т-баллов (см. Оценки шкальные). «П. т.» ш. нередко используется в каче­стве одной из дополнительных шкал MMPI. При этом результат измерения тревожности не только дополняет данные по основным клиническим шкалам MMPI, но и в некоторых случаях может быть привлечен к интерпретации профиля в целом. Как показывают данные исследований (Дж. Рейх и соавт., 1986; Дж. Хенсер, В. Майер, 1986), состояние тревоги свя­зано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких показателях уровня тревожности необхо­димо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.

Нормы «П. т.» ш. определены на вы­борке, состоящей из 1971 студента университета и 103 больных различными психическими заболеваниями. Показате­ли надежности ретестовой — 0,82 (при интервале ретеста 5 мес) и 0,81 (интервал ретеста 9-17 мес). Валидность шкалы изучалась путем сравнивания результа­тов у здоровых испытуемых и лиц с раз­личными неврологическими и психотическими нарушениями.

В СНГ «П. т.» ш. находит широкое при­менение в клинико-психологических ис­следованиях, психодиагностике спорта (В. Г. Норакидзе, 1975; В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978; В. Л. Марищук и соавт., 1984).

ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СОСТОЯ­НИЯ ШКАЛА (Psychiatric Status Schedule) — опросник, предназначенный для скрининга психических расстройств. Разработан Л. Спицером, Дж. Эндикотом, Дж. Флейссом, Дж. Коэном в 1964г. В 1970 г. П. с. ш. опубликована повторно с изменениями после стандартизации на выборке из 2000 испытуемых. П. с. ш. ох­ватывает перечень из 321 симптома, составляющих 17 симптоматических шкал («депрессия—тревога», «социальная изо­ляция», «суицидность», «соматические жалобы», «нарушения речи», «необычные эмоции», «внешний вид или поведение», «ажитация—возбуждение», «враждеб­ность—негативизм», «дезориентация— нарушения памяти», «ретардация—недо­статок эмоций», «антисоциальные уста­новки или поступки», «проявления гне­ва», «мания величия», «подозритель­ность—галлюцинации»), 6 ролевых шкал («роль кормильца», «роль хозяйки дома», «роль студента или ученика», «роль това­рища», «роль родителя», «итоговая роль»). Факторный анализ пунктов, вхо­дящих в симптоматические шкалы, позво­лил выделить т. н. «шкалы суммирования симптомов»:

1. Удрученность.

2. Расстройства поведения.

3. Расстройства контроля за импульсами.

4. Нарушения чувства реальности.

Выделяются также 3 дополнительные шкалы, не имеющие психометрического обоснования, выделенные исключительно для удобства клинического психолога или психиатра («особенности проведения сво­бодного времени», «лекарственная или наркотическая зависимость», «алкоголь­ная зависимость»).

Испытуемому предлагают ответить, свойственны ли ему те или иные особен­ности, указанные в перечне П. с. ш. Бал­лы, полученные по шкалам, переводятся в стандартные.

П. с. ш. обладает достаточной валидностью и надежностью. Надежность ретестовая равна 0,30 (нарушения речи) — 0,85 (депрессия, тревога), в среднем — 0,57 при исследовании 25 больных, поступивших на лечение, спус­тя двое суток и спустя неделю после по­ступления. Поведенческие шкалы более стабильны, чем шкалы психического со­стояния. При исследовании 770 психи­чески больных внутренняя согласован­ность (см. Надежность по внутренней согласованности) пунктов шкал суммирования симптомов — 0,83-0,89, симп­томатических шкал — 0,43-0,93 (в сред­нем 0,74), ролевых шкал — 0,65-0,80. Валидность критериальная по корре­ляции с экспертными оценками для шкал суммирования симптомов 0,90-0,98, для симптоматических шкал — 0,57-0,99 (в среднем 0,89), для ролевых шкал — 0,66-0,98. П. с. ш. имеет высокие пока­затели валидности текущей, опреде­ленной по методу контрастных групп (исследовались психически здоровые, больные неврозами, шизофренией, алко­голизмом, органическим мозговым синд­ромом). Лучше всего дифференцируют психически больных от здоровых шкалы «депрессии—тревоги», «итоговая роль», «роль кормильца», «особенности прове­дения свободного времени», «удручен­ность». Имеются также сведения о до­статочной валидности конструктной П. с. ш. по корреляции с данными обсле­дования с помощью различных психиат­рических оценочных шкал.

Методику рекомендуется применять в эпидемиологических исследованиях, а также в дифференциальной диагностике психических расстройств.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ПСИХИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ЕЖЕГОДНИК (Mental Measurements Yearbook) — реферативно-справочное из­дание по психологическим тестам, публи­куемое в США с 1938 г. (ранее, с 1933 по 1936 г. выходило в свет аналогичное изда­ние под названием «Образовательные, психологические и личностные тесты). Последний, одиннадцатый выпуск, осуще­ствлен в 1992г. Издатель — Институт психических измерений Оскара Буроса (Линкольн университет штата Небраска).

П. и. е. публикует: а) краткие сведе­ния о новых или пересмотренных тестах, предназначенных для англоязычного пользователя. Обычно указываются: цель, для обследования кого предназна­чен, дата публикации, акроним, название и количество шкал (субтестов), особенно­сти проведения (групповое или индивиду­альное), сведения о стоимости, время про­ведения, комментарий, касающийся спе­цифических особенностей теста, сведения об авторе, сведения об издателе, б) крити­ческие обзоры каждого из упоминаемых тестов, подготовленные высококвалифи­цированными экспертами, в) библиография работ, в которых рассматриваются проблемы конструирования, валидности и т. п. сведения об описываемом тесте, г) классифицирующий указатель тестов, д) именной указатель, е) указатель шкал тестов, ж) указатель издателей тестов, з) указатель, расшифровывающий акро­нимы, и) указатель авторов критических обзоров.

Каждый том П. и. е. организован по­добно энциклопедии, тесты рассматрива­ются в алфавитном порядке. Количество упоминаемых тестов варьирует от тома к тому, в среднем составляя 400-500 наименований. На каждый тест приходится примерно по два критических обзора. На­чиная с девятого выпуска к каждому тому издается Дополнение, являющееся логи­ческим продолжением П. и. е. Начиная с 11 тома ежегодник распространяется так­же на магнитном носителе (CD-ROM). П. и. е. по праву считается наиболее авто­ритетным справочным изданием по психо­логическим тестам (см. также Тестов из­дательства (издатели)).

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ - проективная методика исследования личности. Опубликована С. Деллингер в 1989 г.

Стимульный материал П. т. состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, пря­моугольник, треугольник, зигзаг и круг (рис. 51). Обследуемому предлагают «по­чувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжиру­ются в порядке предпочтения.

 

Рис. 51. Стимульный материал Психогеометри­ческого теста

При интерпретации результатов автор предполагает исходить из символическо­го значения формы используемых в П. т. стимулов: «Квадраты» — люди трудолю­бивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны. «Прямоугольники» — люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопреде­ленности в отношении себя на данный мо­мент времени. «Треугольники» — люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, дости­гают их. «Зигзаги» — люди-творцы с раз­витой интуицией, доминирующий стиль мышления — синтетический, они устрем­лены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью. «Круги» — люди доброжелательные, ис­кренне заинтересованные в хороших меж­личностных отношениях, их высшая цен­ность — люди, их благополучие.

Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной. В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той на­уки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представ­ления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Сведения о валидности и надежнос­ти П. т. отсутствуют. Такая работа нача­та российскими психологами, попытавши­мися установить связь П. т. с показателя­ми ряда опросников личностных и Равена прогрессивных матриц. Сообщается о том, что почти все результаты сравни­тельного анализа «подтверждают психо­логические характеристики геометричес­ких форм личности» (А. А. Алексеев, Л. А. Громова, 1991). П. т. рекомендуется использовать в практике психологическо­го консультирования.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМА­НИЯ — совокупность приемов и мето­дик, направленных на получение диагно­за психологического особенностей и качеств внимания (устойчивости, переключаемости, концентрации и т. д.).

Исследование внимания имеет боль­шое значение в школьной психодиагнос­тике, в частности при анализе причин не­успеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических ре­комендаций. Различные по характеру и выраженности нарушения внимания и ум­ственной работоспособности типичны для некоторых контингентов больных нервно-психическими и соматическими заболева­ниями. Это объясняет важность и распро­страненность методик, направленных на психодиагностическое исследование осо­бенностей внимания в клинической психодиагностике. Различные стороны вни­мания и их измерение являются важной задачей психодиагностики профессио­нальной, особенно при отборе персонала.

Большинство специализированных те­стов для оценки качеств внимания явля­ются относительно простыми по процеду­ре проведения тестами скорости (напр., корректурная проба и ее вариан­ты, тест Тулуза—Пьерона и т. д.).

Для исследования особенностей вни­мания, работоспособности и утомляемос­ти больных Э. Крепелином (1895) предло­жено несколько простых проб, напр, ис­пытуемому дают бланк с записанными на нем однозначными числами, которые нуж­но складывать в уме. Результат оценива­ют по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Другое задание зак­лючается в последовательном вычитании из 100 или 200 одного и того же числа. Ис­пытуемый также считает в уме, называя вслух только промежуточные результаты.

Возможен вариант проб для выявления особенностей переключения внимания. В этом случае отсчитывается не одно число, а два чередующихся, напр. 7 и 8.

Распространенной методикой иссле­дования внимания являются таблицы Шульте, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25 (рис. 52). Ис­пытуемый отыскивает и показывает чис­ла в порядке их возрастания. Проба по­вторяется с пятью разными таблицами. Основной показатель — время выполне­ния. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчи­вость внимания и работоспособность в ди­намике (см. Корректурная проба).

Рис. 52. Таблицы Шульте

Для оценки переключения внимания используется модификация таблиц Шуль­те, предложенная Ф. Д. Горбовым (1959, 1964 гг.). В такой таблице в случайном порядке расположены черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в возрастающем порядке, затем в убываю­щем порядке показать красные. Третье за­дание заключается в попеременном поис­ке черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке.

В числе других примеров тестов вни­мания можно привести соответствующие наборы заданий из Россолимо «психоло­гических профилей», Общих способнос­тей батареи тестов.

В диагностике особенностей внимания важное место всегда должно отводиться наблюдению за деятельностью испытуе­мого. Суждение о развитии и состоянии характеристик внимания может быть вы­несено на основании работы испытуемого над любым по характеру эксперименталь­ным заданием.

Распространенным в западной психо­диагностике тестом внимания является Konzentration—Leistung-Test (KLT), зак­лючающийся в выполнении простых счет­ных операций. Продолжительность теста 20 мин, результат оценивается по процен­ту ошибок от количества решений. Коэф­фициент надежности теста — 0,86-0,92, валидности коэффициент по свя­зи с критерием школьной успеваемос­ти — 0,20-0,30 (0,39 — по успешности изучения математики). Для изучения ин­дивидуальных особенностей внимания ис­пользуется тест на импульсивность/реф­лексивность (Matching Familiar Figures Test). Значительное внимание западные психологи уделяют диагностике поддер­живаемого внимания (процесс, обеспечивающий в течение длительного времени внимание к редким, непредсказуемым сиг­налам, иначе говоря, «состояние готовно­сти»). Для этого используют тест непре­рывной деятельности (Continious Perfor­mance Test) и пробу парно-ассоциативно­го заучивания (Paired-Associated Lear­ning). В первом тесте 12 букв последова­тельно появляются на экране (или называются вслух), одна из них является сигнальной, но реагировать на нее нужно только тогда, когда перед ней появляется буква А. Во втором тесте предъявляются от 4 до 10 (в зависимости от возраста) ри­сунков, как правило, животных. Обследуемый должен поместить каждое животное в один из четырех зоопарков (южный, се­верный, западный и восточный), а при по­вторном предъявлении требуется сказать, в каком зоопарке оно находится.

Сложилось так, что общепринятые в СНГ методики П. в. на Западе давно не используются, а те, которые наиболее по­пулярны там, неизвестны в странах Со­дружества.

ПСИХОДИАГНОСТИКА КОМПЬЮ­ТЕРНАЯ — направление психодиагнос­тических исследований, связанное с ис­пользованием средств вычислительной техники при проведении обследования или (и) анализе его результатов, а также разработкой и применением тестов компьютерных.

Появление и развитие П. к. становит­ся возможным на определенном уровне развития информационных технологий. Первые упоминания о машинной обра­ботке данных психологического теста от­носятся к 30-м гг. Долгое время использо­вание вычислительной техники в психоло­гических (и психодиагностических) ис­следованиях ограничивалось предъявле­нием соответствующей информации об­следуемому и ее обработкой. В 70-80 гг. широкое распространение за рубежом по­лучают компьютерные тесты, в большин­стве своем представляющие модификации известных методик. В этот же период по­являются первые адаптивные тесты, отли­чительной особенностью которых являет­ся то, что управление процессом тестиро­вания частично, а в некоторых случаях и полностью, передается компьютеру. 80-е гг. — период наиболее активного развития П. к. за рубежом, что связано с появлением достаточно мощных и доступ­ных персональных вычислительных ма­шин, а также господствующей в ряде стран Запада технократической парадиг­мой, навязываемой и психологической на­уке. В 90-е гг., наряду с определенными достижениями, проявляется неудовлетво­ренность компьютерными тестами, навя­зывающими алгоритмы интерпретации ре­зультатов тестирования. Наиболее остро эти тесты критикуются представителями клинической психологии и всеми теми, перед кем стоит задача постановки инди­видуального диагноза.

В СССР, а позднее в СНГ П. к., вплоть до настоящего времени, ограничивается применением компьютерных версий тес­тов; достаточно широко возможности вы­числительной техники используются при обработке результатов диагностических исследований, разработке новых тестов, создании банков данных (см. Тесты ком­пьютерные).

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ -совокупность приемов и методик, направ­ленных на получение диагноза психоло­гического особенностей памяти. Выявля­ются различные характеристики и виды памяти (объем и прочность долговремен­ной, оперативной,зрительной и слуховой памяти и т. д.).

Диагностика особенностей памяти важна для решения задач школьной пси­ходиагностики, в профессионально-психо­диагностических исследованиях. Наруше­ния памяти нередко являются патогномичными по отношению к различным ви­дам нервно-психических и соматических заболеваний. Состояние функций памяти в ряде случаев отражает динамику забо­левания. Отсюда ясна роль П. п. в облас­ти клинической психодиагностики.

В психодиагностике накоплен значи­тельный опыт разработки и применения специализированных методик для иссле­дования памяти. Среди психометрических тестов памяти можно указать на Векслера памяти шкалу. Ряд тестов памяти наряду с количественной оценкой предус­матривают качественный анализ резуль­татов исследования (см. Бентона визу­альной ретенции тест, Мейли памяти тест). В комплексные тестовые батареи для исследования интеллекта практичес­ки всегда включаются специальные субте­сты для оценки памяти (см. Векслера ин­теллекта измерения шкалы, Амтхауэра интеллекта структуры тест, Станфорд—Бине умственного разви­тия шкала).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.