Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абсолютная монархия




Сословная монархия.

Сеньориальная монархия.

1. В истории средневековой Франции вассалитет оформлялся специальным договором между господином и его вассалом. Он давал клятву верности. Был предусмотрен обряд омажа. Оформление с помощью ритуальных процедурный действий договора. Содержанием этого договора было обязательство господина опекать вассала. Обязанностями вассала были: Военная служба в течение 40 дней в году. Обязательное ежегодная гражданская служба, т.е. выполнение функций придворного, участие в суде сеньора над его вассалами. Различные денежные взносы в пользу сеньора (для выкупа сеньора из плена, на свадьбу детей сеньора). Уплата пошлины при передаче земли от отца к сыну. Принятие сеньора с его свитой на своей земле, содержание его. Если у вассала не было наследника, сеньор выбирал жениха его дочери и вассал должен был принять этот выбор. Традиция, а она эта традиция начинает оформляться в записях традиционных обычных норм, они назывались кутюмы, обычаи предусматривали возможность расторгнуть такой вассальный договор. Его можно было расторгнуть как через суд, так и с помощью войны, если вассал объявлял войну своему сеньору таким образом договор расторгался. В 11 веке церковь добилась установления определенных правил ведения войны, чтобы не допускать полного воинования экономики, хозяйства, чтобы ввести эти войны в правовые рамки, был выработан свод правил – «Боже мир» (свод правил ведения войны). В ходе этих войн запрещалось нападать на священников, на церквей, на земли, на детей, стариков, женщин, на безоружных людей, запрещалось нападать на мельницы, забирать урожай, скирды. Этот последний штрих любопытно завершает наше знакомство с временами вассальных отношений. В области земельных отношений, проявляется феодальная лестница, верховным сбственником признавался сеньор. Это давало ему право требовать от своих вассалов несение высоких рыцарских повинностей, непосредственно военных. Обладание номинально всей землей было основанием для требованием высоких рыцарских повинностей. Однако непосредственным собственником земли были вассалы, которые передавали эту землю в пользование крестьянам в разной степени зависимости которые находили, для несения уже низких повинностей. Эти низкие повинности – хозяйственные занятия, делиться продуктами, плата за пользование землей. Отношения в сфере земельной собственности, объясняют эту феодальную лестницу. Основную массу населения Франции составляли крестьяне. Крестьянство делилось на 2 основные категории: сервы (их было большинство) и вилланы. Сервы находились и в личной и в поземельной зависимости от господ. Не только пользовались землей. Вилланы же находились только в земельной зависимости, они пользовались землей феодала, однако лично оставались свободными. «Если повинности серва лежали на его личности, то повинности виллана лежали на его земле». Сервы несли барщину, часть недели – 2-3 дня. Кроме того платили поголовное обложение, тако налог назывался шабаш. Побор для вступления в брак назывался – форморяж. Существовали и практика, традиция произвольных поборов, которые устанавливались по воле феодала – талья. Если человек умирал, феодал должен был получить за переход имущества наследнику налог – менморт. Крестьяне находились и в административно заивисимости от сеньоров, они не могли уходить в другие населенные пункты, они были лично зависимы, они не могли вступать в гражданские сделки, они не могли выступать самостоятельно в суде. При этом такое зависимое состояние, личная несвобода и значительная ограниченность передавались по наследству. Вилланы чаще всего платили денежную ренту – чинш за пользование землей. Могли отдавать часть урожая, несколько дней в году – не более 10 должны были поработать и в хозяйстве своего господина. Однако они были лично свободными и находились в лучших условиях. А вот хуже положение, чем у сербов, было положение челяди, которая жила при дворе, обслуживала феодала. Такие отношения в обществе нам уже знакомы. Они характерны для средневековья не только Франции.

Особенности государственного устройства:

Этот период был периодом раздробленности, король лишь номинальный монарх. Он избирался основными вассалами короля – крупнейшими феодалами и церковными иерархами. В органах государственного управления не трудно заметить сочетание двух систем органов: органы, характерные для дворцово-вотчинной организации; также как и франков при дворе находились министериалы, глава юстиции, командующий конницей, хранитель королевской печати – канслер, казначей. Элементом государственного управления была и система, отражавшая существование вассалов разного уровня. Таким органом был, например, Великий Совет – Королевская курия. Съезды крупнейших феодалов. На таких съездах могли рассматриваться споры, конфликты между вассалами короля, могли рассматриваться судебные дела по обвинениям по измене королю, государственные преступления. Местная власть характеризуется тем, что король управляет только своим собственным доменом, во владениях же его вассалов административная власть принадлежит им, а не королю. У каждого из таких вассалов была собственная систему управления, король – только администратор своего, относительно небольшого земельного надела. Вассальные отношения и феодальная лестница не могли не отразиться и в устройстве судебной власти. В судебной системе при этой сеньориальной монархии действует соответственно и сеньориальная юстиция. Судебную власть делят между собой вассалы. Объем судебных полномочий зависел от места сеньора в системе вассальных отношений. Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов и была основной военной силой, которая дополняла в случае необходимости народное ополчение. Таким образом, сформировавшееся в 10-11 веках Французское феодальное государство представляет из себя классический пример сеньориальной монархии. Король считался главой государства только номинально, политическая власть разделена между ним и сеньорами разного ранга. Центр политической власти и основное регулирование политическое, административное находится в сеньоре, находится у вассала и число таких самостоятельных сеньорий в период, который мы рассматриваем, постоянно возрастает. Если в 10 веке их было 55, то в к 12 веку число независимых сеньорий возрастает до 77. Для такого типа государственности в Западной Европе характерно и то, что осями ее построения были военная повинность. Такой осью была католическая церковь, церковная организация. Слабость центральной власти при таком типе государственности не должна восприниматься как недостаток, потому что такая центральная власть посути была только властью в размерах королевского домена, а он сводился к небольшому количеству земли вокруг Парижа. Такой порядок был скорее не отражением недостатка, а скорее отражением характера, сути этого типа государственности, своеобразное разделение труда. Это скорее была не слабость власти, а ее суть организации. Однако,, пусть и была своя логика в такой организации, она ненадолго задержалась на Французских землях.

 

2. Экономический подъем, оживление экономики в связи с крестовыми походами, которые несли много богатства, рост городов, активизация в целом экономических связей обуславливают необходимость преодоления раздробленности. Война не помощник развитию экономики. Реализовывать эту объективную тенденцию преодоления раздробленности пришлось непосредственно заинтересованным в этом лицам. 12-13 века были временем собирания Французских земель. Делали это французские короли разными путями и женитьбами и войной, и заключая союзы, и конфискую имения у тех, кто нарушал присяги. Например, уже Филипп 2 Август (рубеж 12-13 века) присоединяет к своему домену Норманди, Мец, Анжу, Тулузу, увеличив свой домен в 5 раз. Людовик 9, вошедший в историю, как святой, проводит реформы, которые позволили укрепить королевскую власть. Судебную – этот король создает так называемый парижский парламент, который был высшим аппеляционным судом. Это укрепляло власть монарха. Военная реформа – Людовик устанавливает минимум 40 дней короля, которые давали возможность феодалам подвергнувшимся нападениям соседей обращаться за защтою к королю иметь эту гарантию – минимум 40 дней, в течение которых они находились под покровительством короля. Это правило содействовало повышению авторитету короля. Финансовая, монетная реформа, введя единую для всей страны полновесную золотую монету. К началу 14 века королевский домен охватывает уже 3\4 страны. Филипп 4, вошедший в истории, вошедший в историю, как Филипп красивый присоеднияет Шампань и Наварру. Важным достижением в укреплении королевской власти, была победа Филиппа в соперничестве с церковью, с епископами и даже папами. Филипп добился, что епископом был назначен француз. Было завершение формирования в 14-15 века феодальных сословий были и предпосылкой возникновения учреждений государственного устройства и процессом централизации. Двумя первыми сословиями были естественные для феодального общества привилегированные сословия дворян и священников. Их привелегия заключались в освобождении от налогов, в доступе к государственной службе. Однако к двум первым привилегированным сословиям присоединяется 3-е сословия. В отличие от привилегированным было податным (платило подать). Однако, в этом сословии объединялись не только свободные крестьяне, в этом сословии находились ремесленники, богатые, могущественные купцы, представители финансовой верхушки. Различие интересов этих сословий позволяло центральной власти иногда выступать в качества арбитра, и была еще одним из средств усиления королевской центральной власти. Кризисные моменты – королевская власть опиралась на 3-е сословие. Поскольку даже укрепляясь, королевская власть была заинтересована в преодолении социальных и политических противоречий в обществе, в консолидации общества, в моменты войн, кризисные моменты. Заинтересованные в такой консолидации французские монархи пошли на создание сословно-представительных органов. Во Франции такими органами стали генеральные штаты, в Англии – Парламент, в Испании – Кортесы, В Германии – рейхстаг и лантаги. Отличительной особенностью от сейма было присутстсвие в этих представительных органов представителей 3-его сословия, все 3 сословия принимали участие в формировании этих органов, и если феодальные съезды могли быть и иногда превразались в орудие борьбы против короля, сословно-представительные учреждения этого периода были орудие укрепления власти короля. Впервые генеральные штаты (Парламент) созвал в 1302 году, чтобы получить поддержку в противостояние с церковью. В 1308 году Филипп 4 Красивый пребег к созыву этого учреждения для того, чтобы получить поддержку в борьбе с духовным орденом Томплиеров. Общефранцузские генеральные штаты были совещательным органом, они созывались по инициативе короля, королевской власти, как правило, в критические моменты для оказания помощи правительству. Компетенция таких собраний и их занятий – одобрение введения какого-либо налога, сбора, однако одновременно такие съезды давали возможность высказываться представителям сословий, выражать свои интересы. Каждое из сословий заседало отдельной палатой, составляло отдельную палату. Первая палата – палата духовенства, вторая палата – палата дворянская, третья палата – представляла третье сословие, выборные депутаты от верхушки городов. Однако при этом каждая палата имела 1 голос, незасимо от того, сколько представителей заседало в ней. Две палаты привелешированных сословий имели возможность навязывать свои решения. Заметье, этот орган далеко не парламент, он созывается только по инициативе королей, не имеет отношения к законодательной деятельности. Ордонанс – законодательный акт, документ. Великий мартовский ородонанс. Король Карл в этом документе признавал обязательства собирать два раза в год генеральные штаты, причем эти актом не предусматривалось согласие короля. Даже без согласия короля 2 раза в год ген. Штаты должны были собираться. Этим акто ген. Штаты наделялись правом назначать королевских советников. По своей воле вводить и отменять налоги и контролировать расход государственных средств. Однако великий мартовский ордонанс остался только яркой страничкой, действовал он только 1.5 года, а после победоносного окончания войны значение генеральных штатов падает. Очередной Карл 7, в 1439 году проводит налоговую и военную реформу. Был введен прямой постоянный налог, который не требовал подтверждения генеральных штатов. Он вводился, как постоянный и за счет этого налога уже можно было содержать постоянное также войско. Можно было создать регулярную армию. Потребность соответственно в органе отпадает. Генеральные штаты формально не упраздняются их просто перестают созывать. Они созываются крайне редко с перерывами в 20 лет. Был период когда 70 лет они не созывались. Следовательно их существование было эпизодом вa Французской истории. Однако таким эпизодом, который позволял укреплять королевскую власть, которая выступила орудием в том укреплении. Центральными органами управления в период сословно-представительного государства во Франции становятся следующие: государственный Совет, работающий под руководством короля, выполняющий его волю, руководящий и контролирующий отдельные звенья управления. Счетная палата – занимается финансовыми делами, финансовым управлением. Высшими должностными лицами были канцлер – осуществлявший текущее управление, принятие ордонансов (законов), как и раньше командир рыцарской конницы, а затем конодавль, камерарий, заведовавший казначейством. Отдельные поручения по управлению выполняли королевские советники. Органами государственной влати на местах были: прево. Затем – бальи, сеношали – руководители соответствующих административных единиц. Сеношали, возглавляли округа, Эти административные руководителями были чиновниками, и работали под контролем королевских ревизоров. На местном уровне также проводились собрания сословий, они назывались провинциальными штатами, некоторые города имели самоуправление.

3. Неограниченная компетенция королей в издании законов, подчинение церкви и фактическая ликвидация автономии городов.

Кардинал Ришелье 1624-1642 годы п.п. 17 в. Формально-высший церковный сановник. Фактически, первый министр Людовика 13. Ришелье ликвидирует независимые религиозные конфессии гугенотов, их политических вольностей и гарантий, завоеванных прежде.

Ришелье разгромил мятеж Лангедоке и эта победа символизировала окончательное подчинение власти короля всех слоев во всех регионах. Частью подчинения был запрет на строительство замков, начинается разрушение замков. Запрет дуэлей. Реформирование местного управления: страна разделена на 54 округа, в каждый из которых был назначен чиновник – интенданта полиции, юстиции и финансов. Эти чиновники назначались. Интендант наделялся реально властью при сохранении Прево, Бальи. Все реальные полномочия местной власти у интенданта, что означало, что королевская власть построила параллельно существовавшей системе органов власти дополнительную властную вертикаль, полностью подчиненную правительству. Причем интенданты назначались не из самых обеспеченных семей. Это было очередным способом укрепить королевскую власть в противостояние родовой верхушке.

Зенитом абсолютизма во Франции были годы правления Людовика 14 (Король Солнца) вся вторая половина 17 века – 1661-1715 года. Государство – это я. Король обладал полной законодательной властью. Военной властью, исполнительной, судебной, ему был подчинен бюрократический механизм, во главе с государственным Советом. Король при этом передавал свой трон по наследству, был главой государства наследственным. Все в государстве считалось собственностью короля, были его поданными. Король возглавлял судебную систему.

Главной опорой абсолютистской власти была армия. Регулярная и самая многочисленная в Европе (более 600.000 человек), при том, что все население Франции составляло около 15.000.000. Армия уже не могла состоять только из дворянства. Призывались не только наемники, а и местное население. Офицерами оставались дворяне. Французский абсолютизм воплотил в себе типичные особенности этой формы правления. На примере абсолютистской Франции можно выделить особенности, которые были характерны для других монархий: полный контроль над всей территорией страны, монополия на издание законов, полная зависимость церкви от государства, уничтожение автономии городов, вместо временных войск регулярная армия.

Усилившаяся мощь государства позволяла активно завоевывать колонии, расширять территории государства, а значит завоевывать новые рынки сбыта, приобретать новые источники сырья. Таким образом, создавались предпосылки первоначального накопления капитала. Создание и возрастание роли бюрократического аппарата, новой армии оттачивали основы сословного общественного устройства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.