Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 119. Оставление в опасности 7 страница




Статья 146. Воспрепятствование осуществлению избирательных
прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также незаконное вмешательство в работу избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и воспрепятствование голосованию, исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, партийный списков, подсчетом голосов и определением результатов голосования на выборах или референдуме, —
наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо привлечением к общественным работам на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего должностного или служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
г) совершенные путем нарушения установленного порядка функционирования электронной избирательной системы, —
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 21 Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.) гласит: «1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.) гласит: «Каждый гражданин должен иметь без какой то ни было дискриминации и без обоснованных ограничений право и возможность:
а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
б) голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».
В соответствии со ст. 33 Конституции РК граждане Казахстана имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме, за исключением признанных судом недееспособным, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Избирательные права являются политическими, которые по своей природе неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения как человеку и связаны с обладанием гражданства государства.
Конституционным законом РК от 28 сентября 1995 г. «О выборах в Республике Казахстан» регулируются отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также устанавливаются гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан республики.
Выборы в республике основываются на свободном осуществлении гражданином республики своего права избирать и быть избранным (ст. 2 Закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона участие граждан республики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление.
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 4 закона).
В соответствии со ст. 1 Конституционного закона РК «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. (с посл. изм. и доп.) республиканский референдум - всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Референдум проводится на всей территории республики (ч. 2).
Проведение референдума основывается на следующих принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности (ст. 4 закона).
В соответствии со ст. 5 КЗ РК правом на участие в референдуме обладают граждане республики, достигшие восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. В референдуме не имеют право участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав иных граждан республики на участие в референдуме является недопустимым и наказывается по закону (ч. 1). Граждане участвуют в референдуме непосредственно, на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом либо равным числом голосов (ч. 2, 3).
Общественная опасность анализируемого деяния заключается в нарушении конституционного права граждан РК избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме.
Объектом преступления является указанное конституционное право.
Предметом преступления в отдельных случаях могут быть избирательные документы выборов или референдума, например, списки избирателей.
Объективная сторона данного преступления образуют действие или бездействие, выразившиеся в:
1. воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав;
2. в воспрепятствовании гражданину участвовать в референдуме;
3. незаконном вмешательстве в работу избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума;
4. воспрепятствовании голосованию, исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидатов, партийных списков, подсчетом голосов и определением результатов голосования на выборах или референдуме.
Воспрепятствование означает создание различных помех. В частности, как воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав могут быть расценены такие действия виновного, как оказание какого-либо воздействия на осуществляющего свое избирательное право гражданина, препятствующее его свободному волеизъявлению по выборам. Например, отстранение кандидатов от участия в предвыборной кампании; создание помех, трудностей при выдвижении конкретных кандидатов; отказ в выдаче удостоверения на право голосования в связи с переменой места проживания.
Воспрепятствование осуществлению гражданином права участвовать в референдуме заключается в противодействии деятельности инициативной группы, незаконном ограничении права гражданина на участие в референдуме. Например, противодействие созданию или деятельности инициативной группы по проведению референдума, незаконное исключение граждан из списка опрашиваемых и т.п.
Как незаконное вмешательство в работу избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума следует расценивать такие противоправные действия виновного, которые препятствуют работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума в целом, так и отдельных ее членов (например, запрещение члену избирательной комиссии посещать ее заседания, лишение избирательных комиссий помещения или игнорирование их законных требований, необоснованный отказ в регистрации инициативной группы по проведению референдума).
Воспрепятствование голосованию, исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидатов, подсчетом голосов и определением результатов голосования на выборах или референдуме может выразиться в таких действиях, как лишение наблюдателей возможности присутствовать при голосовании или при подсчете голосов, нарушение общественного порядка и так далее.
Преступление признается оконченным с момента совершения: воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав; воспрепятствования гражданину участвовать в референдуме; незаконного вмешательстве в работу избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума; воспрепятствования голосованию, исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидатов, партийных списков, подсчетом голосов и определением результатов голосования на выборах или референдуме.
Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом, так как лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, то есть то, что оно нарушает гарантированные Конституцией РК избирательные права граждан, предвидит возможность или неизбежность нарушения этих прав и желает этого. Мотивы могут быть как личными (месть, зависть и др.), так и политическими (нежелание выдвижения кандидатом лица - члена определенной партии, лоббирование «своего» кандидата и др).
Субъект анализируемого преступного деяния общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
В ч. 2 ст. 146 УК предусмотрены квалифицирующие признаки:
а) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;
в) воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
г) совершенное путем нарушения установленного функционирования электронной избирательной системы.
Под подкупом понимается обещание или предоставление любых имущественных благ, выгод за неучастие в выборах, в референдуме, включая снятие кандидатуры на выборах, за неучастие в работе указанных комиссий либо за то, что лицо проголосовало вопреки своему волеизъявлению, выполнило не свои обязанности в комиссии, а по указанию подкупающего. При подкупе должностного лица избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума совершается и другое преступление, более тяжкое, - дача взятки, т. е. имеет место совокупность преступлений.
Обман — это введение участника избирательной компании в заблуждение относительно различных фактических обстоятельств, в частности, личности кандидата, времени, места проведения выборов, референдума, процедуры голосования и так далее.
Насилие как квалифицирующий признак данного преступления может характеризоваться побоями, причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью, незаконным лишением свободы. Причинение тяжкого вреда здоровью образует совокупность преступлений: п. «а» ч. 2 ст. 146 УК и ст. 103 УК.
Под угрозой применения насилия понимается психическое воздействие на потерпевшего, которому сообщают о намерении применить физическое насилие. При этом потерпевший понимает, что это — не просто запугивание, а реально возможное в настоящем или будущем.
Субъектом состава воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, совершенного лицом с использованием своего служебного положения, является должностное лицо, использующее предоставленные ему законом полномочия для создания различных помех.
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если оно совершено двумя и более лицами, заранее договорившимися о совместном совершении этого деяния.
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий признается совершенным путем нарушения установленного порядка функционирования электронной избирательной системы, если действия виновного привели к сбою программы автоматизированной избирательной системы (например, АИС «Сайляу») или сбою в работе вычислительной техники при сохранении ее физической целостности (например, полный или частичный вывод компьютера, компьютерной системы, сервера из строя) либо к нарушению безопасности электронной системы.
Преступление признается оконченным с момента совершения деяния независимо от того, удалось ли воспрепятствовать осуществлению указанных прав или работе комиссий.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 146 УК РК, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 146 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.

Статья 147. Фальсификация избирательных документов,
документов референдума или неправильный
подсчет голосов

1. Фальсификация избирательных документов или документов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или подписные листы, заведомо неправильный подсчет голосов, либо заведомо неправильное установление результатов выборов или итогов референдума, либо нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены доверенным лицом кандидата в Президенты Республики Казахстан, или доверенным лицом кандидата в депутаты, а равно членом избирательной комиссии, или комиссии по проведению референдума, —
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Те же деяния, совершенные путем нарушения установленного порядка функционирования электронной избирательной системы, —
наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Общественная опасность данного деяния выражается в нарушении закрепленных в ст. 33 Конституции РК политических прав и свобод граждан.
Объектом преступления является установленный законодательством порядок голосования и проведения референдума.
Порядок проведения республиканского референдума регулируется Главой III Конституционного закона РК «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. (с посл. изм. и доп.).
Объективную сторону преступления образуют следующие альтернативные действия:
а) фальсификации избирательных документов, документов референдума;
б) внесения фиктивных записей в бюллетени или подписные листы;
в) заведомо неправильного подсчета голосов либо заведомо неправильного установления результатов выборов или итогов референдума;
г) нарушения тайны голосования.
Под фальсификацией избирательных документов следует понимать их подлог, то есть внесение заведомо ложных сведений в избирательные документы либо полное их изготовление с такими данными, к примеру, в списки избирателей или участников референдума; в искажении документа; замене одного документа другим, составление избирательных документов от имени подставных лиц.
Внесение фиктивных записей в бюллетени или подписные листы означает внесение заведомо ложных сведений в бюллетени или подписные листы.
Заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов или итогов референдума означает умышленное искажение результатов голосования в сторону уменьшения или увеличения голосов за решение вопроса, по которому оно проводилось.
Нарушение тайны голосования означает нарушение условий, обеспечивающих тайну голосования, или создание условий, позволяющих контролировать волеизъявление голосующих. Эти действия могут заключатся в создании такой обстановки на избирательном участке, которая не позволяет избирателю осуществлять тайное голосование (отсутствие кабин для голосования, установление в кабинах для голосования специальной аппаратуры, визуально фиксирующей волеизъявление избирателя, нанесение на бюллетени для голосования различных пометок, требование под видом «социологического опроса», «общественного контроля» сообщить о своем выборе и другое).
Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в диспозиции статьи действий (бездействий), если они совершены указанными в статье лицами, независимо от того были или нет искажены результаты выборов или референдума.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом, то есть лицо сознает, что оно нарушает демократический принцип избирательной компании, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает этого.
Субъект — специальный, то есть доверенное лицо кандидата в Президенты или доверенное лицо кандидата в депутаты, член инициативной группы или избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума.
В части 2 данной статьи, предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные путем нарушения установленного порядка функционирования электронной избирательной системы, под которым понимается внесение в электронную избирательную систему заведомо искаженных, ложных данных, которые искажают результаты избирательных документов, выборов или итогов референдума.
В соответствии со ст. 50-1 Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г. (с изм и доп. от 15.04.2005 г.) «Электронная избирательная система — совокупность информационных технологий, информационных сетей и средств их программно-технического обеспечения, предназначенных для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов.
Программно-технические средства, используемые в электронной избирательной системе, должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Республики Казахстан».
Порядок функционирования электронной избирательной системы регулируется Конституционным законом (Глава 9-1).
Порядок использования электронной избирательной системы в части не регламентированной указанным Конституционным законом, устанавливается Центральной избирательной комиссией (ч. 7 ст. 50-2).
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 147 УК РК, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 147 УК РК, относится к тяжким преступлениям.

Статья 148. Нарушение трудового законодательства

1. Незаконное прекращение трудового договора с работником, неисполнение решения суда о восстановлении на работе, а равно иное нарушение трудового законодательства Республики Казахстан, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан, —
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
2. Необоснованный отказ в заключении трудового договора с женщиной или необоснованное прекращение с ней трудового договора по мотивам ее беременности или необоснованный отказ в заключении трудового договора или необоснованное прекращение трудового договора с женщиной, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам, а равно необоснованный отказ в заключении трудового договора или необоснованное прекращение трудового договора с инвалидом по мотивам инвалидности либо несовершеннолетнего по мотивам его несовершеннолетия —
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
3. Неоднократная задержка лицом, выполняющим управленческие функции, выплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки в связи с использованием денежных средств на иные цели —
наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

В системе социально-экономических прав основополагающим является право на труд, которое имеет международное значение.
Статья 23 Всеобщей декларации прав человека (10 декабря 1948 г.) закрепляет право каждого человека на труд, как:
— право на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
— право на равную оплату труда за равный труд без какой-либо дискриминации;
— право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для человека и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения;
— право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов.
Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) участвующие в нем государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права. Государства-участники обязуются также признать право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности:
а) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего пакта;
б) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
в) одинаковую возможность для всех продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;
г) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение в праздничные дни.
Статья 24 Конституции РК также устанавливает, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях военного или чрезвычайного положения.
В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. целью трудового законодательства РК является правовое регулирование трудовых отношений и иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, направленное на защиту прав и интересов сторон трудовых отношений, установление минимальных гарантий прав и свобод в сфере труда. Задачами трудового законодательства РК являются создание необходимых правовых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей.
Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 148 УК РК, заключается в нарушении трудовых прав граждан, гарантированных Конституцией РК.
Объектом рассматриваемого деяния является конституционного право каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.
Объективная сторона преступления выражается в совершении следующих альтернативных действий:
1. незаконное прекращение трудового договора с работником;
2. неисполнение решения суда о восстановлении на работе;
3. иное нарушение трудового законодательства Республики Казахстан.
Для признания прекращения трудового договора с работником законным необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: 1) основанием прекращения трудового договора должно являться основание, указанное в Трудовом кодексе РК; 2) прекращение трудового договора по данному основанию должно быть произведено в установленном трудовым законодательством порядке; 3) наличие юридического акта о прекращении трудового договора; 4) должны быть соблюдены все предусмотренные трудовым законодательством гарантии при прекращении трудового договора с работником.
В соответствии со ст. 51 Трудового кодекса Республики Казахстан основаниями прекращения трудового договора являются: 1) расторжение трудового договора по соглашению сторон (ст. 52 ТК); 2) истечение срока трудового договора (ст. 53 ТК); 3) расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 54-56 ТК); 4) расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 57); 5) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 58 ТК); 6) отказ работника от продолжения трудовых отношений (ст. 59 ТК); 7) переход работника на выборную работу (должность) или назначение его на должность, исключающую возможность продолжения трудовых отношений, кроме случаев, предусмотренных Законами Республики Казахстан (ст. 60 ТК); 8) нарушение условий заключения трудового договора (ст. 61 ТК); 9) основания, предусмотренные в трудовом договоре, заключенном с руководителем исполнительного органа работодателя (ст.ст. 252, 253 ТК).
Таким образом, незаконное прекращение трудового договора с работником применительно к ч. 1 ст. 148 УК РК будет иметь место, если: во-первых, основанием к нему являются неправомерные юридические факты для прекращения или расторжения трудового договора, т. е. те основания, которые прямо не указаны в ст. 51 Трудового кодекса Республики Казахстан. Во-вторых, в качестве оснований для прекращения или расторжения трудового договора указаны юридические факты, предусмотренные трудовым законодательством, но они не соответствуют фактическим событиям.
Решение суда о восстановлении работника, с которым трудовые отношения были прекращены незаконно, подлежит немедленному исполнению. Его неисполнение во всех случаях образует объективную сторону рассматриваемого деяния.
Решение суда, согласно ч. 1 ст. 21 Гражданского кодекса Республики Казахстан является одной из форм судебного акта по гражданским делам, принимаемого судом. Вступившие в законную силу судебные решения обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан (ч. 2 ст. 21 ГК РК).
В соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РК решения районных, областных и приравненных к ним судов, вынесенные по первой инстанции делам, вступают в законную силу по истечении срока на их апелляционное обжалование, опротестование, если они не были обжалованы или опротестованы. Решения Верховного Суда РК, вынесенные по рассмотренным по первой инстанции делам, вступают в законную силу со дня их оглашения (ч. 2 ст. 235 ГК РК).
В тоже время, согласно ст. 237 ГК РК решения о восстановлении на работе подлежат немедленному исполнению.
Таким образом, если судом по факту незаконного прекращения трудового договора с работником было принято решение о его восстановлении на работе, подлежащее немедленному исполнению, то факт неисполнения этого судебного решения образует объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РК.
Иное нарушение трудового законодательства Республики Казахстан представляет такое деяние, которое нарушает условие трудового договора, при этом существенно ущемляя права работника.
Одним из обязательных условий уголовной ответственности по ч. 1 ст. 148 УК РК по признаку иного нарушения трудового законодательства РК является причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан.
Существенный вред является оценочным понятием, устанавливаемым в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, учитывается степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную жизнедеятельность потерпевшего, а также его семьи и учитываются все заслуживающие внимания обстоятельства. Так, например, необоснованный отказ в заключении трудового договора с работником под надуманным предлогом об отсутствии вакансий лица, являющегося единственным кормильцем семьи, либо, имеющего на иждивении несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лишает его средств к существованию и переводит в маргинальное состояние. В тоже время, последствия этих действий в отношении лица, находящегося в более выгодном социально-экономическом положении, будут носить иной характер.
Таким образом, незаконное прекращение трудового договора с работником, неисполнение решения суда о восстановлении на работе признается оконченным преступлением с момента совершения указанных действий (бездействия), а при ином нарушении трудового законодательства РК - с момента причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан.
При этом для вменения лицу вредных последствий, являющихся обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 148 УК РК по признаку иного нарушения трудового законодательства необходимо наличие причинной связи между нарушением трудового законодательства и наступившими последствиями в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан.
С субъективной стороны деяние характеризуется прямым умыслом, то есть лицо сознает, что оно нарушает конституционное право потерпевшего на труд, предвидит возможность или неизбежность причинения существенного вреда права и законным интересам потерпевшего и желает наступления этого последствия.
Субъект – специальный, то есть физическое лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции по заключению и прекращению трудового договора.
В части 2 ст. 148 УК РК законодатель предусмотрел следующие квалифицирующие признаки:
1) необоснованный отказ в заключении трудового договора с женщиной по мотивам ее беременности или наличия у нее детей в возрасте до 3 лет;
2) необоснованное прекращение трудового договора с женщиной по мотивам ее беременности или наличия у нее детей в возрасте до 3 лет;
3) необоснованный отказ в заключении трудового договора с инвалидом по мотивам его инвалидности;
4) необоснованное прекращение трудового договора с инвалидом по мотивам его инвалидности;
5) необоснованный отказ в заключении трудового договора с несовершеннолетним по мотивам его несовершеннолетия;
6) необоснованное прекращение трудового договора с несовершеннолетним по мотивам его несовершеннолетия.
Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., к которой Казахстан присоединился в 1998 г., а в 2001 г. ратифицировал факультативный протокол к ней, запрещает под угрозой санкций увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении. Согласно данной конвенции право на труд является неотъемлемым правом всех людей, а ее принципы согласуются с Конституцией РК. Принципы конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин согласуются со ст. 27 Конституции, которая обеспечивает государственную защиту материнства и детства в Республике Казахстан.
В соответствии со ст. 14 Конституции РК все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
На основе этого конституционного положения запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда является одним из основных принципов трудового законодательства РК (ст. 4 ТК РК). В соответствии со ст. 7 ТК РК каждый имеет равные возможности в реализации своих прав и свобод в сфере труда. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, физических недостатков, расы, национальности, языка, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к роду или сословию, к общественным объединениям. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, могут обратиться с соответствующим заявлением в суд.
Часть 2 ст. 148 УК РК является гарантией реализации указанных конституционных и международных принципов уголовно-правовыми средствами.
Порядок заключения, изменения и дополнения трудового договора регламентируется ст. 32 ТК РК, а порядок прекращения трудового договора - ст. 62 ТК РК.
Отказ в заключении трудового договора или его прекращение с указанными в диспозиции ч. 2 ст. 148 УК РК лицами являются необоснованными, если они осуществлены по указанным с ней мотивам и не аргументированы объективными доводами в письменной форме.
Деяние признается оконченным с момента отказа в заключении трудового договора или его прекращения по указанным мотивам вышеназванных лиц.
Часть 3 ст. 148 УК предусматривает ответственность за неоднократную задержку лицом, выполняющим управленческие функции, выплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки в связи с использованием денежных средств на иные цели.
Порядок оплаты труда регулируется Главой 10 Трудового кодекса РК.
Под заработной платой понимаются все виды заработков, а также различные премии, доплаты, надбавки и социальные льготы, начисленные в денежной или натуральной формах, независимо от источников финансирования. Включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное врем (ежегодный отпуск, праздничные дни и т. п.).
Под невыплатой заработной платы в полном объеме следует признать выплату заработной платы в виде какой-то ее части, т. е. любую ее частичную выплату за уже произведенный труд, когда установленные трудовым, коллективным договорами сроки ее выплаты истекли. В соответствии со ст. 134 ТК РК заработная плата выплачивается в денежной форме в национальной валюте РК не реже одного раза в месяц, не позже первой декады следующего месяца. Даты выплат предусматриваются и трудовым, коллективным договорами.
При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме ежемесячно извещать работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, в том числе сведения об удержанных и перечисленных обязательных пенсионных взносах, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
При задержке по вине работодателя выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с расторжением трудового договора с работником, работодатель выплачивает работнику задолженность и пеню. Размер пени рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан на день исполнения обязательств по выплате заработной платы и начисляется за каждый просроченный календарный день, начиная со следующего дня, когда выплаты должны быть произведены, и заканчивается днем выплаты.
При прекращении трудового договора выплата сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится не позднее трех рабочих дней после прекращения.
Выплата аванса также признается выплатой заработной платы не в полном объеме.
Под неоднократной задержкой выплаты заработной платы признается не только задержка ее выплаты одному человеку два и более раза, но и задержка выплаты по одному разу нескольким лицам.
Под использованием денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы, на иные цели следует понимать любое нецелевое их использование. Например, на закупку оборудования, материалов, сырья; на расширение производства; на погашение кредиторской задолженности; на уплату налогов; на приобретение транспорта, недвижимого имущества в личных целях и т. п.
Деяние признается оконченным с момента совершения неоднократной задержку лицом, выполняющим управленческие функции, выплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки в связи с использованием денежных средств на иные цели.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 1, 2 и ч. 3 ст. 148 УК РК, относятся к преступлениям небольшой тяжести.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.