Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система образования и воспитания в государствах Древней Греции (Спарте и Афинах)




 

Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, первоначально обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашних семейных условиях под руководством опытных наставников.

Одним из первых письменных источников нашего знания о провесе воспитания в этот период считаются произведения Гомера, который описал в своих произведениях воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде» - одного из храбрейших героев, предпринявших поход против Трои. В произведениях Гомера:

определялись нравственные устои и традиции античного общества;

определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов,

главной из этнических ценностей воспитания была любовь к свободе, родине.

II. Воспитание в условиях античности

В античный период развития ведущее положение в развитии Греческих земель региона занимали два государства - Спарта и Афины. Системы воспитания, которые существовали в данных государствах, их специфика определялись особенностями их политического устройства, географическим положением, то есть тем, что сегодня именуют геополитическими условиями.

Общее в воспитательных системах Афин и Спарты:

Древние Спартанцы и Древние Афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.

В обоих государственных образованиях считали, что супружество преследует две цели: государственную и семейную.

Государство активно вмешивалось в личную жизнь граждан и требовало от них ответственного отношения к обязанностям гражданина: создать семью и воспитывать детей.

Однако необходимо отметить, что степень участия государства в воспитании молодого поколения в этих странах была различна.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма. Поэтому цель воспитания личности заключалась в воспитании и образовании личностей, которые будут достойно управлять государством.

Поэтому перед государством и педагогами стояла задача всестороннего развития духовных качеств и физических сил ребенка. Афинянин должен был соединять в себе все возможные добродетели внешней и внутренней красоты человека.

Государственный аппарат через законы и пропаганду нравственных устоев жизни создавал атмосферу нетерпимости к людям, безответственно относящимся к своим гражданским и семейным обязанностям. Холостяки, не создавшие семью к 35 годам, были, по сути, изгоями общества.

Детей должны были воспитывать родители и нести ответственность перед обществом за их воспитание. Человек, безответственно относящийся к воспитанию детей, чувствовал себя неуютно. Наоборот, слава ждала родителей, воспитавших достойных граждан.

В Афинах судьбу ребенка определял отец: если отец не признавал ребенка, то его просто выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору.

Воспитывались Древние Афиняне в соответствии со своими культурными традициями: основной упор делали греки на воспитание достойного гражданина своего государства.

Афиняне были воспитаны на произведениях Гомера.

До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. (В переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» – «веду за руку». Позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя).

7 – 16 лет дети поступали в школу 1 ступени: школа грамматиста, в которой обучение письмо, счет, чтение; и школу кефариста: литература, искусства (рисование), музыкальное образование. С 14 лет мальчик одновременно посещал гимнастическую школу - палестра, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья.

Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это, прежде всего гимнасий - для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Содержание обучения преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и гимнастике ума.

Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии, целью которого была военная подготовка.

Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ, которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее.

В Спарте

государство также создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью в положенное время.

Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек, тоже с 7 лет.

В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города.

Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства.

В школах – агеллы (7 – 14 лет): 1. военная подготовка, 2. навыки грамоты и счета, 3. музыка, танцы;

В Афинах молодые люди были переполнены гордость и любовью к родине и сознательно готовы были умереть во имя прекрасной Родины. У

Как свидетельствуют историки: город Спарта никогда не был захвачен врагами, хотя и не имел оборонительной стены. Александр Македонский не рискнул брать штурмом город Спарту. У греков бытовало мнение, что Спарту можно захватить только тогда, когда будут мертвы все свободные граждане государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 4180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.