Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства композиции




ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ.

 

Основная задача творчества – познание человеком окружающего мира и самого себя. Познание происходит двумя способами - чувственным и логическим. В целом, творческая деятельность состоит в подражании законам природоустройства и создании на их основе новых форм, пространств, чувственных образов с целью передачи собственных мыслей и ощущений.

Кроме передачи формы предметов, их цветов, отношений, движения и прочих физических характеристик, искусство ставит перед собой сложную задачу – передать «нематериальное» в области отношений между людьми (чувственную сферу). Для этого человечеством были разработаны различные системы. Так наряду с языковой системой существует зрительная система, с помощью которой так же можно передать на плоскости информацию чувственного и повествовательного характера.

Создавая картину, мы подражаем природе, организуем новое пространство (реальный или абстрактный мир), но создаем его по ее законам и правилам. Поэтому основные законы композиции – это те же законы существования материи во Вселенной.

1. Закон целостности предполагает наличие одного объединяющего начала для всего многообразия факторов. В искусстве целостность понимается как единство пропорций, ритма, единство цвета и прочих факторов.

2. Закон иерархичности вводит строгую систему доминирования главного над вторичным, вторичного над третичным и т.д. Законы композиции не терпят равнозначности двух элементов картинной плоскости, они требуют распределения ролей на главные и подчиненные.

3. Закон равновесия определяет организацию картинного пространства по правилам парной соразмерности всех его составных частей.

К законам композиции так же относятся цикличность, замкнутость и бесконечность. Искусство подражает им, создавая ряд замкнутых в себе композиций, совершающих определенный цикл с бесконечным количеством вариаций.Таковы основные определяющие законы, в рамках которых существует материя во вселенной и в картинной плоскости.

 

Если рассуждать таким образом, что есть инструменты, а есть производимые с их помощью действия, то все понятия композиции можно разделить на средства композиции (инструменты) и приемы композиции (действия). Существуют различные способы использования средств и приемов композиции для достижения тех или иных эффектов. К средствам композиции относятся: линия, пятно, тон, цвет, ритм, образ, стиль, пространство.

1. Линия представляет собой краевой контраст, возникающий на переломе форм. Способность линии реагировать на форму предметов, свет и глубину пространства дает возможность использовать ее для изображения реального мира.

Путем утолщения или утончения ее, путем плавных или резких изгибов художник придает линии «жизнь», в то время как ровная линия выглядит «проволочно-мертвой». Отсюда возникает главное достоинство линии – возможность передавать видимую реальность

2. Ритм - признак жизни. Пульсация присуща всему существующему во Вселенной. Ритм бывает внутренний и внешний. Человек имеет внутренний ритм, который определяет его характер, психику, поведение. Свой ритм есть у каждой эпохи, страны, даже города. Есть также внешний ритм (ритм линий формы, ритм музыки, ритм чередования предметов и т.д.). В изобразительном искусстве ритм передается с помощью изгибов линий и чередования пятен. Задача художника - уметь тонко передавать внешние (видимые) ритмы и чувствовать внутренние (невидимые). Выбирая натуру, художник невольно выбирает те ритмы, которые соответствуют его душевному настроению. Выбор сюжета, придание образу той или иной трактовки, наделение различными душевными качествами своих персонажей - во всем этом просматривается воля автора, его характер и душевное состояние. Способность наиболее остро чувствовать и передавать ритм современности называется талантливостью, способность предчувствовать ритмы надвигающейся эпохи – гениальностью.

3. Мы видим существующий мир в виде пятен света и тени, плавно переходящих друг в друга. Процесс рисования заключается в переводе действительности в пятна и линии. Дробление объема формы на ряд плоскостей придает пятнам индивидуальные очертания, по которым мы собственно и узнаем предметы. Передача определенного набора пятен с характерными очертаниями, определенным цветом и тоном и есть искусство техники живописи.

4. Источником цвета является свет, который несет в себе 3 основных оттенка. Различная способность поверхности материи поглощать и отражать определенный спектр луча света придает предметам разнообразие окрасок. Цвет имеет способность изменяться по трем параметрам:

- по спектральному смещению,

- по тону,

-по насыщенности.

Первым мы изображаем цвета и оттенки, вторым показываем светосилу цвета, третьим – цветосилу и удаленность оттенка в пространстве.

В процессе цветомоделировки существует одна закономерность: тень всегда приобретает дополнительный оттенок к цвету освещения. Эта, так называемая теплохолодность, лежит в основании понятия колорит,который устанавливает определенную зависимость цветовых пятен друг от друга внутри одной композиции. Колорит – это гармония дополнительных оттенков. Нахождение тонкой цветовой гармонии между двумя противоположными оттенками есть сложная задача живописи. Плохое колористическое решение придает картине «жесткость, сухость» и, соответственно, некоторое ощущение дискомфорта.

5. Понятие «образ» заключает в себе идею создания автором психологической характеристики главных персонажей и всей композиции в целом. Он может нести как положительный, так и отрицательный характер.

6. Использование в работе автором того или иного стиля позволяет изначально задать композиции некий колористический оттенок и установить пространственно – временные рамки.

7. В своем освоении картинного пространства изобразительное искусство не ограничивается только изображением реального пространства. Для решения некоторых задач применяется трансформация пространства. Способов трансформации несколько:

- искажение,

- преломление,

- изменение координат осей (аксонометрия),

- изменение параметров (трехмерное, двухмерное)

- изменение векторной направленности (прямая, обратная перспектива).

Это неполный список вариантов изменения пространства, которыми пользуются художники для наиболее точного отображения собственных мыслей и чувств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.