Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Костюм - объект творчества




Тематический план

Учебное пособие

ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ

по курсу

 

«КОМПОЗИЦИЯ КОСТЮМА»

 

 

Москва – 2006 г.

 

Художественное проектирование костюма промышленного производства как сфера дизайна. 1. Классификация искусств, место костюма в этой классификации. 2.Виды и разновидности архитектонического творчества. 3. Две функции архитектонических искусств. 4. Предпосылки возникновения дизайна. 5. Художественное проектирование и качество изделий промышленного производства. 6. Процесс художественного проектирования. 7.Дизайн-программирование. 8.Фигура человека и костюм. 9.Форма костюма. 10. Образное выражение содержания костюма.

Основы композиции костюма. 1. Свойства пространственной формы костюма. 2. Свойства композиции. 3. Средства композиции. 4. Оптические иллюзии в костюме. 5. Цвет в композиции костюма. 6. Цветовая гармония в костюме. 7. Язык цвета одежды. 8. Костюм-индивидуальность-цвет.9.Фактура в композиции костюма.. 10. Декор в композиции костюма. 11. Эстетическая оценка качества промышленных образцов.

Специфика художественного моделирования костюма промышленного производства. 1. Ассортимент современной одежды и обуви. 2. Эскизирование. 3. Язык эскиза. 4. Макетирование одежды. 5.Моделирование промышленных образцов. 6. Комбинаторика как средство гармонизации в многовариантном преобразовании геометрических тел при моделировании образцов с использованием ЭВМ. 9. Моделирование и составление композиции костюма с учетом индивидуума. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.10. Развитие традиций в современном костюме.

Костюм - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, зна­ний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для со­здания костюма (одежды, обуви, аксессуаров) исполь­зуются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структу­рой, рисунком. Разрабатывают материалы специалис­ты широкого диапазона-текстильщики, трикотажни­ки, кожевенники, меховщики, химики и др. Из матери­алов создаются объемные, трехмерные пластичные формы платьев, ботинок, шляп, сумок и т.п. Создавая коугюм как художественный ансамбль, взаимосвязы­вая, согласовывая элементы композиции в органичес­кое, единое целое, художник по костюму решает также вопрос тонально-цветовых соотношений, сочетаний. Таким образом, художник по костюму - это и скульп­тор, и живописец, и график. Немаловажную роль в формировании многогранного специалиста играет также овладение технологическим (портновским) мас­терством.

Ансамбль - художественно решенный костюм, не­сущий определенную идею (замысел), образное содер­жание, структуру, обусловленные назначением. Ан­самбль костюма характеризуется строгой взаимоподчиненностью его составляющих с образом человека конкретного времени, эпохи, находясь в созвучии с окружающей средой - интерьером или экстерьером. Архитекторы, в соответствии с решаемыми ими профессиональными задачами, понимают под ансамб­лем совокупность сооружений, композиционно свя­занных в едином пространстве на основе общей худо­жественной идеи. С культурологической и дизайнерской точек зрения архитектурный ансамбль - лишь часть предметного ансамбля культуры. Предметный ансамбль - это комплекс предметов, не имеющих внешней пространственной связи, но объединенных общей художественной идеей, моделирующей (отра­жающей) целостное существование комплекса в систе­ме культуры. Типичный пример предметного ансамб­ля - коллекция одежды, предлагаемая создателями на новый сезон. В реальном пространстве и времени мо­дели, вошедшие в коллекцию, могут никогда не встре­титься, однако в основе их целостности лежит худо­жественная модель - образ человека как субъекта опре­деленного образа жизни, типологизированного в ряде ситуаций жизнедеятельности: "дом", "работа", "от­дых", "спорт", "театр" и т. д.

Комплект - это набор элементов костюма, объеди­ненный стилевым единством и определенными при­знаками - материалом, назначением, цветом. Предме­ты, составляющие комплект, равнозначны, взаимоза­меняемы, что и отличает комплект от ансамбля. Продуктом деятельности создателя костюма явля­ется модель (образец). По своему характеру различают модели-идеи (выставочные, перспективные, уникаль­ные) и промышленные модели. У каждого художника идея новой модели, коллекции зарождается по-своему.

Промышленным образцом признается новое худо­жественно-конструкторское решение изделия, опреде­ляющее его внешний вид, соответствующее требова­ниям технической эстетики, пригодное к осуществле­нию промышленным способом и дающее положитель­ный экономический эффект. Художественно-конструкторское решение про­мышленного образца, претендующего на правовую охрану, должно обладать такой совокупностью суще­ственных признаков, которые в достаточной мере определили бы образность образца: решение должно быть новым и отличаться от аналогичных отечествен­ных и зарубежных образцов, должна быть обеспечена возможность изготовления его в промышленных усло­виях при экономически целесообразных затратах на производстве, а также с использованием прогрессив­ных материалов и технологий промышленного ма­шинного производства; обладать художественной вы­разительностью и композиционным совершенством; производство и потребление продукции, произведен­ной по образцу, должно давать положительный ре­зультат, под которым понимается экономический, тех­нический, социально-психологический или иной об­щественно-полезный результат.

Коллекция - это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе едино­го решения, стиля, конструкции, базовой формы, структуры материала.

В разных областях научных знаний понятие "стиль" толкуется по-своему. В архитектуре и искус­стве стиль обычно выступает как эстетическая катего­рия, носящая временной характер и представляющая собой своего рода систему единых признаков, объеди­няющих предметную среду, жанры изобразительных искусств. Стиль в таком его понимании выступает как исторически сложившаяся общность творческих принципов, характера и особенностей выражения наи­более существенных признаков предметов материаль­ной и духовной культуры, создаваемой обществом. Всегда создание принципиально нового немысли­мо без вдохновения, которое приходит только в ре­зультате постоянного поиска.

В модель-идею автор вкладывает свое творческое мастерство, талант художника, свой почерк создателя по-новому решенной, порой уникальной, единичной, неповторимой вещи. Эти модели могут быть более трудоемкими по сравнению с обычными моделями, ус­ложненной конструкции, с увеличенным расходом ма­териала, с введением ручных технологических опера­ций изготовления и отделки (например, ручная вы­шивка) и т.п. Такие единичные модели, созданные на высоком художественном уровне, являются произведе­ниями прикладного искусства.

На упрек журналистов в адрес французского масте­ра моды Пьера Кардена, что иные его модели просто неудобно надевать (так они вычурны), кутюрье отве­тил: "Ваши упреки справедливы лишь по отношению к самой "острой" части моей коллекции. Кроме того, художник имеет право на свое видение. Истина не бы­вает простой, она так же сложна, как люди, которые стремятся ее выяснить. Допустим, Пикассо рисовал женщину, видя ее с трех позиций. А я открываю новые объемы одежды. Существуют две моды: одна - прак­тичная (она долговечна), другая - нарядная (она застав­ляет много говорить о себе и проходит в один сезон). Признаюсь, мне интереснее работать во второй". На основе моделей-идей порой рождаются, созда­ются целые коллекции - направляющие, промышлен­ные и др. Композиционно-конструктивно отработанные и технологически совершенные промышленные модели, являясь объектом деятельности дизайнера, создаются с учетом производственных и других возможностей для внедрения и тиражирования в условиях предприя­тия.

Некоторые специалисты считают художника-мо­дельера оформителем, который занимается внешним украшением готовой вещи, формы, созданной без его участия. В действительности это далеко не так. Худож­ник, разрабатывая новую идею, видит форму в целом еще задолго до того, как определится конструкция. Природа "эстетического" не лежит на поверхности яв­лений, предметов, а взаимосвязана с практической дея­тельностью создателя и функционально-технической структурой изделия.

Красота промышленного образца рассматривается как особый, исторически выработанный и непрерывно совершенствующийся механизм целостной оценки степени совершенства вещи (предмета, изделия). У каждого художника идея нового (модели, коллекции) зарождается в результате постоянного и кропотливого труда. Вот как французский модельер К.Диор прово­дил первую примерку рождаемой модели: "...Я прошу манекенщицу подойти, походить - я смотрю, как жи­вет платье. Я рассматриваю его в большом зеркале, что­бы увидеть модель в двойном отдалении - в зеркале недостатки виднее... Я смотрю на модель со спины, сбо­ку, разглядываю, на месте ли каждый шов. И потом задаю себе вопрос: "Получилось ли то, что я хотел?". Тут не приходится щадить ни самолюбие закройщицы, ни свое собственное. Нужно быть суровым судьей. Это требует большого напряжения. Мне не нравится какая-нибудь баска, мне кажется, что она неверна по пропор­циям. Может быть, укоротить ее? Наоборот, я ее рас­ширяю. Я ищу новую длину для юбки или для рукавов. Увеличиваю или уменьшаю вырез. Точно устанавли­ваю место швов. Разница может быть в один санти­метр, но от этого зависит удача модели. Иногда из-за шва не на месте платье полнит фигуру; если шов не­много сдвинуть, фигура будет выглядеть стройнее. Обычно цель всех изменений - это большая простота. Какой-нибудь шов кажется лишним - обходятся без него. В другом месте необязательны вытачки - их заме­нит сутюжка или иное направление ткани. Один из са­мых больших секретов работы: чем меньше кроя, тем лучше покрой".

Деятельность художника в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сфе­рам творчества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку костюм и человек - нераз­рывное целое, костюм должен быть жизнеспособным, т.е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладываются создателем уже в его первона­чальный замысел. Вместе с тем костюм недолговечен по сравнению с произведениями живописи, скульпту­ры, архитектуры и т.п., которые живут веками, волну­ют зрителя постоянно.

 

2. ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА-КОНСТРУКТОРА. Создание костюма - это постоянный поиск разнообра­зия форм и конструкций одежды, обуви. Источники, используемые при создании костюма, могут быть са­мыми различными. Богатейшей кладовой (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современ­ного костюма является исторический костюм, склады­вавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим для будущего специалиста - проектировщика одежды, обуви, аксессуаров - необходимо изучение эстетики форм и конструкций костюма в историческом аспекте под определенным, специфическим углом зрения. Здесь особое внимание уделено изучению конструк­ции. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма (бытового или сценического) на ос­нове исторического - это понимание и знание конст­рукции форм той или иной эпохи.

2.1. ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ФОРМ И КОНСТРУКЦИИ КОСТЮМА. Стремление к красоте было свойственно всем наро­дам еще на ранних этапах развития человеческого об­щества. Сохраняя национальные традиции, передавая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма (рис. 1 см. цв. вкл.). При этом формы и конструкции, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональнос­ти, не претерпевали особых изменений

Наряду с национальным костюмом богатейшим ис­точником творческой деятельности художника являет­ся исторический костюм - от простейших элементар­ных форм одежды древних народов до европейского кроеного платья. В каждую историческую эпоху складывался свой эс­тетический идеал, костюм является наиболее ярким выражением этого. Линии, формы костюма и его эле­ментов определяют пропорциональные членения, со­отношения костюма и фигуры человека. В большин­стве исторических костюмов эти соотношения были нарушены. За всю историю костюма можно назвать, пожалуй, два примера подчинения пропорций костю­ма естественным пропорциям человеческого тела - это античный и современный костюм.

Костюм отражает внешний образ человека, выявля­ет его внутреннее содержание, он как бы является пси­хологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой человека. Психологическая характе­ристика проявляется в том, что человек надевает на се­бя. Историческая характеристика складывается из по­знания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм становится отражением социально­го неравенства.

Одежда. Первобытному человеку нужны были сво­бодные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. По­яс, расположенный по талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что-либо на­девать - появились передники, юбки, брюки. В качестве материала для одежды человек использо­вал все то, что могло выполнять защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев и т.п. Выбор материала для первобытной одежды обусловлен самой природой, в которой жил человек, и главным материалом повсеместно были шкуры животных.

Привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки. Затем появ­ляются нарукавники, предохраняющие руки. Позже родилась идея плаща. Сохранившиеся в употреблении в наше время шали, плащи, накидки, пледы - все это "потомки" той шкуры, которой наш хитроумный пре­док впервые прикрыл тело.

Обувь появилась значительно позже одежды. Ее ро­диной были горные и северные районы. Головной убор - самый отличительный элемент костюма, отражаю­щий характер, социальное и семейное положение вла­дельца и т.д. Остриженная голова - признак примире­ния с обстановкой. Считалось, что голова, волосы обя­зательно должны быть закрытыми.

Элементарная одежда первобытного человека пред­ставляла собой покрытие с вырезом или разрезом в середине для головы, которое прикрывало спину, грудь, бедра, защищая тело от неблагоприятных воз­действий внешней среды - холода, сырости, жары и т.п. Наряду с защитой тела человека от внешних воз­действий, как и ряд других причин, условием возник­новения и совершенствования одежды явился труд че­ловека как главная движущая сила в развитии общест­ва: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовались одежда и обувь.

На примере использования шкур животных для по­крытия тела человека рассмотрим, как складывались первоначальные формы одежды вообще. Формы эле­ментарной меховой одежды (целиком используемой шкуры), закрывавшей грудь и живот (в виде передни­ка) или спину, в зависимости от способа крепления развивались следующим образом: 1) шкуры крепили на плече, связывая лапы (например, древняя одежда венгров), - наплечная накидная одежда; 2) посредине 9

 

7.4. ИЗ ИСТОРИИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ КОСТЮМА. Особая заслуга в становлении бытового костюма в нашей стране принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму. В начале 20-х гг. ею был очерчен круг задач, касающихся, с од­ной стороны, искусства нового костюма, а с другой -связанный с развитием индустрии одежды. Н.П.Ламанова первой в мировой практике созда­ния бытового костюма обратилась к народному (наци­ональному) костюму. Она тщательно изучает особен­ности русской народной одежды, отыскивает в них простоту и целесообразность, которые можно исполь­зовать в современном костюме. Она утверждает, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, к примеру, ее привлекают эле­ментарность кроя, экономный расход ткани, дешевиз­на готовых изделий.

В своей творческой работе художники-конструкто­ры постоянно обращались к народному костюму.

Важным фактором при создании костюма являют­ся ассоциативные представления. Они позволяют до­стичь разнообразия видимого образа, новизны реше­ния. Ассоциация идей - это связь представлений, бла­годаря которым одно представление, появившееся в сознании, вызывает по сходству, сложности, смежнос­ти или противоположности другое.

При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного кос­тюма с учетом современных условий. При этом нацио­нальные мотивы в наиболее интересных моделях боль­ше угадываются, чем акцентируются. Широко приме­няются отечественные ткани, создаваемые коллектива­ми художников и других специалистов текстильной промышленности. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунка­ми и др. Разнообразны и штучные изделия (платки, косынки, шали, шарфы) с красочными народными мо­тивами, текстильно-галантерейные изделия промыш­ленного производства (тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, кружевное полотно и др.). Харак­терно стремление художников выявить по-новому де­коративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.

Художники создают современный костюм, исполь­зуя простоту народного кроя - конструкцию русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддев­ки. Отсюда ведут свое происхождение различные кон­струкции проймы и оката рукава - низкие проймы, рубашечный рукав - прямой или с ластовицей и т.д. Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточ­ник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя.

Изучают и традиционные принципы расположения вышивки. На новой основе трансфор­мируется принцип многослойности и декоративности, комбинирования тканей, столь характерный для на­родной одежды. Очень сложно, порой даже невозмож­но выделить какой-то один путь обращения к тради­ции, так как главным является не подражание ей, а творческое ее использование, переосмысление и созда­ние на этой основе совершенно новых современных образцов. Вот в этом-то и состоит живое развитие тра­диций, когда они воспринимаются не как сухой набор технических приемов, застывших в своей неподвиж­ной статике.

Ни одна международная выставка костюма не обхо­дится без моделей, разработанных по мотивам русской народной одежды. В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современ­ной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели. Сейчас фольклорный стиль не является главенству­ющим, но он занял свое место в общем широком меж­дународном русле моды. Изучение и творческая трансформация народного костюма способствуют развитию, обновлению и обога­щению современного костюма. Поэтому требуется особенно тщательное изучение и знание народного костюма.

7.5. ТВОРЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПЕРВОИСТОЧНИКА ПРИ СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА. Возникновение замысла (идеи) произведения у ху­дожника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Художник, работая над новой идеей, формой будущего произведения, обра­щается к различным источникам творческого процес­са. Основным таким источником является сама жизнь, все ее проявления. Это может быть наблюдение и изу­чение природы и выполнение при этом различных за­рисовок-животных, птиц, цветов, материалов истори­ческого и народного костюма и т.п.

Стремление к красоте было свойственно всем наро­дам уже на ранних этапах развития человеческого об­щества. Сохраняя традиции, передавая навыки и осо­бенности из поколения в поколение, вписывая в себя новые образные понятия, народное национальное ис­кусство дожило до наших дней. Основной смысл и ценность народного костюма, его философия - в его демократичности, широко поня­той функциональности, логике форм и конструкций, его рациональности и целесообразности. Народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма.

Художник, занимающийся созданием современно­го костюма, в своей деятельности не должен копиро­вать формы народного, исторического искусства или существующие в природе; он достигает выразитель­ности и образности путем осмысления первоисточни­ка средствами ассоциативного представления. В пред­ставлении предметы, явления, образы обладают не только наглядностью, конкретностью, свойственной восприятию; они являются в какой-то мере уже обоб­щенными, абстрагированными образами реальной действительности. При воспроизведении ранее виден­ного предмета наше представление отражает его не во всех деталях (как при восприятии), а лишь в наборе наиболее характерных, важных для данного предмета свойств и признаков. Второстепенные свойства и при­знаки, не имеющие существенного значения и не несу­щие образной характеристики при создании новой формы предмета, опускаются, отбрасываются. Ассоци­ативное представление является важным фактором при создании костюма, оно позволяет достичь разно­образия видимого образа, достичь новизны решения. Творческая трансформация первоисточника начи­нается со сбора материала. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть работы художника. Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе. Следует подчеркнуть, что первоисточник нужно понимать, подходить к его изучению с уважением, осмысленно. Выполняя копии, зарисовки, надо стремиться прочув­ствовать все богатство первоисточника - выявить плас­тику формы и закономерности ее развития, красоту пропорциональных отношений элементов друг к дру­гу и к целой форме, разнообразие и богатство ритмов, характер цветового построения, фактурное разнообра­зие и определить важность всего этого в целостной композиции. Первоисточник для художника - это то же, что мелодия, такт, мотив для композитора, кото­рый, по-своему аранжируя эту мелодию, ставя звуко­вые сочетания в новые тональности, добивается новой выразительности, нового содержания. Первоисточник может вдохновить художника на создание своих, чисто специфических решений, которые будут теми или иными качествами напоминать о первоисточнике. Од­нако строя композицию на основе первоисточника, нельзя полностью использовать старую форму. Ху­дожник обязан создавать модели, в которых отражает­ся современность, мода времени. Не копирование ста­рого, а осмысление его богатства и создание новых, ин­тересных предложений - такое требование предъявля­ется к художнику, который работает, например, по ма­териалам исторического и народного костюма, архи­тектуры и классического искусства. Это постоянный поиск и вместе с тем неиссякаемый живительный ис­точник, к которому обязан обращаться художник, что­бы его идеи всегда были согреты оптимизмом, гума­низмом, присутствующими в народном и классичес­ком искусстве.

Понятно, что не каждый человек, создающий по­лезные вещи, способен находить точные и яркие по эмоциональной выразительности решения. Для этого недостаточно свободного владения материалом и тех­нологией производства, конструктивной изобрета­тельности, инженерного остроумия. Все эти качества сами по себе не могут родить художественный образ в архитектоническом искусстве. Необходимы талант, ху­дожественно-творческая одаренность, т.е. способность мыслить образами. В архитектоническом искусстве -это умение найти эмоционально-выразительную фор­му предмета, умение найти такие пропорции, очерта­ния, ритмы, цветовые отношения, материал, фактуру, орнамент, расположение, которые в совокупности вы­ражали бы определенное душевное состояние, настро­ение. Понятно, что подобное умение теснейшим обра­зом связано с мастерством, но к одному мастерству оно все же несводимо. Основы его, как и всякого таланта, коренятся в природной одаренности человека, и мас­терство способно лишь развить, отшлифовать талант, но не заменить его. Поэтому-то далеко не все предметы быта, костюма и т.п. оказываются произведениями ис­кусства.

Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. Сегодня развивают традиции в модном костюме художники-дизайнеры во всех угол­ках нашей страны. При этом национальные мотивы в наиболее интересных современных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Черты националь­ного своеобразия проявляются в моделях, выполнен­ных из материалов, близких по структуре и орнаменту к домашнему ручному ткачеству или народным набой­кам. Костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных народному костюма, например полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают ху­дожнику различный ассортимент изделий. Так, напри­мер, народные рубахи, сарафаны, душегреи и другие элементы русского народного костюма используются для создания современных блуз, платьев, курток, полу­пальто и т.п. Приемы декоративного решения народ­ной одежды используются при проектировании совре­менных трикотажных полотен и изделий из них. Не­повторимое национальное своеобразие современным детским изделиям придает использование элементов народной вышивки и другим приемов декорирования.

Не всегда народные традиции находят достойное преломление в современном костюме. Неудачи иногда преследуют и сегодня отдельных художников при не­правильном, поверхностном подходе к первоисточнику. Творческая трансформация первоисточника и, в первую очередь, народного костюма, путем ассоциа­тивного представления способствует эмоционально-образному решению современного костюма как завер­шенного художественного ансамбля. Первоисточник может подсказать также создание отдельных образцов логичных форм, оригинальных конструкций, интересных композиций, фактурных и орнаментальных решений материалов и трикотажных полотен, что в целом способствует обновлению и рас­ширению ассортимента современных швейных, текс­тильных, трикотажных и других изделий легкой про­мышленности. Изучение и творческая трансформация народного искусства способствуют развитию, обновле­нию, обогащению современного костюма, созданию в нем своеобразного национального колорита.

Тема традиции и новаторства не новая, но вместе с тем постоянно актуальная как в любом виде искусства, так и в костюме. Например, вышивка как декор в совре­менном костюме оправдывает себя в тех случаях, когда угадан орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена идеальная чистота ис­полнения. В таких случаях народная вышивка, ее ком­позиционное построение, техника исполнения, орна­ментальные мотивы выступают в основном как инте­ресные декоративные элементы, способные разнообра­зить и обогатить современное платье. Если говорить о глубоком художественном образном решении совре­менного костюма, то задача здесь усложняется еще бо­лее. Требуется глубокое знание народного костюма, на­родной вышивки. Задача решения бытового модного костюма так же сложна, как и создание костюмов для хоровых и танцевальных коллективов, исполнителей народных танцев и песен. Дело в том, что костюм вмес­те с человеком должен создавать единый ансамбль глу­бокого идейно-художественного содержания.

Обязателен творческий подход к наслоению прош­лого. Создавая современные произведения, нельзя ограничиваться простой компиляцией, механическим соединением народных мотивов. Идя этим путем, ху­дожник рискует выхолостить всю неповторимую пре­лесть, живую образность и целостность народного ис­кусства.

При создании современного костю­ма идет процесс творческого переосмысления тради­ций народного костюма с учетом развития искусства, промышленности, новых форм быта людей. Те же спе­циалисты-новаторы, которые могут проникнуться глубоким образно-логическим содержанием русской народной одежды, обуви, создают необычное - новую моду. Так, находкой времени явилось возрождение в 50-х гг. художником В.И.Араловой русских сапог, в ко­торых ходит сегодня весь мир.

 

7.6. РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ. Анализ моделей, созданных по народным мотивам, которые были опубликованы в журналах мод за пери­од 1950-1980 гг., показал, что художники в своей твор­ческой деятельности обращались к формам, конструк­ции, декору, композиции (в том числе цвету и фактуре) и способам ношения или в целом к образно-ассоциа­тивному представлению о первоисточнике. Опреде­ленная же ограниченность обращения художников к русскому народному костюму оправдывается отсут­ствием систематизированного исследования и доступ­ности к этому источнику творчества.

Коллекции русского народного костюма, хранящи­еся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельст­вом неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в об­ласти национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструк­тивно-композиционных решений, красочность эле­ментов и всего костюма в целом, изящество и неповто­римость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника. Это - своеоб­разная академия знаний и творческих идей для специа­листов современного костюма. Без глубокого изучения традиций невозможно про­грессивное развитие современного искусства. Это от­носится и к созданию костюма - бытового и сценичес­кого. Современный специалист не должен оставаться равнодушным к тому, что веками создавал народ, а се­годня является достоянием национальной культуры.

Рекомендуется широко создавать модели, форма которых образуется простыми технологическими средствами - драпированием полотнищ сборками, складками, защипами и т.п., развивая таким образом, например, ассортимент женского и детского платья на основе традиционных крестьянских рубах, сарафанов, передников.

Тонально-ритмическое и цвето-фактурное много­образие декоративных композиций вышивки и узор­ного ткачества и других приемов орнаментального ре­шения русского народного костюма - богатейший творческий первоисточник для создания трикотаж­ных, ткацких, набивных, вышитых современных орна­ментальных композиций. Черты национального свое­образия могут проявляться также в моделях, выпол­ненных из материалов, близких по структуре, фактуре, рисунку к крестьянскому ткачеству или народным на­бойкам.

Бесконечное богатство идей (в плане ассортимента, форм и приемов композиционно-конструктивного ре­шения спортивных и спортивного типа курток, блуз и других изделий) содержат такие элементы русского народного костюма, как рубахи (мужские и женские) и различная верхняя одежда.

Основой современного художественного проекти­рования, в том числе формообразования предметной среды, является создание предметов потребления мно­гофункционального использования. Упорядочение предметной среды подразумевает одновременно про­ектирование только самого необходимого, полезного и целесообразного. По такому принципу должен стро­иться и гардероб костюма современного человека. Принцип "минимального" при этом подразумевает максимальные возможности гардероба. Достичь тако­го можно, создавая трансформируемые формы, кото­рые обеспечивают вариабельность и вместе с тем раз­нообразие композиций.

Элементы дизайна, присущие русскому народному костюму, в том числе обуви, обеспечивали широкий диапазон способов ношения, вариаций внутри формы, создавая тем самым разнообразие композиций костюма.

Присутствие декора в композиции костюма право­мочно лишь тогда, когда декоративные элементы не наносят ущерба форме, а напротив, сохраняя характер структуры, обогащают форму приятным для восприя­тия добавлением. Наличие декора, в особенности оби­лие его, допустимо только при условии строгой упоря­доченности.

Художник-конструктор должен создавать модели и коллекции, в которых отражается действительность. Принципы композиционного построения народного костюма (в том числе обуви) - четкость форм и линий, логичность конструкции, подчинение декора форме, функции, материалу, конструкции - для специалиста сегодня являются примером дизайнерского подхода к созданию современных образцов.

Анализируя историю народного костюма, рассмат­ривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует всегда принимать во внима­ние и тот факт, что костюм, мода - явление интернаци­ональное; поэтому было бы неправильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообра­зия в единстве - путь развития и обновления современ­ного костюма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 4285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.