Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная и культурная жизнь беларуского народа на границе XX - XXI ст




Основные направления социально-экономичного развития Республики Беларусь в 90-х гг. XX -начала XXI ст.

Основные тенденции общественно-политического развития Республики Беларусь в 90-х гг. XX -начала XXI ст.

Провозглашение и законодательное оформление государственной независимости Республики Беларусь.

В 1985 г. руководителем СССР стал М.С.Горбачев, который провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны, в дальнейшем (в дополненном виде) получившим название «перестройка». Основные направления политики «перестройки» – ускорение научно-технического прогресса, – перестройка хозяйственного механизма (реформа 1987 г., цель – переход от административных методов хозяйствования к экономическим), – политическая реформа (демократизация избирательной системы, многопартийность, гласность и т.п.). В период перестройки – стремление союзных республик получить большую самостоятельность от центральной власти. В 1990 г. – «парад суверенитетов», когда в союзных республиках принимали «Декларацию о государственном суверенитете». 27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. Ее основные принципы: – верховенство Конституции и законов БССР над Конституцией и законами СССР, – государственный статус белорусского языка, – объявлена цель превратить территорию БССР безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством. В связи с этим встал вопрос о дальнейшей судьбе СССР. В марте 1991 г. он был вынесен на всесоюзный референдум. Большинство – за сохранение СССР (в БССР – около 83%). После этого в Москве началась разработка нового союзного договора, подписание которого было сорвано выступлением консервативных сил («августовский путч») с целью сохранения СССР в прежнем виде. Эта попытка оказалась неудачной и подвела черту под политикой перестройки. Была прекращена деятельность КПСС. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще руководители Беларуси, России и Украины подписали соглашение и прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). После неудачи «августовского путча» активизировался процесс достижения независимости Беларуси. В августе положения Декларации о государственном суверенитете вошли в Конституцию БССР, в сентябре 1991 г. республика получила новое название – Республика Беларусь и новые государственные символы (герб и флаг).

Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.

У истоков национально-культурного возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного направления "Толока" в Минске, "Походня" в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон "О языках в Беларуси", по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси.

В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.

На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило "Згуртаванне беларусау свету "Бацькаушчына", которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира.

Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений, появилось более 20 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Высшее образование приводится в соответствие с международными нормами. В Беларуси работает 44 государственных университета и академии, 12 негосударственных учебных заведений. За десятилетие количество студентов возросло с 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001 г. студентом стал каждый второй выпускник средней школы. По количеству студентов, в расчете на 10 000 жителей, Беларусь вышла на среднеевропейский уровень (300 человек).

В 90-е годы оказалась в полосе кризиса наука Беларуси. Количество научных сотрудников уменьшилось с 102,6 тыс. человек в 1990 г. до 43,7 тыс. в 1999 г., а бюджетное финансирование на их подготовку - в 4 раза. В этих условиях идет разработка концепции сохранения и развития научного потенциала республики. В 1991 г. начал работать Фонд фундаментальных исследований при Кабинете Министров РБ. Основной функцией Фонда является поддержка творческих коллективов и отдельных ученых при решении актуальных научных проблем. В 1996-2000 гг. в Беларуси разрабатывалось 48 государственных программ фундаментальных исследований. Идет перестройка работы АН БССР.

Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси. Среди них труды А.И. Малдиса, А.С. Лиса, В.Н. Конона, Г.А. Кохановского, Г.В. Штыхова и др. Переизданы работы репрессированных ученых А. Цвикевича, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Редакция энциклопедии выпустила шесть томов "Энциклопедии истории Беларуси".

Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Появились публицистические произведения М. Ермоловича "Старажытная Беларусь", В. Чаропки "Имя в летописи", К. Тарасова "Ефросинья Полоцкая". Большинство писателей направили свои творческие поиски на осмысление сложного социально-экономического и духовного развития Беларуси. Среди них В. Быков, Я. Янищиц, А. Кудравец, О. Лойко, С. Законников, А. Звонак, С. Граховский и др.

Увеличилось количество театральных постановок по национальной драматургии. В репертуарах драматических театров - пьесы по истории культурного наследия, такие как "Казимир Лыщинский", "Князь Витовт", "Шляхтич Завальня", "Тутэйшыя", "Знак беды", "Крест Ефросиньи Полоцкой" и др. Государственную премию Республики Беларусь получила постановка балета "Страсти" ("Рагнеда").

Традиционным стало проведение музыкальных фестивалей "Музыкальное Полесье", "Музы Несвижа", "Минская весна", "Белорусская сакавица", декада белорусской песни и поэзии в Молодечно и др. Особой популярностью пользуется международный фестиваль "Славянский базар" в Витебске.

Культурно-просветительные учреждения направили свои усилия на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного творчества. Начал работать литературный музей им. М. Богдановича в Минске, историко-этнографический в п. Мир, историко-краеведческий музей в Новогрудке и др. В Белорусскую культуру вернулся во всем своем величии восточнославянский первопечатник Ф. Скорина. В связи с 500-летием со дня его рождения по решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Ф. Скорины.

Возрождение национальной культуры привело к изменению отношений церкви и государства - от конфронтации к сотрудничеству. На 1 января 1988 г. в Беларуси насчитывалось 793 религиозные организации, которые относились к 8 конфессиям. На 1 июля 1995 г. в Беларуси действовало уже 2018 религиозных организаций, представлявших 24 конфессии. В республике зарегистрировано 7 религиозных учебных заведений, 10 монастырей (8 православных и 2 католических).

17 декабря 1992 г. был принят "Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях". Белорусское законодательство стремится обеспечить равенство всех религий и конфессий, государство одинаково относится ко всем религиозным организациям.

Таким образом, признание важности общечеловеческих и национальных ценностей открывает возможности для участия разных социальных групп населения, организаций в процессе духовного возрождения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.