Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С помещением товаров под таможенную процедуру 5 страница




2) бессрочные таможенные процедуры - срок не ограничен (выпуск для внутреннего потребления; экспорт, реимпорт, реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона).

Предельные сроки нахождения товаров под конкретной таможенной процедурой установлены в главах 30 - 43 ТК. По истечении установленного срока срочная таможенная процедура должна быть завершена в установленном порядке, а товары, в зависимости от вида таможенной процедуры: вывезены за пределы таможенной территории Таможенного союза, помещены под другую таможенную процедуру или переработаны.

Требование об изменении или стабильности состояния товара позволяет разделить таможенные режимы на три группы:

1) состояние товара должно быть стабильным (таможенный транзит; таможенный склад; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля);

2) состояние товара должно быть изменено (переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; уничтожение);

3) состояние товара может быть изменено или оставаться стабильным (выпуск для внутреннего потребления; экспорт; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура).

При этом признаком изменения состояния товара является изменение классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (например, п. 3 ст. 232 ТК). В соответствии с общим правилом допускаются изменения товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях пользования, транспортировки и хранения.

 

Статья 203. Выбор и изменение таможенной процедуры

 

Комментарий к статье 203

 

По общему правилу, установленному п. 1 ст. ст. 203 ТК, товар, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза, должен быть помещен под таможенную процедуру, выбранную лицом. Из этого общего правила существуют четыре исключения, когда товар не помещается под таможенную процедуру:

1) товары, в отношении которых применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз;

2) припасы (п. 2 ст. 364 ТК);

3) товары для личного пользования (п. 4 ст. 354 ТК);

4) транспортные средства международной перевозки (п. 4 ст. 341 ТК).

В таможенном союзе ЕврАзЭС перечень запрещенных к ввозу и вывозу товаров указан в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического общества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений <343>.

--------------------------------

<343> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/db/entr/norm-prav-doc/ediniy_perechen/Pages/default.aspx.

 

В соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур процесс помещения товаров под таможенную процедуру называется "очистка". Определением E5./F9 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур понятие "очистка" описывается как совершение таможенных формальностей, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для помещения под иную таможенную процедуру. Эквивалентного термина в ТК нет, а взамен используется термин "помещение". В связи с отсутствием определения термина "помещение" в ТК, невозможно утверждать, что объем этих понятий совпадает, однако анализ ТК позволяет прийти к такому выводу.

Помещение товаров под таможенную процедуру придает товарам и транспортным средствам определенный статус с целью недопущения их хаотичного перемещения через таможенную границу и позволяет обеспечить таможенный контроль. Выделение различных видов таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.

В ст. 203 ТК не дается уточнения, кто является лицом, имеющим полномочия по выбору таможенной процедуры. Установить лицо, имеющее полномочия по выбору и изменению таможенной процедуры, можно только на основании анализа текста ТК. Так документом, на основании которого происходит выбор таможенной процедуры или ее изменение, является декларация на товары или транзитная декларация (подп. 1 п. 2 ст. 181 и п. 1 ст. 182 ТК). Согласно п. 2 ст. 179 ТК таможенная декларация подается декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Следовательно, лицом, имеющим полномочия по выбору и изменению таможенной процедуры, является декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта.

Выбор таможенной процедуры является одновременно правом и обязанностью лица, но право не является абсолютным и может быть ограничено положениями нормативных правовых актов по таможенному делу. Например, товары не могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного склада, если на день их таможенного декларирования срок реализации или годности товаров менее 180 календарных дней (абз. 2 п. 1 ст. 230 ТК) или имеется запрет помещения под процедуру временного ввоза (допуска) продуктов питания, отходов (п. 2 ст. 278 ТК). Следует подчеркнуть, что право лица на выбор таможенной процедуры порождает корреспондирующую обязанность таможенных органов предоставить лицу выбранную таможенную процедуру только при соблюдении всех условий изложенных в ТК, в противном случае таможенные органы могут отказать в выпуске товаров. Условия помещения товаров под каждую таможенную процедуру установлены в главах 30 - 43 ТК.

 

Статья 204. Помещение под таможенную процедуру

 

Комментарий к статье 204

 

В соответствии со ст. 204 ТК со дня выпуска товара таможенным органом товар считается помещенным под таможенную процедуру, что означает возможность пользования и распоряжения товаром в соответствии с выбранной таможенной процедурой.

В зависимости от юридических фактов действие таможенной процедуры может быть приостановлено, завершено или прекращено.

Приостановление таможенной процедуры происходит на основании п. 1 ст. 208 ТК в случае изъятия или наложения ареста на товары, помещенные под таможенную процедуру. В случае снятия ареста или отмены решения об изъятии товаров действие таможенной процедуры возобновляется. Для некоторых таможенных процедур может быть установлен иной, внесудебный, порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры. Например, в соответствии с п. 2 ст. 281 ТК для процедуры временного ввоза (допуска) порядок приостановления и возобновления действия установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур". <344>.

--------------------------------

<344> Текст размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS19/Pages/R_375.aspx.

 

Завершение действия таможенной процедуры может происходить по двум основаниям: по заявлению декларанта на изменение таможенной процедуры (п. 2 ст. 203 ТК) и в связи с окончанием действия срочной таможенной процедуры.

Прекращение действия таможенной процедуры происходит на основании решения суда при конфискации или обращении в собственность государства (п. 2 ст. 208 ТК).

 

Статья 205. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру

 

Комментарий к статье 205

 

Возложенная ст. 205 ТК обязанность декларанта подтверждать соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру фактически устанавливает презумпцию виновности декларанта в несоблюдении установленной таможенной процедуры. В Таможенном кодексе Российской Федерации от 28 мая 2003 N 61-ФЗ была установлена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим только в случае полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврата уплаченных сумм и (или) неприменения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В настоящее время в национальных законодательствах Российской Федерации (п. 1 ст. 224 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), Республики Казахстан (ст. 309 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан") и Республики Беларусь (ст. 155 Таможенного кодекса Республики Беларусь) данная норма унифицирована и полностью соответствует ТК.

 

Статья 206. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур

 

Комментарий к статье 206

 

Распределение полномочий по таможенному контролю, за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза, между таможенными органами таможенного союза ЕврАзЭС устанавливается в ст. 206 ТК. Товар не приобретает статус товара таможенного союза при помещении под следующие таможенные процедуры: экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); реэкспорт; беспошлинная торговля (в отношении иностранных товаров); уничтожение; свободная таможенная зона; свободный склад.

Основным критерием, в соответствии с которым определяется таможенный орган, непосредственно проводящий таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, является территория государства - члена Таможенного союза, на которой находится товар. При этом следует учитывать, что если товар был выпущен таможенными органами одного государства - члена Таможенного союза, а находится на территории другого государства - члена Таможенного союза, то таможенные органы государства - члена Таможенного союза, на территории которого находится товар, могут осуществлять контроль за соблюдением условий таможенной процедуры только по поручению таможенного органа проводившего выпуск товара (п. 2 ст. 206 ТК). Такой порядок следует из комплексного анализа ст. 206 ТК, вопреки указанию п. 1 ст. 206 ТК о проведении таможенного контроля за соблюдением условий таможенной процедуры таможенными органами государства - члена Таможенного союза, на территории которого произведен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой.

Например, товар помещен по таможенную процедуру таможенного транзита на территории Республики Казахстан с целью его транспортировки через территорию Российской Федерации и Республики Беларусь. В этом случае таможенные органы Российской Федерации и Республики Беларусь имеют право осуществлять таможенный контроль за соблюдением условий таможенной процедуры таможенного транзита только по поручению таможенного органа Республики Казахстан в рамках взаимной административной помощи.

 

Статья 207. Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры

 

Комментарий к статье 207

 

Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры в соответствии со ст. 207 ТК несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Однако несвоевременное внесение изменений в законодательные акты не позволяло реализовать положения ст. 207 ТК на практике. Например, ст. 16.9 КоАП РФ (в ред. 30 декабря 2011 года) было установлено наказание в виде административного штрафа с конфискацией товаров или без таковой за недоставку товаров в место доставки, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. Однако применить данное наказание не представлялось возможным, т.к. на тот момент не существовало процедуры внутреннего таможенного транзита, упоминаемой в ст. 16.9 КоАП РФ. Указанную процедуру заменила таможенная процедура таможенного транзита. Отсутствие терминологического единства между законодательством Российской Федерации и ТК привело к невозможности привлечения к административной ответственности за несоблюдение условий таможенной процедуры. В ст. 16.19 КоАП РФ наказания предусмотрены только за несоблюдение таможенного режима, но термин "таможенный режим" в ТК не применяется и заменен термином "таможенная процедура". Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <345> данные противоречия были устранены.

--------------------------------

<345> Российская газета. 09.12.2011. N 278.

 

Для целей применения таможенного законодательства Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, обеспечивающих реализацию требований таможенного законодательства Республики Беларусь, п. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" установлены новые значения некоторых терминов. Например, термин "таможенный режим" следует понимать как таможенная процедура в значении, определенном ТК. При этом нормы Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" имеют обратную силу и распространяют свое действия на правоотношения, возникшие с даты вступления в силу ТК.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет (ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях").

Анализ норм Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" во взаимосвязи с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" позволяет сделать вывод, что физическое или юридическое лицо не могут быть привлечены к административной ответственности за деяние, совершенное до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" и которое стало квалифицироваться как административное правонарушение в связи с изменением трактовки терминов, связанной с обратным действием Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах".

Квалификация деяний, совершенных в Республике Беларусь после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах", должна проводиться с учетом новых определений терминов. Например, термин "таможенный режим" в ст. 14.6 Кодекса Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях" должен трактоваться как таможенная процедура в значении, определенном ТК, и следовательно, позволяет привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за использование товаров в нарушение требований и (или) условий таможенной процедуры.

В Республике Казахстан административная ответственность за неправомерные операции, изменение состояния, пользование и (или) распоряжение товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенную процедуру, предусмотрена ст. 423 Кодекса Республики Казахстан от 30 января 2011 года N 155-2 "Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях".

 

Статья 208. Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру

 

Комментарий к статье 208

 

Название ст. 208 "Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру" ТК не полностью отражает содержание ст. 208 ТК и затрудняет поиск необходимых норм. Только в п. 1 ст. 208 ТК изложены последствия изъятия или наложения ареста на товары и представляют собой приостановление действия таможенной процедуры. В остальных пунктах описываются изменение таможенной процедуры при конфискации (п. 2 ст. 208 ТК) и привлечение лица к административной или уголовной ответственности в случае несоблюдения лицом таможенной процедуры и невозможности дальнейшего применения данной таможенной процедуры (п. 3 ст. 208 ТК).

В случае конфискации или обращении в собственность государства по решению суда товаров, действие таможенной процедуры прекращается, а товары приобретают статус товаров Таможенного союза (п. 2 ст. 208 ТК).

Последствия привлечения лица к административной или уголовной ответственности в связи с несоблюдением им таможенной процедуры и невозможности дальнейшего применения данной таможенной процедуры при условии, что действие таможенный процедуры не было завершено в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения по привлечению лица к ответственности, изложены в п. 3 ст. 208 ТК и представляют собой задержание товаров таможенными органами. Таким образом, нарушается причинно-следственная связь, указанная в заголовке ст. 208 ТК, а именно задержание товаров, является последствием, а не причиной.

Для решения указанной проблемы необходимо изменить название ст. 208 ТК, например, на "Последствия изъятия, ареста или конфискации товаров, помещенных под таможенную процедуру", а положения п. 3 ст. 208 ТК вынести в отдельную статью с названием "Задержание товара".

 

Глава 30. ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ВЫПУСКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.