Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение параметров линейной регрессии в зависимости от ошибок и скорости выполнения заданий теста 4 страница




Анализ валидности STAIC осуще­ствлялся по описанной выше модели валидизации STAI. Однако имелось и ориги­нальное исследование валидности кри­териальной путем оценивания различий в состоянии тревожности у десятилетних девочек и мальчиков во время пребывания в школе и перед посещением стоматоло­га. Имеются сведения о положительной связи STAIC с Детской проявлений тревожности шкалой (CMAS).

Проведение обследования с помощью STAIC аналогично работе со взрослой версией шкалы, выполнение обеих частей занимает от 8 до 12 мин. Рекомендуется первой предъявлять шкалу состояний, а второй шкалу свойств. В отличие от оп­росника STAI, в подростковой форме оценки первичные могут быть переведены как в процентили, так и в стэны (см. Оценки шкальные) отдельно для мальчи­ков и девочек. Разница между возрастны­ми категориями испытуемых была на­столько малой, что авторы отказались от разработки отдельных норм.

Возможно индивидуальное и группо­вое обследование.

Опросники широко распространены в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики, и высоко оцениваются за компактность и достоверные диагностические данные.

Получил широкое распространение русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личнос­тной тревожности Спилбергера—Ханина (1976, 1978). Ю. Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал мето­дику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов — низ­кий уровень тревожности, от 35 до 44 бал­лов — средний уровень тревожности и выше 46 баллов — высокий уровень тре­вожности.

СПОСОБНОСТИ КРИСТАЛЛИЗО­ВАННЫЕ (crystallized abilities, gc) -группа факторов интеллекта, формирую­щаяся в результате научения. С. к. выде­лены Р. Кэттеллом и Дж. Хорном (1974) с помощью факторного анализа как ком­понент фактора G. В модели Р. Кэттел­ла С. к. — конденсат жизненного опыта, формирующийся на основе природно обусловленных способностей текучих под влиянием культуры, к которой при­надлежит человек,активности, интересов личности. По мнению Р. Кэттелла, генети­ческие факторы не оказывают на С. к. не­посредственного воздействия, а возраст­ное снижение может не проявляться до глубокой старости. С. к. измеряются с по­мощью стандартных психометрических тестов интеллекта.

СПОСОБНОСТИ ТЕКУЧИЕ (Fluid abili­ties, gf) — группа факторов интеллекта, связанных с врожденными основами об­щих способностей. С. т. выделены с помо­щью факторного анализа Р. Кэттеллом и Дж. Хорном как компонент фактора G на материале тестов, минимизирующих индивидуальные различия в образова­тельном и культурном уровнях. Инди­видуальные природно обусловленные С. т., в основе которых, как полагается, лежит способность отыскивать связи, вы­являть отношения и зависимости, явля­ются основой для реализации в условиях конкретной культуры способностей кри­сталлизованных. Р. Кэттелл считает, что генетические факторы оказывают на С. т. непосредственное воздействие, а их возрастное снижение начинается сравни­тельно рано (в третьем десятилетии жиз­ни). Предполагается, что С. т. могут быть измерены с помощью т. н. культурно-свободных тестов интеллекта (см. Культур­но-свободный интеллекта тест).

СТАВЕЛА ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ПРОВЕРКАтест интеллекта. Раз­работан Й. Ставелом в 1928 г., издан под названием «Братиславский тест». По­зднее редактировался несколько раз и переводился на многие языки. Название С. о. п. получил авторский вариант 1950 г.

Методика представляет собой тесто­вую батарею, включающую 7 субтестов. Общее количество заданий—170. Со­став субтестов:

Субтест А. Арифметическое мышле­ние. Содержит 21 задание. Успешность его выполнения зависит от усвоения ос­новных арифметических операций и спо­собности решить простые математичес­кие задания.

Субтест Б. Обобщение. Содержит 32 задания, выявляет уровень ориентировки в окружающем мире. Решение заданий заключается в выборе правильного ответа из предлагаемых альтернативных ре­шений.

Субтест В. Выполнение инструкций. Содержит 19 заданий, выполнение кото­рых требует правильного понимания пись­менной инструкции, удержания всех ее элементов в памяти и верного примене­ния. Требуются также анализ и структу­рирование стимульного материала, доста­точный объем памяти и концентрация внимания.

Субтест Г. Практическая осведомлен­ность. Содержит 12 заданий, с помощью которых оценивается уровень понимания повседневных жизненных ситуаций. Пра­вильный ответ выбирается из 3-х предлагаемых решений.

Субтест Д. Исключение. Содержит 28 заданий, решение которых требует поня­тийного анализа, сравнения понятий. Ис­пытуемому необходимо исключить одно из пяти слов, четыре из которых логичес­ки связаны.

Субтест Е. Овладение понятиями. Со­держит 29 заданий, решение которых тре­бует сопоставления, осознания сходства и различия между понятиями разного уров­ня и абстракции. Выполнение задания заключается в подборе к определенному понятию логически противоположного из пяти предлагаемых вариантов.

Субтест Ж. Аналогии. Содержит 29 заданий. Проверяется понимание отноше­ний между понятиями. Решение заключа­ется в выборе понятия, аналогичного за­данному.

Тест предназначен для обследования детей школьного возраста начиная с 8 лет и допускает индивидуальное и групповое проведение. Время выполнения ограниче­но. За каждый правильный ответ испыту­емому начисляется 1 балл. Суммарный показатель по всем субтестам переводит­ся в стэны или показатель IQ (см. Оцен­ки шкальные). Стандартизация, а так­же оценка психометрических характеристик проводилась Й. Ставелом на выбор­ке более чем 2000 детей.

По мнению В. Черны и Т. Колларик (1988), С. о. п. пригодна для изучения уровня общих способностей, получения предварительной информации об учащих­ся в связи с выбором профессии.

Сведений об использовании в СНГ нет.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ (англ, standard -типовой, нормальный) — унификация, регламентация, приведение к единым нор­мативам процедуры и оценок теста. Бла­годаря С. методики достигается сопоста­вимость полученных результатов у раз­ных испытуемых, появляется возмож­ность выражения тестовых оценок в отно­сительных к выборке С. показателях (см. Оценки шкальные), сопоставления таких оценок в разных тестовых методиках.

В психологической диагностике раз­личают две формы С. В первом случае под С. понимаются обработка и регламента­ция процедуры проведения, унификация инструкции, бланков обследования, спо­собов регистрации результатов, условий проведения обследования, характеристи­ка контингентов испытуемых (см. Об­ласть применения теста, Модерато­ры). Строгая периодичность процедуры обследования — обязательное условие обеспечения надежности теста и опреде­ления тестовых норм для оценки резуль­татов обследования.

Во втором случае под С. понимается преобразование нормальной (или искус­ственно нормализованной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную уже не на ко­личественных эмпирических значениях изучаемого показателя, а на его относи­тельном месте в распределении результа­тов в выборке испытуемых.

Наиболее распространенными пре­образованиями оценок первичных в пси­хометрике являются центрирование и нормирование посредством среднеквадратических отклонений. Под центрировани­ем понимается линейная трансформация величин признака, при котором средняя величина распределения становится рав­ной нулю (). Так, если при обследовании группы испытуемых с помощью вновь разрабатываемого теста получено значение = 17 «сырых» бал­лов, то это величина может быть выбрана в качестве центра отсчета шкалы, в обе стороны от которой симметрично (если подтверждена нормальность распределе­ния оценок (см. Оценка типа распреде­ления) располагаются показатели х < и х > .

Процедура нормирования заключает­ся в переходе к другому масштабу (едини­цам) измерения, который осуществляется по формуле:

 

где f (х) — теоретические частоты в эм­пирической выборке, п — число членов выборки стандартизации, h — ширина ин­тервала группирования данных в эмпири­ческом распределении, σ — стандартное отклонение в выборке, f (λ) — функция нормирования значений xt.

В качестве функции нормирования обычно выступает z-показатель (стандар­тный показатель), выражающий отклоне­ние индивидуального результата xi в еди­ницах, пропорциональных стандартному отклонению единичного нормального распределения.

Удобство пользования любой нормаль­ной кривой заключается в том, что ее можно совместить со стандартной (еди­ничной) кривой с параметрами Мн = 0 и σн = 1 путем вычитания эмпирическо­го распределения (при этом центр нор­мальной кривой эмпирического распреде­ления смещается от М = к М = н =0) и делением на стандартное отклонение данного эмпирического распределения. Таким образом,

 

Пример перевода первичных оценок по тексту в 2-шкалу приведен в табл. 24.

 

Таблица 24




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.