Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комментарий 1 страница. Часть пятая. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства




Часть пятая. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

 

 

1. Часть пятая является совершенно новой для системы УПЗ. Ее появление обусловлено тем, что РФ является участницей международного сотрудничества в сфере уголовного правосудия. 28 февраля 1996 г. Россия вступила в Совет Европы. 5 мая 1998 г. ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Применительно только к европейскому праву сегодня насчитывается более 40 федеральных законов о ратификации различных европейских конвенций, соглашений и протоколов к ним. Число федеральных законов о ратификации иных международных правовых актов в несколько раз превосходит эту цифру.

2. В марте 2000 г. вступили в силу для РФ такие важнейшие международно-правовые акты, как: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по УД от 21 апреля 1959 г.; Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 марта 1978 г.; Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.; Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 г.; Второй Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 г. Согласно этим международно-правовым документам РФ приняла на себя обязательства соблюдать общие правила в области оказания взаимной правовой помощи по УД. "Правовая помощь" может быть оказана в виде: 1) исполнения поручения о производстве процессуальных действий, имеющих целью получение доказательств (см. об этом комментарии к ст. 453-456, 459); 2) передачи ВД, материалов или документов (см. об этом комментарии к ст. 458, 468); 3) выдачи лица (см. об этом комментарии к ст. 460-467); 4) передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (см. об этом комментарии к ст. 469-473).

3. Кроме того, за последнее десятилетие РФ заключено множество двусторонних договоров об оказании взаимной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, в т.ч.: Договор между РФ и Республикой Индией о выдаче; Договор между РФ и Канадой о взаимной правовой помощи по УД; Договор между РФ и Королевством Испания о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы; Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по УД; Договор с Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и УД и т.д. Россия является участницей многих межправительственных соглашений в сфере уголовного судопроизводства. 10 октября 2003 г. ПВС РФ принял постановление N 5, в котором обобщена практика применения судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров.

4. Назначение комментируемой части - объединить нормы, регламентирующие основания и порядок международного сотрудничества РФ в сфере уголовного правосудия, инкорпорировав их при этом в единую систему УПЗ.

5. Комментируемая часть состоит из одного раздела, 3 глав и 20 статей.

6. Глава 53 содержит нормы, регламентирующие, с одной стороны, оказание иностранным государством правовой помощи РФ при производстве отдельных процессуальных действий в ходе досудебного и судебного производства (ст. 453-456), с другой - оказание РФ аналогичной правовой помощи иностранным государствам (ст. 457-459).

7. Глава 54 устанавливает порядок экстрадиции (выдачи лица) для осуществления уголовного преследования или исполнения обвинительного приговора.

8. Глава 55 содержит нормы, регламентирующие порядок передачи осужденного для отбывания наказания в государство, гражданином которого он является.

9. Нормы комментируемой части позволяют унифицировать российское УПЗ, обеспечить его единство с УПЗ других стран в решении общих вопросов, связанных со сферой уголовного правосудия.

 

Раздел XVIII. Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями

 

Глава 53. Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями

 

Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

 

1. Комментируемая статья устанавливает основания возникновения отношений, связанных с правовой помощью, между РФ и иностранным государством, а также определяет органы, осуществляющие эту правовую помощь.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи основаниями для оказания правовой помощи являются: 1) международные договоры РФ, которые могут быть двусторонними либо многосторонними; 2) международные соглашения; 3) принцип взаимности. При реализации правовых норм, регулирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

3. "Принцип взаимности" означает оказание государствами правовой помощи друг другу при отсутствии соответствующих двусторонних или многосторонних договоров.

4. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи принцип взаимности для РФ подтверждается письменными обязательствами перечисленных государственных органов.

5. Следует иметь в виду, что положения Европейской конвенции о правовой помощи по УД имеют преимущества перед положениями любых договоров, конвенций или двусторонних соглашений, регулирующих взаимную правовую помощь по УД между РФ и иностранными государствами, кроме положений двусторонних соглашений или договоренностей, в которых предусматривается прямая передача просьб о помощи между их соответствующими органами. РФ может заключать двусторонние или многосторонние соглашения с другими государствами о взаимной правовой помощи по УД лишь с целью дополнения положений Европейской конвенции о правовой помощи по УД или содействия применению содержащихся в ней принципов (ст. 26 Европейской конвенции о правовой помощи по УД).

6. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает перечень органов РФ, через которые может направляться запрос о правовой помощи. Этот перечень является исчерпывающим.

7. Порядок рассмотрения поступающих из других стран и направляемых через Генеральную прокуратуру РФ в иностранные государства запросов о правовой помощи (п. 4 ч. 3 комментируемой статьи), в т.ч. о временной передаче осужденного для производства СД, об организации международного розыска лиц и предметов и других вопросов международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, регламентирован приказом Генерального прокурора РФ "Об организации работы Генеральной прокуратуры РФ по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства" от 26 июня 2002 г. N 35.

8. Запрос о производстве процессуальных действий не может быть направлен, минуя органы, указанные в ч. 3 комментируемой статьи.

9. Суд, прокурор, следователь, установив в ходе производства по УД необходимость производства процессуального действия (допрос, обыск, выемка, проведение СЭ и т.д.) на территории иностранного государства, обращаются в органы, предусмотренные ч. 3 комментируемой статьи, с запросом об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

10. Перевод запроса о производстве процессуального действия (ч. 4 комментируемой статьи) и прилагаемых к нему документов на официальный язык иностранного государства производится органом, через который эти документы направляются.

11. О производстве отдельных процессуальных действий на территории РФ по запросам иностранных государств см. комментарии к ст. 457-459.

 

Статья 454. Содержание и форма запроса

 

1. Комментируемая статья предусматривает требования, предъявляемые к запросу о правовой помощи, содержащем поручение о производстве процессуального действия. Запрос о правовой помощи должен быть оформлен в соответствии с международным договором РФ и требованиями комментируемой статьи. Несоблюдение таких требований может явиться основанием для отказа в исполнении запроса.

2. В соответствии с международными договорами, международными соглашениями или взаимной договоренностью в запросе могут быть приведены и иные данные. Так, в запросе может содержаться просьба об указании даты и места исполнения поручения (ст. 4 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД). Согласно Договору между РФ и Республикой Корея запрос также должен содержать описание места проведения обыска и предметов, подлежащих изъятию, описание особых процедур или требований, которые должны быть соблюдены при исполнении запроса, информацию о выплатах и оплате расходов, причитающихся приглашаемому лицу, любую другую информацию, которая необходима для надлежащего исполнения запроса.

3. При необходимости произвести процессуальные действия на территории иностранного государства, которые могут производиться по УПК РФ на основании судебного решения или с санкции прокурора, к запросу должны быть приложены соответствующие процессуальные документы.

4. В случае обращения на условиях взаимности в текст запроса и (или) в сопроводительные документы к нему включается заверение о том, что российская сторона с учетом международных принципов взаимной правовой помощи в сфере уголовного правосудия, готова оказать компетентным органам запрашиваемого государства по их запросам содействие в получении доказательств и выполнении иных процессуальных действий на территориях, относящихся к юрисдикции РФ.

5. Размер вреда, причиненного преступлением (п. 6 комментируемой статьи), включает в себя имущественный и моральный вред. Сведения о размере вреда в денежном выражении приводятся в запросе на момент совершения преступления в рублях, а также в валюте иностранного государства, куда направляется запрос.

6. Прилагаемые к запросу материалы должны быть подшиты, пронумерованы и скреплены печатью органа - инициатора запроса.

 

Статья 455. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства

 

1. Комментируемая статья закрепляет принцип допустимости доказательств, полученных на территории иностранного государства.

2. Доказательства, полученные на территории иностранного государства, имеют такую же юридическую силу, как и доказательства, полученные на территории РФ, если они: 1) получены должностными лицами иностранного государства в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по УД или направлены в РФ в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности; 2) заверены печатью компетентного органа и подписью соответствующего должностного лица; 3) переданы в соответствии с УПК.

3. При этом должностные лица иностранного государства выполняют поручения в порядке, установленном его законодательством и в соответствии с запросом РФ в целях получения свидетельских показаний или передачи ВД, материалов или документов (ч. 1 ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

4. Любые сведения, полученные в соответствии с правилами, предусмотренными комментируемой статьей, устанавливающие наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по УД, а также иных обстоятельств, имеющих значение для УД, являются доказательствами. См. об этом комментарий к ст. 74.

5. Проверка и оценка полученных на территории иностранного государства доказательств производится по правилам, установленным ст. 87 и 88.

 

Статья 456. Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок вызова лиц, перечисленных в ч. 1, для производства процессуальных действий, предусмотренных УПК, на территории РФ.

2. Общее правило вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории РФ, для производства процессуальных действий на территории РФ, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, заключается в добровольности явки указанных лиц (ст. 8 и 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД). Причем вызваны они могут быть лишь тем должностным лицом, в производстве которого находится УД.

3. Для участия в производстве процессуальных действий указанные лица вызываются повестками или на основании судебного решения, которые передаются им соответствующими компетентными органами РФ. В случае неявки по вызову свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, не могут быть подвергнуты мерам процессуального принуждения, предусмотренным УПК РФ, если только впоследствии они не окажутся на территории РФ и вновь не будут вызваны повесткой (ст. 8 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

4. Под "должностным лицом" в ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду судья, прокурор, следователь (дознаватель). О содержании и форме запроса о вызове свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории РФ, см. комментарий к ст. 454.

5. Если РФ считает личную явку свидетеля или эксперта особенно необходимой, то на это должно быть указано в запросе о вызове. При этом должны быть сообщены примерные размеры денежных выплат, а также возмещаемых транспортных расходов и суточных. Денежные выплаты исчисляются от места проживания вызываемого лица по нормам, предусмотренным тарифами и правилами, действующими в РФ (ст. 9, 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

6. Процессуальный статус свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей должен быть оформлен соответствующим процессуальным документом: постановлением (определением) о признании потерпевшим; постановлением о привлечении лица в качестве гражданского ответчика; постановлением (определением) о признании гражданским истцом; повесткой о вызове свидетеля; постановлением о назначении СЭ, повесткой о вызове эксперта.

7. Правовая помощь иностранным государством осуществляется в форме вручения запроса о вызове лицу, вызываемому в РФ. Вручение производится путем простой передачи запроса адресату. Вручение запроса может быть произведено в особом порядке, предусмотренном законодательством иностранного государства, если об этом будет содержаться специальная просьба в запросе РФ о вызове (ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

8. Факт вручения подтверждается распиской, датированной и подписанной адресатом, или заявлением должностного лица иностранного государства, исполнявшего запрос, о том, что вручение состоялось, с указанием формы и даты вручения. Соответствующий документ незамедлительно направляется в РФ. При невозможности вручения запроса должностное лицо государственного органа РФ, направившее запрос, должно быть незамедлительно уведомлено об этом (ч. 2 ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

9. Согласно ч. 3 комментируемой статьи все процессуальные действия на территории РФ с участием вызванного лица производятся в порядке, установленном УПК РФ. При этом потерпевший, свидетель предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Лицо, от которого требуется дача показаний на территории РФ, может отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных УПК РФ. Указанные лица могут быть предупреждены о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в порядке, предусмотренном ст. 161.

10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает иммунитет (право не быть подвергнутым уголовному преследованию, задержанию или другим ограничениям личной свободы) для лица, вызванного в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей на территории РФ (ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

11. Следует иметь в виду, что положения ч. 4 комментируемой статьи не распространяются на явившееся по вызову лицо, если: 1) после пересечения Государственной границы РФ оно совершило преступление на ее территории; 2) имея возможность покинуть территорию РФ в течение установленного срока, оно осталось на ее территории либо после отъезда возвратилось в РФ (ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

12. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает порядок вызова лица, находящегося под стражей. При этом следует иметь в виду, что в передаче такого лица может быть отказано, если: 1) содержащееся под стражей лицо не дает согласие на передачу его РФ; 2) присутствие такого лица необходимо для уголовного судопроизводства на территории иностранного государства; 3) передача может продлить срок его содержания под стражей (ч. 1 ст. 11 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

13. При необходимости осуществления транзитной перевозки лица, находящегося под стражей, через территорию третьего государства, разрешение на перевозку испрашивается в Генеральной прокуратуре РФ (п. 6 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ). В этом случае судья, прокурор, следователь (дознаватель) одновременно с запросом о вызове направляют в Генеральную прокуратуру РФ ходатайство с приложением всех необходимых документов, адресованных соответствующему ведомству иностранного государства, у которого запрашивается разрешение на транзит (ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

14. Условия передачи лица определяются в каждом конкретном случае в соответствии с международными договорами или письменными обязательствами на основе принципа взаимности.

 

Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

 

1. Комментируемая статья устанавливает порядок исполнения в РФ запроса иностранного государства о правовой помощи, содержащего поручение о производстве процессуального действия.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи правовыми основаниями исполнения судом, прокурором, следователем поступившего от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранного государства запроса о производстве процессуального действия являются международные договоры РФ, международные соглашения или принцип взаимности, который должен быть подтвержден письменным обязательством иностранного государства оказать РФ правовую помощь.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи при исполнении запроса допускается присутствие представителя иностранного государства лишь в том случае, если это предусмотрено международным договором РФ с тем иностранным государством, чей запрос исполняется, или письменным обязательством данного государства о взаимодействии на основе принципа взаимности. В этом случае сведения о представителе иностранного государства, присутствующем при производстве процессуального действия, вносятся в протокол данного процессуального действия.

4. Отказ в исполнении запроса (ч. 4 комментируемой статьи) должен быть мотивированным. В нем должны быть полно и ясно изложены причины, воспрепятствовавшие исполнению запроса.

5. Россия вправе отказать в исполнении запроса, если: 1) считает, что исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим важным для нее интересам (ст. 2 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД). При этом комментируемая статья не требует указывать, в чем конкретно может заключаться такой ущерб; 2) лицо, свидетельские показания которого поручается получить РФ, воспользовалось предоставленным ему УПК РФ правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному УД; 3) преступление, с которым связано поручение о производстве обыска или наложении ареста на имущество, не наказуемо как по законодательству РФ, так и по законодательству того государства, которое направило запрос; 4) преступление, с которым связано поручение о производстве обыска или наложении ареста на имущество, не является преступлением по законодательству РФ; 5) исполнение поручения о производстве процессуального действия противоречит законодательству РФ (п. 2 и 3 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции. о взаимной правовой помощи по УД и Дополнительного протокола к ней").

6. Поручения исполняются в сроки, указанные в запросе или международном договоре, либо в сроки, предусмотренные национальным законодательством. Следует иметь в виду, что запрос, содержащий поручение о вручении повестки о явке лица, должен быть исполнен в РФ не менее чем за 50 дней до установленной в повестке даты явки лица (ч. 3 ст. 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД).

 

Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

 

1. Решение вопроса о направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования материалов УД в отношении иностранного гражданина, совершившего преступление на территории РФ, является исключительно компетенцией Генеральной прокуратуры РФ.

2. Направление материалов УД для осуществления уголовного преследования в компетентные органы иностранного государства может иметь место при условии, если выполнены все необходимые действия по обеспечению явки иностранного гражданина на территорию РФ для производства процессуальных действий с его участием (в т.ч. посланы все необходимые запросы об оказании правовой помощи, о выдаче и т.д., но они не исполнены либо отклонены).

3. Ходатайство об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина иностранного государства, совершившего преступление на территории РФ, подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

4. Уголовное преследование, осуществляемое государствами-участниками СНГ, производится в соответствии с положениями ст. 72-77 Минской конвенции 1993 г., на основании которых "каждая Договаривающаяся Сторона обязуется по поручению другой Договаривающейся Стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление" (ч. 1 ст. 72 Конвенции).

5. Поручение РФ об осуществлении уголовного преследования должно содержать: 1) наименование запрашивающего учреждения; 2) описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования; 3) возможно более точное указание времени и места совершения деяния; 4) текст положения закона запрашивающей стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу; 5) фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности; 6) заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда; 7) указание размера ущерба, причиненного преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении РФ материалы уголовного преследования, а также доказательства (ч. 1 ст. 73 Конвенции).

6. При направлении УД, возбужденного РФ, расследование по нему продолжается государством-участником СНГ в соответствии с национальным законодательством. Государство обязано уведомить РФ об окончательном решении.

 

Статья 459. Исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации

 

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи рассмотрение запроса компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в РФ, относится к компетенции Генеральной прокуратуры РФ. Порядок рассмотрения запросов урегулирован указанием Генерального прокурора РФ "О порядке исполнения запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовных дел на территории Российской Федерации" от 22 апреля 2003 г. N 18/35. В случае выявления несоответствия требованиям российского и международного законодательства, а также неполноты поступивших материалов Генеральный прокурор РФ или его заместитель может принять решение о невозможности исполнения запроса и возвращении материалов в компетентный орган иностранного государства с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению

2. Материалы по принятому к исполнению запросу направляются для реализации прокурору субъекта РФ с соответствующим поручением Генеральной прокуратуры РФ по месту постоянного жительства или пребывания лица, указанного в запросе. Если данный указанный запрос направлен иностранным государством после возбуждения уголовного преследования в отношении гражданина РФ, то УД вновь в РФ не возбуждается. Предварительное расследование и СР по такому УД производятся по правилам, установленным УПК РФ. Форма предварительного расследования определяется с учетом положений ст. 150. Срок предварительного расследования в этом случае исчисляется в соответствии с требованиями ст. 162 с момента вынесения компетентным органом иностранного государства постановления о возбуждении УД (уголовного преследования) либо иного аналогичного по своей правовой природе процессуального решения. Если в ходе предварительного расследования будут установлены обстоятельства, исключающие осуществление уголовного преследования, то принимается решение о его прекращении по соответствующим основаниям, предусмотренным УПК.

3. Материалы в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства, в случае, когда уголовное преследование не возбуждено, представляются в Генеральную прокуратуру РФ соответствующим компетентным органом иностранного государства для решения вопроса о возбуждении УД на территории РФ. Условием для возбуждения УД в этом случае, согласно ч. 2 комментируемой статьи, является факт возвращения гражданина РФ на территорию России до возбуждения уголовного преследования по месту совершения преступления. Поэтому данный факт должен быть отражен компетентным органом иностранного государства в материалах, представляемых в Генеральную прокуратуру РФ. Поводом для возбуждения УД служит просьба (сообщение о преступлении) компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования на территории РФ.

4. Гражданин РФ, совершивший преступление вне пределов территории РФ, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное им деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если это лицо не было осуждено в иностранном государстве.

5. РФ вправе отказать в исполнении запроса об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина РФ, если: 1) запрос касается преступления, которое РФ считает политическим преступлением. Хотя в УК РФ отсутствует понятие "политическое преступление", однако применительно к международному сотрудничеству в сфере уголовного правосудия предусмотрен перечень деяний, которые во всяком случае РФ не будет рассматривать в качестве политических преступлений или преступлений, связанных с политическими преступлениями (оговорка 10 к ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней"); 2) запрос касается преступления, за совершение которого гражданин РФ уже был осужден или в совершении которого уже был оправдан в РФ или в третьем государстве, либо по нему уже было вынесено решение об отказе в возбуждении УД или прекращении производства по УД; 3) уголовное преследование невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с УК РФ (ст. 2 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД и Дополнительного протокола к ней"; пп. "а" и "б" п. 1 ст. 1 ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по УД и Дополнительного протокола к ней").

6. Решение о возбуждении УД либо о прекращении уголовного преследования по запросу иностранного государства принимает Генеральная прокуратура РФ, о чем выносится соответствующее постановление. О порядке возбуждения УД см. комментарий к ст. 146. В отношении лиц, указанных в ст. 447, учитываются положения ст. 448.

7. О результатах уголовного преследования, которое осуществлялось в связи с поручением иностранного государства, органы предварительного расследования либо суд должны уведомить данное государство. По его просьбе ему направляется копия окончательного решения (ст. 74 Минской конвенции).

8. Придавая важное значение надзору за осуществлением уголовного преследования в связи с запросом компетентного органа иностранного государства, Генеральный прокурор РФ в упомянутом Указании предписал подчиненным прокурорам: принимать меры по обеспечению оперативного и квалифицированного расследования, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, принятию законных и обоснованных решений; уделять особое внимание правомерности отказа в возбуждении или прекращении УД, а также приостановления предварительного расследования, истребовать такие УД или материалы для проверки в порядке надзора; о результатах проверки сообщения о преступлении и предварительного расследования, а также о фактах неподтверждения информации о месте нахождения преследуемого лица незамедлительно информировать Генеральную прокуратуру РФ с представлением заключения о законности и обоснованности принятого решения в случае отказа в возбуждении или прекращения УД.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.