Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По Г. Мюррею (в порядке латинского 8 страница




Характеристика валидности конструктной Ю. ф. т. проводилась на основе сравнения данных теста с критериальной информацией, полученной с помощью ме­тодики групповой оценки личности (ГОЛ), а также по методу конвергентной валидизации (см. Валидность конструктная) с результатами тематической ап­перцепции теста и другими методиками.

Тест рекомендуется авторами для вне­дрения в практику психологического кон­сультирования.

 

- Я-

 

«Я» СОЦИАЛЬНО-СИМВОЛИЧЕ­СКИЕ ЗАДАНИЯ (The Self Social Symbols Tasks) — проективная методи­ка исследования личности. Разработана Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном в 1968 г. Направлена на измерение самоот­ношения и самоидентичности. Использу­ется для обследования детей старше 3-х лет и взрослых.

Испытуемому предлагают следующие задания:

1. На листе бумаги предъявляется строка, состоящая из восьми кружков. Испытуемый должен выбрать кружок для себя и для людей из своего окружения.

2. На листе бумаги предъявляется кружок, обозначающий «Я» в окружении полукольца, состоящего из других круж­ков. Нужно выбрать кружок, обозначаю­щий другого человека.

3. Предъявляется бланк с размещен­ными на нем в случайном порядке круж­ками, обозначающими других людей; вни­зу размещаются два кружка, штриховка одного из них совпадает со штриховкой остальных кружков. Необходимо указать, какой из двух кружков означает «Я».

4. Предъявляется лист бумаги с изоб­раженным на нем треугольником, верши­нами которого являются кружки, обозначающие других людей. Нужно разместить кружок, обозначающий «Я».

5. Предъявляются горизонтальные ряды кружков, крайние слева кружки обо­значают конкретных людей. Необходимо выбрать кружок, обозначающий «Я» в каждом ряду.

6. Нарисовать в любом месте листа два кружка, обозначающих «Я» и другого человека.

7. Расположить кружок, обозначаю­щий «Я», и кружок, обозначающий друго­го человека, внутри большого круга.

8. Предъявляются десять горизон­тальных рядов геометрических фигур раз­личной степени сложности. Необходимо выбрать фигуру, обозначающую «Я».

Считается, что символические зада­ния соответствуют различным аспектам «я»-концепции. С их помощью диагности­руются особенности самооценки (воспри­ятие субъектом его ценности в сравнении с другими), «силы» (положение относи­тельно авторитетных фигур), «индивиду­ализации» (переживаемого сходства или отличия от других людей), социальной за­интересованности (восприятие себя час­тью группы или отдельным от них), иден­тификации (степени включения себя в «Мы»), эгоцентричности (восприятия себя фигурой или фоном), сложности (степени дифференцированности «Я-концепции»).

Физическая дистанция на листе бума­ги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, интерпретирует­ся как психологическая дистанция, пози­ция левее других — как переживаемая ценность «Я», позиция выше — как пере­живаемая «сила» «Я», внутри фигуры, со­ставленной из кружков («других»), — как включенность и зависимость, вне — как независимость «Я».

Авторы методики привлекали для ее обоснования положения различных пси­хологических теорий, что послужило при­чиной обвинений в эклектизме и неразра­ботанности собственного теоретического фундамента. Вероятно, «символические пробы» охватывают некоторые суще­ственные аспекты строения «я»-концепции. Так, «самооценка» и «сила» отража­ют, по-видимому, глобальное самоотношение, выражающееся посредством срав­нения с другими. «Индивидуализация», «идентификация», «социальная заинтере­сованность» отражают т. н. «присоединя­ющий» аспект «я»-концепции, связанный с принадлежностью человека к группе людей. Показатель «сложность» отражает т. н. «дифференцирующий» аспект «Я»-концепции, характеризующий пере­живание уникальности своей личности.

Имеются сведения об удовлетвори­тельной надежности ретестовой мето­дики (0,58-0,84 при исследовании под­ростков). В целом подтверждается валидность конструктная задания на вы­явление самооценки (№ 1): обычно дети располагают «лучших» детей слева, «пло­хих» — справа, родителей — слева и т. д.; психически больные левее себя ставят ле­чащий персонал и других больных. Пока­затели самооценки и «силы» оказались связанными с широким кругом перемен­ных (социоэкономический уровень, школьные успехи, потребность в достиже­нии и др.). Есть данные и о валидности других показателей, среди которых, одна­ко, имеются и противоречивые. Данные о конвергентной валидности (см. Валидность конструктная) не совсем ясны: с рядом опросников по выявлению особен­ностей самоотношения получены незна­чимые корреляции, в то же время само­оценка значимо коррелирует с показате­лями контрольных списков прилагатель­ных, а «сила» — с показателями семан­тического дифференциала.

Сведений об использовании в СНГ нет.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Краткие биографические сведения об авторах психодиагностических методик

АЙЗЕНК Ганс Юрген (Eysenck H.J.; 1916-1997)*. Английский психолог (ро­дился в Германии), профессор Лондонс­кого университета, руководитель пси­хологической лаборатории Института психиатрии (Лондон). Один из основате­лей клинико-психологического направле­ния исследований в Великобритании. Из­вестен многочисленными работами в об­ласти исследования расстройств лич­ности, ее структуры, факторов развития. Г. Айзенк внес значительный вклад в раз­работку психодиагностических методов (см. Айзенка личностные опросники), поведенческих методов лечения неврозов и других расстройств личности, проблем исследования интеллекта. Г. Айзенк явля­ется автором оригинальной модели лич­ности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной тео­рии памяти. Основные работы: «Dimention of Personality» (1947); «Dynamic of Anxiety and Hysteria» (1957); «The Biological Basis of Personality» (1967); Psychoticism as a dimention of personality (1976); «The structure and measurement of intelligence (1979).

* Данные о датах жизни приводятся по со­стоянию на июнь 1998 г.

 

АМТХАУЭР Рудольф (Amthauer R.; р. 1920). Немецкий психолог, специалист в области прикладной психологии, про­фессиональной психодиагностики. В ис­следованиях Р. Амтхауэра большое вни­мание уделяется анализу структуры ин­теллекта, связи ее с профессиональной де­ятельностью. Существенным вкладом в практику психологической диагностики явилась разработка Амтхауэра интеллек­та структуры теста, получившего широкое распространение. Основные работы: «Intelligez und Beruf» (1953); «Zum Problem der Produktiven Begabung» (1961); der die Prüfung der Zuverlnssigkeit von Tests — erzrtef am IST(1957).

АНАСТАЗИ Анна (Anastasi A.; p. 1908). Американский психолог, профессор, руко­водитель психологического факультета Университета Фордхам. Президент Аме­риканской психологической ассоциации (1971-1972). Внесла значительный вклад в психологическую диагностику решени­ем широкого круга проблем конструирова­ния тестов и разработкой теории психоло­гических измерений, факторного анализа, диагностики психического развития де­тей, фундаментальных вопросов дифференциальной психологии. Основные работы: «Differential Psychology» (1937); «Psy­chological Testing» (1954, 1968); «Filds of Applied Psychology» (1964). На русский язык переведен фундаментальный труд «Психологическое тестирование» (1982).

БЕЛЛАК Леопольд (Bellak L.; p. 1916). Американский психиатр, психолог и пси­хоаналитик, почетный профессор психи­атрии медицинского колледжа им. А. Эйн­штейна, профессор Нью-Йоркского уни­верситета. Лауреат многих премий за вы­дающийся вклад в развитие психологии, психиатрии и психоанализа. Автор более чем 200 статей и 30 книг. Создатель ши­роко известных проективных методик, та­ких как Пожилых апперцепции техника и Детской апперцепции тест. Основные ра­боты в области психодиагностики: «The Childrens Apperception Test» (Revised 1980), «The Senior Apperception Techni­que» (Revised 1985), «The Broad Scope of Ego Function Assessment» (1984), «The Dysphorimeter» (1991). На русском языке опубликовано руководство и стимульный материал детской апперцепции теста (1995).

БЕНДЕР Лауретта (Bender L; p. 1897). Американский детский психиатр, работа­ла в Нью-Йоркском психиатрическом гос­питале для детей. Ее исследования посвя­щены проблемам шизофрении у детей, влиянию воспитания и особенностей ок­ружающей среды на умственное развитие ребенка, разработке методов психотера­пии. Создатель Бендер визуально-мо­торного гештальт теста. Основная работа: «A visual motor Gestalt test and its clinical use» (1938).

БЕНТОН Артур (Benton A. L., p. 1909). Американский психолог, профессор пси­хологии Медицинской школы Луисвилльского университета, профессор пси­хологии и неврологии, руководитель неврологического отдела Клиники Универ­ситета Айова (лаборатория нейропсихоло­гии названа ныне именем А. Бентона). Президент Нейропсихологического обще­ства США (1970-1972 гг.). Председатель исследовательской группы по афазии Все­мирной неврологической федерации. Яв­ляется автором более 200 научных работ. Исследования А. Бентона связаны с раз­личными аспектами клинической нейропсихологии, включая проблемы латерализации психических функций, адаптации, расстройств восприятия и памяти. Широ­кую известность получил Бентона визу­альный ретенции тест, опыт применения которого обобщен в работе «La signigication des tests de retention visuelle dans la diagnostic clinique» (1952).

БИНЕ Альфред (Binet A.; 1857-1911). Французский психолог, доктор медицины и права (Парижский университет). Осно­ватель первой во Франции лаборатории экспериментальной психологии (Сорбон­на, Париж). Известен исследованиями в области изучения способностей, психи­ческого развития, индивидуально-психо­логических различий. А. Бине совместно с Т. Симоном разработал первый психометрический тест интеллекта (Бине—Си­мона умственного развития шкала). Ос­новные работы: «La Psyhologie du raisonnement» (1886); «Les alterations de la personalite» (1891); «L'etude experimentale de 1'intelligence» (1903); «Les enfants anormaux»(1907).

БЛЕЙХЕР Вадим Моисеевич (1930 -1998). Украинский психиатр и психолог, доктор медицинских наук, профессор, за­служенный врач Украины. С 1968 г. заве­довал лабораторией клинической психологии Киевской психоневрологической больницы им. И. П. Павлова. В течение ряда лет преподавал курс клинической психологии в Киевском университете им. Т. Г. Шевченко. Одним из первых в Украине в начале 70-х гг. возобновил ис­пользование психологических тестов в клинической практике. Автор свыше 150 научных работ, посвященных психи­атрии, медицинской психологии и психо­диагностике. Соавтор (совместно с Л.Ф. Бурлачуком) первой в СССР монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и личности».

 

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884—1941). Один из основоположников совет­ской психологической науки. Образова­ние получил во II-й киевской классичес­кой гимназии и Киевском университете. С 1908 г. преподает психологию и педагоги­ку в гимназиях Москвы. В 1913 г. стано­вится приват-доцентом, позднее — про­фессором Московского университета. Вел научно-исследовательскую работу в Ин­ституте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политех­нического образования, возглавлял Ака­демию социалистического воспитания. Последние десять лет жизни работал в Институте психологии, в котором руково­дил лабораторией мышления. Исследова­ния П. П. Блонского посвящены изучению процессов памяти, восприятия, воли, фор­мированию мышления, проблемам дет­ской сексуальности, воспитанию и обуче­нию детей, психодиагностике развития. Основные работы: «Очерк научной психо­логии» (1921); «Педология» (1925); «Педа­гогическое тестирование» (1927); «Крат­кий способ измерения умственного разви­тия детей» (1929); «Память и мышление» (1935).

 

БУРЛАЧУК Леонид Фокич (р. 1947 г.) украинский психолог. Закончил Киевский национальный университет им. Т. Г. Шев­ченко (1970), в котором начал преподава­тельскую деятельность с 1970 г., занимая должности ассистента, доцента, заведующего кафедрой. С 1992 г. — заведующий кафедрой психодиагностики и медицинс­кой психологии, созданной по его иници­ативе. Доктор психологических наук (1990), профессор (1992), член-коррес­пондент АПН Украины (1992), действи­тельный член Международной академии акмеологических наук (1993), действи­тельный член Нью-Йоркской академии наук (1995). Член Редакционных Советов зарубежных периодических изданий («Журнал практикующего психолога», Украина; «Психосоматическая медици­на», Болгария; «Клиническая и проектив­ная психология», Франция). Координатор международных проектов в области профессионального (психологического) обра­зования. Член Международной Комиссии по психологическим тестам. Основные труды в области медицинской психологии, психодиагностики и психологии личности: «Психодиагностика интеллекта и лич­ности» (1978); «Исследование личности в клинической психологии» (1979); «Сло­варь-справочник по психологической ди­агностике» (1989); «Психодиагностика личности» (1989); «Психодиагностика» (1995).

 

БУЯС Зоран (Bujas Z.; р. 1910). Юго­славский психолог, профессор экспери­ментальной психологии и психофизиоло­гии Загребского университете. Начал ис­следовательскую работу в Психофизиологической лаборатории А. Пьерона в Пари­же. Основные направления работы — сен­сорная психофизиология, психометрия, теория и практика разработки когнитив­ных тестов и теста достижений. Является разработчиком модификации Равена про­грессивных матриц. Долгие годы являет­ся редактором журнала «Acta Instituti Psy­chological Universitatis Zagrabiensis».

ВЕКСЛЕР Дэвид (Wechsler D.; 1896-1981). Американский психолог и психиатр, профессор клинической психологии Университетского медицинского коллед­жа (Нью-Йорк), главный психолог Госпи­таля Бельвью (Нью-Йорк). Автор широко известных методик исследования интел­лекта (см. Векслера измерения интел­лекта шкалы, Векслера памяти шка­ла). Первым объединил в батарее тесты вербального и практического интеллекта. Выдвинул концепцию внеинтеллектуальных факторов. Д. Векслером предложен один из вариантов «детектора лжи» (psychogalvanograph). Основные работы посвящены проблемам теории интеллек­та, динамики, возрастных изменений ин­теллекта и памяти у взрослых: «Wechs­ler—Bellevue Intelligence Scale» (1939); «The Measurements of Adult Intelligence» (1944); «Wechsler Intelligence Scale for Children» (1949); «Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence» (1967).

ВУДСВОРТС Роберт Сессией (Wood worth R. S.; 1869-1962). Американский психолог, отдавший экспериментальной, педагогической и научно-издательской де­ятельности более 70 лет. Профессор Колумбийского университета (с 1903 г.). В годы Первой мировой войны разработал в целях профотбора прототип личностных опросников (Woodworth Personal Data Sheet — методика исследования эмоциональной неустойчивости). Основные рабо­ты: «Dynamic Psychology» (1917); «Psy­chology» (1921) — выдержала 5 изданий; «Contemporary Schools of Psychology» (1931, 1948); «Dynamics of Behavior» (1958).

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896-1934). Один из основоположников совет­ской психологии. В области психологиче­ской диагностики наибольшее значение имеют работы Л. С. Выготского по генетической психологии, формированию и раз­витию высших психологических функций, способностей. Идеи Л. С. Выготского лег­ли в основу традиционных отечественных направлений диагностики психического развития (см. Диагностический обучаю­щий эксперимент, Выготского—Саха­рова тест). Основные работы: «История развития высших психических функций» (1930-1931); «Мышление и речь» (1934); «Психология искусства» (1987); «Методи­ка рефлексологического и психологиче­ского исследования» (1924); «Педагоги­ческая психология» (1926); «Педология школьного возраста» (1928); «Диагности­ка развития и педологическая клиника трудного детства»(1936).

ГАЛЬТОН Френсис (Galton F.; 1882-1911). Английский антрополог, психолог. Почетный доктор Оксфордского и Кем­бриджского университетов. Один из ос­нователей евгеники. Двоюродный брат Ч. Дарвина. В исследовании «Heredity Genies» (1869) реализовал попытку при­ложить эволюционную теорию к решению проблем индивидуальных различий чело­веческих способностей. Одним из первых использовал вариационно-статистические методы в области экспериментальной пси­хологии. Пионер применения психологи­ческих тестов, анкет и вопросников. Внес существенный вклад в развитие корреляционного анализа. Основные работы «Heredity Genies: an inguriry into its laws and consequences» (1869); «English Men of Science». Their Nature and Nurture» (1874); «Psychometric experiment» (1879); «Human Faculty» (1883); «Essays in engenics» (1909).

ГЕЗЕЛЛ Арнольд Луций (Gesell A. L.; 1880-1961). Американский психолог, ру­ководитель Йельской клиники детского развития. Специалист в области экспери­ментальных исследований развития пси­хических функций у детей, норм психичес­кого развития ребенка. Разработал одну из наиболее известных и широко приме­нявшихся шкал измерения умственного развития детей раннего возраста. Основ­ные работы: «The Mental growth of the prescholl child» (1925); «Infant and Child in the Culture of Today» (1942).

ГИЛФОРД Джо Пауль (Gilford J. P.; 1897-1987). Американский психолог, профессор университетов штатов Канзас, Небраска, Южно-Калифорнийского (Лос-Анджелес). В годы Второй мировой войны работал в исследовательских учреждени­ях военной авиации США. Исследования посвящены изучению памяти, внимания, мышления, творческой деятельности, тем­перамента. Наибольшую известность получила его модель структуры интеллекта. Совместно с В. Циммерманом разработал Гилфорда—Циммермана «темперамента обозрение». Основные работы «Psycho­metric Methods» (1936, 1940); «Forteen Dimentions of Temperament» (совместно с W. Zimmermann) (1950); «Fundamental Statistics in Psychology and Education» (1950); «The Structure of Intellect» (1956); «The Nature of Human Intelligence» (1960); «Intelligence Creativity and their Educa­tional Implications» (1969).

ГОДДАРТ Генри Герберт (Goddard H. H.; 1866-1957). Американский психолог, профессор психологии универ­ситета штата Огайо, руководитель Школы для детей, отстающих в развитии (Vi-neland Training School for Fiebleminded Children) — первого учреждения такого профиля в США. Известен исследования­ми психологии умственно отсталых. Раз­работал адаптированную версию Бине— Симона умственного развития шкалы, применявшуюся в США. Предложил клас­сификацию уровней задержки психичес­кого развития. Придерживался т. з., что в возникновении ретардации ведущую роль играют факторы наследственности. Ос­новные работы: «Feeblemimdednes, It's Cause and Consequences», (1914); «School Training of Defective Children» (1915); «The Kallikak Family» (1912).

ГУДИНАФ Флоренс Лаура (Godenough F. L; 1886-1959). Американский психолог, профессор Миннесотского уни­верситета. Известна своим вкладом в раз­витие детской психологии, разработку проблем интеллектуального тестирова­ния. Создатель известного Гудинаф «На­рисуй человека» теста. Инициатор и уча­стник разработки широко известной в США методики «Minnesota Preschool Scale» (1932). Основные работы: «The Measurement of Intelligence by Drawing» (1926); «Developmental Psychology (1934); «Mental Testing» (1949).

ДАЛСТРОМ Вильям Грант (Dahlstrom W. G.; p. 1922). Американский психо­лог, профессор университета штата Айо­ва, профессор-исследователь Института исследований в социальных науках. Науч­ные разработки связаны с вопросами эт­нопсихологии. Принял активное участие в создании Миннесотского многоаспект­ного личностного опросника. Совместно с Г. С. Уэлшем (Welsh G. S.) выпустил в свет «An MMPI Handbook» (I960).

ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна (1900-1988). Советский психолог и пато­психолог, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета. Образование получила в Берлинском университете, ее учителями были такие выдающиеся ученые, как М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин. Первая научная работа Б. В. Зейгарник (1927) была выполнена под руководством К. Левина. Она вскоре приобрела мировую известность в связи с открытием явления зависимости продук­тивности запоминания от внутренней ди­намики потребностей («эффект Зейгарник»). С 1931 г. работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины, являлась сотрудником Л. С. Выготского. В годы Ве­ликой Отечественной войны Б. В. Зейгар­ник вела большую практическую работу по восстановлению трудоспособности раненых в нейрохирургическом госпитале. После войны возглавила лабораторию психологии Института психиатрии Мин­здрава РСФСР. Более 40 лет научной де­ятельности Б. В. Зейгарник связано с МГУ. В 1978 г. Б. В. Зейгарник удостоена Ломоносовской премии первой степени, а в 1983 г. Американская психологическая ассоциация присудила ей премию им. Кур­та Левина за выдающиеся достижения в области клинической психологии. Основ­ные работы: «Патология мышления» (1962); «Патопсихология» (1976, 1986); «Теории личности в зарубежной психоло­гии» (1982).

КЕЛЛИ Джордж Александер (Kel­ly G. A.; 1905-1967). Американский пси­холог, профессор университета штата Огайо. Один из основателей современной американской клинической психологии. Автор оригинальной концепции личности, базирующейся на анализе отношений че­ловека к миру и окружающим. Внес вклад в разработку методов диагностики лично­сти (см. Келли «репертуарных решеток» техники). Основные работы: двух­томная «The Psychology of Personal Con­struct» (1955); «A Theory of Personality» (1963).

КЕНДАЛЛ Маурицио Джордж (Ken­dall M. G.; p. 1907). Английский мате­матик и статистик. М. Кендаллу принад­лежит ряд новых идей и технических ре­шений в исследовании корреляции ранго­вой. Один из распространенных коэффи­циентов корреляции в мировой литера­туре обычно называют «коэффициент ран­говой корреляции Кендалла». Многие из работ М. Кендалла изданы на русском языке. Среди них: «Ранговые корреляции» (1975); «Теория статистики» (совм. с Дж. Юлом, 1960); «Теория распределений (совм. с А. Стьюарт, 1966); «Статистиче­ские выводы и связи» (совм. с А. Стьюарт, 1973).

КЛАПАРЕД Эдуард (Claparede E.; 1873-1940). Швейцарский психолог, про­фессор Женевского университета, основа­тель Ассоциации прикладной психологии (Association Applied Psychology), Института Руссо (Женева). Исследования по­священы вопросам педагогической и дет­ской психологии. Основная работа: «Psy­chologic de 1'enfant et Pedagogie Expe­rimental» (1922).

КРЕПЕЛИН Эмиль (Kraepelin E.; 1856-1926). Один из выдающихся немецких психиатров, профессор психиатрии Дерптского (Тартуского), Гельдельбергского и Мюнхенского университетов. Основная заслуга Э. Крепелина — разработка клас­сификации психических заболеваний, яв­ляющаяся основой для существующей ныне. Э. Крепелин большое внимание уде­лял исследованию психологии больных, разработав ряд приемов и методик их ис­следования. Он является автором одного из выдающихся учебников по психиатрии, выдержавшего восемь прижизненных изданий, — Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915).

КРОНБАХ Ли (Cronbach L. J.; 1916-1994). Американский психолог, профес­сор Чикагского, Иллинойского и Станфордского университетов (США), президент Американской психологической ассоциа­ции (1957). Основатель Комитета стандар­тизации тестов (Committee on Test Standards) при АПА. В развитие психоло­гической диагностики внес вклад разра­боткой теоретических проблем диагности­ки интеллекта и личности, в частности валидности психологических тестов.

Л. Кронбаху принадлежит капитальный труд «Essentials of Psychological Testing» (1984, 4-th ed.).

КЬЮДЕР Джордж Фредерик (Kuder G. F.; p. 1903). Американский психо­лог. Автор широко распространенного в зарубежной психологической диагности­ке «Обзора Кьюдера по профессиональным интересам» («Kuder Occupational Int­erest Survey»), а также «Обзора общих интересов» («Kuder General Interest Survey») и «Протокола Кьюдера по профессиональ­ным предпочтениям» («Kuder Vocational Preference Record») (см. Тесты интере­сов). Исследования Дж. Кьюдера наряду с проблемами тестирования интересов по­священы проблемам надежности психологических тестов. Дж. Кьюдер является одним из авторов широко известной про­цедуры определения надежности методом расщепления (метод Кьюдера—Ричардсо­на) (см. Надежность частей теста). Ос­новные работы: «A rational for evaluting interests» (1963); «The occupational inte­rests survey» (1966); «The theory of estima­tion of test reliability» (совм. с М. W. Ri­chardson, 1937).

КЭТТЕЛЛ Джеймс Мак-Кин (Cattell J.Mc-K.; 1860-1944). Американский психолог, профессор Пенсильванского и Колумбийского университетов. Основа­тель и первый президент Американской психологической корпорации. Исследо­вания посвящены вопросам измерения времени реакции, проблемам психологи­ческого тестирования. Д. М. Кэттеллу принадлежит работа «Mental Tests and Measurement» (1890).

КЭТТЕЛЛ Раймонд Бернард (Cattell R. В.; 1905-1998). Американский пси­холог, профессор Иллинойского универ­ситета, а также университетов Стенли Холла и Кларка. Основал Интститут по исследованию основ морали и самореализации. Научные исследования связаны с проблемами структуры личности, наслед­ственных и культурных факторов разви­тия, методов факторного анализа в психо­логии, математического моделирования мотивационных процессов, изучения пси­хологических конфликтов. В области пси­хологической диагностики наиболее важ­ным его вкладом явились таксономичес­кие методы факторного анализа, методи­ки диагностики мотивации, разработка те­стов интеллекта (см. Культурно-свобод­ный интеллекта тест). Основные рабо­ты: «Description and Measurement of Anxiety and Neuroticism» (1961); «Objective Personality and Motivation Test» (1967); «Abilities: Their Structure, Growth and Action» (1971); «Handbook of Modern Personality Theory» (1971); «Personality and Mood by Questionaire» (1973).

ЛАНДОЛЬТ Эдмунд (Landolt E.; 1846-1926). Французский офтальмолог. Мате­риал предложенной им пробы для иссле­дования остроты зрения применяется в одной из распространенных методик ис­следования внимания (см. Психодиагно­стика внимания).

ЛЕОНГАРД Карл (Leonhard К.; 1904-1988). Немецкий психиатр, невролог, пси­холог, профессор клиники Шарите уни­верситета Гумбольдта (Берлин, ГДР). Ра­боты К. Леонгарда посвящены широкому кругу проблем неврологии, психиатрии, психологии. Им разработана концепция акцентуированных личностей (см. Шмишека опросник). Основные работы «Indi­vidual TherapiederNeurosen» (1963); «Biologische Psychologie» (1966); «Akzentuierte Personlichkeiten» (1968, 1976).

ЛИПМАН Отто (Lipman О.; 1880-1933). Немецкий психолог, ученик Г. Эббингауза и В. Штерна. Внес значительный вклад в разработку проблем промышленной пси­хологии, профессионального отбора. В 1906 г. на собственные средства основал Институт прикладной психологии (Бер­лин). С 1906 г. и до конца своих дней из­давал и редактировал совместно с В. Штерном «Журнал прикладной психологии» («Zeitschrift fur angewandte Psy­chologie»).

ЛИЧКО Андрей Евгеньевич (1926-1994). Советский психиатр, доктор меди­цинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, работал во ВНИИ им. В. М. Бехтерева. Под руководством А. Е. Личко разработан патохарактерологический диагностический опросник, про­водятся разработка и адаптация других психодиагностических методик. Основ­ные работы: «Психопатия и акцентуации характера у подростков» (1977); «Подро­стковая психиатрия» (1979).

ЛУРИЯ Александр Романович (1902-1977). Советский психолог, доктор психо­логических и медицинских наук, профес­сор, действительный член АПН СССР, ра­ботал заведующим кафедрой нейро- и па­топсихологии факультета психологии МГУ. Ученик Л. С. Выготского, один из основоположников отечественной ней­ропсихологии. Фундаментальные иссле­дования А. Р. Лурии посвящены анализу механизмов психических процессов, пси­хологическим методам диагностики ло­кальных поражений головного мозга, воп­росам медицинской психологии. Основ­ные работы: «Высшие корковые функции человека» (1962); «Мозг и психические процессы», т. 1 (1963); т. 2 (1970).

МАК-НЬЮМАР Квин (Mc-Nemar Q; р. 1900). Американский психолог, профес­сор Станфордского университета и Уни­верситета Фордхам (США, Техас). Боль­шое внимание в своих исследованиях уделил развитию математико-статистического аппарата психологии. На протяжении многих лет являлся научным редактором «Journal Review of Psychology» (более 35 лет) и «Annual Review of Psychology» (более 15 лет). Автор модификации Станфорд—Бине умственного развития шкалы (1942), короткой версии Векслера изме­рения интеллекта шкалы (Abbreviated Wechsler—Bellevue Scale, 1950).

МАХОВЕР Карен Альфер (Machover К. А.; 1902-1996). Американский пси­холог. Автор методики «Нарисуй челове­ка» тест. Научные разработки посвяще­ны проективным методикам исследования личности. Результаты обобщены в книге «Personality Projection in the Drawing of the Human Figure: A Method of Personality Investigation» (1949).

МЕЙЛИ Ришар (Meili R.; p. 1900).

Швейцарский психолог, профессор Бер­линского университета. Редактор журна­ла «Zeitschrift fur Psychologie»; с 1952 по 1980 г. главный редактор журнала «Swis Review of Psychology». Известен своими работами в области факторного анализа, проблем генетической психологии и пси­хологии личности, теории и практики при­менения тестов. Автор одного из популяр­ных учебников по психологической диаг­ностике «Lehrbuch der Psychologishen Diagnostik»(1961).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.