Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критические значения коэффициента корреляции




Параметры нормального распределен

z Площадь слева от z (F(z)) Ордината для z (fz) z Площадь слева от z (F(z)) Ордината для z (fz)
0,0 0,5 1,0 1,5 0,50000 0,69146 0,84134 0,93319 0,39894 0,35207 0,24197 0,12952 2,0 2,5 3,0 3,5 0,97725 0,99379 0,99865 0,99977 0,05399 0,01753 0,00443 0,00087

Примечание. Для отрицательных значений z от 0 до — 3,9 доля площади равна 1 - F(z).

Таблица 2

Граничные значения t-критерия Стьюдента для значений доверительных вероятностей 0,95; 0,99; 0,999

n' 0,95 0,99 0,999 п' 0,95 0,99 0,999
1 12,71 63,66   2,23 3,17 4,59
  4,30 9,92 31,60   2,20 3,11 4,44
  3,18 5,84 12,92   2,18 3,05 4,32
  2,78 4,60 8,61   2,16 3,01 4,22
  2,57 4,03 6,87   2,14 2,98 4,14
  2,45 3,71 5,96   2,13 2,95 4,07
  2,37 3,50 5,41   2,12 2,92 4,02
  2,31 3,36 5,04   2,11 2,90 3,97
  2,26 3,25 4,78   2,10 2,88 3,92
  2,09 2,86 3,88   2,04 2,75 3,65
  2,09 2,85 3,85   2,02 2,70 3,55
  2,08 2,83 3,82   2,01 2,68 3,50
  2,07 2,82 3,79   2,00 2,66 3,46
  2,07 2,81 3,77   1,99 2,64 3,42
  2,06 2,80 3,75   1,98 2,63 3,39
  2,06 2,79 3,73   1,98 2,62 3,37
  2,06 2,78 3,71   1,97 2,60 3,34
  2,05 2,77 3,69   1,97 2,59 3,31
  2,05 2,76 3,67 1,96 2,58 3,29
  2,05 2,76 3,66        

Примечание. Нулевая гипотеза о сходстве принимается при t < tα = 05 и отклоняется при t > tα = 0,01; п' = п1 + n 2 —2.

Таблица 3

Критические значения χ2 критерия Пирсона, соответствующие разным уровням значимости (α) и количеству степеней свободы (n')

Степень свободы (п') Уровень значимости, %  
        0,1  
  2, 71 4,60 6,25 7,78 9,24 10,64 12,02 13,36 14,68 15,99 17,28 18,55 19,81 21,06 22,31 23,54 24,77 25,99 27,20 28,41   3,84 5,99 7,81 9,49 11,07 12,59 14,07 15,51 16,92 18,31 19,68 21,03 22,36 23,68 25,00 26,30 27,59 28,87 30,14 31,41 37,6 43,8 49,8 55,8 61,7 67,5 79,1 90,5 5,41 7,82 9,84 11,67 13,39 15,03 16,62 18,17 19,68 21,16 22,62 24,05 25,47 26,86 28,26 29,63 31,00 32,35 33,69 35,02     6, 64 9, 21 11,34 13,28 15,09 16,81 18,48 20,09 21,67 23,21 24,72 26,22 27,69 29,14 30,58 32,00 33,41 34,81 36,19 37,57 44,3 50,9 57,3 63,7 70,0 76,2 88,4 10,83 13,82 16,27 18,46 20,52 22,46 24,32 26,12 27,88 29,59 31,26 32,91 34,53 36,12 37,70 39,25 40,79 42,31 43,82 45,32      
 
 
 
 
 
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
       
       
       
       

Таблица 4

 

Количество сопоставляемых пар Критическое значение коэффициента корреляции   Количество сопоставляемых пар Критическое значение коэффициента корреляции  
Р < 0,05 P < 0,01 Р < 0,05 Р<0,01
  .997 .950 .878 .811 .754 .707 .666 .632 .602 .576 .553 .532 .514 .497 .482 .468 .456 .444 .433 .423 1.000 .990 .959 .917 .874 .834 .798 .765 .735 .708 .684 .661 .641 .623 .606 .590 .575 .561 .549 .537   .413 .404 .396 .388 .381 .374 .367 .361 .311 .279 .254 .235 .212 .197 .176 .160 .140 .098 .062 .044 .028 .526 .515 .505 .496 .487 .479 .471 .463 .402 .361 .330 .306 .286 .256 .230 .210 .182 .129 .081 .058 .036

 

 

Приложение IV. Определение интеллекта детей в начале XX в.

Таблица 1

Шкала умственного развития Бине—Симона (вариант 1911 г.)

 

Возраст Содержание задания Возраст Содержание задания
3года   4 года     5 лет   6 лет     7 лет   8 лет 1. Показать свои глаза, нос, рот 2. Повторить предложение длиной до шести слогов 3. Повторить по памяти два числа 4. Назвать нарисованные пред­меты 5. Назвать свою фамилию 1. Назвать свой пол 2. Назвать несколько показы­ваемых предметов 3. Повторить ряд из трех однозначных чисел 4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи) 1. Сравнение (попарно) тяже­сти (3-12 г, 15-6 г, 3-12 г) 2. Срисовать квадрат 3. Повторить слово из трех слогов 4. Решить головоломку 5. Сосчитать четыре предмета 1. Определить время дня 2. Назвать назначение не­скольких предметов обихода 3. Срисовать ромб 4. Сосчитать тридцать предме­тов 5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 за­дания) 1. Различить правую и левую стороны 2. Описать картинку 3. Выполнить несколько пору­чений 4. Назвать общую стоимость нескольких монет 5. Назвать показанные четыре основных цвета 1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сход­ства между ними       9 лет     10 лет   11 лет     12 лет 2. Обратный счет от 20 до 1 3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (четы­ре задачи) 4. Назвать день, число, месяц, год 5. Повторить ряд из пяти одно­значных чисел 1. Назвать все месяцы 2. Назвать стоимость всех мо­нет 3. Составить из предложенных трех слов две фразы 4. Ответить на три легких воп­роса 5. Ответить на пять более труд­ных вопросов 1. Ранжирование предметов 2. Воспроизведение фигур 3. Поиск несоответствий в рас­сказах 4. Ответы на трудные отвле­ченные вопросы 5. Составление предложения из трех слов с одним из пред­ложенных в задании 1. Противостояние внушению при сравнении линий раз­ной длины 2. Составление предложения из трех слов 3. В течение трех минут произ­нести 60 слов 4. Определение отвлеченных понятий 5. Восстановить порядок слов (3 задания) 1. Повторение однозначных чисел 2. Поиск трех рифм к слову «Стакан» 3. Повторение предложений длиной 26 слогов 4. Объяснение смысла картины 5. Завершение рассказа

 

Таблица 2

Тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов Ф. Кюльмана (1912 г.)

 

Возраст Содержание задания Критерий выполнения  
3 мес. 1. Поднесение руки или предмета ко рту Вложить в правую руку кубик или другой лег­кий предмет. Наблюдать, потянет ли в рот. По­вторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок под­носить руку ко рту 2. Реакция на звук Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не ме­нее 1 мин. 3. Координация глазных яблок Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица — 75 см. Движение направленно, а не случайно.   Реакция в форме вздрагива­ния или другого движения   Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей  
    6 мес.   12мес.     18мес.     24 мес. 4. Слежение за предметом в боковом поле зрения Держать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка 5. Моргание Резкие движения перед глазами. 1. Удержание головки и сидение Посадить ребенка, подложив под спинку по­душку 2. Поворот головы на звук Держать за правым и левым ухом по телеграф­ному ключу на расстоянии 60 см. Быстро по­щелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликом 3. Отведение большого пальца Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка 4. Удержание предмета в руке Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п.   5. Движение рук в направлении к предмету Протянутый яркий предмет в пределах дости­жения ребенка 1. Стояние и сидение Ребенка усаживают и оставляют без поддер­жки и опоры, затем ставят на пол 2. Речь Повторение слогов вслед за взрослым или са­мостоятельно 3. Подражательные движения Помахать на расстоянии 60 см от ребенка погремушкой, затем вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка 4. Рисование Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыпол­нении поводить рукой ребенка 5. Предпочтение Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить 1. Умение пить 2. Самостоятельная еда 3. Речь 4. Cплевывание Положить в рот кусок хлеба, смоченный в уксусе 5. Распознание Узнавание нарисованных предметов   1. Показ названных предметов Демонстрация восьми картинок с изображе­ниями различных предметов 2. Подражательные движения Поднять перед ребенком руки вверх. Предло­жить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за го­лову. Предложить сделать то же самое 3. Выполнение простых поручений Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол 4. Копирование круга На глазах ребенка начертить один-два круга. Предложить выполнить задание самостоя­тельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка 5. Разворачивание конфеты Поворот головки или глаз   Начинает моргать   Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10с Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука   Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами Удержание более длитель­ное, чем при рефлекторном схватывании Уверенное протягивание руки к предмету   Стоит 5 с, сидит 2-3 мин.     Самостоятельное произне­сение или повторение 2-3 слогов   Безошибочное повторение движений     Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений     Повторное предпочтение отдельных предметов Питье частыми глотками, а не всасывание Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вил­кой Произнесение простых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопро­сов без сопровождения же­стикуляцией Активное сплевывание   Интерес к отдельным кар­тинкам, свидетельствую­щий о знании предметов Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов Правильное воспроизведе­ние двух-трех движений   Воспроизведение действий   Самостоятельное вычерчи­вание круга     Разворачивание перед тем, как кладет в рот
         

Проведение исследования и оцен­ка полученных результатов. Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последо­вательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших начинается с набора заданий, со­ответствующих уровню, меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хроно­логический) возраст. Если на этой ступе­ни обследуемый получает менее пяти бал­лов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.

За выполнение каждого из пяти тестов начисляется один балл, однако «цена» этого балла для тестов, предназначенных де­тям в возрасте 3 и 6 мес., равна 0,6 мес., а для 12-, 18- и 24-месячных — 1,2 мес. Вре­менные показатели выполнения тестов суммируются, что позволяет определить умственный возраст (см. Интеллекта ко­эффициент, Станфорд—Бине умствен­ного развития шкала).

Примечание: Приведенные здесь шкалы Бине—Симона и Кюльмана носят иллюстративный характер. Легко заме­тить, что показатели психического разви­тия, на которые опирается, например, шкала Кюльмана, в значительной мере отстают от норм психического развития детей со­ответствующих возрастных групп в насто­ящее время. Шкала Кюльмана приводит­ся с сокращениями (А. Шуберт, 1927).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ V. Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности *

* Государственный сертификационный ре­гистр британского психологического общества. Авторы благодарят А. Виноградова, участвовавше­го в переводе этих материалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.