КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Излишняя тактичность и излишняя бестактность
Продление кар тины мира в прошлое - один из самых сильных ме тодов воздейс твия, но и рискованных в час ти непредсказуемос ти последс твий. Продление картины мира в прошлое Продление кар тины мира в будущее позволяе т указа ть на пус тые мес та в картине нас тоящего
Народ в день Нового года приносил своему государю горлиц. В большой радос ти государь всех щедро одаривал.
- Зачем? - спросил гос т ь.
- Я проявляю милосердие ,- о тве т и л повели тель, -
о тпускаю п тиц на волю в день Нового года.
- Всем извес тно ваше желание о тпуска т ь п тиц на волю в день Нового года. О т т о г о и ловя т горлиц, соревнуясь и убивая при э том огромное количес тво п тиц. Если вы дейс тви т е льно хо ти т е ос т ави т ь горлиц в живых, лучше запре ти т е их лови ть. Если же о тпуска т ь на волю пойманных, спасенные из милосердия не смогу т восполни ть числа уби тых.
И государь с ним согласился.
Продление картины мира в прошлое - столь распространенный прием, что о нем почти не стоило бы говорить. Каждый из нас, объясняя причины своего поведения, чаще всего говорит о прошлом, отвечая на заданный или незаданный вопрос: " Почему ?"
В истории с горлицами интересен тоже вопрос " Почему ?"
Почему вся страна знала о том, откуда берутся выпускаемые на волю горлицы, а государь - нет?
· Ему могли не говорить этого из страха. · Ему могли не говорить этого потому, что думали, что он и так прекрасно знает.
· Ему могли не говорить этого из корысти.
· Ему могли не говорить этого, чтобы не разрушать красивую традицию.
· Ему могли не говорить этого, чтобы на примере государя учить детей милосердию и доброте.
· Ему могли не говорить этого потому, что он не спрашивал.
· Ему могли не говорить этого потому, что ничего не говорили и прежде - так уж повелось.
А вам - говоря т? А если не говорят, то почему? Выберите сами причину из перечисленных. Проблема в том, что государь выглядит добрым, но глуповатым. Или не глуповатым, но лицемерным и жестоким к горлицам.
Когда нам не сообщают о чем-то, о неких свершившихся фактах, не стремятся продлить нашу картину мира в прошлое, по одной из указанных причин, мы тоже в картине мира других людей выглядим не лучшим образом.
Ну, а гость?
Гость - это всегда равный. Если он - не равный, он либо захватчик, либо проситель. Если гость не продлевает нашу картину мира в прошлое, когда к тому есть возможность, значит, это не гость, а кто-то другой. А если хозяин не терпит продления в прошлое, значит, он не воспринимает гостя как гостя, а как кого-то другого. Не хотите расспросов - не приглашайте в гости! Не решаетесь расспрашивать - не ходите в гости!
В середине 70- х годов я рабо т ал в сис т еме минис т ерс т в а легкой промышленнос ти в фирме, ко торая занималась научной организацией т руда на предприя тиях э той о трасли. Однажды меня вызвал дирек тор нашей фирмы и предложил мне взя ть на рабо ту одного " пос традавшего " - исключенного из пар тии по поли тическим мо тивам, но хорошего специалис т а. Сказал, ч то ввиду особого обс т оя т е льс т в а - исключения из пар тии - он нас т аива т ь на моем согласии не буде т, но проси т меня все же т акую возможнос т ь рассмо т ре т ь. И харак теризовал мне э того специалис т а. Я сразу же догадался, ч то речь иде т о моем бывшем руководи теле, о т ко торого я ушел несколько ле т назад в связи с чис то рабочими разногласиями. Я сразу же согласился,
хо тя уже т о гда предвидел будущие сложнос ти о тношений: о тказа т ь мне предс т авлялось непорядочным.
Между нами сразу же сложились хорошие человеческие, но не очень вня тные админис тра т и вные о тношения. Я ничего не приказывал, боясь показа ться " Иваном, не помнящим родс тва ", а т олько высказывал пожелания, ко торые он иногда принимал к сведению, а иногда - не т. Словом, о тносился, как к " священной корове ".
Однажды он предложил мне провес ти обследование аппара т а минис т ерс т в а с целью определения его го т овнос т и к внедрению в о трасли одного крупного проек та.
- А к то буде т проводи ть обследование?
- Я буду проводи ть! - о тве т и л он реши т ельно.
Я знал, ч то он в э том деле дейс тви т ельно специалис т и согласился. Подго т овили и подписали кон трак т с минис терс т вом, и я занялся другими рабо т ами, всецело полагаясь на него, поскольку других дел у него прак тически и не было. Времени на рабо ту было месяцев восемь. Я т ак т ично не досаждал ему своим кон тролем.
Рабо т ы нашей фирмы курировала одна высокопос т авленная минис т ерская дама, с ко торой я успел быс т ро поссори ться.
Я выглядел очень молодо, и первую же нашу продолжи тельную вс тречу в ее кабине те она посвя тила дли тельным общежизненным поучениям, периодически называя меня " молодым человеком ", ч то меня раздражало. Я был не " молодой человек ", а находился на службе и имел неко торые основания счи та т ь себя небезызвес т ным в республике специалис т ом в своей облас ти. Ровно в пя ть я поднялся и сказал, ч то мое рабочее время закончилось. Она пришла в ужас о т моей бес т ак т н ос т и, на ч то я ей о тве т и л, ч то своевременное окончание рабочего дня - т оже элемен т научной организации т руда. И ушел.
После э того случая все ак т ы моего подразделения ходил подписыва т ь мой дирек тор - меня она принима т ь о тказалась. Я не жалел о случившемся, поскольку подписание ак тов - процедура малоин т ересная, а прос то не спеша подыскивал новое мес т о рабо т ы. Э т о мес т о для меня себя уже исчерпало.
Нас т упал срок окончания рабо т ы по обследованию аппара т а минис т ерс т в а. Я спросил своего " подчиненного " о резуль т а т а х.
- Ты знаешь, скажу т ебе чес тно: я не сделал ничего!
- И ч то т ы предполагаешь дела т ь? - спросил я.
- Не знаю, - о тве т и л он, - понимаешь, не знаю! Я понял, ч то дальнейший разговор бесполезен и ч то я попал в ис торию: под кон трак т о м - моя подпись. Э т о я упус тил кон троль над си туацией. Если т еперь я даже и уволюсь, т о репу т ация моя ... Хорошо бы т ь гордым, когда у т ебя все в порядке, а гордым " без ш т анов " выгляде т ь сложно. Я с т ал жер твой своей излишней т ак т ичнос т и по о тношению к одному человеку и излишней бес т ак т н ос т и по о тношению к другому. В резуль т а т е образовалось не прос т о пус тое, пус тое. а т вердое
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |