Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Увести овцу, попавшуюся под руку




Не инвестиция, а зло, хотя иногда оно и кажется неизбежным в нашей картине мира.

То, кем, чем и почему жертвуют, важнее того, что этой жертвой достигается. Жертва

Пожертвовать сливовым деревом ради персикового

Тот, кто в своей картине мира видит надежду на пределы коварства противника, не увидит своей победы, а то и вообще ничего не увидит.

 

 

 

 

Из ки тайского фольклора: " Когда пришли муравьи грыз т ь корни персикового дерева,

сливовое дерево самоо т верженно о твлекло муравьев на себя ".

 

 

Стратагема содержит идею жертвы. Она охватывает оба случая: и когда жертвуют кем-то или чем-то ради победы и когда кто-то или что-то отвлекает "огонь на себя".

 

 

Тянь Цзы час т о заключал пари с прави телем царс тва Ци на бегах, делая крупные с т авки, и все время проигрывал. В т о время бега сос т ояли из т рех заездов разных лошадей из одной конюшни, а сами лошади делились на т ри ка тегории: хорошие, средние и плохие.

 

 

Однажды знамени т ый полководец Сунь Бинь пришел на бега вмес т е с Тянь Цзы. Он посове товал ему выс т ави т ь сначала плохую лошадь про тив хорошей лошади из царской конюшни, за т ем хорошую лошадь про тив средней царской лошади и, наконец, свою среднюю лошадь про тив плохой царской. Тянь цэы последовал сове ту и выиграл два заезда из т рех.

 

 

Здесь роль " сливового дерева " играе т плохая лошадь Тянь Цзы, ко торой не ос т авляю т вообще никаких шансов на победу. А " персиковое дерево " - сама победа в двух заездах, ч то позволило Тянь Цзы на э то т раз выигра т ь крупную сумму денег.

 

 

Во время освободи т ельной войны Вье т нама про тив ки тайской динас тии Мин ( мы помним ис торию об иероглифах на лис т ьях деревьев ) вье тнамская армия попала в окружение. Тогда подчиненный сказал руководи телю восс т ания Ле Лою - будущему королю Вье тнама: " Дай т е мне вашу одежду! Нарядившись в нее, я выйду

 

 

из лагеря ".


Когда ки тайцы увидели его, они приняли его за Ле Лоя, взяли в плен и убили. Благодаря э тому нас т оящему Ле Лою удалось спас т ись.

 

 

Вспомним также, как князь У (стратагема "В улыбке прятать нож") счастье родной дочери и жизнь своего министра превратил в сливовое дерево.

 

 

Нередко роль сливового дерева играет слишком активный и успешный деятель одной из враждующих сторон, "голову" которого выдают противнику с тем, чтобы спасти "персиковое дерево" - заключить мир или союз против какого-либо нового врага.

 

 

Именно опасение этого варианта стратагемы сдерживает доблесть командиров в борьбе с врагом: ведь всякая война кончается миром.

 

 

 

 

 

 

Смысл стратагемы или приема состоит в том, чтобы, наблюдая за противником, совершающим маневр, воспользоваться ситуацией, когда у него неминуемо проявятся слабые места, не упустить эту возможность. Из этих слабостей нужно извлекать выгоду, не ввязываясь в открытый бой.

 

 

Во время перестройки всякой сложной системы возникает масса незащищенных мест,

поскольку в это время происходит наложение порядков: "два порядка - беспорядок!"

 

 

По Анри Файолю, порядок - это:

 

 

- когда каждая вещь находится там, где должна быть;

 

 

- каждый человек находится там, где должен в данное время находиться;

 

 

- каждый человек занимается тем, чем должен сейчас заниматься.

 

 

Когда порядок нарушается, зная действия человека, причастного к нарушению, мы легко можем определить меру его ответственности, мы говорим о беспорядке.

 

 

Когда порядок нарушается, даже зная действия человека, причастного к нарушению, нам сложно определить меру его ответственности, мы говорим о дезорганизации.

 

 

В этом смысле два порядка - не беспорядок, а дезорганизация. И при перестройке


сложной системы обычно возникает в той или иной мере дезорганизация, т. е. ситуация, когда, даже зная фактические действия человека, трудно определить меру его ответственности.

 

 

Например, придя на некое предс т авление в зри тельный зал, человек обнаружил, ч то


его мес т о,


ко торое указано на биле т е,


заня то


( человеком, сидящим не на своем


мес т е, т.


е. наруши телем порядка ). Пос т радавший обращае т ся к служащему, и т о т


о тправляе т ся


" навес ти порядок ". Однако, пы т аясь пересади ть наруши т еля на


" правильное мес т о ",


он обнаруживае т,


ч то и т о мес т о заня то.


Служащий понимае т,


ч то для т о го ч тобы навес ти порядок, приде т ся пересажива ть весь зал, а предс т авление уже началось. И он предлагае т пос традавшему первое же свободное


мес т о


( не хуже т о го,


ч то указано на биле т е )


в качес тве компромисса.


 

 

Устранение дезорганизации требует больше усилий, чем устранение беспорядка. Если от беспорядка можно прямо перейти к порядку, то попытка прямого перехода от дезорганизации к порядку обнаруживает, как правило, беспомощность руководителя. И поскольку в условиях дезорганизации ответственность подлинных нарушителей выявить очень непросто, состояние дезорганизации относительно легко и безопасно может поддерживаться заинтересованными лицами. Твердое и пустое оказываются трудноразличимыми не только для противника, но и для своих.

 

 

Переход от дезорганизации к порядку лучше производить по двухшаговой схеме:

 

 

- сначала от дезорганизации перейти к упрощенному временному порядку;

 

 

- затем от этого упрощенного порядка перейти к требуемому порядку.

 

 

Однако упрощенный порядок потому и упрощенный, что не адекватен подлинным потребностям и проблемам, и если он сколько-нибудь затягивается, то порождает новую дезорганизацию. Вот почему сложное социальное образование (в частности, армия) в момент перестройки становится привлекательной добычей как для противника, так и для собственных расхитителей. В этой ситуации легко увести чужую овцу, попавшую под руку.

 

 

Прекрасной иллюс трацией э той с тра т а г емы являе т ся процесс " прива тизации " в пос т сове т ском прос транс т ве при переходе крыночной экономике. Например, когда в Сове т ском Союзе еще дейс твовала " расс т рельная " с т а т ь я уголовного кодекса за


операции с т вердой валю той


" в особо крупных размерах ", особо " смелые и


предприимчивые " сделали капи тал именно на э тих операциях ( разумее т ся,


не без


содейс твия " компе т ен т н ых органов ") и впоследс т вии прославлялись демокра тической прессой как " национальные герои ".

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.