Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предостережение к ученикам




Защищая одну роль от другой, не превратитесь в агрессора.

 

 

 

 


" Теперь, когда вы приня ты в ряды Иска т елей, вы буде т е иногда ос тупа т ь ся,


забывая,


ч то самомнение може т прояви ть себя где угодно, а вы, возможно, буде те дума т ь,

ч то вы свободны о т него, - говорил своим ученикам Хасан и продолжал: - Однажды я


видел, как пьяный человек пы тае т с я перей ти боло то,


и сказал ему: Будь ос т орожен,


не у тони, ибо т а м т рясина! - А пьяница мне о твечае т: " Хасан! Если засосе т меня,


пос традаю т олько я. Подумай - ка о себе, ибо, если у тонешь т ы,


т вои последова т ели


пойду т за т обой !"

 

 

Хасан пережил столкновение с неожиданностью: разве ожидал он такого ответа от пьяницы?! А раз не ожидал, значит, его картина мира уже не верна, и он уже в трясине заблуждения, он уже утонул. Сам же учит пьяницу, как жи ть.

 

 

- Пьяницу, который на момент диалога, во всяком случае, еще не утонул.

 

 

- И его учит Хасан, который уже утонул, а сам того не замечает.

 

 

- Учит бестактно тому, что сам не умеет делать.

 

 

А пьяница, хотя и видит, что Хасан утонул, тактично делает вид, что Хасан еще не утонул,

что у него еще есть шанс.

 

 

А для чего пьянице проявлять такт, делать вид, что у Хасана есть шанс? Пьяница заботится не о Хасане, а об учениках Хасана.

 

 

Хасану уже не поможешь, в данной роли он уже утонул, а вот в другой роли он сможет еще предостеречь своих учеников.

 

 

Разве Хасан является общепризнанным специалистом по переходу через болото? Что нового может сообщить он пьянице по поводу болота таким предостережением? Разве что с плохо скрытой бестактностью намекнуть пьянице, что тот пьян и не отдает себе отчета в опасности своих действий.

 

 

Тут уж читатель может возмутиться: "Что? Разве Хасан не должен был предостерегать пьяницу? Ведь, действительно, человек может утонуть!"

 

 

Может.

 

 

Может быть, предостережение ему поможет. А может быть, наоборот, только подтолкнет: пьяница, чтобы доказать, что он отдает себе отчет в своих действиях, упрямо пойдет в трясину.

 

 

Трудно сказать, как подействует предостережение.

 

 

Но ясно одно: чем менее оно задевает самолюбие другого, тем оно эффективнее.

 

 

А вот Хасан, сделав предостережение, получает алиби как человек, который, во всяком случае, предупредил.

 

 

Ничего плохого в том, что Хасан предупредил об опасности, конечно, нет. Хуже то, что


для него ответ пьяницы оказался неожиданным. Почему? Хасан распространил привычную ему роль учителя и на пьяницу. Не только в том смысле распространил, что начал учить, но и в том, что ожидал от пьяницы почтительно-благодарного отношения как от ученика. Другими словами, социальные ожидания, связанные с ролью учителя, он непозволительно распространил на роль прохожего, каковым он в момент события и был.

 

 

И ожегся.

 

 

Если бы он такого распространения не сделал, диалог мог бы быть тем же самым, но он так бы не задел Хасана, и он, рассказывая о нем ученикам, никак не связал его с самомнением, а связал бы с какой-либо иной категорией. Например, восхитившись мудростью пьяницы, извлек бы одну из современных сентенций, вроде "опыт не пропьешь!"

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.