Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 257. Хулиганство 11 страница




Статья 301. Самовольная без надобности остановка поезда

Самовольная без надобности остановка поезда стоп-краном либо путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Общественная опасность преступления заключается в том, что самовольная без надобности остановка поезда угрожает безопасному функционированию железнодорожного транспорта, срыву графика движения поездов, преждевременному износу ходовой части локомотива, вагонов и т.п.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье потерпевших, либо отношения собственности.
Объективная сторона преступления характеризуется самовольной без надобности остановки поезда стоп-краном либо путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом, повлекшим смерть человека или иные тяжкие последствия.
Под самовольной остановкой следует понимать экстренное торможение поезда без соответствующего разрешения работников железной дороги (машиниста, начальника поезда, проводника вагона и т.п.), которое не было вызвано особой необходимостью для пассажиров.
В законе указаны способы остановки: стоп-краном, путем разъединения воздушной тормозной магистрали или иным способом. К последним относятся: подача лицами, находящимися вне поезда сигналов об остановке (с помощью жезла, флажка, фонаря), подача ложных сигналов об опасности, блокировка движения с помощью включения запрещающего сигнала семафора.
Преступление следует считать оконченным с момента наступления смерти человека или иных тяжких последствий. К их числу относятся: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью одному или нескольким потерпевшим; наступление смерти; причинение крупного ущерба; повреждение путей сообщения; длительный перерыв движения транспорта; уничтожение или повреждение транспортируемых грузов и др. Между общественно опасным деянием и наступлением преступных последствий должна быть установлена причинная связь.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет, не являющееся работником железнодорожного транспорта. Если данное деяние будет совершено последним, то оно подлежит ответственности по ст.295 УК.
Нередко самовольная остановка поезда сопряжена с нарушением общественного порядка, сопровождающимся применением или угрозой применения насилия к пассажирам. В таких случаях виновный подлежит ответственности дополнительно и за хулиганство, по ст.257 УК.
Уголовная ответственность не наступает в случаях остановки поезда, совершенная в состоянии крайней необходимости (например, предотвращение угрозы для жизни и здоровья пассажиров, при обнаружении серьезных неисправностей, неполадок на поезде, в случае задержания преступника и т.п.).
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла к совершаемому деянию и наступившим последствиям. Виновный в самовольной без надобности остановке поезда к последствиям своего деяния может относиться и неосторожно. В целом данное преступление следует относить к числу умышленных.

Статья 302. Нарушение действующих на транспорте правил

1. Нарушение действующих на транспорте правил охраны порядка и безопасности движения лицами, выполняющими управленческие функции в дорожных, строительных и других организациях и ответственными за эксплуатацию дорог и дорожных сооружений, их оборудования, а также за организацию дорожного движения, если оно повлекло:
а) причинение крупного ущерба;
б) причинение телесного повреждения средней тяжести, —
наказывается штрафом в размере от ста до пятисот месячных расчетных показателей либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же нарушение, если оно повлекло тяжкие последствия, —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при нарушении действующих на транспорте правил охраны порядка и безопасности движения причиняется существенный вред здоровью людей, либо нормальной работе дорожных и строительных организаций.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации конкретных механических транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье потерпевших либо отношения собственности.
Объективная сторона преступления характеризуется тремя обязательными признаками: а) нарушением действующих на транспорте правил охраны порядка и безопасности движения; б) общественно опасными последствиями (причинение крупного ущерба либо причинение вреда здоровью средней тяжести); в) причинной связью между указанным нарушением и наступившими преступными последствиями.
Диспозиция ст.302 УК является бланкетной и для установления признаков рассматриваемого преступления следует обратиться к соответствующим правилам, регулирующим охрану порядка и безопасности движения. В их числе следует назвать: Правила применения технических средств организации дорожного движения, Правила дорожной разметки, Строительные нормы и правила, и другие.
Нарушения правил охраны порядка и безопасности движения могут выразиться в ненадлежащем содержании проезжей части дорог, дорожных сооружений, технического оборудования (светофоров, дорожных знаков, разметки и др.), повлекшем в результате этого дорожно-транспортное происшествие.
Преступление следует считать оконченным с момента наступления указанных в законе последствий, а именно с наступлением крупного ущерба либо с наступлением вреда здоровью средней тяжести.
Согласно примечанию к ст.299 УК крупным ущербом признается ущерб, причиненный гражданину в размере, в сто раз превышающем месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству в размере, в пятьсот раз превышающем месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.
При определении вреда здоровью средней тяжести следует руководствоваться признаками преступления, предусмотренного ст.104 УК РК.
При установлении признаков объективной стороны преступления необходимо, чтобы указанные последствия явились результатом именно нарушения действующих на транспорте правил охраны порядка и безопасности движения, то есть обязательно находились в причинной связи с последним.
Субъект преступления - специальный, то есть им являются лица, выполняющие управленческие функции в дорожных, строительных и других организациях и при этом ответственные за эксплуатацию дорог и дорожных сооружений, их оборудования, а также за организацию дорожного движения.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Виновный, нарушая действующие на транспорте правила охраны порядка и безопасности движения, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (преступная самонадеянность), либо не предвидит наступление указанных в диспозиции этой нормы вредных последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть (преступная небрежность).
В части 2 ст.302 УК установлена ответственность за то же нарушение, если оно повлекло тяжкие последствия. Под тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, наступление смерти одного или более лиц, уничтожение или повреждение транспортных средств, длительный перерыв в движении транспорта и т.д.

Статья 303. Нарушение правил безопасности при
строительстве, эксплуатации или ремонте
магистральных трубопроводов

1. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов причиняется существенный вред здоровью людей, либо отношениям собственности.
Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Дополнительным объектом следует признавать жизнь и здоровье потерпевших, отношения собственности.
Предметом преступления являются магистральные трубопроводы, т.е. несущие основной поток содержимого вещества. Магистральные трубопроводы – это комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для транспортировки материалов: емкости для хранения материалов, перекачивающиеся установки, компрессорные станции, телекоммуникационное оборудование, непосредственно трубы, являющиеся основными в системе трубопроводов.
Вспомогательные (ответвляющиеся по потребителям линии и складские, предназначенные для временного или постоянного хранения материала с целью его последующего использования) трубопроводы предметом этого преступления не являются.
Объективная сторона преступления выражается в: а) нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, б) наступлении указанных в диспозиции ст.303 УК общественно опасных последствий (неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба), в) причинной связи между ними.
Диспозиция ст.303 УК является бланкетной и поэтому отсылает к специальным правилам, регламентирующим строительство, эксплуатацию или ремонт магистральных трубопроводов. При этом следует установить, какой конкретно пункт в этих правилах не был соблюден виновным лицом.
Нарушение правил безопасности при строительстве магистральных трубопроводов означает отступление от строительных норм и правил при их сооружении, которое создало угрозу безопасности функционирования трубопровода и повлекло наступление вредных последствий (применение бракованных строительных материалов, несоблюдение технологии укладки труб, их недоброкачественная сварка или изоляция и т.д.).
Нарушение правил эксплуатации трубопровода может заключаться в отступлении от установленных правил использования трубопровода по назначению в соответствии с его техническими возможностями, например, превышение допустимого давления при перекачке нефти или газа, ненадлежащий контроль за работой измерительных приборов, несоблюдение периодичности в проведении профилактического ремонта, допуск к работе неподготовленных лиц и т.п.
Нарушение правил безопасности при ремонте магистрального трубопровода может заключаться в несоблюдении при проведении ремонтных работ установленных стандартов и нормативов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию трубопровода, не устранение обнаруженных повреждений, установка некачественных деталей и т.д.
Преступление следует считать оконченным с момента наступления преступных последствий, выраженные в причинении по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо в причинении крупного ущерба.
При определении тяжкого вреда здоровью по неосторожности следует руководствоваться признаками ч.1 ст.111 УК.
Признаки неосторожного тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека определяются согласно Приказа Министра здравоохранения РК "Об утверждении Правил организации и производства судебно-медицинской экспертизы" от 20 декабря 2004 г. № 875/1. В случае причинения при совершении данного преступления по неосторожности тяжкого вреда здоровью не требуется дополнительная квалификация по ч.1 ст.111 УК, поскольку содеянное полностью охватывается ч.1 ст.303 УК РК.
Крупный ущерб предусмотрен в примечании к ст.299 УК, и определяется в порядке аналогично описанному при анализе рассмотрения данного преступления.
Субъект преступления – общий, физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет, осуществляющее работу по строительству, эксплуатации или ремонту магистральных трубопроводов. Повреждение трубопровода посторонними лицами влечет ответственность в зависимости от общественно опасного деяния и его последствий. Так, например, за подсоединение к трубопроводу, с целью откачки нефти, виновное лицо дополнительно несет ответственность и за хищение (ст.ст.175-179 УК).
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности. Мотивы и цели поведения виновного лица на квалификацию содеянного не влияют, однако учитываются при индивидуализации наказания.
Квалифицирующими признаками в данном преступлении законодатель указывает: повлекшие по неосторожности смерть одного человека, а особо квалифицирующим признаком – повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Статья 304. Повреждение или разрушение трубопроводов

1. Повреждение или разрушение трубопроводов, создавшие реальную угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде, —
наказываются штрафом в размере от ста до одной тысячи месячных расчетных показателей или арестом на срок до шести месяцев.
2. Те же действия, повлекшие причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей либо причинение крупного ущерба, —
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть одного или нескольких человек, —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при его совершении под угрозу причинения вреда ставится либо здоровье людей, либо окружающая природная среда.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности эксплуатации трубопроводов. Дополнительным объектом следует признавать жизнь и здоровье потерпевших, отношения собственности.
Предметом преступления являются трубопроводы, понятие которых рассмотрено при анализе преступления, предусмотренного ст.303 УК РК.
Объективная сторона преступления выражается в повреждении или разрушении трубопроводов, создавшие реальную угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.
Под повреждением или разрушением трубопроводов следует понимать такие действия, которые приводят их в негодное для транспортировки груза состояние, восстановление которых либо вовсе невозможно либо требует дополнительных материальных затрат. К таким действиям можно отнести, например, наезд трактора или грейдера на трубопровод, либо нарушение различных правил при проведении в непосредственной близости от трубопровода каких-либо работ (строительных, земляных, лесных разработок и т.д.). Приведение в негодное состояние возможно вследствие какого-либо механического воздействия или нарушения различных правил при производстве в непосредственной близости от трубопровода тех или иных работ.
Преступление считается оконченным с момента совершения описанных в диспозиции действий (повреждение или разрушение трубопровода), в результате чего создалась реальная угроза причинения последствий, указанных в ч.1 ст.304 УК. О степени серьезности грозящей опасности необходимо судить исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом правил эксплуатации трубопровода. О наличии реальной угрозы может свидетельствовать возможность загрязнения морских и речных пространств, причинение существенного вреда растительному и животному миру, дезорганизация работы крупных предприятий, объектов жизнеобеспечения, мест обитания человека, а также расходы на ликвидацию последствий этой аварии. Для привлечения виновного лица к уголовной ответственности требуется обязательное установление причинной связи между действиями и наступившими вредными последствиями.
Субъект преступления – общий, физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности. Мотивы и цели поведения виновного лица на квалификацию содеянного не влияют, однако учитываются при индивидуализации наказания.
Квалифицирующим признаком законодатель указывает: повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью людей либо причинение крупного ущерба, а особо квалифицирующим признаком – повлекшие по неосторожности смерть одного или нескольких человек. Признаки, предусмотренные ч.ч.2 и 3 ст.304 УК аналогичны признакам, рассмотренным при анализе предыдущих преступлений (ст.ст.295 и 296 УК).

Статья 305. Неоказание капитаном судна помощи терпящим
бедствие

1. Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Непринятие должных мер капитаном одного из столкнувшихся на море или водном пути судов для спасения другого судна, повлекшее по неосторожности гибель судна или иные тяжкие последствия, если эти меры могли быть приняты без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо исправительными работами на срок до двух лет.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при его совершении под угрозу причинения вреда ставится жизнь и здоровье людей, терпящих бедствие на море или находящихся в ином водном пространстве, либо причиняется существенный вред морскому судну.
Оказание всевозможной помощи гибнущим на море как особый нравственный долг лежит на капитане судна с момента зарождения мореплавания. В настоящее время выполнение такой обязанности вытекает из ряда международных конвенций. Так, например, ст.11 Брюссельской Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания людей на море от 23 сентября 1910 г. гласит: "Каждый капитан обязан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа и пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море, находящемуся в опасности погибнуть".
В ст.12 Конвенции об открытом море 1958 г. закреплено, что каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, не подвергая серьезной опасности свое судно, экипаж и пассажиров, оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.
Аналогичное положение содержится и в п.2 ст.31 Закона РК "О торговом мореплавании" от 17 января 2002 г. (с посл. изм. и доп.) и в Законе РК «О присоединении РК к Конвенции об унификации некоторых правил относительно ответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания» от 8 февраля 2003 г.
Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.305 УК выражается в бездействии капитана судна, не оказавшего помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути и если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Терпящими бедствие являются люди, оказавшиеся в опасном для жизни состоянии вследствие крушения судна, на котором они находились. При этом, они могут находиться непосредственно в воде, на тонущем судне, на спасательных средствах (шлюпках, плотах) или на каком-либо предмете (на обломках корабля). Потерпевшими могут быть граждане любого государства.
В соответствии с международными конвенциями об оказании помощи терпящим бедствие (Временная инструкция «О порядке оказания судами РК правовой помощи и о порядке обращения за правовой помощью к судам иностранных государств» от 23 августа 2006 г.) на капитана судна возложены обязанности по оказанию помощи гибнущим на море или на ином водном пути. Невыполнение таких обязанностей (бездействие) образует уголовно-наказуемое деяние, предусмотренное ст.305 УК при условии, если нет серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров.
По смыслу закона не имеет значения, в силу каких причин люди оказались в бедственном положении: в результате крушения корабля, авиакатастрофы, опрокидывания или столкновения плавающих средств.
Законодатель прямо отразил, что ответственность капитана возможна лишь в случаях, когда такая помощь не сопряжена с серьезной опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Серьезной опасностью может признаваться, например, наличие реальной угрозы столкновения и затопления судна, гибель членов экипажа, пассажиров или причинение вреда их здоровью, сложная метеорологическая обстановка (ураган, шторм), повреждение судна в результате столкновения.
Если оказанная помощь была сопряжена с риском для самих спасателей, то вопрос об ответственности капитана судна разрешается с учетом ст.34 УК о крайней необходимости или ст.35 УК об обоснованном риске.
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.305 УК признается оконченным с момента, когда обнаружены погибающие или получены сигналы бедствия либо иные достоверные сведения о терпящих бедствие людях, которым капитан судна не оказал необходимой помощи при наличии реальной возможности ее оказать. В случае наступления последствий в виде гибели судна, людей, то это может повлиять на вид и размер наказания капитана судна.
Исходя из диспозиции ч.1 ст.305 УК местом совершения преступления является море или иной водный путь (океан, река, озеро, судоходный канал, акватория порта).
Субъект преступления специальный – капитан судна, не оказавший помощь людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины и совершается только с прямым умыслом. Капитан сознает наличие опасности для людей, терпящих бедствие на море или в ином водном пути, и имеющуюся возможность оказать им помощь без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, однако бездействует, желая уклониться от оказания такой помощи. Трудно представить ситуацию, в которой капитан судна безразлично относится к своему поведению или сознательно допускает такое поведение.
Мотив неоказания помощи терпящим бедствие может быть различным (тревога за перевозимый груз, корысть и т.д.). Мотив не является конструктивным признаком этого преступления и поэтому учитывается судом при индивидуализации наказания.
Часть 2 ст.305 УК предусматривает ответственность за непринятие должных мер капитаном одного из столкнувшихся на море или водном пути судов спасения другого судна, повлекшее по неосторожности гибель судна или иные тяжкие последствия, если эти меры могли быть приняты без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Статья 12 Конвенции об открытом море 1958 г. предписывает капитану судна при столкновении с другим судном принять должные меры по спасению последнего, также сообщить при возможности название своего судна, порты его регистрации, а также порты отправления и назначения. Это положение позднее было закреплено в п.3 ст.31 Закона РК "О торговом мореплавании" от 17 января 2002 г. (с посл. изм. и доп.).
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч.2 ст.305 УК выражается в невыполнении капитаном одного из столкнувшихся судов обязательных для него действий, необходимых для устранения опасности гибели другого судна. Ответственность при этом наступает при условии, если имеется реальная возможность оказать помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Ответственность наступает независимо от того, кто виновен в столкновении.
Неоказание капитаном судна помощи другому судну, пострадавшему от столкновения с другим судном образует признаки деяния, предусмотренного ч.1 ст.305 УК.
По конструкции состав рассматриваемого преступления – материальный, то есть требуется наступление вредных последствий в виде гибели судна или иных тяжких последствий, а также причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями.
Под тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевших, гибель одного или более членов экипажа или пассажиров, причинение серьезного ущерба окружающей среде.
Субъект преступления, предусмотренного ч.2 ст.305 УК – специальный. Им является капитан судна (морского, речного) любого класса и назначения или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности (помощник капитана, шкипер), либо лицо, находящееся на судне в единственном числе.
Иные лица (члены экипажа) не оказавшие помощь терпящим бедствие людям, подлежат ответственности по ст.119 УК "Оставление в опасности".
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст.305 УК предполагает умысел по отношению к своему деянию и неосторожную форму вины, в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности по отношению к последствиям своего деяния. Капитан судна осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит возможность наступления вредных последствий в результате непринятия должных мер по спасению другого судна, столкнувшегося с его судном, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит возможности наступления вредных последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

Статья 306. Нарушение международных правил полетов

1. Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение международных правил полетов, —
наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же действия, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Общественная опасность преступления выражается в том, что при его совершении причиняется вред жизни или здоровью людей, либо воздушному судну.
Международным называется полет воздушного судна с пересечением воздушной границы РК с другими государствами, регламентируемый: Законом РК «О государственной границе РК» от 13 января 1993 г. (с посл. изм. и доп.); Указом Президента РК, имеющим силу закона, «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации РК» от 20 декабря 1995 г. (с посл. изм. и доп.), Воздушным кодексом РК, Постановлением Правительства РК «Положение об использовании воздушного пространства РК» от 28 февраля 1997 г. Для установления признаков настоящего преступления следует обратиться к вышеуказанным нормативным актам.
Воздушные суда пересекают государственную границу РК в специально выделенных воздушных коридорах перелета. Перелет государственной границы РК вне указанных коридоров допускается только по разрешению республиканских компетентных органов.
Статья 2 вышеназванного Указа Президента РК гласит, что Республике Казахстан принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством, расположенным над сухопутной и водной территорией РК и ее территориальными водами. Воздушное пространство РК находится в государственной собственности и является частью ее государственной территории.
Полеты воздушных судов независимо от их ведомственной принадлежности выполняются по специально установленным международным воздушным трассам и маршрутам на основании и в соответствии с следующими условиями:
а) международного договора РК;
б) специального разрешения на выполнение разовых полетов, выдаваемых компетентными органами в установленном законодательном порядке. Кроме этого, воздушное судно должно быть зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности полета.
Объективная сторона преступления характеризуется действием, которое может проявиться в несоблюдении указанного в разрешении маршрута полета, мест посадки, заданной высоты, воздушных ворот и т.д.
Под иными нарушениями международных правил полетов понимаются пересечение границы с просроченным разрешением, отключение дальней связи и т.д.
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.306 УК считается оконченным с момента совершения самого действия, нарушающего соответствующие пункты правил международных полетов.
Ответственность за нарушение правил международных полетов исключается вследствие вынужденной посадки по техническим причинам, необходимости оказания срочной медицинской помощи кому-то из пассажиров или членов экипажа, сложных метеорологических условий, а также стихийного бедствия. В таких случаях деяние рассматривается как обоснованный риск или крайняя необходимость.
Субъектом преступления – специальный, им могут быть члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины, в виде прямого или косвенного умысла. Виновный сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления (прямой умысел), либо не желает, но сознательно допускает наступление этих последствий, а равно относится к ним безразлично (косвенный умысел).
Преступление, предусмотренное ч.2 ст.306 УК следует считать оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, в виде наступления смерти человека (потерпевшего) или иных тяжких последствий.
Под иными тяжкими последствиями, по смыслу ч.2 ст.306 УК, следует понимать причинение в результате совершения указанных действий тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, гибель двух и более лиц либо повреждение или разрушение воздушного судна.

Глава XIII. Коррупционные и иные преступления
против интересов государственной службы и
государственного управления

Статья 307. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное должностным лицом, -
наказывается штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
3. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, -
наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.

Примечания.
1. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:
1) лица, избранные в органы местного самоуправления;
2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан;
4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати пяти процентов.
3. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
4. Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политические должности государственных служащих.
5. Коррупционным преступлениями признаются преступления, предусмотренные пунктом г) части третьей статьи 176, пунктом а) части третьей статьи 193, пунктом а) части третьей статьи 209, статьей 307, пунктом в) части четвертой статьи 308, статьи 310 -315, статьей 380 настоящего Кодекса, в случаях получения лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ

Сущность преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК, состоит в том, что лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, либо приравненное к нему лицо или должностное лицо используют предоставленные им служебные полномочия вопреки интересам государственной службы.
Объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность государственного аппарата. Поскольку преступное злоупотребление должностными полномочиями приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом имеются и дополнительные объекты, которыми в зависимости от обстоятельств совершения преступления могут быть конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.
Объективная сторона данного преступления характеризуется использованием лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Под интересами государственной службы, в соответствии со ст. 1 Закона РК от 23 июля 1999 г. (с изм. и доп.) «О государственной службе», понимается «деятельность государственных служащих по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти».
Полномочия субъекта определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность либо временно или по специальному полномочию исполняющего обязанности по этой должности. Поэтому под использованием лицом своих служебных полномочий следует понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Следовательно, не будет состава данного преступления, когда лицо, добиваясь нужного ему решения, использует не свои полномочия, а служебные либо личные связи, авторитет занимаемой им должности и т.п. При наступлении общественно опасных последствий такого поведения можно говорить не о злоупотреблении должностными полномочиями, предусмотренными ст. 307 УК РК, а об общеуголовном преступлении.
Деяние признается совершенным вопреки интересам службы, если оно не вызвано служебной необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа управления, но и интересами деятельности публичного аппарата в целом.
Конкретные формы злоупотребления должностными полномочиями весьма различны, поскольку они совершаются в самых разнообразных сферах деятельности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лиц. Это может быть незаконная эксплуатация труда (например, использование подчиненных при ремонте квартир); использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения их в частную собственность; незаконная передача из корыстных или иных побуждений коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных для общегосударственных нужд; использование непредусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, недвижимости, иного имущества и др.
Преступление следует считать оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом, находящееся в причинной связи с соответствующим поведением лица, вопреки интересам службы.
Существенным следует признать, прежде всего, причинение материального вреда правоохраняемым объектам. Материальный вред (убытки), причиняемый лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, может быть как в виде материального ущерба, так и в виде упущенной выгоды.
Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью.
Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства может заключаться в создании серьезных помех и сбое в работе государственных органов местного самоуправления, подрыве их авторитета, сокрытии или попустительстве совершению преступлений и т.п.
Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями – преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. Виновное лицо сознает, что оно действует (или бездействует) вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий, результатом чего может быть наступление последствий, существенно нарушающих охраняемые законом права и интересы граждан, организаций, государственные либо общественные интересы, желает или сознательно допускает наступление последствий либо относится к ним безразлично. В отношении последствий прямой или косвенный умысел виновного часто бывает неконкретизированным, когда лицо предвидит общественно опасные последствия, их размер лишь в общих чертах, но желает либо сознательно допускает любые из возможных последствий.
Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является цель – извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо причинение вреда другим лицам или организациям, т.е. получение имущественных выгод без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою пользу либо пользу третьих лиц.
Субъектами преступления, предусмотренного ст. 307 УК РК, являются лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, либо приравненных к ним лица, должностные лица, а также лица, занимающие ответственную государственную должность.
Согласно п. 1 примечания к ст. 307 УК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций относятся должностные лица, депутаты Парламента и маслихатов, судьи и все государственные служащие в соответствии с законодательством РК о государственной службе.
Депутаты Парламента РК в силу своего особого статуса - это представители законодательной власти, имеют более широкий круг полномочий, правовое положение которых определены Конституционным законом от 26 декабря 1995 г. (с изменениями и дополнениями) «О Парламенте РК и статусе его депутатов». Парламент РК является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции. Полномочия депутата начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Центральной избирательной комиссии.
Депутат маслихата выражает волю населения соответствующих административно-территориальных единиц с учетом общегосударственных интересов. Полномочия депутата маслихата регламентированы Законом РК «О местном государственном управлении в РК» от 23 января 2001 г. (с изм. и доп.).
Особую категорию лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций составляют судьи. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции РК, законов и иных нормативно- правовых актов, международных договоров Республики (п. 1 ст. 76 Конституции РК). Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на территории Республики (п. 3 ст. 76 Конституции РК). Согласно Конституционному закону РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г., судебная власть в РК принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов и иных нормативно-правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод, что судьи являются носителями самостоятельной власти – судебной власти. Их следует относить к должностным лицам, осуществляющим функции представителя власти. Поэтому, отнесение судей к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций является, на наш взгляд, неудачным и искусственным, не способствующим борьбе с коррупционными преступлениями.
Правовой статус государственных служащих определен Законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» от 23 июля 1999 г. (с изм. и доп.) государственные служащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан классифицируются на два вида: политические государственные служащие и административные государственные служащие. К политическим государственным служащим относятся: лица, назначаемые Президентом РК, их заместители; назначаемые и избираемые палатами Парламента РК и председатели палат Парламента, их заместители; являющиеся представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией Республики Казахстан; возглавляющие (руководители) центральные избирательные органы и ведомства, их заместители, а также занимаемые иные должности, определяемые Президентом РК. К административным государственным служащим относятся государственные служащие, не входящие в состав политических государственных служащих, осуществляющие должностные полномочия на постоянной, профессиональной основе в государственном органе.
Таким образом, проведя анализ определения понятия лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций можно сделать вывод, что их функциональные обязанности полностью переплетаются с обязанностями должностного лица. Законодатель, стремясь усовершенствовать иерархию законодательства в борьбе с коррупцией, достаточно сильно усложнил и затруднил его применение в правоприменительной деятельности. По сути дела, происходит смешение лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и должностных лиц. В свете вышеизложенного представляется целесообразным исключить лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций из числа субъектов коррупционных преступлений.
В соответствии с п. 2 примечания к ст. 307 УК к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравниваются:
1) лица, избранные в органы местного самоуправления;
2) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента РК и маслихатов, а также в члены выборных органов местного самоуправления;
3) служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, оплата труда которых производится из средств государственного бюджета РК;
4) лица, исполняющие управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее тридцати процентов.
На мой взгляд, нельзя признать удачным позиции законодателя, предусматривающего в качестве субъекта коррупционных преступлений лиц, приравненных к уполномоченным на выполнение государственных функций, так как никаких государственных функций они не выполняют.
Должностные лица.В соответствии с ч. 3 примечания к ст. 307 УК РК под должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
Представителем власти, согласно примечанию 1 к ст. 320 УК РК, признается должностное лицо государственного органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Например, представитель власти имеет право предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями. Это - должностные лица Администрации Президента РК, депутаты Парламента РК, члены Правительства РК, прокуроры, сотрудники КНБ, МВД, судьи и другие лица.
Представители власти выполняют функции государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).
Законодательную власть осуществляют палаты Парламента Республики Казахстан. В территориальных образованиях законодательную власть осуществляют областные, городские и районные маслихаты, обладающие правом принимать в пределах своей компетенция обязательные решения, действующие на территории данного образования.
Исполнительную власть осуществляют Правительство Республики Казахстан, органы исполнительной власти.
Вывод о том, является ли тот или иной сотрудник государственного органа представителем власти, следует делать после анализа его полномочий, сопоставляя их с законами и положениями, ведомственными нормативными актами, регламентирующими права и обязанности сотрудников различных государственных органов, служб, комитетов, департаментов. Иногда указание о служащем как о представителе власти дается непосредственно в законе.
Так, при определении статуса сотрудников полиции следует обращаться к закону РК «Об органах внутренних дел» от 21 декабря 1995 г. (с изм. и доп.). В статье 20 этого закона указано: сотрудники органов внутренних дел являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. Аналогичное указание содержится в ст. 17 Указа Президента РК, имеющего силу закона от 5 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) «О Республиканской гвардии», ст. 18 Закона РК от 23 июня 1992 г. (с изм. и доп.) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РК», ст. 18 закона от 21 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) «Об органах национальной безопасности РК», ст. 81 Закона РК от 30 июня 1998 г. (с изм. и доп.) «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Z10 В других случаях законы и нормативные акты не конкретизируют статус служащих, определяя лишь должностное положение, обязанности и властные полномочия применительно к широкому кругу лиц как, например, в ст. 3 Закона РК от 21 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) «О прокуратуре», Законе РК от 22 ноября 1996 г. «О пожарной безопасности», Законе РК от 7 июля 1997 г. «О судебных приставах», Кодексе РК от 12 июня 2001 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (налоговый кодекс), других нормативных актах. K08
Судебная власть, как указано в Конституционном законе Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. «О судебной системе и статусе судей» осуществляется только судом и предназначена осуществлять защиту прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение Конституции РК, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.
Технические работники, осуществляющие вспомогательную деятельность в органах законодательной, исполнительной и судебной власти (бухгалтера, начальники хозяйственных и юридических отделов, секретари, консультанты, референты), не могут признаваться представителями власти, хотя некоторые из них могут быть признаны должностными лицами на основании наличия у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Под организационно-распорядительными функциями на основе п. 6 Нормативного постановления Верховного суда РК от 13 декабря 2001 г. «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией» следует понимать полномочия должностных лиц по руководству коллективом, осуществлению подбора и расстановки кадров, организации труда подчиненных, поддержанию трудовой дисциплины, выполнению задач, поставленных перед коллективом и тому подобное.
К этой категории относятся руководители министерств, государственных комитетов, их заместители, начальники департаментов, управлений, отделов, секторов, служб и других структурных подразделений государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РК.
Важным показателем принадлежности к этой категории должностных лиц является наличие в подчинении других работников или самостоятельная ответственность за отдельный участок работы.
Под самостоятельной ответственностью за отдельный участок работы следует понимать служебные полномочия должностного лица, выражающиеся, например, в праве должностного лица от имени государственного органа выдавать официальные документы, подтверждающие определенный факт.
Под административно-хозяйственными функциями, как говорится в вышеприведенном нормативном постановлении от 13 декабря 2001 г., следует понимать функции должностных лиц, как правило, сопряженные с полномочиями по управлению или распоряжению государственным имуществом, его хранению, реализации, по обеспечению контроля за этими операциями в государственном органе, органе местного самоуправления, в соответствующих учреждениях и воинских формированиях.
К этой категории должностных лиц относятся, например, заместители руководителя государственного органа по хозяйственной части, ответственные за хранение материальных ценностей, бухгалтера.
Для признания служащего государственного органа или органа местного самоуправления, или военнослужащего должностным лицом необязательно наличие в его компетенции одновременно организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, достаточно наличия одной из них или обладания полномочиями представителя власти.
Согласно закону, лицо может осуществлять организационно-распорядительные, административно-хозяйственные или функции представителя власти постоянно, временно или по специальному полномочию.
Занятие должности в государственном органе или органе местного самоуправления временно или по специальному полномочию и выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций возможно и без занятия должности. Полномочия при этом предоставляются на время или для выполнения конкретного задания. Указания на порядок предоставления временных полномочий (письменным приказом или устно) законодатель не приводит. Представляется, что лицо, временно исполняющее определенные обязанности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом преступления при условии, что указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке (постановлением, приказом, письменным распоряжением управомоченного должностного лица, доверенностью и тому подобным).
В части 3 ст. 307 УК РК предусмотрен квалифицирующий признак злоупотребления должностными полномочиями, характеризующий особенности субъекта преступления.
Таковым является совершение деяния лицом, занимающим ответственную государственную должность.
Под лицами, занимающими ответственную государственную должность, согласно части 4 примечания к ст. 307 УК РК, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политические должности государственных служащих.
Лицами, занимающими ответственные государственные должности, являются: Президент Республики Казахстан, Председатели палат Парламента РК, депутаты, судьи, Председатель правительства РК, министры, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, Председатель и члены Конституционного совета, Председатель Национального Банка и другие высшие должностные лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РК и конституционными законами Республики Казахстан.
В Законе РК от 23 июля 1999 г. (с изм. и доп.) «О государственной службе» указано: политический государственный служащий — государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политико-определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 29 декабря 1999 г. «О государственной службе» Президент Республики Казахстан своим Указом «Об утверждении реестра должностей политических государственных служащих и правил порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих» утвердил следующий Реестр должностей политических государственных служащих: Премьер-Министр Республики Казахстан, его первый заместитель и заместители; Государственный секретарь Республики Казахстан; руководитель Администрации Президента Республики Казахстан, его заместители; руководитель Канцелярии Премьер - Министра Республики Казахстан, его первый заместитель и заместители; министры Республики Казахстан, их первые заместители и заместители; помощник Президента Республики Казахстан по вопросам национальной безопасности - Секретарь Совета Безопасности Республики Казахстан, его заместители; помощники Президента Республики Казахстан; Председатель и члены Конституционного Совета Республики Казахстан; руководители государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители; Председатель, заместитель Председателя, секретарь и члены Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; Председатель и члены Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; Председатель и исполнительные директора Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам — члены комиссии; члены (обладающие статусом государственных служащих) и государственные инспектора Государственной комиссии Республики Казахстан по борьбе с коррупцией, председатели дисциплинарных советов областей, городов Астаны и Алматы; Акимы областей, столицы и города республиканского значения, их первые заместители и заместители; Чрезвычайные и Полномочные Послы Республики Казахстан; советники Президента Республики Казахстан; заведующий Канцелярией Президента Республики Казахстан, его заместители; руководители структурных подразделений Администрации Президента Республики Казахстан, их первые заместители и заместители; Специальные представители Президента Республики Казахстан; директор Архива Президента Республики Казахстан, его заместители; руководители аппаратов Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, их заместители; Государственные инспектора Организационно-контрольного отдела Администрации Президента Республики Казахстан; руководители центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, их заместители; Председатели комитетов с правами юридических лиц, их заместители, начальник медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан и его заместители; акимы городов, районов, городов в районах и районов в городах, сел, сельских округов, поселков, аулов.
Наличие данного квалифицирующего обстоятельства при злоупотреблении должностными полномочиями оправдано. Общественная опасность преступления значительно возрастает, если субъектом выступает лицо, располагающее значительными государственными полномочиями и выступающее гарантом законного поведения. Чем выше занимает пост субъект преступления, тем больше могут пострадать интересы и авторитет государства. Соответственно, повышается степень вины лица, злоупотребляющего должностными полномочиями.
Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями признаются деяния, предусмотренные частями 1,2,3 ст. 307 УК РК, повлекшие тяжкие последствия (ч. 4 ст. 307 УК РК).
Под тяжкими последствиями следует понимать: крупная авария, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы государственного органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и т.п.
При этом в случае умышленного лишения жизни и причинении тяжкого вреда здоровью при злоупотреблении должностными полномочиями содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений – по ст. 307 и ст.ст. 96 или 103 УК РК.
Законодатель в п. 5 примечании к ст. 307 УК РК к коррупционным отнес 12 преступлений, перечень которых является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит.
Коррупционными признаются преступления, предусмотренные:
- п. «г» ч.3 ст. 176 УК РК (присвоение или растрата вверенного чужого имущества, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения);
- п. «а» ч.3 ст.193 УК РК (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, предусмотренная ч.ч.1 или 2 настоящей статьи, совершенная лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения);
- п. «а» ч.3 ст. 209 УК РК (экономическая контрабанда, предусмотренная ч.ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенная лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения);
- ст. 307 УК РК (злоупотребление должностными полномочиями);
- п. «в» ч.4 ст.308 УК РК (превышение власти или должностных полномочий, предусмотренные ч.ч. 1, 2 или 3 данной статьи, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям);
- ст.310 УК РК (незаконное участие в предпринимательской деятельности);
- ст.311 УК РК (получение взятки);
- ст.312 УК РК (дача взятки);
- ст.313 УК РК (посредничество во взяточничестве);
- ст.314 УК РК (служебный подлог);
- ст.315 УК РК (бездействие по службе);
- ст.380 УК РК (злоупотребление властью, превышение или бездействие власти).
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 307, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 307, относится к преступлениям средней тяжести.
Преступления, предусмотренные ч.ч. 3 и 4 ст. 307, относятся к тяжким преступлениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.