Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные блага. «Провалы рынка»




 

Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага не конкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребления равны нулю.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за него платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо (рис. 3).

Р Р Dсов=∑qi

30

DA DБ DВ Dсов=∑qi

 


P 15

10 DВ

5 DБ

DA

0 Q 0 Q

2 4 6 12 12

а) чисто частное благо б) чисто общественное благо

 

Рис. 3. Определение совокупного спроса на чисто частное благо и чисто общественное благо

Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося в наличии объёма. Все потребители (А, Б, В) должны потребить весь объём выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путём сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путём суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объёма) по вертикали.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере (рис. 3) индивиды получают различную выгоду: наименьшую – А, наибольшую – В. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации – большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и приуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника.

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетников производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.

Провалы (фиаско) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: 1) монополия; 2) несовершенная (асимметричная) информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику.

Однако, в современном мире экономические функции государства гораздо шире – это развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, различные виды пособий и пенсий, и. д. Часть этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство же из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в ВНП во всех развитых странах в ХХ в. имеет тенденцию к росту. Государство также проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия оно активно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует НТП, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики.

Между тем, стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил.

Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Возможны следующие способы разгосударствления:

1. поощрение конкуренции и либерализация рынков;

2. стимулирование смешанного предпринимательства;

3. денационализация государственной собственности;

4. приватизации.

Приватизация может быть успешной лишь при наличии определённых условий:

· Наличие надёжной правовой базы проведения денационализации;

· Создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего);

· Хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

· Предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем, разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы рынка» могут быть дополнены, а иногда и усилены «провалами» государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.