Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идейно-творческие основы дизайна




СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДИЗАЙНА

Для творческой деятельности дизайнеру необходимо располагать сведения­ми из многих областей знания, которые нередко далеко отстоят друг от друга Для получения положительного результата в профессиональной деятельности дизайнер должен синтезировать знания, принадлежащие как к сфере искусст­ва, так и ко многим направлениям науки, иначе говоря, обладать специфи­ческим образно-тектоническим мышлением. В любом виде искусства средото­чием идейно-творческого начала является композиция. Иначе говоря, через композицию художник (дизайнер) выражает то, что заинтересовало, увлекло го в модели, то, из-за чего он стал ее изображать. Эти же обстоятельств;! можно считать руководящей идеей его творческого процесса. Даже простое изоб-эажение модели становится художественным произведением только тогда, когда одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию.

Художественное произведение — сложная система совокупностей однотип­ных элементов в определенных взаимоотношениях (линии, цветовые пятна, объем, динамика, рисунок, колорит, композиция, пространственно-времен­ная организация, гармония и т.д.). Для него характерно наличие художествен­ного содержания (тема, идея), имеющего идеально-духовные, смысло-образ-ные особенности.

Соотношение образных и эстетических принципов в художественном про­изведении инициирует у адресата воображение и фантазию, приводя в состо­яние игры его душевные силы: дает повод вызывать сложную систему ассоци­ативных мыслей и ощущений.

Ассоциативность — способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым. Ассоциации по сходству или контрасту помогают преодолевать функциональную фиксированность вещей, открывать их законо­мерные связи и новые функциональные значения. Общими для искусства яв­ляются способы художественного формообразования: симметрия и асиммет­рия, нюанс и контраст, гротеск, метафора и др.

Художественная форма — внутренняя структура содержания и способ его материально-предметного воплощения по законам искусства. Форма является общим понятием для всех видов искусства. Форма придается художником, ко­торый не только пишет картины, но и создает музыку, поэзию, обувь, одежду и др.

Композиционное формообразование исходит одновременно из двух областей: ассоциативных связей — символики формы и формальных связей — собствен-

20;• фмально-композиционных. Что из них первично, а что вторично — нею •.-.-•'о. поскольку процесс творчества, несмотря на все попытки разобраться1

•:м. непостижим. Но совершенно определенно, что источник ассоциаций — ~ • гческая индивидуальность автора, его глубоко личный мир образов. Об-• •._-:ь же формально-композиционных связей исходит из наиболее общих, объек--.'ьно существующих закономерностей восприятия формы человеком. Тем не «•«.-нее в творчестве одно без другого невозможно, как невозможна музыка без, v. ков и их гармонизации, литература без мысли и ее изложения.

Связь между указанными областями глубока и органична. Тема, рождающа-•и-ч из ассоциаций, может предстать рассыпанным, хаотичным набором мор-;-^логизированных элементов. Реальность и целостность она обретает лишь бла-: чларя композиции, порядку взаимосвязи этих элементов.

Дизайнер как художник решает двойную задачу — социально-коммуника­тивную и эстетически культурную. Массовая коммуникация, каковой является лизайн, позволяет донести «эстетическое сообщение» большому числу людей, пробуждая, развивая, укрепляя в них эстетическую потребность, пока она не становится экономической силой. Люди начинают требовать все новых и новых вещей не только ради их новых утилитарных свойств, не только по соображе­ниям моды, престижа, но как «хлеб насущный» эстетического вкуса. Эстети­ческая потребность превращается в массовый «эстетический спрос». Формы изделий, чтобы удовлетворить «эстетический спрос», должны постоянно ме­няться: при стилевом единстве формы они должны быть индивидуально раз­нообразны, для чего и нужен дизайнер не просто как стилист, а как худож­ник, как творческая личность.

Творчество — это переосмысление и переделка действительности. Творческая фантазия невозможна без знания, интуиции, чувства тенденции. Чтобы воспи­тать творческое мышление, способность воображения, фантазию, надо прежде всего воспитать это чувство тенденции, которое состоит из знания и интуиции. Богатая и правильно построенная сумма знаний — основа творчества. Когда созидающее, творческое действие производится на основе логики твердых и точных знаний, то переход от знакомых частей к новому целому идет наглядно, постепенно и непрерывно. Когда же новое целое рождается «неожиданно», вне наглядного логического и даже простого сознательного процесса, то говорят: интуиция, вдохновение. В последние годы родилась целая наука, изучающая за­кономерности процессов мыслительной деятельности человека, в которых име­ется элемент догадки, неосознанности, интуиции, — эвристика. Нас интересу­ет то, как можно научить человека творить с помощью интуиции, «чувства тен­денции», «чувства материала», как развить эти «чувства».

Во-первых, необходимо накопление знаний — специальных и общих. Во-вторых, воспитание творческой фантазии невозможно без развития таких об­щечеловеческих качеств, как любознательность и наблюдательность. Если обу-1 чение молодых дизайнеров с целым комплексом знаний (таких, как история! дизайна, его сегодняшнего дня и его будущего и др.) ведется образно, то это непременно служит и развитию профессиональной дизайнерской любознатель­ности. Но профессиональная любознательность бесполезна без профессиональ­ной наблюдательности. Наблюдательность есть умение анализировать видимое, выделять в нем нечто важное и интересное, замаскированное «потоком вос-

шятия». Следовательно, воспитание наблюдательности есть воспитание уме­тя анализировать визуально.

Соединение любознательности и наблюдательности без последующего дей-гвия никому не нужно. Главное в воспитании и развитии интуиции и фанта-1ии — практическая работа, так же как главный инструмент этого воспита-сия — творческое действие.

В системе воспитания дизайнеров большое место отводится изучению и [применению модульных элементов, так как модуль — основа дизайнерского сонструирования. Модуль — помощник фантазии, ибо он развивает изобрета­тельность. Модуль подталкивает фантазию, воображение, чувство тенденции, [ибо для высокого полета фантазии необходим толчок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.