Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обмануть императора, чтобы он переплыл море




Различие между хорошо вооруженным и плохо вооруженным меньше, чем между вооруженным и безоружным.

 

 

 

 

Импера т ор Тай - цзун пошел войной на государс т во Когуре, находившееся в Корее. Дойдя во главе т рехсо т т ы с ячного войска до Вос т очного моря и увидев перед собой бескрайний морской прос тор, он пал духом и хо тел поверну ть обра тно. В смущении обра тился он к своим военачальникам, ч тобы узна ть их дальнейшие планы. Они попросили время на размышления.

 

 

В конце концов они обра тились к хи троумному генералу Сюэ Жэньгую. Он и придумал с т ра т а г ему, давшую общее название с т ра т а г емам э того т ипа.

 

 

На следующий день импера т ору доложили, ч то бога т ый крес т ьянин, живущий на морском берегу, дос т авил продовольс твие для войска и желал бы лично вырази ть


государю свои верноподданические чувс тва.


Тай - цзун о тправился на берег моря, но


самого моря т ак и не увидел, поскольку оно было скры то т ы сячами искусно расположенных поло тнищ о т пала т ок.

 

 

Крес т ьянин со всей поч ти т е льнос т ью пригласил импера т ора вой ти в дом, где на с т енах повсюду висели занавеси, а полы были ус тланы коврами. Импера т ор и его спу тники уселись и начали пи ть вино: начался веселый пир. Через неко торое время импера т ор услышал за окном свис т ве тра и почувс твовал, ч то пол в доме


раскачивае т ся.


Он приказал слуге о тдерну т ь занавеси и увидел, ч то вокруг


расс тилался морской прос т ор. " Где мы ?" - спросил он .- " Вся наша армия движе тся к берегам Когуре ", - о тве т и л один из сове тников.

 

 

Когда импера т ор понял, ч то измени ть ничего уже нельзя, к нему вернулась


решимос т ь.


Теперь он без с т раха вел свое войско к неведомой с тране.


 

 

Смысл стратагемы в том, чтобы человек, страшащийся некоторого шага, оставался в уверенности, что у него еще есть выбор - делать шаг или нет - даже тогда, когда этот шаг оказался уже позади и оказался вовсе не таким уж страшным. На уровне приема подобный ход встречается довольно часто.

 

 

Ребенок учи тся ка та т ь ся на велосипеде, но бои тся еха т ь один на двух колесах.


Сколько о т ец ни уговаривае т попробова т ь,


в о тве т слыши т: " Я боюсь ". - " Хорошо, я


буду бежа ть рядом и поддержива ть за седло !" - О т ец бежи т рядом. - " Держишь ?" -


" Держу, конечно !" - на бегу о твечае т о тец, а сам давно уже не держи т.


Наконец,


ребенок понимае т,

умеешь !"


ч то еде т сам. " Э т о ч то,


я сам еду ?" - " Конечно, сам, т ы же


 

 

Или другой пример.

 

 

Иногда зубной врач говори т пациен ту: " Не волнуй тесь, я сейчас дерга т ь не буду, т олько попробую, крепко ли он держи тся ..." - и через мгновение показывае т удивленному пациен ту его собс т венный зуб. Еще пример - из моей собс т венной ис тории. Однажды начальс т во под влиянием конкурирующего со мной коллеги - руководи теля другого подразделения - ликвидировало в моем подразделении с т авку инженера по обслуживанию оборудования, а самого инженера перевело в подразделение


конкурен та.


Никакие мои про тес т ы и ссылки на непоправимый ущерб моему


подразделению не помогали. Единс твенное обещание, ко торое я сумел вы тяну т ь, -


т о,


ч то инженер буде т


" при необходимос ти "


консуль тирова т ь.


Я предложил т ехнику


выполня ть обязаннос ти э того инженера. Техник ка тегорически о тказался, ссылаясь на " о т су т с т в и е и образования, и фак тических знаний в э том вопросе ", и пригрозил уволи ться, если я буду нас т аива т ь на своем. Тогда я попросил т ехника помочь мне " в одной рабо т е " - в сос т авлении процедурных правил решения т ех т иповых задач - обнаружения и ус транения неисправнос т ей, - ко торые осущес т влял ушедший


инженер. " Э т о поможе т по том т о му,

курс дела ".


к то замени т э того инженера, быс т рее вой ти в


 

 


Техник о тве т и л,


ч то не знае т,


ч то т акое


" процедурные правила ", но я его успокоил:


" Мы будем сос т авля т ь их вмес т е ".


И мы сос т авили их вмес т е,


по тра т и в месяц и


консуль тируясь с ушедшим инженером.

 

 

А когда рабо т а была закончена, т ехник с удивлением сказал: " Ну, т ак с э тими


обязаннос т ями и я могу справи ться! Здесь, в общем - т о,

случае как пос тупа т ь ..." - И заменил собой инженера.


т еперь все ясно, в каком


 

 

Суть стратагемы заключается в следующем.

 

 

Некто не готов и не желает делать нечто как психологически невозможное для себя. Однако психологически невозможное, в отличие от других невозможностей - технической, финансовой, правовой, этической и т. д. - является предельно субъективным. Обычно человек, когда хотя бы поневоле или будучи обманутым, как император Тай-цзун, преодолевает свою психологическую невозможность, бывает доволен и не предъявляет претензий к тем, кто его побудил, принудил или обманул "для его же пользы". Когда таким же образом поступают с этической или эстетической невозможностями - тоже, казалось бы, весьма субъективными, то впоследствии могут появиться обида, претензии или неудовлетворенность собой. Именно на этом существенном отличии психологической невозможности от иных других и строится стратагема: психологически невозможное в целом разбивается по шагам, каждый из которых психологически приемлем. " Глаза


боя т ся,


а руки делаю т !"


 

 

Для того чтобы стратагема оказалась успешной, необходимо разбиение неприемлемого


на приемлемые шаги производить с учетом зоны ближайшего разви тия которого направлена стратагема.


объекта, на


Зона ближайшего развития состоит из тех действий, человеком ранее хотя и не совершаемых, но представляющих собой несложную и вполне обозримую комбинацию ранее освоенных образцов поведения.

 

 

Например, когда мы с тоим на т ре т ь ей с тупеньке обычной лес тницы, нам несложно с тупи т ь одним шагом на че твер т ую с тупеньку, да даже и на пя тую. Несколько


сложнее - на шес т ую,


и, пожалуй, уж и вовсе невозможно - на седьмую и выше.


 

 

Здесь четвертая, пятая и шестая ступеньки - в зоне нашего ближайшего развития, а более высокие ступеньки - уже нет.

 

 

Как только стратагема нарушает принцип зоны ближайшего развития, она оказывается неудачной.

 

 

Однажды мой американский прия тель пригласил меня поеха т ь с компанией его друзей на пикник в горы. Они собирались лаза т ь по скалам с соо тве т с т в ующим снаряжением. Я чес тно предупредил, ч то по скалам лаза т ь не буду, поскольку высо т у люблю т олько в переносном смысле. Однако, когда дошло до дела, прия тель очень нас тойчиво с т ал меня уговарива т ь присоедини ться к очередному ш турму. Мне было очень неплохо


гре т ься на солнышке внизу и я о тклонил даже т акой заманчивый вариан т,


когда меня


прос т о,


как куль, подниму т на веревках наверх. Все о тправились ввысь без меня. Я


думал, ч то мои т руднос т и позади, но не т у т - т о было: мой прия тель не признавал плюрализма в счас т ье.

 

 

Примерно через час он появился возле меня с сообщением, ч то обнаружил проход в скалах и не по требуе т ся никакого личного мужес тва с моей с т ороны, ч тобы взобра т ься наверх и присоедини ться к ос т альным без всяких веревок и крюков. Я был т рону т его забо т ой и согласился.

 

 


Поначалу т ропинка и впрямь не дос т авляла хлопо т,


однако пос т епенно с т ановилась


круче и вер тикальнее. Пришлось уже карабка ться и под тягива т ь ся.


Когда мы


добрались до вершины скалы и соединились с ос т альными, я с т о ской подумал, ч то приде т ся еще и спуска т ься.

 

 

- Правда, здорово, ч то т ы здесь, наверху! Какой чудесный вид! Ты рад ?! - с вос т оргом,

ожидая моего вос т орга, воскликнул мой прия тель.

 

 


- Вид, дейс тви т е льно, чудесный. Но я должен сказа т ь,

оказался здесь, наверху.


ч то я недоволен т е м,


ч то


 

 

Я позволил себе столь не характерное для меня недружественное, сухое и невежливое высказывание потому, что предстоящий спуск вниз явно не находился в зоне моего ближайшего развития. Так потом и оказалось.

 

 


Задекорировав реальнос ть ,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.