Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Служебная дисциплина на гражданской службе




 

Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу

 

Комментарий к статье 55

 

1. В статье перечислены виды поощрений и награждений, причем как морального, так и материального характера. При этом перечень видов поощрений и награждений можно условно разделить на две части - применяемые представителем нанимателя (перечень видов не является закрытым, поскольку иные виды могут быть установлены государственным органом) и применяемые уполномоченными органами (лицами) РФ, что находит отражение в оформлении - правовым актом государственного органа или нормативным правовым актом РФ. Примечательно, что п. 4 ч. 1 комментируемой статьи содержит даже случай, при котором гражданский служащий может быть поощрен или награжден, - выход на государственную пенсию за выслугу лет.

2. Предусмотренная возможность применения иных, не указанных в комментируемой статье, видов поощрений и награждений детализируется актами соответствующего государственного органа.

Например, Приказом Минздравсоцразвития России от 10 июня 2005 г. N 400 "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (с изм. от 27 декабря 2007 г., 18 декабря 2008 г.) в целях поощрения работников системы Министерства, а также других граждан, принимающих активное участие в развитии этой системы, учреждены такие ведомственные награды, как:

знак отличия "Милосердие";

нагрудный знак "Отличник здравоохранения";

нагрудный знак "Отличник социально-трудовой сферы".

Утвержденным названным Приказом Положением о порядке представления к ведомственным наградам Министерства установлено, что при награждении ведомственными наградами соблюдается следующая последовательность: Почетная грамота Министерства, затем, не ранее чем через 5 лет, соответствующий нагрудный знак.

В исключительных случаях при наличии стажа работы более 25 лет решение о награждении нагрудными знаками, минуя награждение Почетной грамотой, принимается Министром здравоохранения и социального развития РФ. К награждению нагрудным знаком представляется не более одной кандидатуры от 600 работающих, Почетной грамотой - от 300 работающих.

Награждение может быть приурочено к юбилейным датам предприятий, учреждений и организаций (50 лет, 100 лет и каждые последующие 50 лет со дня основания), а также граждан (50 лет, 60 лет и каждые последующие 10 лет со дня рождения).

3. Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 г. N 73 утверждено Положение о Почетной грамоте Правительства РФ и благодарности Правительства РФ.

Награждение указанной Почетной грамотой и объявление благодарности Правительства РФ являются формой поощрения Правительства РФ за заслуги в содействии проведению социальной и экономической политики государства, осуществлению эффективной деятельности федеральных органов исполнительной власти, развитию местного самоуправления, обеспечению законности, прав и свобод граждан, укреплению обороноспособности страны и государственной безопасности, реализации внешней политики государства, а также осуществлению иных полномочий, возложенных на Правительство РФ.

О награждении грамотой и об объявлении благодарности издается распоряжение Правительства РФ. Гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, награжденным грамотой, выдается нагрудный знак. Вручение грамоты и объявление благодарности осуществляются Председателем Правительства РФ либо по его поручению членами Правительства РФ или другими должностными лицами. Повторное награждение грамотой не производится.

4. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (с изм. от 2 декабря 2008 г.) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации.

Установлено, что государственными наградами РФ являются:

звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации;

почетные звания Российской Федерации.

Повторное награждение государственной наградой за новые заслуги возможно не ранее чем через три года после предыдущего награждения государственной наградой, за исключением награждения за совершение геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу. Повторное награждение одноименными государственными наградами не производится, кроме награждения государственными наградами, имеющими степени, и награждения за проявленные мужество, смелость и отвагу.

Государственные награды и документы к ним вручаются награжденным в торжественной обстановке не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указа Президента РФ о награждении. Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и в случаях, которые установлены законодательством РФ.

Президент РФ отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению государственной наградой. Должностные лица, допустившие необоснованное представление к награждению государственной наградой, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. В соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225) (с изм. от 19 мая 2008 г.) в трудовую книжку вносятся (п. 24) следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:

о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;

о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями;

о других видах поощрения, предусмотренных законодательством РФ, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.

Кроме того, к личному делу гражданского служащего приобщаются копии решений о награждении государственными наградами, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются), а также копии решений о поощрении гражданского служащего (подп. "ж" и "с" Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609).

6. Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу" (с изм. от 30 марта 2009 г.) постановлено выплачивать федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, прокурорским работникам, сотрудникам органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи единовременное поощрение в следующих размерах:

при поощрении Правительством РФ - в размере оклада месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере должностного оклада и доплаты за классный чин);

при поощрении Президентом РФ - в размере двух окладов месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере двух должностных окладов и в двукратном размере доплаты за классный чин);

при присвоении почетных званий РФ и награждении знаками отличия РФ - в размере трех окладов месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере трех должностных окладов и в трехкратном размере доплаты за классный чин);

при награждении орденами и медалями РФ - в размере пяти окладов месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере пяти должностных окладов и в пятикратном размере доплаты за классный чин);

при награждении знаком особого отличия - медалью "Золотая Звезда" - в размере 10 окладов месячного денежного содержания (для прокурорских работников - в размере 10 должностных окладов и в 10-кратном размере доплаты за классный чин).

Единовременное поощрение выплачивается исходя из размеров должностного оклада (оклада по воинской должности) и оклада за классный чин (оклада по воинскому званию, доплаты за классный чин, оклада за дипломатический ранг, оклада за классный чин юстиции, оклада за специальное звание), установленных на дату издания правового акта РФ о поощрении или награждении.

 

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

 

Комментарий к статье 56

 

Комментируемая статья содержит определение понятия "служебная дисциплина", которое достаточно сходно с определением "дисциплина труда", данным в ст. 189 ТК РФ, а различия обусловлены правовым статусом гражданского служащего.

В контексте рассматриваемого вопроса весьма важно указание законодателя на обязанность представителя нанимателя создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины. Таким образом, если представителем нанимателя не будут созданы соответствующие условия, то в случае ненадлежащего соблюдения гражданским служащим служебной дисциплины ставить вопрос о возможности применения к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания будет достаточно дискуссионно.

Поскольку служебная дисциплина включает обязательное для гражданских служащих соблюдение, в частности, служебного распорядка государственного органа, процедура его утверждения регламентируется ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи.

Служебный распорядок должен содержать в себе как минимум следующие разделы: общие положения; порядок поступления на гражданскую службу и увольнения с гражданской службы; основные права и обязанности представителя нанимателя, основные права и обязанности гражданских служащих; служебное время и время отдыха; поощрения и награждения, дисциплинарные взыскания.

В настоящее время действуют, в частности:

Служебный распорядок центрального аппарата Министерства промышленности и торговли РФ (утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 7 ноября 2008 г. N 277);

Служебный распорядок Министерства культуры РФ (утвержден Приказом Минкультуры России от 22 октября 2008 г. N 157);

Служебный распорядок Министерства здравоохранения и социального развития РФ (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 июля 2007 г. N 480);

Служебный распорядок Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ (утвержден Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 15 сентября 2008 г. N 24);

Служебный распорядок Министерства внутренних дел РФ для федеральных государственных гражданских служащих (утвержден Приказом МВД России от 19 июня 2008 г. N 531);

Служебный распорядок Министерства обороны РФ для федеральных государственных гражданских служащих (утвержден Приказом Минобороны России от 31 января 2007 г. N 45).

 

Статья 57. Дисциплинарные взыскания

 

Комментарий к статье 57

 

Данная статья определяет правовые признаки дисциплинарного проступка как основания применения дисциплинарных взысканий и их виды. Дисциплинарный проступок можно охарактеризовать следующими признаками:

общественно неопасное нарушение внутреннего трудового распорядка организации;

нарушение должностных обязанностей;

совершен в форме действия или бездействия;

наличие вины гражданского служащего.

За совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены пять видов дисциплинарных взысканий - санкций:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по строго указанным основаниям.

Указанный перечень дисциплинарных взысканий является исчерпывающим. При этом комментируемая статья не требует применения мер взыскания в установленной в ней последовательности. Выбор вида взыскания зависит от тяжести совершенного проступка, обстоятельств нарушения, поведения гражданского служащего и прочих обстоятельств.

Таким образом, применение взысканий - не обязанность, а право представителя нанимателя.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи совершение дисциплинарного проступка может повлечь наложение только одного дисциплинарного взыскания.

Не является дисциплинарным взысканием временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, которое производится представителем нанимателя на время проведения служебной проверки (см. комментарий к ст. 59).

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" гл. 12 комментируемого Федерального закона дополнена новыми статьями, устанавливающими специальную дисциплинарную ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (см. комментарий к ст. ст. 37, 59.1, 59.2 и 59.3).

 

Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

 

Комментарий к статье 58

 

В статье установлен алгоритм действий представителя нанимателя при применении и снятии дисциплинарных взысканий, который традиционен для трудового законодательства и применяется с учетом особенностей регулирования гражданской службы.

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает предварительную, до применения дисциплинарного взыскания, обязанность представителя нанимателя затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Целесообразно отметить, что устанавливается фактически именно указанная обязанность представителя нанимателя, при невыполнении которой примененное дисциплинарное взыскание будет нелегитимным и может быть отменено при его обжаловании гражданским служащим.

Однако представление такого письменного объяснения является правом, но не обязанностью гражданского служащего, в связи с чем отказ от представления объяснения не является препятствием для применения взыскания.

Комментируемый Закон не устанавливает сроки, в течение которых гражданский служащий вправе представить объяснения. Представляется, что в данном случае можно руководствоваться сроками, установленными ст. 193 ТК РФ, - два рабочих дня (с момента затребования). Акт, который составляется при непредставлении гражданским служащим объяснения, должен быть подписан лицами, проводящими служебную проверку в соответствии со ст. 59 комментируемого Закона.

2. Проведение служебной проверки (по факту совершения дисциплинарного проступка) является обязательным предварительным условием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.

Служебная проверка призвана установить обстоятельства, указанные как в ч. 3 рассматриваемой статьи, так и в ч. 2 ст. 59.

Целесообразно обратить внимание, что подлежит установлению степень вины гражданского служащего, фактически и в первую очередь - наличие виды, поскольку на практике встречаются случаи отсутствия вины гражданского служащего, а дальше вступает в силу известный правовой постулат: нет вины - нет ответственности, т.е. ответственность наступает за деяние, совершенное умышленно или по неосторожности. Нарушение должностных обязанностей (служебной дисциплины) умышленно означает большую степень вины гражданского служащего и должно повлечь за собой более строгое дисциплинарное взыскание.

3. Установленные максимальные сроки применения дисциплинарного взыскания носят пресекательный характер, что означает невозможность применения дисциплинарного взыскания после их окончания. При этом в указанные сроки не включаются время, необходимое на проведение служебной проверки (ч. 6 ст. 59), а также иные периоды, указанные в ч. 4 комментируемой статьи.

Гражданский служащий, считающий, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно, в том числе и с нарушением процедуры применения, вправе обжаловать его в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

4. Дисциплинарное взыскание погашается (утрачивает силу без каких-либо дополнительных действий как гражданского служащего, так и представителя нанимателя) по истечении одного года со дня его применения, а гражданский служащий считается не имеющим взыскания. Однако если в течение этого периода гражданский служащий был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то такое новое взыскание будет действовать в течение одного года со дня его применения.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения указанного срока, что можно рассматривать в качестве своеобразной положительной оценки деятельности гражданского служащего после применения взыскания. Минимальный срок, по истечении которого взыскание может быть снято, а также основания для снятия законодательно не установлены.

5. Дисциплинарное взыскание, установленное п. 4 ч. 1 ст. 57, предусматривает освобождение гражданского служащего от замещаемой должности. Последствия таких действий урегулированы ч. 10 комментируемой статьи: гражданский служащий включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

 

Статья 59. Служебная проверка

 

Комментарий к статье 59

 

1. Служебная проверка проводится по инициативе представителя нанимателя или непосредственно гражданского служащего при предполагаемом совершении дисциплинарного проступка.

Подразделения государственного органа, осуществляющие проведение служебной проверки, указаны в ч. 4 комментируемой статьи. При этом следует обратить внимание на ч. 10, в которой содержится положение, позволяющее констатировать, что руководитель подразделения по вопросам государственной службы и кадров должен быть одним из участников служебной проверки, т.е. лиц, ее проводящих.

Подлежащие установлению проверкой обстоятельства, а также права гражданского служащего при ее проведении регламентируются ч. ч. 2 и 8. В части 8 гражданскому служащему предоставлено право обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, что возможно осуществить только в процессе проведения проверки и не означает права на обжалование письменного заключения по ее результатам.

2. Часть 7 статьи предусматривает возможность временного отстранения гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, от замещаемой должности. Такое временное отстранение является обеспечительной мерой и применяется в предупредительных целях, когда (и если) существуют вероятность и возможность со стороны гражданского служащего воспрепятствовать установлению обстоятельств, подлежащих проверке.

Рассматриваемое временное отстранение не влечет негативных последствий как правового, так и материального характера.

3. Сроки проведения служебной проверки установлены ч. 6 комментируемой статьи и не могут быть нарушены, поскольку они корреспондируют со сроками применения дисциплинарных взысканий (ч. 4 ст. 58), а также могут повлечь нарушения прав гражданского служащего. Например, очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка (п. 23 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113).

4. Необходимо особо отметить, что письменное заключение по результатам проверки имеет информационно-рекомендательный характер, поскольку решение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания принимает непосредственно представитель нанимателя.

 

Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

 

Комментарий к статье 59.1

 

Указанные дисциплинарные взыскания налагаются на гражданских служащих по результатам проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (ред. от 13 марта 2012 г.).

 

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия

 

Комментарий к статье 59.2

 

1. Настоящая статья определяет основания для увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (см. комментарий к ст. 19);

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (см. комментарий к ст. 20);

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом (см. комментарий к ст. ст. 16 и 17);

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности (см. комментарий к ст. 17);

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ (см. комментарий к ст. ст. 16 и 17).

2. Ответственность за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов предусмотрена не только для гражданского служащего, выступающего стороной конфликта интересов, но и для представителя нанимателя в государственном органе.

В этой связи следует отметить, что не каждый гражданский служащий может обратиться напрямую к представителю нанимателю. Как правило, обращения служащего в первую очередь рассматривает непосредственный руководитель его подразделения или сотрудник кадровой службы. Вместе с тем ответственности для указанных руководителей среднего звена и работников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений данной статьей не предусмотрено.

Напротив, если в комментируемом Федеральном законе говорится об ответственности представителя нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия в случае непринятия им мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий, то в Федеральном законе "О противодействии коррупции" такая ответственность установлена для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ. Чтобы пояснить правовую коллизию, приведем пример. Представителем нанимателя в Администрации Президента РФ является Руководитель Администрации Президента РФ или его заместитель, которые не являются лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации. В этой связи комментируемая статья и ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" нуждаются в согласовании.

 

Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

 

Комментарий к статье 59.3

 

Статья устанавливает алгоритм действий при применении взысканий за коррупционные правонарушения к государственному служащему, а также его возможные действия при обжаловании взыскания.

 

Глава 13. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.