Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конец XX века - новый этап в развитии белорусской культуры




В конце 80-90-х годов начинается новый этап в развитии бело­русской культуры. В 1990 г. был принят Закон "О языках в Белорус­ской ССР, который предусматривал поступательное расширение сферы использования белорусского языка. В наибольшей степени он касался системы образования и науки, которые должны были в разные сроки перейти на единый государственный язык - белорусский.

Однако со временем выявились трудности и противоречия, со­провождавшие новый процесс белоруссизации. Референдум 1995 г. внес поправки в практику реализации Закона о языках. На этом референдуме народ Беларуси высказался за равное использование в белорусском государстве двух языков - белорусского и русского.

Так сложилась история Беларуси, что её культура на протяже­нии столетий существовала и развивалась в многоязыковой среде. Не всегда это было равноправное существование различных языков. Начиная с конца 30-х и до середины 80-х годов русский язык зани­мал более основательные позиции, особенно в официальном упот­реблении. Такое положение естественным образом отразилось в первую очередь в языковом оформлении белорусской культуры. Тем. не менее от этого культура не исчезла, она искала и находила способы выражения белорусского национального содержания в различ­ных языковых формах.

Думается, что известная белорусская рассудительность и толе­рантность в полной мере смогли отразиться вразных языковых кон­текстах. Белорусская наука, как особая часть культуры, достаточно успешно развивалась, используя один из международных языков -русский, и, таким образом, научные достижения входили в общече­ловеческую сокровищницу знаний. Работы белорусских математи­ков (П.Платонов и его школа), физиков (М.Ельятевич, А.Борисевич, А.Савченко и др.), машиностроителей (М.Мацепура и др.), филосо­фов (В.Степанов, В.Степин и др.), представителей других отраслей науки занимают достойное место среди ученых, работающих в иных странах мира.

Белорусская художественная культура, которая в отличие от науч­ных разработок, находилась ближе к народной белорусской культуре, более тесно связана с белорусским языком. Именно в художественной культуре белорусский язык нашел поддержку, стимулы для своего раз­вития. В 90-е годы началось освоение новых тем в художественной культуре, таких, как: чернобыльская катастрофа, возрождение истории и культуры народа Беларуси, изучение и возвращение культурного дос­тояния, созданного белорусской эмиграцией.

Значительную роль в сохранении национальных культурных свя­тынь, в развитии международных культурных связей сыграла белорус­ская диаспора. И сейчас продолжают действовать созданные в конце 40-х - начале 50-х годов объединения белорусов в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Франции, Бельгии. Появились новые науч­но-культурные центры (институты, библиотеки, музеи, издательства), расширились белорусские зарубежные периодические издания. Бело­русская эмиграция дала миру известных ученых: Б.Кит - специалист в области ракетной техники, академик Международной академии астро­навтики; И.Пригожий - президент Бельгийской королевской Академии наук, литературы и искусства, директор Международного института физики и химии в Сольве, лауреат Нобелевской премии 1977 г. в облас­ти химии; литераторов (Н.Арсеньева, Л.Гениюш, М.Седнёв, В.Клишевич); художников (В.Жовнерович, З.Чайковский, П.Миро­нович); композиторов и исполнителей (Н.Забейда-Сумицкий, М.Равенский, Д.Верасов, Б.Андрусишин -Данчик,); Алия Клеч (Пашкевич) -ведущий художник "Диснейленда", Уейн Грецки - звезда северо­американского хоккея.

Существенные изменения в отношении к белорусской диаспоре произошли на государственном уровне в связи с провозглашением суверенитета Беларуси. Произошел переход от конфронтации к со­трудничеству, началось возвращение на Родину культурного дос­тояния, сохранившегося за рубежом. Расширился круг общественных организаций, установивших связи с зарубежными националь­ными объединениями. В 1990 г. в Минске было создано Объедине­ние белорусов мира "Бацькаўшчына". Поддержку правительства по­лучили его инициативы общенационального масштаба - Первый съезд белорусов ближнего зарубежья (1992 г.) и Первый съезд белорусов мира (1993 г.).

На современном этапе Республика Беларусь стремится "открыть своё окно в мир", для того чтобы познакомить зарубежье с культу­рой белорусского народа, а также получить информацию о других народах. Успешное решение этих задач можно осуществить с помо­щью современных информационных технологий. Интернет-культура вовлекает в свой круг все большее и большее число ученых, предпринимателей, студентов. Она связана с качественно новыми спосо­бами освоения культурных ценностей и их трансляции.

Передовые страны уже давно пользуются современными ин­формационными технологиями. Особо быстрое развитие получил не только доступ к банку данных, но еще в большей степени - возмож­ность размещения в сети собственной информации.

Начало развитию современных компьютерных технологий в Бела­руси было положено в связи с принятием "'Программы информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 гг. и на период до 2000 г.". Одним из первых шагов по реализации этой программы стало создание в 1993 г. базового узла университетской связи ЮНИБЕЛ Министерства образования Республики Беларусь, а в 1994 г., благодаря установлению прямой связи между ЮНИБЕЛ и Варшавским узлом сети NASK, Беларуси стали доступны все услуги Интернета.

На протяжении 1994-1998 гг. в нашей республике была проведена значительная работа по информатизации, в том числе в сфере культуры и искусства. В частности, в 1994 г. началась разработка концепции соз­дания научно-исследовательской сети РБ (НИКС РБ), целью которой являлось формирование единого информационного пространства в сфере науки, образования и культуры. В 1997 г. началась подготовка проекта "Государственная национальная программа "Культура". Один из разделов программы был посвящен внедрению в сферу культуры современных информационных технологий. Сегодня можно подводить уже некоторые итоги по реализации этих программ. И хотя трудности социально-экономического характера не позволяют реализовать их в полном объеме - можно с уверенностью говорить о том, что Беларусь вошла в мировое информационное пространство. Круг пользователей Интернета расширяется, в том числе - за счет учебных заведений и уч­реждений культуры. Интересная работа проводится Белорусским ин­ститутом проблем культуры. Его коллектив разрабатывает электрон­ную энциклопедию "Культура Беларуси", в которой представлены та­кие разделы, как: "Иконопись Беларуси", "Народный белорусский кос­тюм", "Исторические памятники архитектуры" и др.

Таким образом, в культурной жизни современной Беларуси можно наблюдать процессы, направленные на создание современного социо­культурного пространства, воссоединяющего национальные традиции и современные формы межкультурного диалога. Особое место в этом пространстве занимает белорусская национальная культура, выросшая в условиях полиэтничности, так как на исконных белорусских землях всегда мирно жили (и живут по сей день) представители разных этно­сов и наций. В этом плане белорусская национальная культура, разви­тие которой в наши дни получает серьёзную государственную под­держку, может служить примером межкультурного диалога.

Очевидно, что большинство существующих ныне государств не являются моноэтническими. История свидетельствует, что в момент своего формирования национальные государства объединяли в своих границах различные этносы, жившие длительное время рядом, но со­хранившие особенности своей культуры. Вместе они вошли в единое государственное образование и на этой базе создали новое особое куль­турное пространство. Пример Беларуси свидетельствует о том, что оно может существовать и развиваться на принципах толерантности и вза­имного уважения в отношении всех народов, живущих в едином госу­дарстве и имеющих культурные особенности. Такая позиция в сфере межкультурных связей внутри государства может быть вынесена и за его границы и организовать плодотворное сотрудничество в области культуры с другими народами, и тем самым обогатить свою культуру общечеловеческими ценностями, укоренить достижения мировой куль­туры на родной земле и на равных войти в единое человеческое сооб­щество, связанное узами мировой культуры.

Таким образом, находясь в центре магистралей, ведущих с се­вера на юг и с запада на восток, а следовательно, испытывая на себе с самых древних времен влияние культур не только родственных славянских и близживущих соседних народов, но и народов, терри­тории проживания которых находятся на значительном удалении, народ Беларуси в течение своей многовековой истории создал само­бытную культуру, которая вошла в славянскую и общечеловеческую культуру.

Формированию как самой белорусской нации, так и её культу­ры предшествовал длительный период времени со всеми характер­ными для него противоречиями и сложностями, которые в конечном итоге отразились и в содержании, и в формах культуры. Во все вре­мена существования Беларуси в её духовной жизни, кроме собствен­но своего, местного, очень отчетливо проявлялись приметы и черты общей для всех восточнославянских племен культуры. И это не уди­вительно, потому что за долгое время их совместной жизни в соста­ве Киевской Руси успела сформироваться достаточно близкая для всего её населения материальная и духовная культура.

Не менее значимым аспектом развития культуры Беларуси яв­ляются её контакты с передовыми странами Западной и Централь­ной Европы, в результате чего осуществлялся процесс взаимовлия­ния культур и их обогащение. Беларусь не существовала изолиро­ванно, передовые представители белорусского народа стремились поддерживать культурные связи как с восточными, так и с западно­европейскими странами. И благодаря тому, что белорусская культу­ра формировалась на границе восточного и западного миров, она оказалась способной к диалогу с другими культурами.

С течением времени формировалась и основная идея белорус­ской культуры - духовно-культурное развитие народа. Его нацио­нальное самоопределение должно осуществляться на путях обнов­ления и развития современного белорусского государства, одним из предназначений которого является сохранение и развитие самобыт­ной культуры своего народа, интегрированной в систему современ­ной общеевропейской и мировой цивилизации.

В значительной степени эти процессы связаны с исторической па­мятью народа, умеющего отсеивать недоброе и сохранять лучшее в це­лях общего процветания. Важной частью нашей истории является па­мять об известных деятелях науки и культуры, которых дала миру бе­лорусская земля. Это такие ученые, как Казимир Семенович - изобре­татель многоступенчатой ракеты (XVII в.); Якуб Наркевич (Едка) -первооткрыватель электрографии; Игнат Дамейко - народный герой Чили, исследователь её природных богатств, основатель университета в Сантьяго; Герман Малиновский - известный немецкий математик и физик; Александр Чижевский - основатель гелиобиологии; Лев Арцимович - известный ученый в области термоядерного синтеза; Софья Ковалевская (Карвин-Крюковская) - известный математик; Анна Тумаркина - первая в Европе и Беларуси профессор философии, полу­чившая свой титул и работавшая в Берне.

Из древних белорусских родов вышли и такие известные во всем мире люди, как исследователь-путешественник Николай Прже­вальский и авиаконструктор Павел Сухой. В области искусства и литературы - это поэт Гийом Апполинер (Костровицкий), компози­тор Дмитрий Шостакович, Оскар Милош - французский и литовский писатель, Марк Шагал - художник с мировым именем.

Каждое поколение вносит свой вклад в историю своего народа. Хочется верить, что нынешние поколения, живущие на белорусской земле, сохранят и приумножат лучшее, что сделали их предшествен­ники для белорусского народа и всего мира в целом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.