Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоновка чертежей




Как правило, проектный материал состоит из большого числа графических изображений.

На одном листе изображается обычно несколько по разному взаимно расположенных проекций, вычерченных или иллюминованных. Иногда же одна проекция может занимать два или больше планшетов. К проекциям добавляются заголовок и другая шрифтовая информация, которые занимают определенное место на листе, а их величина, компоновка и начертание должны хорошо читаться.

Совокупность чертежей должна раскрыть содержание проекта, а не только изображать его внешнюю форму. На основных проекциях передается цвет и фактура, характер моделировки предмета. Другие, выполненные в линиях, проекции могут не содержать уже эту переданную информацию. Сопоставление линейного и иллюминованного чертежей помогает зрительно определить главные, ключевые аспекты проекта. Чертежи должны располагаться в логической последовательности, их компоновка на листе - помогать ориентации. Само их выполнение - давать исчерпывающее представление о предмете проектирования.

Поиски общей композиции (особенно когда листов несколько) следует начинать с маленького эскиза. Этот эскиз выполняется в одну пятую или десятую размера будущего чертежа. Эскиз рекомендуется выполнять в той же технике, что и окончательный чертеж. В противном случае, при переходе от одного материала к другому, легко потерять найденные в эскизе соотношения.

Практикуется и другой прием: изготовляют выкройки всех проекций предметов, затем компонуют их, перемещая по плоскости листа.

Только после того как найдено удовлетворительное решение, переходят на чистовой лист (рис. 84).

 

Рис. 84. Вариант подачи проекта

Есть немало отшлифованных практикой композиционных приемов решения задач графического моделирования. Например, если нужно сформировать смысловой и изобразительный центр, применяются:

расположение главного элемента в центре или близко к нему;

изображение главного в крупном масштабе;

размещение основного изображения на переднем плане (при многоплановой композиции);

контрастное решение линейных и плоскостных тональных отношений элемента и фона;

световой контраст для главного элемента;

условность и мягкость (размытость) в изображении второстепенных и вспомогательных элементов;

линейное построение изображения, ведущее зрителя к центру композиции.

При отработке формы объекта очень важно правильно выбрать ракурс, учитывая композицию всех изображений. Желательно выбирать ракурс, характерный для объектов данного вида, и к нему привязывать пространство, масштабные построения, перспективу и т.д.

Не менее важным в проектной графике является изображение среды. Включение ее элементов связано прежде всего с масштабностью объекта и характером взаимосвязей его со средой. Для выявления масштаба изображение дополняется элементами среды, хорошо знакомыми зрителю (человек, растительность, архитектурные сооружения и т.п.).

Современные исследования о визуальном восприятии считают, что основой композиционной завершенности является зрительное равновесие. Оно может быть основано на симметрии только в том случае, когда на листе одна, притом симметричная, проекция (или несколько - одна под другой). Обычно же на листе несколько, причем несимметричных, проекций, поэтому задача состоит в достижении зрительного равновесия всех компонентов чертежа. Подобно физическому телу, совокупность изображений обладает центром тяжести. Но физическое равновесие не всегда аналогично зрительному. Интуитивное чувство равновесия, которым обладает человеческий глаз, как при сложной модели, так и при элементарном геометрическом теле, опирается на вес, месторасположение и направление каждого из составляющих элементов.

Чем больше удалено тело от центральной оси симметрии, тем оно зрительно весомее (рис.85).

 

 

Рис. 85. Компоновка листа (равновесие картины)

 

Понятие веса обусловливается, прежде всего, самим размером элемента или детали композиции. Вес может быть изменен тоном: на светлом фоне темная масса кажется тяжелой. В то же самое время насыщенные тона тяжелее, чем не насыщенные. Имеет значение и место данного цвета в спектре: красные цвета, например, тяжелее голубых.

На вес влияет и конфигурация пятна: построенное на вертикалях оно кажется (при той же площади) тяжелее, чем на наклонных линиях. Небезразлично - внизу или вверху картины находится геометрическое тело. Для уравновешивания верха и низа композиции требуется избыточный вес нижней ее части. Замечено, что и при делении вертикальной линии пополам «на глаз» человек делает нижний отрезок несколько длиннее, чем верхний.

Для восприятия небезразличны правая и левая стороны композиции. Установлено, что человек прочитывает изображение (по аналогии с буквенным текстом) начиная с левой стороны и останавливает свое внимание на правой. Поэтому левая сторона изобразительной плоскости неравнозначна правой и требует избыточного веса по отношению к ней.

Изобразительный элемент может испытать тяготение в определенном направлении и при незначительном отклонении его контура от вертикали или горизонтали. В этой ситуации создается некоторое «силовое поле», в котором неопределенное, неотчетливое направление испытывает притяжение к определенному, доминирующему. Такие симметричные фигуры, как ромб или эллипс, имеют совпадающую с их продольной осью направленность. Для них тяготение во взаимно перпендикулярных направлениях (по длинной и короткой осям) неодинаково. Поэтому при изображении, например, двух эллипсов, у одного из которых продольная ось направлена в сторону центра, а у другого - перпендикулярно этому направлению, для достижения равновесия листа первый эллипс должен быть более удален от центра, чем второй.

Любое изображение соотносится с плоскостью листа, и поэтому окружающее его поле или фон может быть просторным или сжатым, вызывая у зрителя ощущение известного напряжения или, напротив, разряженности. На этом основан ряд рекомендаций, которые следует учитывать при компоновке: абрис изображения должен находиться в соответствии с пропорциями листа, а соотношение между свободным полем бумаги и самим изображением исходить из образной характеристики предмета. Затесненность или свобода расположения материала влияет на восприятие; соотношение свободного поля сверху изображения и снизу также имеет существенное значение, вызывая те или иные ассоциации.

Когда на листе нужно изобразить предмет с характерным, важным для композиции силуэтом, развевающимся по верху, в то время как низ предмета несложен, все изображение выгодно опустить, увеличив таким образом фон в верхней части чертежа и соответственно уменьшив внизу. Большое поле над фронтальной проекцией предмета может создать ощущение большего пространства, ощущение многоплановости. Еще одна закономерность: когда на листе скомпоновано несколько проекций и одна из них, наиболее важная, должна в первую очередь привлечь внимание зрителя, то ее следует окружать большим по величине полем.

 

Композиция листа имеет свои особенности, когда в объекте присутствуют элементы динамики. Чаще всего это имеет место при работе над движущимися объектами, в основном средствами транспорта. Строение их всегда характерно неравнозначностью сторон, одна из которых открывает движение, в то время как другая замыкает его. Естественно, что принцип композиции листа, а потом и размещение на нем проекций предмета связаны с такими особенностями строения. На стороне, куда направлено движение, всегда есть потребность в некотором увеличении фона.

После того как поиски композиции листов завершены, начинается стадия окончательного их исполнения. Вне зависимости от того, какой именно графический прием будет избран, контур чертежа переносятся на чистовой лист. Обычно линии построения наносятся более жестким карандашом, а уже потом по ним более мягким карандашом выполняется весь чертеж. Иногда он так и остается в карандаше, иногда же обводится разведенной тушью в зависимости от конечной формы подачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.