Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грозить софоре, указывая на тут




В картине мира союзника другой союзник может одновременно находиться в двух


ролях: актуального союзника и потенциального противника (конкурента), поэтому союзы редко бывают прочными.

 

 

 

 

Начальник, желающий укротить подчиненных, прежде должен им внушить глубокий страх, чтобы тот служил предостережением. Это эффективный прием для полководца, который командует незнакомым ему войском.

 

 

Генерал Ян Су славился с трогим обращением с воинами. Накануне сражения он внезапно ус траивал расследования ошибок, совершенных его подчиненными, и каждый раз приказывал казни ть с деся ток человек. На мес т е казни, с т оя перед по токами крови, с труившимися по земле, он непринужденно разговаривал и смеялся.

 

 

Перед началом сражения он посылал вперед одну - две со тни воинов с заданием разгроми т ь передовые о тряды про тивника. Если э то задание не было выполнено, он предавал казни всех, к то учас твовал в нападении. За т е м Ян Су посылал более многочисленный о тряд. Если и э то т о тряд не добивался успеха, он т оже о тдавал приказ переби ть его до последнего человека. После э того вся армия, напуганная свирепым нравом командира, бесс т рашно шла в бой и побеждала. Ян Су не проиграл ни одного сражения в своей жизни.

 

 

- Или воины боятся не выполнить приказ полководца и не боятся противника.

 

 

- Или воины не боятся не выполнить приказ полководца и боятся противника. Воины не боятся двух вещей сразу.

 

 

В древности:

 

 

- Тот, кто мог казнить половину войска, распространял свою власть на весь мир.

 

 

- Тот, кто мог казнить три десятых войска, распространял свою власть на удельное владение.

 

 

- Тот, кто мог казнить только одну десятую войска, должен был повиноваться другим.

 

 


Родс т венник царя Тай Гун получил удел в вос точных облас т ях государс т ва.


Прибыв


на мес т о,


он с т ал расспрашива т ь о дос т ойных мужах округи, желая выбра т ь себе


сове тника. Ему указали на некоего о т шельника, прославившегося своими доброде т елями и обширными познаниями. Тай Гун т рижды предлагал ему должнос т ь


сове тника в своей сви т е,

казни ть о т шельника.


но т о т неизменно о тказывался. И т о гда Тай Гун приказал


Об э том узнал сове тник царя и приехал с упреком:

 

 

- Как можно было, едва приехав в удел, казни ть одного из прославленных мес тн ых мужей ?!

 

 

- Тот человек, - ответил Тай Гун, - сказал мне: "Я не служу царю и не принимаю князей. Я пашу свое поле, пью воду из моего колодца и никого ни о чем не прошу". Я опасался, что этот человек своим поведением будет сеять в области беспорядок и учить людей не повиноваться власти. Поэтому я казнил его первого".

 

 

Очевидно, Тай Гун имел в виду не в буквальном смысле "сеяние беспорядков" и

"обучение неповиновению властям", а нечто другое, но не менее важное.

 

 

Сам отшельник никоим образом ничего нелояльного не делает. Но своим троекратным отказом он фиксирует свою самодостаточность и независимость от власти. Поскольку он

- человек известный и уважаемый, о его жизненной позиции и факте троекратного отказа узнают другие люди. Они будут пересказывать это друг другу. И это вдохновит других, поместит в их зону ближайшего развития менее лояльное по отношению к властям поведение, чем было до сих пор. А кто- то встанет и на путь независимости от власти с оружием в руках. Такое тоже возможно. Подобно тому, как легенда о Робин Гуде вдохновляет на бандитизм крепких физически, но не окрепших духовно, молодых (и не очень) людей.

 

 

Если бы отшельник был человек недалекий, его трудно было бы в чем-либо упрекнуть. Но поскольку он - человек мудрый, с него другой спрос, он обязан предвидеть все негативные для страны последствия своего поступка.

 

 


По преданию, законы древней динас тии Инь сурово карали т о го,


к то выбрасывал золу


из очага прямо на улицу. Ученик Конфуция Цзы Гун был немало удивлен э тим обс т оя т е льс т в ом и попросил разъяснений у учи теля. Конфуций о тве т и л:

 

 


- Дом Инь в самом деле знал, как прави ть государс т вом.


Когда золу выбрасываю т на


улицу, час тичка золы може т попас т ь в глаз прохожему. И прохожий, у ко торого


засори т ся глаз, непременно рассерди т ся,


а рассердившись, полезе т дра ться. Драка


же - дело серьезное, ко торое за трагивае т чес ть семьи и всего рода. В резуль т а т е маленькая пылинка може т привес ти к гибели большого рода. Во т почему здесь было необходимо суровое наказание.

 

 

Люди с траша т с я суровых наказаний. Зола же - вещь пус тяковая. Зас т ави т ь людей бы т ь бди тельными в мелочах, ч тобы избежа т ь сурового наказания, - в э том, поис тине, заключае т ся мудрос т ь управления.

 

 

Суть стратагемы "Грозить софоре, указывая на тут* заключается в применении наказания к малой части подчиненных, чтобы предостеречь и удержать от нарушения (с последующим наказанием) большую или более важную часть подчиненных. Искусство построения этой стратагемы требует:

 

 

- правильного выбора этой "малой части";


- ясного и легко фиксируемого нарушения;

 

 

- предусматривающего жесткого наказания за него;

 

 

- неотвратимости "обещанного" наказания;

 

 

- обеспечения широкой и адекватной информируемости о случившемся.

 

 

Здесь мы должны сделать оговорку. Речь идет не о том, чтобы схватить кого попало и жестоко наказать его в назидание другим. Такая позиция противоречила бы ясности наказания.

 

 

Вы можете спросить, а как же случай с отшельником?! Какая уж тут "ясность наказания". А мы уже говорили, что с него "другой спрос". То, что ясно одному, может быть не ясно другому. Но и наоборот. То, что не ясно одному, должно быть ясно другому. В этом, собственно, и заключается "другой спрос".

 

 

Стратагема обеспечивает экономию наказаний при установлении или обеспечении порядка, когда часть подчиненных рассматриваются (а возможно, таковыми и являются) как враги.

 

 

Однажды в Хабаровске, году в 1991- м или 92- м, мои коллеги и ученики попросили меня


выс тупи т ь перед де т ьми, ко торых они обучали менеджмен ту.


Во время э той вс тречи


мне задали " де т ский ", но, как э то час т о бывае т,


очень непрос т ой вопрос:


 

 

- Если бы вы были в с т ране Самым Главным, какой бы первый приказ о тдали. Приказ

1?

 

 

Я задумался. В о тве т е на любой, не вполне коррек тный вопрос всегда ес т ь элемен т риска. Ведь когда о тве т уже дан, коррек тнос т ь вопроса обсужда ть уже поздно. Но и


уходи ть о т о тве т а,


глядя в вос т орженные о т предс т оящего знания де т ские глаза,


было бы неправильно.

 

 

И я рискнул:

 

 

- Я бы приказал собра т ь в Москве побольше милиции и нещадно ш трафова т ь и


пешеходов и води телей за всякое движение на красный све т,

пока не добился бы видимого невооруженным глазом результата!


ш т рафова т ь до т ех пор,


 

 

Посыпались вопросы:

 

 

- А почему? Для чего?


- А для того, чтобы вся страна ожидала, чтобы услышать и выполнить приказ №

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.