Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И в пространстве 10 страница




К иным доходам следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Судам следует учитывать, что минимальный размер штрафа, назначенный за совершенное преступление, в том числе с применением положений ст. 64 УК, не может быть ниже 5000 руб., а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного - за период менее двух недель.

Согласно ч. 2 ст. 88 УК минимальный размер штрафа, назначенный несовершеннолетним, в том числе и при применении положений, предусмотренных ст. 64 УК, не может быть ниже 1000 руб. либо размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период менее двух недель. Вместе с тем в случае, если заработная плата или иной доход осужденного за двухнедельный период составляет менее 5000 руб., либо в отношении несовершеннолетних - 1000 руб., то размер штрафа, назначенный в размере заработной платы или иного дохода осужденного, может быть менее 5000 руб. и 1000 руб. соответственно.

Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ в Уголовный закон введен новый вид штрафа, который исчисляется исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки и предусмотрен в санкциях ст. ст. 204, 290, 291, 291.1 УК. Этот вид штрафа устанавливается в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб. В случае, когда кратность коммерческого подкупа или взятки составляет меньше 25 тыс. руб., размер назначаемого штрафа не может быть менее 25 тыс. руб., несмотря на то, что эта сумма превышает минимальную кратность, предусмотренную в санкции статьи Особенной части УК РФ. Например, минимальный размер штрафа, предусмотренный ч. 1 ст. 291 УК, составляет не менее 15-кратной суммы взятки. В случае, когда сумма взятки равна 100 руб., назначаемое наказание в виде штрафа не может быть менее 25 тыс. руб., несмотря на то, что 15-кратная сумма взятки в данном случае составляет 1500 руб.

Штраф в размере от 500 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Данное требование не распространяется на случаи исчисления размера штрафа, исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 и ч. 2 ст. 71 УК при назначении штрафа в качестве основного вида наказания за одно из преступлений, образующих совокупность, суд при сложении наказаний должен указать, что штраф исполняется самостоятельно. Судам также следует иметь в виду, что за одно и то же преступление штраф не может быть назначен в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. Согласно ч. 1 ст. 31 УИК осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Срок наказания судимости исчисляется с момента выплаты штрафа, т.е. с момента исполнения наказания в соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК.

3. При определении размера штрафа следует не только учитывать тяжесть совершенного преступления, но и имущественное положение осужденного и его семьи, а также учитывать возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода. В этой связи судам следует выяснять данные особенности осужденного и его семьи и учитывать их при назначении штрафа. Если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф в полном размере, то, согласно ч. 2 ст. 31 УИК, ч. 2 ст. 398 УПК, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до пяти лет. При этом свое решение суд обязан мотивировать в судебном решении, а при рассрочке штрафа указать конкретные сроков выплат частями и размеры выплат в пределах установленного срока рассрочки. Исходя из смысла закона, такая рассрочка либо отсрочка выплаты штрафа может быть предоставлена осужденному в случае его ходатайства, как при постановлении приговора, так и в порядке исполнения указанного наказания на основании ч. 2 ст. 398 УПК. При этом порядок такого исполнения наказания в виде штрафа определен в ст. 31 УИК, согласно которой при рассрочке выплаты штрафа осужденный обязан в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца. Срок погашения судимости в случае досрочного погашения штрафа, назначенного с рассрочкой выплаты, исчисляется с момента выплаты последней части штрафа, т.е. с момента исполнения наказания, в соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК.

4. Согласно ст. 32 УИК злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа при его рассрочке в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Частями 2 и 3 ст. 32 УИК предусмотрен различный порядок исполнения основного и дополнительного наказания в виде штрафа. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию в виде штрафа за преступления, предусмотренные ст. ст. 204, 290, 291, 291.1 УК (ч. 5 ст. 46 УК). В этом случае судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного в ч. ч. 1, 3 ст. 31 УИК, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК. Какой из видов наказания будет назначен в качестве замены штрафа, определяет суд при вынесении определения (постановления) в порядке, установленном ст. ст. 396, 397 УПК. Лицам, осужденным за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 204, 290, 291, 291.1 УК, злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, данный вид наказания может быть заменен лишением свободы.

В соответствии со ст. 32 УИК в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель принимает меры по принудительному взысканию штрафа, предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 28.07.2012) <1>. Этим же законом предусмотрен принудительный порядок взыскания штрафа с лица, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, в случае отказа суда в замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, другим видом наказания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849; 2008. N 20. Ст. 2251; 2009. N 1. Ст. 14; N 23. Ст. 2761; N 29. Ст. 3642; N 39. Ст. 4539, 4540; N 51. Ст. 6162; 2010. N 31. Ст. 4182; 2011. N 17. Ст. 2312; N 27. Ст. 3873; N 29. Ст. 4287; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 46. Ст. 6407. N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7014; N 49 (ч. 3). Ст. 7061, 7067; N 50. Ст. 7343, 7347, 7352, 7357; 2012. N 31. Ст. 4322, 4333.

 

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

 

Комментарий к статье 47

 

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного наказания, так и дополнительного. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений или по совокупности приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного наказания. Следует обратить внимание также на то, что исходя из положений ст. ст. 45 и 47 УК за совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно наказания в виде лишения права занимать определенные должности и в виде лишения заниматься определенной деятельностью. Однако в судебной практике встречаются подобные ошибки.

Например, Поздняков был признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 5 ст. 290 УК, наряду с основным наказанием ему было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью сроком на три года.

Кассационная инстанция оставила приговор без изменения.

Между тем суд, назначая Позднякову наряду с основным дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью, не учел, что по смыслу уголовного закона (ст. 47 УК) за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Учитывая вышеизложенное, Президиум ВС РФ исключил назначенное Позднякову дополнительное наказание в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВС РФ от 01.07.2009 N 54 П09 // Архив ВС РФ за 2009 г.

 

Данные виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие должностные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. Содержание данных видов наказаний состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Значимость данного вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им при совершении преступления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов РФ. Перечень государственных должностей определен в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (в ред. от 01.12.2012) <1>. Профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой, которая регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в ред. от 03.12.2012) <2>. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). В то же время судам следует иметь в виду, что запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях. Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на занятие профессиональной деятельностью или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать врачебную, педагогическую, торговую, фармацевтическую и другие виды профессиональной деятельности. К иной деятельности следует отнести, например, занятие охотой, рыболовством, управление транспортным средством и т.д. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, например, заниматься врачебной деятельностью, педагогической деятельностью. Если при назначении в качестве дополнительного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судом первой или апелляционной инстанции неточно указаны должности или виды деятельности, то суд вышестоящей инстанции вправе внести в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положения осужденного.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17. Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25. Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст. 5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст. 1777; N 16. Ст. 1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012. N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22. Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29. Ст. 4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47. Ст. 6460; N 50 (ч. 4). Ст. 6954.

<2> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4987, 4988; N 48. Ст. 5514; N 52 (ч. 1). Ст. 6222, 6235; 2009. N 29. Ст. 3597; 2011. N 19. Ст. 2709; N 43. Ст. 5976; N 48. Ст. 6730.

 

2. Продолжительность срока назначения данного вида наказания зависит от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно назначено. В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного вида наказания - на срок от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 27.07.2009 N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" <1>ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающая данный вид наказания, дополнена тем, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Так, например, ч. ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК предусматривают дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3921.

 

3. Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного либо дополнительного вида наказания, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено на основании ч. 3 комментируемой статьи в качестве дополнительного вида наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующих статей Особенной части УК либо указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, наряду с лишением свободы в ч. 1 ст. 286 УК). Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Например, за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 269 УК). Вместе с тем дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть человека, в ч. 2 ст. 269 УК не предусматривается. Более того, в ч. 3 этой же статьи, в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, дополнительное наказание также не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права занимать должности в строительной, эксплуатационной или ремонтной индустрии магистральных трубопроводов и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указаны сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначается в качестве дополнительного наказания. Момент начала исчисления срока наказания зависит от того, связано ли наказание осужденного с изоляцией его от общества или нет. Так, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально, таким как арест, принудительные работы, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания. Если же дополнительное наказание назначается к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении лица, то его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Например, при назначении наказания по ч. 1 ст. 290 УК (получение взятки) в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности в правоохранительных органах в течение трех лет, течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия пяти лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении лица от основного наказания, если при этом не был решен вопрос о полном его освобождении от отбывания дополнительного наказания. В том случае, если лишение свободы лицу назначено условно, то исчисление срока дополнительного наказания определяется с момента вступления приговора в законную силу.

5. Согласно ст. 33 УИК порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных, если же указанное наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, принудительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания - уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. При этом администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

 

Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

 

Комментарий к статье 48

 

Согласно комментируемой статье данный вид наказания может назначаться только в виде дополнительного вида наказания и только в случае осуждения лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. ч. 4 и 5 ст. 15 УК). Исходя из смысла ст. 48 УК при назначении данного вида наказания судам необходимо тщательно изучать данные о личности осужденного и учитывать их при принятии решения. Суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в ст. 48 УК правоограничений (например, при наличии у осужденного воинского звания и государственных наград). При этом в резолютивной части приговора необходимо перечислить все государственные награды, которых лишается осужденный. К специальным званиям, а также классным чинам относятся звания и чины, присваиваемые органами, специально на это уполномоченными государством, с закреплением такого положения в законодательстве (МИД России, Генпрокуратура РФ, Минюст России, ФТС России, МВД России и т.д.). К воинским званиям относятся звания, установленные ст. 46 Закона о воинской обязанности. Это солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы, младшие, старшие и высшие офицеры.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 (в ред. от 24.10.2012) <1>, государственными наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ и почетные звания РФ (например, Герой РФ, народный артист РФ, народный художник РФ, заслуженный юрист РФ, заслуженный врач РФ, заслуженный учитель РФ и т.д.). Учитывая то обстоятельство, что на граждан Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные Положением о государственных наградах Российской Федерации и законодательством РФ (например, порядок ношения орденов, медалей СССР, обеспечивается их вручение участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., труженикам тыла и другим награжденным гражданам Российской Федерации, своевременно не получившим государственные награды, осуществляется восстановление в правах на государственные награды СССР граждан Российской Федерации, выдача дубликатов государственных наград СССР и документов к ним), суд может лишить такое лицо почетного звания СССР и государственных наград СССР <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 37. Ст. 4643; 2011. N 51. Ст. 7459; 2012. N 12. Ст. 1396; N 16. Ст. 1840; N 19. Ст. 2326; N 44. Ст. 5996.

<2> Полный перечень почетных званий и государственных наград СССР определен в Общем положении об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-Х (в ред. от 22.08.1988) // Свод законов. 1990. Т. 1. С. 423.

 

В то же время суд не вправе лишить осужденного почетного звания или государственной награды другого государства, а также тех республик, которые ранее входили в состав СССР. При изменении судом апелляционной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначение на основании комментируемой статьи дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград подлежит исключению. Согласно ст. 61 УИК суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды, и в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении. Лишение государственных наград может быть исполнено только Президентом РФ. О лишении государственных наград издается указ Президента РФ. Ордена, медали, знаки отличия и нагрудные знаки к почетным званиям, документы о награждении, принадлежащие лицу, лишенному государственных наград, изымаются правоохранительными органами и направляются в Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам.

Согласно ч. 3 ст. 45 УК лишение специального звания применяется только в качестве дополнительного наказания и не может быть назначено по совокупности преступлений, если не назначено ни за одно из преступлений, входящих в совокупность. Между тем в судебной практике встречаются подобные ошибки.

Например, Жиба был признан виновным и осужден по п. п. "з", "н", "к" ч. 2 ст. 105, п. п. "б", "в" ч. 4 ст. 162, ч. 5 ст. 33, п. п. "з", "н" ч. 2 ст. 105 УК к разным срокам лишения свободы. На основании ч. 3 ст. 69 УК назначено 23 года лишения свободы. В соответствии со ст. 48 УК Жиба лишен воинского звания полковник запаса и государственных наград - медалей: "За безупречную службу" 1, 2, 3 степени, "60 лет Вооруженных Сил СССР", "70 лет Вооруженных Сил СССР".

Кассационная инстанция оставила приговор в отношении Жибы без изменения.

Президиум ВС РФ, изменяя судебные решения в отношении Жибы, указал, что по смыслу ч. ч. 1, 4 ст. 69 УК дополнительное наказание не может быть определено по совокупности преступлений, если оно не назначалось ни за одно из преступлений, входящих в совокупность, и исключил из судебных решений указание о назначении осужденному Жибе этого дополнительного наказания по совокупности преступлений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВС РФ от 04.04.2007 N 5-П07ПР; Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2007. N 12 (ч. II) (извлечения).

 

Статья 49. Обязательные работы

 

Комментарий к статье 49

 

1. Обязательные работы - это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного. Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни - не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.