Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. Статья 309. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения




ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Статья 309. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения

1. Умышленные разрушение, повреждение или приведение иным способом в не­
пригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воз­
душного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообще­
ния, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного
оборудования, если эти действия заведомо для виновного могли повлечь смерть че­
ловека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия,—

наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограниче­нием свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или ме­
нее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере,—

наказываются штрафом, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ли­шением свободы на срок до четырех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,
повлекшие по неосторожности смерть человека,—

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

1. Предусмотренное настоящей статьей преступление представляет собой при­ведение в непригодное для эксплуатации состояние транспортных средств и пу­тей сообщения, которое в конечном счете посягает на безопасность движения и эксплуатации транспорта и сопряжено с созданием угрозы или реальным причи­нением вреда жизни или здоровью граждан, нанесением существенного вреда экономическим интересам субъектов хозяйствования и в целом государства.


Раздел X. Глава 28


Статья 309


2. Предметом разрушения, повреждения или приведения иным способом в
непригодное для эксплуатации состояние могут быть:

— средства транспорта:

железнодорожного (электровозы, тепловозы, электропоезда, вагоны и др.), водного (пароходы, корабли, самоходные баржи, буксиры, мотоботы, мо­торные лодки и др.),

воздушного (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и др.), автодорожного (грузовые и легковые автомобили, автобусы, трактора, трамваи, троллейбусы, различные самоходные машины и др.), магистрального трубопровода (трубопроводы, нефтеперекачивающие и компрессорные станции, станции подземного хранения газа, пункты по­догрева нефти и др.);

—пути сообщения: железнодорожные пути, взлетно-посадочные полосы, ру­
лежные дорожки, каналы, пути следования судов по рекам, озерам, автомобиль­
ные дороги и др.;

—сооружения на путях сообщения: мосты, эстакады, путепроводы, переезды,
переправы, тоннели, причалы и др.;

—средства сигнализации и связи: средства визуальной, световой и звуко­
вой сигнализации (семафоры, светофоры, маяки, бакены, маркировочные знаки
и т.п.), устройства телефонной и телеграфной связи, радиосвязи, средства радио­
релейной связи и др.;

—другое транспортное оборудование: любые приспособления, которые обе­
спечивают безопасность движения и эксплуатации транспорта (заправщики са­
молетов, силовые подстанции, заправочные пункты тепловозов и др.).

1[1е относятся к предмету рассматриваемого преступления оборудование, со­оружения, которые не связаны с безопасностью движения или эксплуатации транспорта (складские помещения, строящиеся или выведенные из эксплуата­ции железнодорожные пути, автодороги и т.п.). Их повреждение или разрушение не влияет на безопасность движения транспорта.

3. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в при­
ведении транспортного средства, путей сообщения, сооружений на них, средств
сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования в непригодное
для эксплуатации состояние при условии, что оно создавало опасность причине­
ния смерти человеку, крушения, аварии, наступления иных тяжких последствий.
Отсутствие такой опасности исключает уголовную ответственность (например,
повреждение внутривагонного оборудования). В подобных случаях при наличии
признаков состава может наступить уголовная (по ст. 218), административная или
гражданско-правовая ответственность.

Способ приведения транспортного средства или других предметов в непри­годное для эксплуатации состояние может выразиться в их разрушении, повреж­дении либо приведении в непригодное для эксплуатации состояние любым дру­гим способом.


Раздел X. Глава 28


Статья 309


Разрушение — это уничтожение транспортного или иного средства, полностью исключающее техническую возможность его восстановления либо делающее та­кое восстановление экономически нецелесообразным.

Повреждение — это приведение в негодное состояние отдельных узлов, устройств, частей транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования, исключающее возможность их эксплуа­тации без проведения ремонтных работ. В отличие от разрушения при поврежде­нии указанные средства могут быть восстановлены.

При приведении в непригодное для эксплуатации состояние иным способом транспортное средство или другие предметы сами по себе могут не терпеть уро­на. Они выводятся из общей системы, обеспечивающей безопасность движения или эксплуатации транспорта, и не могут быть использованы по назначению (напри­мер, укладывание на железнодорожные пути посторонних предметов (шпал, кам­ней, башмаков и т.п.), затопление корабля, отключение силовой линии).

Понятия крушения и аварии определяются применительно к каждому виду транспорта ведомственными нормативными актами.

Под крушением на железнодорожном транспорте понимаются сходы и столк­новения пассажирских и грузовых поездов с другими поездами или иным под­вижным составом, в результате которых получают ранение или погибают люди, полностью выводятся из строя тепловозы, электровозы, вагоны, повреждаются (загромождаются) железнодорожные пути, вызвавшие длительное прерывание движения. В авиации катастрофой (крушением) признается авиационное проис­шествие, в результате которого погибло какое-либо лицо, находящееся на борту воздушного судна, либо такое судно с находившимися на борту людьми пропало без вести.

Аварией на железнодорожном транспорте, в частности, признаются сходы подвижного состава, столкновения поездов, не повлекшие указанных выше по­следствий, столкновения и сходы подвижного состава при маневрах, которые привели к гибели людей либо выведению из строя тепловозов, электровозов или вагонов. В авиации под аварией понимается авиационное происшествие, в ре­зультате которого полностью выводится из строя воздушное судно.

На речном флоте и магистральном трубопроводном транспорте все серьез­ные происшествия обозначаются термином «авария». К ним относятся столкно­вения и удары, гибель и затопление судов, посадка их на мель, разрыв магист­рального трубопровода с выходом в окружающую среду транспортируемого ве­щества (нефти, нефтепродуктов, газа), выведение из строя компрессорных стан­ций и др.

На автодорожном транспорте серьезные происшествия называются дорож­но-транспортными происшествиями. Ими признаются происшествия, совершен­ные с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транс­портного средства, в результате которых погибают или получают ранения люди либо повреждаются транспортные средства, сооружения или грузы.

К иным тяжким последствиям следует относить дезорганизацию движения на более или менее длительный срок, значительные простои транспорта, в том числе трубопроводного, уничтожение или существенное повреждение груза и т.п.


Раздел X. Глава 28


Статья 309


4. Преступление, предусмотренное настоящей статьей, является умышлен­
ным. Ответственность наступает только при умышленном приведении в негод­
ность транспортного средства, путей сообщения, сооружений на них, средств
сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования. Лицо сознает,
что разрушает, повреждает или приводит в непригодное для эксплуатации состоя­
ние указанные средства, что это сопряжено с нарушением безопасности движения
или эксплуатации транспорта, предвидит возможность наступления смерти чело­
века, крушения, аварии либо причинения иных тяжких последствий, и желает со­
вершить эти действия.

Приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения по неосторожности при наличии соответствующих признаков состава влечет ответ­ственность по статье 219.

Цели и мотивы не влияют на квалификацию содеянного. Однако когда транс­портное средство, средство сигнализации или связи либо иное транспортное обо­рудование выводятся из строя в результате хищения узлов и деталей и винов­ный сознает, что тем самым приводит их в непригодное для эксплуатации состоя­ние, налицо совокупность преступлений: хищение и умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения.

5. Субъектом рассматриваемого преступления является лицо, достигшее 14-лет­
него возраста.

6. Части 2 и 3 настоящей статьи устанавливают повышенную ответственность
за данное преступление при квалифицирующих обстоятельствах. Преступление
признается квалифицированным, если умышленное разрушение, повреждение или
приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние транспор­
тного или другого средства повлекли смерть человека, причинение тяжкого или
менее тяжкого телесного повреждения (см. комментп. к стп.стп. 147 и 149) либо
ущерба в особо крупном размере (см. ч. 1 примеч к разд. X). Для оконченного
преступления требуется не только приведение в непригодное для эксплуатации
состояние транспортного средства либо другого оборудования, но и наступление
указанных выше последствий. С субъективной стороны квалифицированные виды
данного преступления характеризуются с ложной вино й: умышленным приведени­
ем указанных средств в непригодное для эксплуатации состояние и неосторожной
виной в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим
последствиям. В целом рассматриваемые виды преступления признаются умыш­
ленными. При наличии умышленной вины по отношению к наступившим послед­
ствиям в зависимости от конкретных обстоятельств ответственность наступает по
совокупности преступлений: статье 309 и статьям, устанавливающим ответствен­
ность за преступления против жизни и здоровья человека либо собственности.

7. Рассматриваемое преступление отличается от умышленного уничтожения
либо повреждения имущества (ст. 218) по предмету и объекту преступления. По
статье 309 предметом преступления являются исключительно транспортные
средства, пути сообщения, сооружения на них, средства сигнализации и связи,
транспортное оборудование, непосредственно связанные с безопасностью движе­
ния или эксплуатации транспорта, тогда как по статье 218 предметом может быть


Раздел X. Глава 28


Статья 310


любое имущество. Соответственно объектом анализируемого преступления явля­ются безопасность движения и эксплуатации транспорта, жизнь и здоровье граждан, а объектом умышленного уничтожения или повреждения имущества является собственность.

От диверсии и терроризма данное преступление отличается по субъектив­ной стороне. При наличии целей, указанных в статьях 289 и 360, налицо соответ­ственно диверсия или терроризм.

Статья 310. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций

1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания пре­
пятствий, установки постов или иным способом, повлекшее причинение ущерба в
особо крупном размере,—

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причи­
нение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения,—

наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.