Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные интеграционные группировки мира




Международное сотрудничество.

Понятие, содержание и факторы интеграции.

План

Лекция 12. Международная экономическая интеграция

1. Понятие, содержание и факторы интеграции

Вторая половина XX в. характеризуется увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением научно–технического прогресса. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимости. В настоящее время весь мир – арена взаимосвязей хозяйственной деятельности людей. В экономической литературе и повседневной речи широко используется понятие «мирового хозяйства». Мировое хозяйство – это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда, различные экономические и политические отношения.

Мировая экономика является сложной, подвижной системой, находящейся в постоянном изменении. На сегодняшний день нового уровня достиг процесс интернационализации, глобализации производительных сил, в основе которого переплетение предпринимательского капитала.

Расширение международного разделения труда теснее связывают национальные хозяйства отдельных стран мира. Происходит постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия отдельных стран. Развитие внешнеэкономической сферы идёт быстрее национальных хозяйств. На региональном уровне интернационализации мирового хозяйства способствуют процессы интеграции.

Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно оп­ределить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимо­действия их воспроизводственных структур на различных уров­нях и в различных формах.

На микроуровнеэтот процесс идет по пути взаимодействия их воспроизводственных субъектов (предприятия, фирмы), спо­собствующих взаимопроникновению и сращиванию национальных экономик. На макроуровне на основе развития международной торговли товарами и услугами и роста международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), принимающих форму межгосударственных договоров по согласо­ванию национальных стратегий экономического и политического развития. механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Однако, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положительным фактором развития международной экономики.

Практика показывает, что предпосылки для интеграционного взаимодействия отдельных стран, тем благоприятнее, чем выше в целом уровни их технико-экономического развития и торгово-экономических связей между ними. Например, страны аграрно-сырьевого профиля, производя­щие не столько взаимодополняющие, сколько конкурирующие друг с другом продовольственные товары, топливо, сырье и т.п., мало заинтересованы в развитии взаимного обмена и ищут связи с более развитыми зарубежными партнерами. По той же причине рыночная интеграция мало перспективна и для стран, находя­щихся на ранних ступенях индустриализации, структура произ­водства которых отличается высокой долей добывающих отраслей и первичной обработки сельскохозяйственного и минерального сырья. В основной части своего экспорта они выступают по отно­шению друг к другу как соперники, борющиеся за внешние рын­ки сбыта. Поэтому их внутренние рынки не открываются навстречу друг другу, а, напротив, чаще всего отгораживаются таможенными барьерами.

Предпосылками интеграции являются следующие:

• Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

• Географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

• Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

• Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино».

После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объек­тивных факторов, среди которых важнейшее место занимает:

глобализация хозяйственной жизни

углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно - техническая рево­люция;

повышение открытости национальных экономик.

Все эти факторы взаимообусловлены.

В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения приняло глобальный характер. Всё большая открытость национальных экономик, деятельность транснациональных корпораций (ТНК), развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйст­венной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобаль­ная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.

Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет кон­такты с фирмами соседних стран.

Под влиянием НТП усиливается предметное, подетальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена ре­зультатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования, взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное раз­витие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвести­ционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК.

2. Международное сотрудничество

Понятие “международное сотрудничество” отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких авторов, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные поиски реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию, сотрудничество - это не отсутствие конфликта, но “избавление” от его крайних, кризисных форм. Иллюзия “прозрачности” содержания данного понятия послужила, видимо, причиной того, что попытки его определения встречаются достаточно редко. Одна из них принадлежит Ж.П. Дерриеннику, согласно которому “два автора находятся в состоянии сотрудничества, когда каждый из них может быть удовлетворен только в том случае, если удовлетворен и другой, то есть когда каждый из них может добиться достижения своей цели только тогда, когда этого может добиться и другой... Результатом чисто кооперативного отношения может быть ситуация, в которой либо оба автора удовлетворены, либо не удовлетворен ни один из них”. Такое определение достаточно адекватно отражает суть проблемы, поэтому на него вполне можно опираться при дальнейшем рассмотрении вопроса.

Традиционно отношения сотрудничества включают в себя двустороннюю и многостороннюю дипломатию, заключение различного рода союзов и соглашений, предусматривающих взаимную координацию политических линий: например, в целях совместного урегулирования конфликтов, обеспечения общей безопасности или решения других вопросов, представляющих общий интерес для всех участвующих сторон.

Развитие сотрудничества между государствами и другими авторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных организаций глобального и регионального значения. Рост взаимозависимости мира, возникновение и обострение глобальных проблем необычайно увеличили объективные потребности в усилении многостороннего сотрудничества и способствовали расширению его сфер. Сегодня это уже не только вопросы торговли, таможенных правил, пограничных урегулирований или военно-политических союзов, но и задачи, связанные с необходимостью нахождения адекватных ответов на экологические вызовы, освоением космоса, совместным использованием ресурсов общего пользования, развитием коммуникационных сетей, контролем вооружений и т.д. В то же время, как бы ни многообразны были эти сферы и направления и сколь бы велико ни было их значение, центральным и наиболее важным из них остается политическое сотрудничество, от успешности которого во многом зависит решение задач взаимодействия и в других областях.

Особое значение приобретают вопросы политической интеграции. Она тесно связана с экономической, однако не сводится к ней и не представляет собой явление “вторичного” иди “надстроечного” порядка.

В советской литературе осмысление интеграционных процессов было связано с развитием западноевропейского сотрудничества, а также сотрудничества стран - членов СЭВ, и ограничивалось главным образом обсуждением экономических аспектов проблемы. При этом в основе такого осмысления лежала идеологическая установка, основная суть которой сводилась к перепеву старой ленинской догмы, в соответствии с которой Соединенные Штаты Европы либо невозможны, либо реакционные. “В рамках капитализма, - писал, например, в 1963 г. И. Иванов, - “интегрируются” не только экономические потенциалы разных стран, но и все пороки и противоречия их экономики, во много раз увеличиваемые “интеграцией”. Именно поэтому капитализм не в состоянии обеспечить подлинного сближения наций”. Такая возможность признавалась лишь за “социалистической интеграцией”. Дальнейшая разработка проблемы, как показывает Ю.В. Шишков, под давлением практических потребностей посте- пенно принимала более содержательный характер. И, тем не менее, в силу “естественных” и понятных причин, освободиться от идеологических установок и экономического детерминизма советской науке не удалось.

В политическом отношении международная интеграция представляет собой более высокую - по сравнению с вышеназванными - форму сотрудничества. Это создание единого политического сообщества на основе союза двух или более политических единиц.

 

3.Главные интеграционные группировки мира.

Созданию интеграционных группировок как правило способствовали следующие условия:

1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости экономик интегрирующихся стран.

Обычно межгосударственная интеграция происходит либо между развитыми странами, либо между развивающимися странами. Даже внутри группы развитых стран и группы развивающихся стран интеграционные процессы идут между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Если это условие отсутствует, то интеграция начинается с заключения различных переходных соглашений, направленных на сближение уровней развития стран, выразивших желание интегрироваться.

На практике попытки интеграционного объединения индустриальных и развитых государств пока не продемонстрировали успешного развития.

2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений в мире начиналось с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте в непосредственной близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации. Затем к первоначальному ядру присоединялись соседние государства.

3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики. Экономическая интеграция способствует решению конкретных проблем, стоящих перед интегрирующимися странами. Поэтому представляется очевидным, что, например постсоциалистические страны не могут интегрироваться с государствами, в которых рыночные отношения имеют более развитый характер.

Можно выделить следующие основные предпосылки создания международных интеграционных объединений.

1. Концентрация и переплетение капиталов различной национальной принадлежности, создание транснациональных и многонациональных фирм. Эта предпосылка действует на микроуровне экономического развития.

2. Согласованная межгосударственная политика, направленная на формирование единого рыночного пространства на базе нескольких стран. Это подразумевает создание единого экономического, правового, информационного, политического механизмов для интегрирующихся стран. Формирование этого направления осуществляется на макроуровне.

Эти уровни интеграции тесно связаны между собой: активное развитие межфирменных связей требует принятия соответствующих решений государственными органами. Решения этих органов должны обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в интеграционном экономическом пространстве.

На макроуровне проводится согласование и осуществление совместной экономической, научно-технической, валютно-финансовой, внешней (т.е. по отношению к третьим странам, не входящим в данную группировку), а иногда и оборонной политики.

МЭИ осуществляется посредством создания интеграционных объединений. Можно выделить 4 основных формы таких объединений.

1. Зона свободной торговли. Страны-участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле.

Как правило, конкретные соглашения о создании зон свободной торговли предусматривают постепенную взаимную отмену пошлин и других ограничений между договаривающимися странами по торговле промышленными товарами в течение ряда лет. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер и обычно охватывает лишь некоторые виды товаров.

Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, включают положение, по которому страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры.

2. Таможенный союз. Свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется единым таможенным тарифом и единой внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам. Можно сказать, что в рамках таможенного союза начинает формироваться общая внешнеторговая политика интегрирующихся стран по отношению к третьим странам, то есть к странам, не входящим в интеграционную группировку. Формирование такой политики требует создания наднационального регулирующего органа и передачи ему части полномочий по вопросам внешнеторгового регулирования от национальных органов управления.

3. Общий рынок (единый рынок). Ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. На этом этапе происходит также разработка политики развития отраслей и секторов экономики, общей для всех интегрирующихся стран.

Все предыдущие меры, направленные на взаимное проникновение и сращивание экономик интегрирующихся стран позволяют на данном этапе начать формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию наиболее отсталых районов, входящих в интеграционное объединение.

4. Экономический и валютный союз. Все, указанные в п.1-3 формы интеграции дополняются проведением странами-участницами единой экономической и валютно-финансовой политики, созданием системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов.

На практике эти виды интеграции не всегда можно четко разграничить.

Участие в МЭИ обеспечивает странам благоприятные условия по следующим позициям:

1. Более широкий доступ к различным видам ресурсов (материальным, трудовым, финансовым, научно-техническим);

2. Возможность оперировать на более широком рыночном пространстве;

3. Привилегированные условия для фирм интегрирующихся стран и защита их (в определенных рамках) от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

4. Согласованное решение странами-участницами сложных социально-экономических проблем (выравнивание условий развития отдельных регионов, безработица и т.п.), экологических, научно-технических и других проблем.

В настоящее время международные интеграционные объединения действуют в разных частях света. Они имеют место как среди развивающихся стран, так и среди развитых стран.

В качестве примеров международных интеграционных объединений можно назвать следующие.

1. Европейский Союз (ЕС). В настоящее время в ЕС входит 15 государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Ирландия, Дания, Швеция, Финляндия, Австрия.

2. Европейская Ассоциация свободной торговли - ЕАСТ. Входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.

3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН. Создана в 1967 году. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. Местопребывание - г. Джакарта (Индонезия). С июля 1997г. приняты Бирма, Лаос и Камбоджа.

4. МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай.

5. Североамериканская ассоциация свободной торговли -НАФТА. Входят США, Мексика, Канада. Создана в 1992 году.

Существуют и другие интеграционные группировки. Особого внимания заслуживает Европейский Союз как наиболее развитое интеграционное объединение.

6.2. Европейский Союз – наиболее развитая интеграционная группировка в мире. История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс"). Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.

Датой образования Европейского союза считается 1957 год, когда вышеуказанные страны подписали в Риме документ, получивший название "Римский договор". Фактически это два договора: один об учреждении Европейского экономического Сообщества (ЕЭС), другой - об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган - Комиссия ЕЭС-Евратом. В 1967 году произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. До 1993 г. эта интеграционная группировка носила название "Европейские Сообщества" (ЕЭС). За время существования состав этой группировки постоянно расширялся. В 1973 году к первым шести странам присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 году в ЕЭС вступила Греция. В 1986 году - вступление Испании и Португалии. В 1995 году - вступление Австрии, Швеции, Финляндии.

В соответствии с замыслами организаторов ЕЭС развитие интеграционных процессов должно было привести к образованию таможенного союза и единого (общего) рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а в перспективе - к образованию политического объединения. В соответствии с этим планом, развитие данной интеграционной группировки прошло ряд этапов, для которых был характерен переход от низших (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим формам взаимодействия (экономический и валютный союз).

К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. В начале 60х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров.

Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов. С марта 1979 года начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы.

В 1987 году вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран. В целом эти задачи были выполнены, и в феврале 1992 года в г. Маастрихте был подписан договор о Европейском Союзе. Поэтому с 1993 года ЕЭС именуется Европейским Союзом или ЕС. Этот договор предусматривает постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический.

Определены общие цели Европейского Союза:

-валютная интеграция, т.е. постепенный переход к полному валютному союзу, создание в 1997 году единого Европейского банка, к 2000 году - введение единой валюты "евро", ликвидация национальных валют;

-проведение единой внешней политики;

-решение общими силами внутренних проблем ЕС - нелегальная иммиграция, терроризм, преступность, наркотики;

-развитие демократических институтов, укрепление наднациональных структур (Европарламент, Евросуд и т.д.).

В настоящее время в ЕС завершено формирование основ единого рынка и системы межгосударственного управления; страны-участницы решают вопросы окончательного оформления экономического, валютного и политического союзов.

Основными органами управления ЕС являются Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Европейский суд. Совет Министров ЕС - руководящий орган ЕС, обладающий правом принимать решения по основным вопросам деятельности ЕС и правом заключать международные соглашения от имени ЕС. Это законодательный орган. Он может принимать постановления 4 основных видов, различающиеся по обязательной силе и способам применения.

1. Регламенты - подлежат непосредственному применению во всех странах.

2. Директивы - претворяются в жизнь через принятие национальных законодательных актов.

3. Решения - касаются лишь некоторых предприятий и организаций.

4. Рекомендации - не имеют обязательной силы. В Совет Министров ЕС входят министры иностранных дел всех стран-участниц, в его работе принимают участие также другие члены правительств.

Комиссия ЕС (КЕС) - административный орган, обладающий широкими полномочиями. Основные функции КЕС следующие.

1. Выдвижение законодательных инициатив.

2. Контроль за исполнением постановлений Совета Министров ЕС. Использование необходимых санкций (в том числе и обращение в Европейский суд) при нарушении странами тех или иных актов ЕС.

3. Контроль за соблюдением таможенного режима, развитием аграрного рынка, налоговой политики.

4. Обеспечение эффективной политики в области конкуренции и проведение единой политики в сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.

Проведение единой кредитной и валютной политики осуществляется в настоящее время через работающие с 1 июля 1998 года наднациональные банковские институты – Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ).

Переход к единой валюте выгоден как государству, так и бизнесу Евросоюза.

Преимущества введения евро для государства.

1. Введение единой валюты связано с соблюдением жесткой бюджетной дисциплиной. А это, в сою очередь, позволит успешнее бороться с инфляцией.

2. В условиях одновалютной торговли внутри ЕС страны смогут обходиться меньшим объемом золотовалютных резервов. Избыточная часть резервов может быть направлена в хозяйственный, в том числе, инвестиционный оборот.

3. Вышеперечисленные обстоятельства позволяют сократить заемные операции правительств, удешевляют кредит и стимулируют экономический рост.

4. Введение единой валюты облегчает проведение налоговой реформы в странах ЕС.

Преимущества введения евро для бизнеса ЕС.

1. В зоне евро сложилось единое правовое поле денежно-кредитного и валютного регулирования.

2. Сокращаются расходы на расчетное обслуживание операций, сроки прохождения денежных переводов, что приводит к экономии накладных расходов.

3.Снижаются валютные риски внутри зоны евро.

Сложился единый европейский рынок капитала, более крупный, конкурентоспособный и ликвидный, чем прежние национально-ограниченные рынки. Евро участвует как в безналичных расчетах, так и в наличных расчетах.

В настоящее время Россия является участницей процессов международной экономической интеграции, которые происходят на территории бывшего СССР. Практически сразу после распада Советского Союза было провозглашено создание на его территории новой интеграционной группировки, в которую вошли все республики и бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии. В связи с административным распадом СССР распалось и единое экономическое пространство, которое раньше существовало на его территории. Новые независимые государства ввели свою валюту, стали формировать свои законодательные нормы, закрыли граница для перемещения на свою территорию товаров, рабочей силы, капиталов из соседних республик. Руководители вновь созданных государств стремились проявить как можно больше самостоятельности в вопросах формирования экономической политики, считая что смогут добиться более успешного развития своих государств.

Однако практика показала, что успешность экономического развития в значительной степени связана с развитием международных экономических отношений, позволяющих использовать преимущества международного разделения труда.

Содружество Независимых Государств – это попытка реинтеграции бывших советских республик на условиях рыночной экономики. Но нельзя сказать, чтобы этот процесс уже дал какие-то ощутимые результаты. В настоящее время он проходит в основном на уровне создания политических и функциональных органов и выработки законодательной базы, которая способствовала бы расширению экономических связей республик в рамках СНГ.

В настоящее время уже действуют политические органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Также сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет. В 1995 г. сделана попытка создать исполнительный орган СНГ - Международный экономический комитет (МЭК). На заседании СГП в ноябре 1995 года был обсужден объем полномочий МЭК и составлен соответствующий документ, который однако не получил единогласного одобрения. Его не подписали Узбекистан и Туркмения, а Азербайджан, Армения и Украина подписали с существенными оговорками. Предполагается, что МЭК будет иметь надгосударственный статус и осуществлять координацию научно-технической и промышленной политики.

В сентябре 1993 г. был подписан документ об экономическом союзе стран СНГ (в него не вошла Туркмения, а Украина вошла в качестве наблюдателя). В рамках этого союза должно поэтапно формироваться общее экономическое пространство, проводиться согласованная денежно-кредитная политика, налоговая, ценовая, внешнеторговая и валютная политика. Главная стратегическая цель - создание общего рынка стран СНГ.

В 1995 году Россия, Белоруссия и Казахстан положили начало практическому созданию Таможенного союза. Таможенный контроль перенесен на внешние границы этих государств, принят единый порядок регулирования внешнеэкономической деятельности, включая общий (российский) таможенный тариф. В настоящее время начинается второй этап реализации таможенного союза - формирование однородного экономического пространства с едиными условиями деятельности для производителей.

Становление СНГ как новой интеграционной группировки имеет ряд сложностей, и неоднозначен для крупнейшей страны этой группировки - России. Прежде всего сложность состоит в том, что интегрирующиеся государства имеют весьма различные темпы рыночных реформ. В наибольшей мере перевод экономики на рыночные рельсы осуществлен в России. Это приводит к заметным различиям в условиях работы производителей, в стоимости труда и т.д. В принципе между членами таможенного союза таких различий быть не должно.

Россия продолжает оставаться крупнейшим донором СНГ. Однако внутри Содружества пока нет эффективной системы взаиморасчетов. Существующий на бумаге с 1994 года Платежный союз пока не работает.

При анализе стран, входящих в СНГ, некоторые ученые выделяют три группы в зависимости от того, на какой основе государства строят взаимоотношения с Россией.

1. Государства, которые в краткосрочном и среднесрочном плане критически зависят от внешней помощи, прежде всего, российской. Это Армения, Беларусь и Таджикистан.

2. Государства, которые существенно зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большей сбалансированностью внешнеэкономических связей. Это Казахстан, Кыргызстан, Грузия, Молдова и Украина.

3. Государства, имеющие слабую экономическую зависимость России, причем эта зависимость продолжает снижаться. Сюда относятся Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. (Туркменистан представляет собой особый случай. Он не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории).

Страны третьей группы стремятся проводить максимально самостоятельный экономический и политический курс, считая основой своего развития масштабную эксплуатацию природных ресурсов.

В тоже время страны первой группы являются наиболее активными сторонниками реинтеграции в рамках постсоветского пространства.

Однако остается открытым вопрос о том, насколько выгодно нашей стране проводить реинтеграцию с теми странами СНГ, которые стремятся к ней в наибольшей степени. По сравнению с этими странами в России произошли более глубокие рыночные реформы, что и позволило несколько улучшить экономическую ситуацию в стране. Но это не означает, что Россия обладает таким экономическим потенциалом, который позволил бы ей стать донором для партнеров по интеграции.

В настоящее время в рамках СНГ документально оформлены объединения государств, различные как по своему составу, так и по экономическому содержанию. Это такие интеграционные группировки, как Союз Беларуси и России, Центрально-азиатское Экономическое Сообщество (объединяет Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – «ГУАМ».

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой мировое хозяйство?

2. Как можно определить международную экономическую интеграцию?

3. Что выступает предпосылками интеграции?

4. Какие факторы имеет в своей основе экономическая интеграция?

5. В чем состоит необходимость международного сотрудничества?

6. Какие объединения можно назвать в составе главных интеграционных объединений мира?

7. Какова история возникновения ЕС?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 2207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.