Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентированность текста




Проектирование научно-технических изданий с позиций их информативности

Общая характеристика научно-технических изданий

Проектирование научно-технических изданий

Под научно-техническими изданиями следует понимать все издания, предназначенные для обслуживания профессиональной деятельности. Данное представление о научно-техническом издании позволяет построить достаточно стройную концепцию проектирования (художественного конструирования) изданий этого вида.

Тематический диапазон научно-технических изданий охватывает все виды и стороны деятельности и все области знаний (техника, точные науки, естествознание, гуманитарные науки). Научно-технической литературе свойствен высокий уровень научности и объективности в подаче материала. Порядок расположения материала, как правило, является систематическим.

Принципиальной особенностью научно-технического издания всех видов является общность целевого предназначения и, следовательно, читательского адреса. Цель научно-технического издания - информационное обслуживание профессиональной деятельности, как научно-теоретической, так и практической. Читательская аудитория научно-технического издания состоит из специалистов, занятых в определенной области науки или практики и обладающих определенным уровнем специального образования. Ориентация на эту особенность научно-технического издания определяет предлагаемую концепцию оформления.

Читатель научно-технического издания во многих случаях является сложившимся специалистом или обучающимся специалистом со средним специальным или высшим образованием. Продуманное оформление положительно сказывается на эффективности работы с книгой и отражается на эстетическом вкусе читателя независимо от того, замечает ли оформление читатель или нет. Учитывая значимость книги в работе специалиста, можно заключить, что указанная особенность повышает ответственность художника-оформителя научно-технического издания.

 

Поиск адекватности формы издания содержанию книги

Художник-оформитель научно-технического издания имеет дело с литературой, которая содержит специальные знания и написана специалистами, имеющими высокий профессиональный авторитет и нередко обладающими большим литературным опытом и достаточной эрудицией в вопросах организации книги. Оформитель научно-технического издания не компетентен активно воздействовать на содержание представленной ему книги. Его задача связана с поиском формы, наиболее полно выражающей ее содержание.

Художник научно-технического издания активно участвует в создании той части содержания, которая должна быть представлена в виде иллюстраций. Причем его компетенция распространяется не только на качественный характер отдельных иллюстраций, но и на состав всего иллюстративного материала. По отношению к иллюстрациям художник может выступать в роли соавтора книги. Более того, в области иллюстрирования, являющейся его профессиональной областью, художнику чаще всего следует предоставить право решающего голоса. То же относится к внешнему оформлению книги, которое только и возникает благодаря участию художника. Здесь он может и должен проявлять свою творческую активность и самостоятельность.

Каждая книга занимает определенное место в кругу родственной ей литературы. В зависимости от ее научной или практической ценности, особенностей содержания, темы складывается общая характеристика книги, которая должна найти отражение в оформлении книги, сформировать ее образ в целом.

Нельзя допускать противоречия между содержательной ценностью книги и уровнем ее оформления, когда, например, труды ученого, получившие мировое признание, издаются без должного внимания к оформлению, а несравненно менее самостоятельная и оригинальная в научном плане книга оформляется подчеркнуто интересно и изобретательно. Вполне вероятно, что оформитель, приступая к работе, не имеет представления о научной или практической ценности книги, и поэтому прежде всего ему необходимо с помощью редактора составить четкое представление о месте, которое занимает книга в кругу соответствующей ей специальной литературы.

Ценностное представление о книге должно сказаться уже на выборе художника, которому следует поручить данную книгу. Профессиональный уровень, художественные средства, которыми он владеет, стилистические особенности его изобразительного языка, степень индивидуальности и т.п. должны как бы подходить к этой книге, быть соизмеримыми с качеством текста.

Если текстовой или изобразительный материал книги обладает какими-либо исключительными особенностями (редкий, впервые публикуемый материал, результаты уникальной фотосъемки, специально для данной книги подготовленная графика, необычная форма научного изложения и т.д.), отличающими ее от книг близкого содержания и, в частности, отличающими переиздание книги от предыдущих ее изданий, то на них следует обратить особое внимание при поиске художественно-конструкторского решения. Эти особенности могут стать определяющими для всех элементов решения - выбора формата, способа выражения структуры, цветового решения и т.д. Во многих случаях целесообразно построить на них внешнее оформление и, таким образом, сделать его информирующим о специфике книги.

Образ научно-технического издания не должен вызывать побочных ассоциаций, не имеющих отношения к данной теме и, тем более, с ней диссонирующих. Таким образом, возможны как нейтральные, так и намеренно обращенные к теме решения. Выбор варианта решения в первую очередь должен основываться на мере уникальности, оперативности, а также на возможности для данной тематики использовать образную интерпретацию.

Важное значение имеет адекватность внешнего оформления теме книги. Поскольку любое изображение в принципе многозначно, то необходимо найти такой графический прием, который выявит в изображении требуемый для данного случая смысл. Изображение одного и того же объекта, конечно, может иметь отношение к разным по тематике книгам (например, изображение глаза на обложке книг по оптике, медицине, психологии восприятия, фотографии), но для каждой из тем следует найти такой графический язык, такую степень условности, такое цветовое решение и т.д., которые будут характеризовать объект с требуемой стороны, выявлять его принадлежность к определенной области знаний.

Свойства книги как материального предмета - габариты, вес, прочность, износостойкость - сказываются на удобстве манипуляции с книгой, удобстве ее хранения и транспортировки, сохранности издания.

Научно-техническое издание, как правило, читается и хранится в служебном или домашнем кабинете, в библиотеке, на столах, т.е. в благоприятных условиях (отсутствие дефицита места и чистота). Частая переноска, чтение в неблагоприятных условиях не типичны. Поэтому формат научно-технического издания должен устанавливаться (выбираться) в первую очередь на основе характера использования структуры и объема материалов.

При большом объеме текстов (более 35-40 авторских листов) следует применять наиболее крупные форматы, уменьшающие толщину книги и обеспечивающие лучшую раскрываемость. Предпочтение следует отдавать в основном средним и большим форматам - 69×90/8, 60×84/8, 84×108/16, 70×108/16, 70×100/16, 70×90/16, 60×90/16, 84×108/32, предусмотренным ГОСТ 5773-76 «Книги, брошюры и журналы. Форматы».

Если объем книги таков, что она и при большом формате остается слишком толстой, то следует упрочнить корешок гильзой или предложить двух-трехтомное решение.

По условиям хранения полезна унификация форматов. Смешение разноформатных книг не дает рационального использования объема книжных полок. А книги в общественной библиотеке и личной библиотеке специалиста расставляются как раз по библиографическому, тематическому принципу, а не форматному.

Хотя работы с научно-техническими изданиями происходят в благоприятных условиях, все же следует отдавать предпочтение немарким материалам переплета.

Выражение структуры текста издания

Логически связанный текст (систематический порядок расположения материала), специфичный объем логических периодов и, как следствие, последовательный, сплошной, размеренный по ритму способ чтения - все это как бы снижает требования к визуальной броскости, подчеркнутости в выражении логической структуры научно-технического издания. Но можно говорить лишь об относительной сдержанности при передаче логической структуры научно-технического издания, сравнивая последние, например, со справочными и научно-популярными изданиями. Выражение структуры как логических частей, так и элементов совокупного текста (собственно текста и иллюстраций) остается важнейшей задачей, возникающей при оформлении научно-технического издания.

Именно логическая цельность и стройность основного текста, а также возможная неравномерность объемов логических периодов одного уровня являются исходным моментом для решения структурной задачи средствами оформления. В связи с этим не только допустимыми, но и вполне естественными приемами оформления научно-технического издания являются:

· расположение вподверстку частей, составляющих все (кроме высшего) уровни логического членения;

· использование светлых шрифтов для рубрик тех уровней, на которых не нарушается логическая связанность изложения;

· структурная нумерация (индексация) рубрик (1, 1.1., 1.2....), отражающих архитектонику книги (в сочетании с такой системой нумерации рубрики всех или некоторых низших ступеней могут даваться одинаковым, по всем признакам, шрифтом. При большом числе ступеней рубрикации придание рубрикам каждого уровня своих собственных графических и типоразмерных признаков неоправданно усложняет визуальную картину текста);

· набор рубрик всех уровней и номеров рубрик от одной вертикали (лучшим исходным рубежом является левый край полосы набора);

· обособление рубрик в отдельной колонке, расположенной на боковом поле параллельно тексту (при такой схеме сохраняется визуальная целостность текста и, вместе с тем, как бы обнажается его логический каркас, выраженный рубриками).

В целом типографский рационализм находит в научно-технических изданиях весьма благодатную почву, и чем сложнее структура издания, тем значительнее становится это положение.

Если книга представляет дополнительную ценность как справочное пособие, что, например, характерно для некоторых производственных изданий, то следует учитывать принципы оформления справочных изданий. В этом случае характер набора текста и рубрик должен быть приспособлен к выборочному чтению.

Что касается структуры элементов (в отличие от логической структуры), то требования к ее выражению в научно-техническом издании не менее остры, чем по отношению к изданиям других видов. Элементы, не введенные в массив основного текста в нужных по смыслу местах (т.е. не включенные в цепь последовательного чтения), должны как можно меньше дробить и сужать полосу набора. Визуально схожие между собой элементы, например, рубрики и колонтитулы, подписи к иллюстрациям и небольшие, оторванные от основного текста фрагменты, должны быть организованы так, чтобы не создавалось ложных, неоднозначных смыслов, усложняющих восприятие книги. С этой точки зрения полезны:

· всякого рода специальные зоны размещения иллюстраций, подписей к ним, примечаний и др. (на полосах набора и разворотах);

· концентрация примечаний, иллюстраций и подписей к ним в одном месте на развороте;

· вынесение примечаний, иллюстраций, таблиц из основного текста в специальные секции, расположенные в конце книги;

· применение линеек, рамок или специальных графических знаков для лучшего визуального обособления отдельных элементов, например примечаний, колонэлементов.

Улучшению выражения структуры научно-технических изданий способствуют большие и средние форматы (60×90/8, 60×84/8, 84×108/16, 70×108/16, 70×100/16, 70×90/16 и др.), если, конечно, данная книга явно не предрасположена к определенному, пусть даже малому формату. В большом формате издания легче сохранить визуальную целостность массива основного текста, очевидней и наглядней на фоне этого массива представляются структурные взаимоотношения всех элементов. Большой формат лучше соразмерен (в общем случае) с объемами логических частей научно-технических изданий.

При малых форматах (75×90/32, 70×108/32, 70×100/32, 70×90/32, 60×90/32 и др.) и при сложной многоэлементной структуре основной текст нередко подвергается логически необоснованному дроблению. При этом визуальная картина разворотов становится сложной и запутанной, затрудняется ориентация в издании, нарушается спокойный ритм чтения, свойственный научно-технической литературе.

Использование указанных приемов становится тем актуальней, чем сложней, «разрыхленней» основной текст (насыщенность формулами, высокая частота абзацного и рубрикационного членения и т.п.), чем чаще появляются в книге различные элементы набора и графики и чем больше площадь, занимаемая каждым из них на полосе набора.

Колонтитулы в научно-техническом издании служат как выражению логической структуры текста, так и поиску. С их помощью издание как бы приобретает логический каркас и каждый заданный вместимостью полосы фрагмент текста оказывается привязанным к этому каркасу.

Колонтитул желателен в изданиях со сложной архитектоникой и большими по объему логическими периодами - частями, главами, параграфами. От сложности архитектоники и объема логических периодов зависит выбор рубрик, отражаемых в колонтитуле. Введение же колонтитула в книги с элементарной структурой приводит к неоправданному расходованию полезной площади полосы.

Оглавление (содержание) выражает в компактной форме логическую структуру всего издания в целом. С этой позиции оно не только принадлежность аппарата издания. Оглавление в научно-технических изданиях может стать объектом специального изучения для читателя. Требования к внутренней структурной проработанности формы оглавления очень высоки. Желательно отразить в нем все основные элементы логической структуры книги. Если при этом объем оглавления становится слишком большим, то названия пунктов и соответствующие номера страниц можно давать в подбор.

Оптимальное место оглавления научно-технического издания во всех случаях - начало книги, а именно нечетная страница, следующая за титульным листом.

Это свойство проявляется в научно-техническом издании своеобразно. Акцентировка текста графико-композиционными средствами во многом подчинена авторским и издательским установкам. Задача оформителя - дать ей адекватное и достаточное по силе и составу средств визуальное выражение. Производственные издания по сравнению с научными дают больше «простора» для творческого участия оформителя в акцентировке текста.

Акцентировка словесного текста научно-технического издания отмечена противоречием. С одной стороны, строгий, научный характер изложения требует, чтобы графико-композиционная картина текста была максимально простой и «спокойной».

С другой стороны, многим научно-техническим изданиям (в первую очередь научным изданиям) свойственно активное авторское начало, делающее текст самоценным. Авторские пожелания по поводу акцентов, служащих для лучшей передачи сложных и оригинальных мыслей, отражающих полемическую и критическую интонацию изложения, должны быть осмыслены и реализованы оформителем в соответствующей типографике.

Кроме того, в научно-техническом издании часто встречаются имена собственные, термины, иностранные слова, предрасположенные к выделению. Особое положение в отношении обилия и сложности выделений занимает литература по лингвистической тематике.

Отдельные научные и производственные издания, типологически близкие к учебным, могут потребовать акцентировки некоторых положений, выводов и правил в дидактических целях.

Совместное действие указанных противоречивых факторов диктует сдержанность и ограниченность в применении средств акцентировки. В общем случае не следует стремиться к присвоению каждой группе акцентируемых элементов (например, терминам, именам собственным, важным по смыслу словам и оборотам) своего собственного штрифтового графического признака. Лучше ограничиться одним шрифтовым средством, распространив его на все акцентированные элементы. Смысл выделения легко и однозначно выявляется из контекста. Разумеется, существенные коррективы в систему средств акцентировки могут внести общее количество и частота выделений, их взаимные графико-композиционные и смысловые отношения, а также общий фон, на котором они происходят.

С учетом опыта читателей научно-технических изданий оптимальным шрифтовым средством для выделения небольших фрагментов текста (отдельных слов и фраз в одну-две строки) является курсив. Из графических нешрифтовых и композиционных средств для небольших фрагментов рекомендуется подчеркивание (если позволяет интерлиньяж), для более крупных (в две строки и более) - отчеркивающая линейка слева (на поле или в пределах полосы набора), отбивка пробелами или горизонтальными линейками, втяжка.

Для целей интонационного усиления подчеркивание и отчеркивание на полях - особенно удачный прием в силу своей естественности, идущей от рукописи и машинописи. Здесь подчеркивание интонационного акцента становится буквальным и, следовательно, наиболее ощутимым визуально.

В целом все графические нешрифтовые и композиционные средства акцентирования выгоднее шрифтовых по соображениям сохранения визуальной цельности авторского текста и равноценности всех его составляющих.

Разрядка не рекомендуется не только для крупных фрагментов текста, но и для отдельных слов. Она неэкономична, деструктивна, визуально аморфна и нецелесообразна ввиду многообразия.

Полужирный шрифт - слишком сильное средство, нарушающее ритм связного последовательного чтения и потому нежелательное для акцентировок. Однако обоснования для его-применения появляются тогда, когда акценты, приобретая свойства внутренних скрытых рубрик, помогают соотнесению основного текста с иллюстрациями или таблицами и ориентации в издании, которому свойственна справочная функция (характерно для производственных изданий). Конечно, такие акценты должны в совокупности представлять стройный смысловой ряд (например, ряд названий рассматриваемых моделей машин).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.