Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 430





зать, за вьшолнение или невыполнение каких действий по службе в интересах взяткодателя должностное лицо получило взятку. В этих случаях время получе­ния вознаграждения — до или после совершения желательных для взяткодателя действий или бездействия по службе — не исключает ответственности за получе­ние взятки.

На наш взгляд, в тех случаях, когда вознаграждение за служебные действия вручается после их совершения и оно не было предварительно обусловлено со­ответствующим поведением должностного лица, вопрос о наличии состава полу­чения взятки зависит от того, законными или незаконными были по службе дей­ствия, совершенные в интересах лица, давшего вознаграждение. Если вознаграж­дение было получено должностным лицом в знак благодарности за совершенные по службе законные действия (должностное лицо должно было таким образом поступить в отношении заявителя), содеянное не образует состава получения взят­ки, но может, при определенных условиях, рассматриваться как злоупотребление властью или служебными полномочиями.

9. Взятка принимается должностным лицом (дается должностному лицу) за
использование им служебных полномочий в интересах взяткодателя или пред­
ставляемых им лиц. При этом ожидаемое использование должностным лицом сво­
их служебных полномочий в интересах дающего может заключаться в двоякого
рода поведении по службе:

—выполнении или невыполнении в интересах дающего взятку какого-либо
действия по службе, которое оно должно было и могло совершить с использова­
нием своих служебных полномочий. В этом случае деяние по службе носит точ­
но определенный характер по своему содержанию и, как правило, по времени со­
вершения (прием на работу, зачисление на учебу, выдача кредита, освобождение
от ответственности и т.д.). Слова закона «должно было» совершить определен­
ное деяние по службе означают, что в соответствии с предоставленными полно­
мочиями и обстоятельствами дела поведение должностного лица по службе явля­
ется однозначным (должным) — оно обязано было совершить соответствующие
действия по службе; «могло совершить» с использованием своего служебных пол­
номочий определенные действия означает, что возможность их совершения или
несовершения зависит от усмотрения должностного лица;

—ожидаемом совершении или несовершении точно не конкретизируемого
деяния по службе на момент принятия вознаграждения, но определенно ожидае­
мых деяний по службе с учетом характера и направленности интересов лица, да­
ющего вознаграждение. Такого рода действия (скорее систему действий) закон
называет словами «за покровительство или попустительство по службе, благоп­
риятное решение вопросов, входящих в его компетенцию».

10. Покровительством по службе, ожидаемом от должностного лица, могут
быть, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, продвиже­
нием (повышением) по должности, установлением персональной надбавки к зара­
ботной плате, созданием льготного режима работы и т.д.

К попустительству в интересах дающего вознаграждение следует относить,, например, непринятие мер за упущение по службе или нарушение служебной де-


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35


Статья 430


ятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на отсут­ствие должной квалификации и нежелание ее повышать и т.д.

Благоприятное решение вопросов, входящих в служебную компетенцию долж­ностного лица, предполагает решение иных вопросов по службе в интересах взятко­дателя или представляемых им лиц (при аттестации, предоставлении отпуска, освобождении от работы на время экзаменационной сессии и т.д.).

11.Под интересами дающего взятку или представляемых им лиц следует по­
нимать не только сугубо личный интерес указанных лиц, но и интересы организа­
ции, которые они выражают.

12.Преступление считается оконченным с момента принятия взяткополучате­
лем хотя бы части предполагаемых материальных ценностей или выгод имущест­
венного характера независимо от того, выполнило ли должностное лицо обуслов­
ленное взяткой деяние по службе или совершение соответствующего деяния
предполагалось в будущем.

Принятие взятки представляет собой сознательно-волевой акт со стороны должностного лица, выражающий его согласие на получение передаваемого (вру­чаемого) вознаграждения. Это может быть выражено словесно либо посредством конкретных действий (положил конверт с деньгами в карман или сейф и т.д.). До констатации четко выраженного (зафиксированного) согласия на принятие передаваемого вознаграждения получение взятки не может быть признано окончен­ным преступление. Как покушение на получение взятки следует квалифициро­вать случаи, когда взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (пакет с крупной суммой для взяткодателя был остав­лен в автоматической камере хранения и изъят оттуда работниками правоохра­нительных органов).

13. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо (см.
ч. 4 ст. 4),
которое в силу своих должностных полномочий и используя свое слу­
жебное положение (с превышением или без превышения полномочий), могло со­
вершить в интересах дающего соответствующие действия по службе. Примером
совершения действий по службе с использованием своих служебных полномочий
и при наличии признаков их превышения являются случаи, когда должностное
лицо за взятку принимает угодное взяткодателю решение единолично, хотя тако­
вое может приниматься коллегиальным органом (например, приемной комиссией,
а не ректором вуза единолично).

Получение должностным лицом вознаграждения в виде материальных цен­ностей якобы за совершение соответствующих действий (бездействия) по служ­бе, которые оно не может осуществить из-за отсутствия соответствующих полно­мочий, следует квалифицировать при наличии умысла на завладение указанными ценностями как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210). Владелец материальных ценностей несет ответственность за покуше­ние на дачу взятки (ст. 431).

14. Получение взятки — преступление, совершаемое только с прямым умы­
слом. В содержание интеллектуального момента умысла включается осознание


РАЗДЕЛ XIII, Глава 35


Статья 430


должностным лицом, что передаваемые ему материальные ценности и иные выго­ды имущественного характера вручаются ему за использование служебного поло­жения в интересах дающего вознаграждение.

15. Получение взятки повторно предполагает совершение данного преступле­
ния два раза или более при условии, что ни за одно из этих преступлений лицо не
привлекалось к ответственности и не истекли срок^ давности привлечения к уго­
ловной ответственности за предыдущее получение взятки. Повторность не исклю­
чается, если должностное лицо одновременно получает взятку от двух лиц (даже,
если обусловленную общую сумму вознаграждения передает одно лицо), но за со­
вершение в интересах каждого из взяткодателей самостоятельного действия по
службе. В то же время повторность отсутствует, если два лица передают должнос­
тному лицу отдельные части взятки за совершение в их совместном интересе одно­
го действия по службе.

Повторность получения взятки отсутствует, если должностное лицо получа­ет заранее обусловленную сумму взятки за совершение желаемых действий по службе в несколько приемов, а также в случае дачи взятки группе должностных лиц, получающих взятку по предварительному сговору между собой.

16.Судам следует внимательно подходить к оценке случаев систематической
передачи должностному лицу одним и тем же взяткодателем ценностей или услуг
имущественного характера за покровительство или попустительство по службе.
Содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление — полу­
чение (дачу) взятки, если при очередном получении (передаче) вознаграждения не
оговаривались конкретные служебные действия, которые должно совершить долж­
ностное лицо, а факты систематического вознаграждения были объединены еди­
ным умыслом на склонение и продолжение соответствующего поведения должност­
ного лица по службе в интересах взяткодателя. При наличии единого продолжае­
мого преступления передаваемое каждый раз вознаграждение суммируется и мо­
жет учитываться при определении крупного размера взятки.

17.Получение взятки за заведомо незаконное действие (бездействие) по
службе предполагает совершение за взятку служебных действий, содержащих
состав дисциплинарного правонарушения или должностного преступления (пре­
ступления против интересов службы): в частности совершение за взятку таких
действий (бездействия) по службе, как должностное злоупотребление, попусти­
тельство совершаемому преступлению, превышение власти или служебных полно­
мочий, служебный подлог. В этом случае содеянное квалифицируется по совокуп­
ности как получение тятки (ч. 2 ст. 430) и соответствующее преступление против
интересов службы.

Вымогательство предполагает требование дать взятку с угрозой со стороны должностного лица, либо совершить определенные действия в ущерб законным интересам гражданина, либо бездействовать по службе при наличии законных требований со стороны гражданина, что и составляет поставление его в такие условия, когда он вынужден дать взятку для предотвращения вреда своим пра-воохраняемым интересам.


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35__________________________________________ Статья 430

18. Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица
дать взятку под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут
причинить ущерб законным интересам гражданина, либо под угрозой поставления
гражданина посредством бездействия по службе в такие условия, при которых он
будет вынужден дать взятку для предотвращения вреда его правоохраняемым
интересам.

Требование дать взятку за действие (бездействие) по службе, направленное на удовлетворение противозаконных интересов гражданина, исключает вымога­тельство взятки.

Если, несмотря на угрозу и даже реальное действие (бездействие) по служ­бе, направленное на причинение ущерба законным интересам гражданина, лицо отказалось дать взятку, содеянное должно квалифицироваться как покушение на получение взятки, сопряженное с вымогательством.

19.Взятка считается полученной по предварительному сговору группой лиц,
если в преступлении (принятии вознаграждения) участвовало два или более
должностных лица, которые заранее договорились о совместном ее получении с
использованием своих служебных полномочий в интересах дающего взятку.
В этом случае получение взятки признается оконченным преступлением для всех
участников группы, если взятка принята хотя бы одним из указанных должност­
ных лиц. Не требуется, чтобы взяткодатель был осведомлен о том, что в получении
взятки участвуют несколько должностных лиц. Сумма полученной взятки опреде­
ляется общей стоимостью полученного всеми должностными лицами вознаграж­
дения.

20.Если должностное лицо получило взятку без предварительной договорен­
ности с другим лицом, а затем передало часть полученного вознаграждения со­
ответствующему должностному лицу в целях успешного принятия решения по
службе в интересах давшего взятку, его действия следует квалифицировать по со­
вокупности преступлений как получение и дача взятки. При этом имеется в виду,
что решение в интересах взяткодателя принималось на основе использования слу­
жебных полномочий данного должностного лица, т.е. он мог добиться принятия
необходимого по службе решения другим должностным лицом и передал часть по­
лученного в качестве вознаграждения за его действия по службе. В противном слу­
чае его действия следует рассматривать как соучастие в даче или получении
взятки в зависимости от того, чьи интересы представлял виновный.

21.Крупным размером при получении взятки является вознаграждение в виде
материальных ценностей и услуг имущественного характера, полученных долж­
ностным лицом, на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой вели­
чины на день их получения.

В связи с тем, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой предмет или оказанная услуга должны получить денежную оценку на осно­ве действующих цен, расценок и тарифов за услуги, сложившиеся в данном регио­не (местности). При их отсутствии стоимость соответствующего вознаграждения определяется на основании заключения эксперта.


РАЗДЕЛ XIII. Глава 35





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.