Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологічний аспект




§ 54

ПРИМЕЧАНИЕ

Между тем, что нравится только в оценке, и тем, что доставляет удовольствие (нравится в ощущении), существует, как мы часто показывали, значительная разница. Второго, в отличие от первого, нельзя ждать от каждого. Удовольствие (даже если причина его заключена в идеях) всегда, по-видимому, состоит в чувстве, которое благотворно влияет на всю жизнь человека, тем самым и на его физическое состояние, то есть здоровье; поэтому Эпикур, считая всякое удовольствие в сущности телесным ощущением, был, быть может, не так уж не прав, только сам не понимал себя, когда причислял к удовольствию интеллектуальное и даже практическое благорасположение. Если иметь в виду последнее различие, то можно понять, как удовольствие может не нравиться тому, кто его ощущает (например, радость нуждающегося, но благонамеренного человека при получении наследства от любящего, но скаредного отца), как глубокая скорбь может даже нравиться тому, кто ее испытывает (например, горе вдовы, вызванное смертью ее обладавшего многими достоинствами мужа), как удовольствие может, сверх того, еще и нравиться (например, удовольствие от наук, которыми мы занимаемся) или как боль (например, причиняемая ненавистью, завистью, жаждой мести) может к тому же еще и не нравиться. Благорасположение или неблагорасположение основано здесь на разуме и тождественно одобрению или неодобрению; удовольствие же и страдание могут покоиться только на чувстве или на ожидании возможного (по какой бы то ни было причине) хорошего или плохого самочувствия.

Всякая меняющаяся свободная игра ощущений (не основанная на каком-либо намерении) доставляет удовольствие, поскольку она усиливает чувство здоровья, причем независимо от того, удовлетворяет ли нас в суждении разума предмет этого удовольствия и даже само это удовольствие; и это удовольствие может достичь аффекта, хотя мы и не испытываем интереса к самому предмету, во всяком случае, не настолько, чтобы он был соразмерен степени испытываемого удовольствия. Игру ощущений можно разделить на азартную игру, игру звуков и игру мыслей. Первая требует интереса, будь то тщеславия или своекорыстия, который, однако, далеко не так велик, как интерес к способу, которым мы пытаемся этого достигнуть; вторая требует лишь смены ощущений, каждое из которых соотносится с аффектом, не достигая, однако, степени аффекта, и возбуждает эстетические идеи; третья возникает лишь из смены представлений в способности суждения, что, правда, не порождает мысль, связанную с каким-либо интересом, но все-таки оживляет душу. О том, какое удовольствие должны доставлять эти игры, хотя и незачем считать, что в их основе лежит какая-либо заинтересованность, свидетельствуют все наши вечера; ведь без игр вряд ли может обойтись какой-либо вечер. В них проявляются такие аффекты, как надежда, страх, радость, гнев, насмешка; они ежеминутно сменяют друг друга и настолько сильны, что, создавая внутреннее движение, вызывают усиление всей жизнедеятельности тела, что доказывает вызванная этим бодрость духа, хотя при этом участники игры ничего не приобрели и ничему не научились. Но поскольку азартная игра не есть прекрасная игра, мы о ней здесь говорить не будем. Напротив, музыка и повод к смеху суть два типа игры эстетическими идеями или представлениями рассудка, посредством которых ничего не мыслится и которые исключительно благодаря тому, что они сменяют друг друга, могут все-таки доставлять живое удовольствие; этим они достаточно ясно показывают, что оживление в обоих случаях носит только телесный характер, хотя оно и создается идеями души, и что все, провозглашаемое столь тонким и одухотворенным удовольствие развлекающегося общества есть просто чувство здоровья, достигнутое благодаря соответствующему этой игре движению внутренних органов. Не суждение о гармонии звуков или острот, которая своей красотой служит лишь необходимым средством, а повышенная жизнедеятельность тела, аффект, который приводит в движение внутренние органы и диафрагму, одним словом, чувство здоровья (без такого повода оно обычно не ощущается) составляет удовольствие, заключающееся в том, что к телу можно подступиться и через душу и что душу можно использовать для врачевания тела.

В музыке эта игра идет от ощущения тела к эстетическим идеям (объектам для аффектов), а от них обратно к ощущению тела, но с возросшей силой. В шутке (которую так же, как музыку, следует отнести скорее к приятному, чем к прекрасному искусству) игра начинается с мыслей; в своей совокупности, стремясь найти для себя чувственное выражение, они занимают и тело; а так как участие рассудка, который не нашел в этом изображении ожидаемого, внезапно ослабевает, то действие этого ослабления ощущается в теле через вибрацию органов, которая содействует восстановлению их равновесия и благотворно влияет на здоровье.

Во всем, что вызывает веселый неудержимый смех, должно заключаться нечто бессмысленное (в чем, следовательно, рассудок сам по себе не может находить благорасположение). Смех - это аффект, возникающий из внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. Именно это превращение, которое для рассудка безусловно не радостно, все же косвенно вызывает на мгновение живую радость. Следовательно, причина должна заключаться во влиянии представления на тело и на взаимодействие его с душой; причем не потому, что представление объективно есть предмет удовольствия (ибо как может доставлять удовольствие обманутое ожидание?), а только потому, что это ожидание, как игра представлений, создает в теле равновесие жизненных сил.

Мы смеемся и ощущаем истинное удовольствие, слушая рассказ о том, как в Сурате индиец, который сидел за столом у англичанина, увидев, когда тот откупорил бутылку с элем, что пиво, превратившись в пену, выходит из бутылки, выразил в многочисленных восклицаниях крайнее удивление, а на вопрос англичанина, что же в этом удивительного, ответил: "Меня удивляет не то, что оно выходит, а то, как вам удалось загнать его туда"; и смеемся мы не потому, что ощущаем себя несколько умнее этого невежественного индийца или по поводу чего-либо приятного, обнаруженного во всем этом нашим рассудком, а потому, что наше напряженное ожидание внезапно превратилось в ничто. Или если наследник богатого родственника, намеревающийся торжественно оформить его похороны, жалуется, что это ему не удается, ибо (говорит он) "чем больше я плачу плакальщикам, чтобы они выглядели грустными, тем веселее они выглядят", то мы громко смеемся, а причина этого заключается в том, что наше ожидание внезапно превратилось в ничто. Следует заметить, что ожидание должно превратиться не в позитивную противоположность ожидаемого предмета - так как это всегда есть нечто и часто может огорчить, - но именно в ничто. Ибо если кто-либо возбуждает в нас своим рассказом большие ожидания, а в конце мы сразу же понимаем, что он не соответствует истине, то нам это не нравится; например, когда рассказывают о людях, которые, пережив большое горе, за ночь поседели. Напротив, если в ответ на подобный рассказ какой-нибудь шутник со всеми подробностями расскажет о горе купца, который, возвращаясь в Европу из Индии со всем своим состоянием, помещенным в товары, вынужден был в страшную бурю выбросить все за борт, и это его расстроило до такой степени, что в ту же ночь поседел его парик, - то мы смеемся и это доставляет нам удовольствие, поскольку мы еще некоторое время перебрасываем свой собственный промах, пытаясь поймать, впрочем, безразличный нам предмет или, вернее, идею, за которой мы следовали, между тем как мы стремимся лишь схватить и удержать его. Здесь удовольствие доставляет не отповедь лжецу или глупцу, ибо и сама по себе эта история, будь она рассказана серьезно, вызвала бы громкий смех в обществе, на предыдущий же рассказ, скорее всего, вообще не стоило бы обращать внимание.

Следует заметить, что во всех этих случаях в шутке должно быть заключено нечто, способное на мгновение обмануть; поэтому, как только иллюзия рассеивается, превращаясь в ничто, душа вновь оглядывается, чтобы сделать еще одну попытку, и, бросаемая в разные стороны под влиянием быстро следующих друг за другом усилением и ослаблением напряжения, приводится к колебанию; поскольку отрыв от того, что как бы натягивало струну, происходит внезапно (не посредством постепенного ослабления), то это колебание должно вызвать душевное движение и соответствующее, ему внутреннее телесное движение, но вместе с тем и веселость (как действие способствующего здоровью движения).

Ибо если допустить, что со всеми нашими мыслями гармонически связано какое-либо движение телесных органов, то нетрудно понять, как внезапному принятию то одной, то другой точки зрения для рассмотрения своего предмета может соответствовать попеременное напряжение и расслабление эластичных частей наших внутренних органов, которые передаются диафрагме (подобно тому, что чувствуют люди, боящиеся щекотки); при этом легкие выталкивают воздух быстро следующими друг за другом выдохами и таким образом создают полезное для здоровья движение; именно оно, а не то, что происходит в душе, служит подлинной причиной удовольствия от мысли, которая, по существу, ничего не представляет. Вольтер говорил, что небо дало нам в противовес множеству трудностей жизни две вещи: надежду и сон. Он мог бы присоединить к этому смех, если бы только средства вызвать его у разумных людей были бы легко доступны и если бы необходимые для этого остроумие и оригинальность настроения не были бы столь редки, сколь распространен талант сочинять так головоломно, как мистики, так сногсшибательно, как гении, или так душераздирающе, как авторы чувствительных романов (пожалуй, моралисты того же типа).

Следовательно, можно, как я полагаю, согласиться с Эпикуром, что всякое удовольствие, даже если оно вызвано понятиями, возбуждающими эстетические идеи, есть животное, то есть телесное, ощущение, нисколько этим не умаляя ни духовное чувство уважения к моральным идеям, которое есть не удовольствие, а уважение к себе (к человеку в нас), возвышающее нас над потребностью в удовольствии, ни даже значение менее благородного чувства, вкуса.

Нечто, состоящее из того и другого, обнаруживается в наивности, которая есть вспышка некогда естественной для человеческой природы искренности, противостоящей тому, что стало второй натурой человека, - искусству притворства. Над простотой, которая еще не умеет притворяться, смеются, радуясь одновременно простоте природы, которая становится здесь препятствием этому искусству. Ожидали повседневной привычки к искусственности выражения, предусмотрительно рассчитанного на красивую видимость, а перед нами внезапно оказалась неиспорченная невинная натура, встретить которую мы никак не ожидали и которую тот, кто ее проявляет, совсем не собирался обнаруживать. Что красивая, но ложная видимость, которая обычно столь много значит в нашем суждении, здесь внезапно превращается в ничто и что в нас самих как бы обнажается притворщик, вызывает душевное движение, которое идет по двум противоположным направлениям, что также целебно сотрясает тело. Но то, что бесконечно превосходит все привычные обычаи, чистота мышления (по крайней мере ее задатки), которая еще не совсем исчезла в человеческой природе, привносит в игру способности суждения серьезность и глубокое уважение. Однако поскольку это лишь кратковременное явление и покров притворства вновь заслоняет его, к этому примешивается и сожаление, нежная умиленность, которая в качестве игры легко соединяется с добродушным смехом и обычно действительно с ним соединяется, вознаграждая того, кто дал для этого повод, за его смущение, вызванное тем, что он еще не умудрен житейским опытом. Поэтому искусство быть наивным есть противоречие; однако представлять наивность в вымышленном лице возможно и являет собой прекрасное, хотя и редкое искусство. Но с наивностью не следует смешивать чистосердечную простоту, которая лишь потому не привносит искусственность в природу, что не ведает, что есть искусство человеческого общения.

К тому, что, поднимая наше настроение, родственно удовольствию, получаемому от смеха и относящемуся к оригинальности духа, но не к таланту в области прекрасного искусства, следует отнести причудливость манер. Причудливость в хорошем значении этого слова означает талант произвольно переходить в такое расположение духа, когда обо всех вещах судят совершенно иначе, чем обычно (даже наоборот) и все-таки соответственно принципам разума в подобной душевной настроенности. Тот, кто непроизвольно подвержен подобным изменениям настроения, непостоянен; того же, кто может произвольно и целесообразно (для живого изображения посредством вызывающего смех контраста) вызывать их, называют, как и его манеру, забавным. Впрочем, эта манера относится скорее к приятному, чем к прекрасному искусству, так как предмет второго всегда должен сохранять некоторое достоинство и поэтому требует известной серьезности в изображении, так же как вкус в суждении.

 

Рекомендовано

Міністерством освіти і науки України

як навчальний посібник для студентів

КИЇВ 2004

вищих навчальних закладів


ББК 74 6 УДК 37 035 С69


Друкується за рішенням Вченої ради

НПУ їм М П Драгоманова

від 26 лютого 2004 р (протокол № 7)


ЗМІСТ


 


Авторський колектив:

Капська А.Й, керівник авторського колективу -розд І, гл 1 -п 1, 3, 4, 5,

розд II гл 1 -п І, 5, гл 2-п 1,2, гл 4~п 1,

гл 5-п 1,4,5 6,

Безпалько О.В, кандидат пед наук -розд І, гл 3 - п 2, Вайнола Р.Х, кандидат пед наук -розд І, гл 2-п 1,2,3, Вакуленко О.В, кандидат пед наук- розд II гл 4-п З, Карпенко О.Г., кандидат пед наук -розд І, гл 1 - п 2, гл 3-п 1, розд II,

гл 2-п 3,4, гл 4-п 2, гл 5-п 2,3, Ковчина І.М., кандидат пед наук -розд II, гл 8 — п 1, 2, Комарова Н.М, кандидат екон наук -розд І, гл 3-п З, Краспова Н.П, кандидат пед наук -розд II, гл 6-п 1 2, 3, 4, Мірошниченко С.А -розд І гл 1 — п 2,3, Міщик Л.І., доктор пед наук -розд II, гл 1 - п б, Пєша І.В., кандидат пед наук -розд II, гл 3-п 3 4, Поліщук В.А, кандидат пед наук -розд II, гл 1 -п 4, гп 4-п 4, 5, Харченко С.Я., доктор пед наук -розд II, гл 7-п 1,2

Рецензенти: Євтух М.Б - Говорун Т.В -

доктор педагогічних наук, професор,

дійсний член АПН України,

доктор психологічних наук, професор

С 69 Соціальна робота: технологічний аспект: Навчальний посібник/За ред. проф А Й Капської - К Центр навчальної літератури, 2004 - 352 с ІЗВМ 966-8365-40-2

На основі глибокого вивчення та аналізу різних напрямів соціальної роботи в Україні в посібнику пропонуються теоретичні засади та окремі технології соціальної роботи з різними категоріями населення

Посібник призначається для соціальних працівників, соціальних педагопв, які працюють у державних і недержавних установах та студентів гуманітарних факультетів навчальних закладів 1-І V рівнів акредитації та готуються до роботи в соціальній і соціально-педагогічній сфері

ББК 74 6 УДК 37 035

ІЗВИ 966-8365-40-2

© Капська АЙ таш, 2004

© Центр навчальної літератури, 2004


Передмова......................................................................................... 6

РОЗДІЛ І. ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ СОЦІАЛЬНОЇ РОБОТИ... 8

Глава 1. Соціальна робота як практична діяльність................... 8

1. Взаємозв'язок соціальної політики і соціальної роботи.............. 8

2. Соціальна робота як вид професійної діяльності......................... 14

3. Об'єкти і суб'єкти соціальної роботи................................................ 18

4. Функції, структура, рівні соціальної роботи.................................. 24

5. Принципи соціальної роботи............................................................. 29

Глава2. Професійна компетентність спеціаліста соціальної роботи 35

1. Професійна компетентність соціального працівника.................. 35

2. Методи соціальної роботи.................................................................. 46

3. Організаційні форми соціальної роботи.......................................... 53

Глава 3. Технологізація соціальної роботи як умова Гг оптимізації.... 61

1. Технології соціальної роботи: сутність, специфіка,
класифікації................................................................................................. 61

2. Діагностика соціальної роботи як умова успішного її
прогнозування............................................................................................. 70

3. Експертиза й оцінка ефективності соціальної роботи................. 79

РОЗДІЛ II. ТЕХНОЛОГІЇ СОЦІАЛЬНОЇ РОБОТИ......................... 92

Глава 1. Технології роботи з сім 'ями різного типу....................................... 92

1. Соціально-виховна робота з молоддю як умова підготовки до
сімейного виховання................................................................................. 92

2. Проблема батьків і дітей у сучасній сім'ї........................................ 99

3. Психолого-педагогічна допомога молодій сім'ї........................ 105

4. Соціально-педагогічна робота з дітьми, які зазнали
сімейного насилля.................................................................................. 113

5. Деякі технологічні аспекти соціальної роботи у дитячих
будинках сімейного типу...................................................................... 149

6. Превенція насильства у сім'ї як комплексна проблема
соціальної педагогіки............................................................................. 160


Глава 2. Технології соціальної роботи з людьми, що

мають функціональні обмеження................................ 172

1. Концептуальний підхід до соціально-педагогічної реабілітації
дітей з обмеженими функціональними можлиовостями............... 172

2. Моделі соціальної реабілітації дітей з функціональними
обмеженнями............................................................................................. 173

3. Вивчення стану та діагностика дитячої інвалідності............... 177

4. Зміст реабілітації дітей з функціональними обмеженнями. 186

Глава 3. Технології соціальної роботи з військовослужбовцями 198

1. Соціальна зумовленість роботи з військовослужбовцями.... 198

2. Форми соціальної роботи................................................................. 200

3. Організація соціальної роботи....................................................... 203

4. Етапи соціальної роботи з військовозобов'язаного молоддю. 206

Глава 4. Технології соціальної роботи з дезадаптивними

дітьми та молоддю...................................................... 215

1. Соціальна реабілітація дітей з девіантною поведінкою.......... 215

2. Особливості соціальної роботи з неповнолітніми, які
повертаються з місць позбавлення волі............................................ 228

3. Соціально-педагогічні заходи протидії вживанню
наркогенних засобів молоддю............................................................. 244

4. Принципи підбору психокорекцийних методик та методів. 250

Глава5. Соціальна робота з дітьми вулиці............................... 267

1. "Діти вулиці"... та їх шлях до вулиці.............................................. 267

2. Соціально-правові основи захисту дітей, що потребують
соціально-педагогічної допомоги...................................................... 272

3. Причини появи соціального явища — "діти улиці".................. 276

4. Технології соціальної роботи з "дітьми вулиці"

та соціально незахищеними дітьми та підлітками......................... 277

5. Робота з кризовими сім'ями як попередження появи

"дітей вулиці" і соціально незахищених дітей................................. 280

6. Вулична соціальна робота.............................................................. 286

Глава 6. Технології соціальної роботи з обдарованими дітьми.............. 292

1. Характеристика творчої обдарованості дитини....................... 292

2. Типологія обдарованості.................................................................. 297

3. Особливості творчої обдарованості та її проблеми у дитини. 299

4. Соціально— педагогічна робота з обдарованими дітьми і їх
батьками.................................................................................................... 303


 


Глава 7. Технології соціальної роботи з клієнтами різного

віку...................................................................... •........... 316

1. Соціальна робота з клієнтами зрілого віку................................. 316

2. Соціальна робота з клієнтами похилого віку.............................. 322

Глава8. Технології соцально-правового захисту клієнтів......... 328

1. Основні напрямки соціально-педагогічної діяльності
фахівців...................................................................................................... 328

2. Зміст і організаційно-правові форми роботи з дітьми та
молоддю шкільного віку......................................................................... 337

Додатки........................................................................................ 346


Соціальна робота


Соціальна робо/па


 


ПЕРЕДМОВА

Останнє десятиріччя у розвитку української педагогічної науки до­сить помітними є пошуки ефективних підходів у технологіях соціальної роботи. За цей час соціальні технології збагатилися новими напрямами, методами і формами роботи. Можна без перебільшення сказати, що це був період, якому притаманні тенденції, спрямовані в майбутнє.

Актуальність вивчення основних технологічних аспектів соціальної роботи за ці роки обумовлюється такими важливими прцесами, які відбу­ваються сьогодні в українському суспільстві й у соціальній сфері, які тісно пов'язані між собою. Це означає, що бурхливий розвиток суспіль­ства ставить перед центрами соціальної роботи відповідальні завдання. Дійсність народжує нові потреби, нові інтереси членів суспільства, зок­рема, тих, які потребують соціальної допомоги, соціального захисту і підтримки. Соціальний запит обумовлює не лише звернення людини з тієї чи іншої важливої проблеми, а й ті форми допомоги, які можуть і повинні надавати центри соціальних служб для молоді та спеціалізовані центри в Україні.

Мова йде не лише про велику кількість адекватних до запитів форм роботи, що з'явилися останнім часом і які демонструють иебайдужість державних виконавчих органів і спеціалізованих служб до долі людини, а йдеться про їх особливе змістове наповнення, спрямоване на людину і реалізоване заради людини. Розкриття технологічного аспекту соціаль­ної роботи передбачає не знайомство практиків з новітніми технологія­ми, а, перш за все, служить стимулом у пошуках умов і механізмів адаптації цих технологій у конкретному регіоні до конкретних клієнтів з врахуванням соціальних процесів, перспектив розвитку клієнта та визна­чення його місця у суспільстві.

Пропонований посібник — це один із важливих кроків узагальнити пошукові і практичні напрацюванпя вітчизняних вчених, і дати картину дії соціальних технологій у різних аспектах життєдіяльності людини.

Дана колективна праця склалася таким чином, щоб охопити найбільш болючі питання сьогодення у соціальній роботі, найбільш вразливі групи населення, що потребують уваги, підтримки і допомоги: інваліди, діти вулиці, дорослі і діти, що зазнали насильства, проблемні сім'ї, групи ризику, люди похилого віку та іп.


Оскільки видання не готувалося як монографічне дослідження, що мало б висвітлити всі без винятку технології соціальної роботи, ми вклю­чили до посібника розділи, ще мало розроблені, але поставлені на поря­док денний соціальною практикою (соціальна робота з людьми зрілого віку, соціальна робота з дітьми, що мають обдарованість та з їхніми батьками тощо).

Цілком усвідомлюючи, що посібником будуть користуватися як тео­ретики, так і практики, зокрема, соціальні працівники, авторський колек­тив сподівається, однак, що ця книга стане у пагоді фахівцям соціальної сфери, студентам, викладачам навчальних закладів, усім, хто цікавиться проблемами і долею людей, котрі потребують нашої допомоги.

Від авторського колективу проф. А.Й. Капська


Соціальна робота


Теоретичні основи соціальної роботи


 


РОЗДІЛ І




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.