Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданско-правовая ответственность органов по сертификации (их должностных лиц). 7 страница




 

Материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов предоставляют изготовитель, продавец, а также лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя. Иную дополнительную информацию, имеющую отношение к продукции, помимо указанных субъектов могут предоставить и другие лица.

 

В целях исполнения своих полномочий в предусмотренной сфере проверки, органы государственного контроля (надзора) имеют право направлять запросы в иные федеральные органы исполнительной власти, а при необходимости - привлекать специалистов для анализа полученных материалов.

 

Таким образом, Закон предусматривает проведение всесторонней проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, где с одной стороны в проверке принимают участие изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), с другой - органы государственного контроля (надзора), с третьей - лица, оказывающие содействие в осуществлении этой проверки.

 

2. Положениями настоящей части статьи регламентируются действия, предпринимаемые органами государственного контроля (надзора) в случае признания ими достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

 

В течение десяти дней с момента окончания проверки, орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда. Такое предписание, исходя из смысла положений комментируемой статьи и п.2 ст.38 Закона, выдается в том случае, когда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) не исполняет самостоятельно своей обязанности по разработке программы. Уже подготовленная программа подлежит согласованию с органом государственного контроля (надзора), и предписание на ее разработку, соответственно, не требуется.

 

В полномочия органа государственного контроля (надзора) входит также оказание содействия изготовителю (продавцу, лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) в реализации этой программы и осуществление контроля за ее выполнением. В этих целях орган государственного контроля (надзора):

 

способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;

 

запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

 

проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда.

 

Помимо этого орган государственного контроля (надзора) вправе принять решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Подобное право реализуется в том случае, когда продукция еще не отозвана самим изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) в добровольном порядке.

 

3. Закон расширяет перечень полномочий органов государственного контроля (надзора) в рассматриваемой сфере, предоставляя им право:

 

1) выдавать предписания о приостановке реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

 

2) информировать приобретателей через средства массовой информации:

 

о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов;

 

об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.

 

Предусмотренные права реализуются органами государственного контроля (надзора) в том случае, когда полученная информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, свидетельствует о необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда.

 

Внесенные в данную часть статьи дополнения, несомненно, заслуживают одобрения, поскольку в своей основе направлены на защиту потребительского рынка от опасной и недоброкачественной продукции. Кроме того, это повышает эффективность проведения государственного контроля (надзора) в установленной области деятельности, особенно в отношении контроля безопасности пищевых продуктов.

 

Однако следует отметить, что указанные дополнения не являются абсолютно новыми. В п.2 ст.10 ФЗ "О защите прав юридических лиц" до момента внесения в него изменений* закреплялась обязанность органа государственного контроля (надзора) принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка. Эта обязанность подлежала реализации в случае, если при проведении мероприятий по контролю устанавливалось, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей. В настоящее время такая обязанность из указанного закона исключена. Действующей осталась лишь обязанность органа государственного контроля (надзора) довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда. Причем в целях настоящего Закона ее следует воспринимать с учетом положений данной части статьи и положений п.2 ст.38, регламентирующих, что оповещение приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, вменяется в обязанность изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя). Также необходимо подчеркнуть, что речь в этом случае идет только о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.

________________

* См.: Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации".

 

 

4. Предусмотренные комментируемой частью статьи положения закрепляют, во-первых, право изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) обжаловать указанные в п.3 статьи действия органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке. Во-вторых, право на возмещение вреда, причиненного указанным субъектам действиями органа государственного контроля (надзора), в случае принятия судебного решения о неправомерности этих действий. Порядок возмещения вреда определяется соответствующим законодательством РФ (см. в т.ч. ст.ст.16, 1069 ГК РФ, ст.14 ФЗ "О защите прав юридических лиц" ).

 

Внесенные в статью дополнения также не являются новшеством Закона, поскольку отчасти воспроизводят отдельные положения Конституции РФ (ст.45, 46), АПК РФ (ст.4), ФЗ "О защите прав юридических лиц" (ст.15). Тем не менее, хотя эти положения и не создают дополнительных оснований для защиты соответствующих прав указанных лиц, для обеспечения законности действий органов государственного контроля (надзора) они имеют немаловажное значение.

 

Комментарий к статье 40. Принудительный отзыв продукции

 

1. Положениями настоящей части статьи предусматриваются два основания для обращения в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

 

Во-первых, это невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) предписания органа государственного контроля (надзора) о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.

 

Во-вторых, это невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) самой программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.

 

Правом на обращение в суд с подобным иском обладают (т.е. могут выступать в качестве истцов): органы государственного контроля (надзора), в соответствии с их компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении программы мероприятий по предотвращению вреда.

 

Закон не уточняет в компетенции каких именно судов (общей юрисдикции или арбитражных) находится рассмотрение исков о принудительном отзыве продукции. Полагаем, что определение подведомственности в данном случае зависит от целей приобретения продукции. Если продукция была приобретена гражданином для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, если наоборот, для предпринимательских целей - в арбитражном суде.

 

2. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукцииответчик обязан:

 

в установленный судом срок совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции;

 

не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести его до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом (н-р, путем личного уведомления).

 

В прежней редакции Закона абз. 2 комментируемого пункта регламентировал право истца совершить в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок, принудительные действия, связанные с отзывом продукции, за счет ответчика. Такое положение противоречило п.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"*. В данном пункте закона определялось, что принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации**. В действующей редакции указанное противоречие устранено. Отныне Закон предусматривает, что в случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок, это исполнение осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом истец вправе информировать приобретателей через средства массовой информации о принудительном отзыве продукции.

________________

* Прим.: Настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 01.02.2008. в связи с принятием Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

** Прим.: В соответствии с п.п.1, 2 ст.5 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

 

 

3. Закон напрямую закрепляет, что нарушение предусмотренных им требований об отзыве продукции может повлечь наступление административной и уголовной ответственности.

 

В качестве таких нарушениймогут выступать:

 

невыполнение программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, в которой предусматривается принятие мер, связанных с отзывом продукции;

 

невыполнение решения суда о совершении в установленный срок определенных действий, связанных с принудительным отзывом продукции;

 

невыполнение решения суда (о принудительном отзыве продукции) о доведении его в необходимый срок до сведения приобретателей;

 

невыполнение предписания органа государственного контроля (надзора) о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда (если в предписании предусматривалось включение в данную программу принятие мер, связанных с отзывом продукции).

 

Субъектами административной ответственности в рассматриваемом случае могут быть юридические и физические лица - индивидуальные предприниматели; уголовной - физические лица (в т.ч. виновные руководители организации либо иные работники организации, обладающие властно-распорядительными полномочиями).

 

На сегодняшний день из всех перечисленных выше видов правонарушений КоАП РФ предусматривается ответственность лишь за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст.19.5.) (см. комментарий к п.2 ст.36 ).

 

Применение мер уголовной ответственности возможно в рамках санкции, установленной ст.315 УК РФ "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта". В соответствии с этой статьей ответственность может наступить за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда о совершении в установленный срок определенных действий, связанных с принудительным отзывом продукции, и (или) об информировании приобретателей о принудительном отзыве продукции, а также за воспрепятствование его исполнению.

 

Понятие злостное неисполнение является оценочным и толкуется судом. Оно может означать молчаливое игнорирование неоднократных требований суда исполнить судебное решение либо открытый, явный и вызывающий отказ от его выполнения. Воспрепятствование исполнению судебного решения проявляется в активных действиях, которые могут заключаться в создании разного рода помех для своевременного исполнения этого решения (например, противодействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении им принудительного исполнения судебного решения об отзыве продукции). Если такое противодействие сопровождается насилием либо угрозами в адрес судебного пристава-исполнителя, то может идти речь и о применении мер ответственности, предусмотренных ст.296 УК РФ "Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования".

 

Комментарий к статье 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации

 

1. Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению вопросов ответственности органов по сертификации (их должностных лиц), необходимо уточнить ряд аспектов, затрагивающих общие условия применения регламентированных комментируемой статей положений.

 

Во-первых, данной статьей предусматривается ответственность только за такое нарушение правил выполнения работ по сертификации, следствием которого явился выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. При этом необходимо понимать, что речь идет уже о готовой продукции (см. комментарий к ст.23 ).

 

Во-вторых, комментируемая статья регламентирует ответственность только в отношении органов (их должностных лиц), выполняющих работы по обязательной сертификации. Такое условие вытекает из совокупного рассмотрения положений настоящей статьи и п.1 ст.23 Закона, определяющих случаи обязательного подтверждения соответствия. В системе добровольной сертификации продукция сертифицируется на соответствие требованиям национальных стандартов, стандартов организаций и других документов (ст.21), но никак не требованиям технических регламентов. Таким образом, в качестве субъектов правонарушения признаются органы по обязательной сертификации и их должностные лица*.

________________

* Прим.: Согласно УК РФ уголовной ответственности подлежат только физические лица (см. ст.19).

 

 

В-третьих, Закон устанавливает, что ответственность за рассматриваемое правонарушение определяется в соответствии с законодательством РФ и договором о проведении работ по сертификации. К законодательству РФ в целях настоящей статьи относится Гражданский и Уголовный кодексы РФ, а также КоАП РФ, которыми предусматривается применение к правонарушителям соответственно мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности.

 

В-четвертых, важно правильно определить внешнее выражение действий (бездействий) органов по сертификации (их должностных лиц), связанных с нарушением правил выполнения работ по сертификации, результат которых привел к выпуску в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. То есть, по сути, установить объективную сторону правонарушения.

 

В-пятых, следует учитывать цели принятия технических регламентов, установленные п.1 ст.6 Закона. Это необходимо для определения объекта правонарушения. Объектом правонарушения в данном случае могут выступать: жизнь или здоровье граждан; имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество; окружающая среда, жизнь или здоровье животных и растений. Кроме того, в качестве объекта правонарушения может рассматриваться и деловая репутация заявителя.

 

В-шестых, нельзя отрицать возможности прямой ответственности органов по сертификации перед третьими лицами. В том случае, если пользование продукцией, на которую органом сертификации был необоснованно выдан сертификат соответствия, причинило вред (ущерб) потребителю, последний, кроме предъявления иска ее изготовителю, может предъявить иск и органу по сертификации.

 

Итак, орган по сертификации, выполняя работы в обозначенной сфере деятельности (в т.ч. рассматривает заявки, принимает решения по ним, анализирует результаты сертификационных испытаний, составляет таблицы соответствия, выдает сертификаты соответствия), обязан обеспечивать их соответствие установленным правилам по сертификации. Орган по сертификациинесет ответственность за результаты своей работы, поскольку именно от них зависит правомерность выдачи заявителю сертификата соответствия. Так, например, уже можно говорить о неправомерной выдаче сертификата соответствия, если органом по сертификации был заключен договор на проведение испытаний (исследований) продукции с неаккредитованной испытательной лабораторией, либо органом по сертификации были нарушены схемы сертификации, предусмотренные техническим регламентом в отношении конкретного вида продукции. О необоснованности выдачи сертификата соответствия может свидетельствовать и выдача сертификата при отсутствии либо недостаточности необходимых к этому оснований, например, определенных доказательств соответствия продукции установленным требованиям технических регламентов.

 

Однако нельзя безоговорочно подразумевать вину органа по сертификации при каждом случае выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Орган по сертификации делает вывод о соответствии продукции на основании протоколов сертификационных испытаний, ответственность за достоверность результатов которых несет аккредитованная испытательная лаборатория (центр). Поэтому всегда важно правильно квалифицировать состав правонарушения, где немаловажное значение, как уже отмечалось, имеет объективная сторона правонарушения: внешне выраженное действие либо бездействие, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними.

 

При нарушении правил выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, заявителюможет быть причинен:

материальный ущерб, например, в виде затрат, связанных с оплатой штрафных санкций, отзывом продукции, возмещением ущерба потребителям продукции и т.д.;

 

нематериальный ущерб, в частности, моральный вред, выразившийся в подрыве деловой репутации заявителя.

 

В данном случае применению подлежат соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.