Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие № 3. Звуковой состав русского языка (8 часов)




Звуковой состав русского языка (8 часов)

Система гласных звуков русского языка. Сильные и слабые позиции гласных звуков в потоке речи.

Система согласных звуков русского языка. Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи.

Правила и приемы фонетического транскрибирования отдельных слов и целого текста.

Взаимоотношение звуков в потоке речи (процессы редукции гласных звуков и ассимиляции согласных звуков).

Цель занятия: изучение гласных и согласных звуков русского языка как системы; знакомство с сильными и слабыми позициями гласных и согласных звуков и процессами, происходящими со звуками в потоке речи; освоение приемов фонетического транскрибирования отдельных слов и целых текстов.

Литература: [3] - стр. 303-317

Контрольные вопросы:

1. Что лежит в основе классификации звуков русского языка (какими акустическими и артикуляционными признаками различаются гласные и согласные звуки)?

2. Какие артикуляционные признаки являются существенными для описания и классификации гласных звуков?

3. Какие артикуляционные признаки являются существенными для описания и классификации согласных звуков?

Материал для обсуждения:

Система гласных звуков

  Передний Средний Задний
  Негубные Губные
Верхний и ы у
Средний э   о
Нижний   а  

 

Система согласных звуков

  Губные Язычные
Губно- губные Губно- зубные Переднеязычные Средне- язычные Заднеязычные
зубные Передне- небные Средне- небные Задне- небные Средне-небные  
Смычные Взрывные звонкие б б,   д д,     г г,
глухие п п,   т т,     к к,
проходные сонорные носовые м м,   н н,        
боковые     л л,        
Щелевые звонкие   в в, з з, ж ж,      
глухие   ф ф, с с, ш ш,   х х,
сонорные         й,    
Аффрикаты звонкие              
глухие     ц ч,      
Дрожащие сонорные       р р,      

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимают под сильными и слабыми позициями гласных и согласных звуков?

2. Какие позиции являются сильными и слабыми для гласных звуков?

 

Пример-схема: atatatatata

2 1 2 3 1 1

 

ОСТАНОВКА

2 2 3 1

степени силы и слабости позиций гласного звука по его отношению к ударению:

3 – ударная позиция;

2 – первая предударная позиция и позиция абсолютного начала слова;

1 – все заударные позиции и все предударные позиции, кроме первой.

Задание 1: определите, в каких позициях находятся гласные звуки в следующих словах (по приведенному выше образцу - примеру) и сделайте вывод о том, что происходит с гласными звуками в слабых позициях.

Карандаши, горница, домовой, молочный, лягушка, печник, тряпичный, конечно, впечатление, осенний, очарование, голосок, колосники.

Вывод: в слабых позициях гласные звуки теряют свои существенные (отличительные) признаки и перестают различаться, то есть совпадают с другими звуками. Процесс, при котором гласные звуки теряют часть своих отличительных признаков (или все свои отличительные признаки), называется редукцией (сокращением). Именно в слабых позициях гласные звуки и редуцируются, что ведет к появлению редуцированных гласных – ъ, ь, иэ, ыэ, Λ

 

  Передний Средний Задний
  Негубные Губные
Верхний и ы у
Средний э   о
Нижний   а  

 

Λ – редуцированный гласный звук средне-нижнего подъема средне-заднего ряда, появляющийся в первой предударной позиции после твердых согласных и в абсолютном начале слова;

Ъ – редуцированный гласный среднего подъема среднего ряда, который появляется в заударных позициях и в предударных позициях (кроме первой предударной) после твердых согласных;

Т.о., Λ, Ъ появляются в только в слабых позициях после твердых согласных звуков.

Пример-схема:

 

 

atatatatata

ΛtъtΛtаtъtъ

 

Иэ - редуцированный гласный верхне-среднего подъема среднего ряда, который появляется в первой предударной позиции после мягких согласных4

Ыэ - редуцированный гласный верхне-среднего подъема среднего ряда, который появляется в абсолютном начале слова;

Ь - редуцированный гласный верхне-среднего подъем переднего ряда, который появляется в заударных позициях и в предударных позициях (кроме первой предударной) после мягких согласных;

Т.о., Иэ, Ь появляются в только в слабых позициях после мягких согласных звуков.

Пример-схема:

аt,аt,at,at,at,a

ыэt,ьt,иэt,аt,ьt,ь

Для фиксации реального звукового потока в фонетике используются специальные знаки и символы, с помощью, которых создается фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция – это специально разработанная научная система графических знаков для передачи звучащего речевого потока. Цель фонетической транскрипции – дать с помощью ограниченного набора условных знаков более точную передачу произносимой речи.

[ ] — квадратные скобки. Знак начала и конца транскрибируемого текста: [а] — звук а в отличие от буквы а;

[вада] — произношение слова вода.

м — апостроф вверху справа. Знак мягкости согласного: [м'-ал] — мял.

а — знак основного ударения в слове (наклон справа налево): [дом].

а — знак побочного ударения в слове (наклон слева направо): [съма-л,.oтъстраj’н,иjь] — самолетостроение.

• а —точка вверху слева. Знак более переднего образования гласных после мягких согласных: [л,•он] - лён.

ш — горизонтальная черта над согласным. Знак долготы звука: [шыт] -

сшит.

j - йот. Знак среднеязычного согласного, который на письме передается буквой й и буквами я, е, ю, ё, когда они стоят в начале слова, после гласной и пос­ле разделительных твердого и мягкого знаков; [маj] - май, [j•ук] - юг, [маj•о] – мое, [л,j•у] – лью.

ъ — знак редуцированного гласного среднего ряда, среднего подъема, который произносится во второй позиции после твердых согласных: [мълдо j] - молодой, [гбрът] - город, [сахър] - сахар.

ь – знак редуцированного гласного переднего ряда, верхнего подъема, который произносится во второй позиции после мягких согласных: [т'ьплавос] –тепловоз [выл, ьт] — вылет.

- - дефис. Знак примыкания безударного слова к ударному: [в-л'эс] – в лес, [дад, -бы] - дать бы.

I – одна вертикальная черта. Знак паузы не в конце фразы.

II – две вертикальных черты. Знак паузы в конце фразы.

Задание 2: затранскрибируйте слова из задания 1.

3. Какие позиции являются сильными и слабыми для согласных звуков?

 

Пример-схема: attatatattat

 

ОСТАНОВКА

 

 

Задание 3: определите, в каких позициях находятся согласные звуки в следующих словах (по приведенному выше образцу - примеру), и сделайте вывод о том, что происходит с согласными звуками в слабых позициях.

Карандаши, горница, домовой, молочный, лягушка, печник, тряпичный, конечно, впечатление, осенний, очарование, голосок, колосники.

Вывод: в слабых позициях согласные звуки теряют свои существенные (отличительные) признаки и перестают различаться, то есть совпадают с другими звуками. Процесс, при котором согласные звуки теряют часть своих отличительных признаков (или все свои отличительные признаки), называется ассимиляцией (уподоблением). Именно в слабых позициях согласные звуки подвергаются ассимиляции, которая бывает нескольких видов: ассимиляция по глухости-звонкости (косьба, варежка), ассимиляция по твердости-мягкости (нянчить, гвозди), ассимиляция по месту и способу образования (сшить, сжечь, подцепить).

Задание 4: затранскрибируйте слова из задания 3.

Задание 5: затранскрибируйте следующие слова и сочетания слов.

Щетка, видишь, смычок, жест, гости, мыши, счастье, цирк, яйцо, стая, ее, по одному, чужой, по-моему, еще, гостья, здравствуйте, улыбается, улыбаться, сегодня, воюют, сшить бы, эту землю, двустворчатая дверь, скучное сиденье в лавке, дощатые стены, сводчатый потолок.

Задание 6: затранскрибируйте текст, проанализируйте сильные и слабые позиции звуков, выделите случаи редукции гласных звуков и ассимиляции согласных звуков.

А в развалинах древнего Херсонеса жили ящерицы. С деланным равнодушием греясь в лучах полуденного солнца, они чутко оберегали жутковатую тишину умершего, никому уже не нужного города. Море тогда бывало почти неподвижным и ровным, как синеватое вороненое блюдце. И белые лепестки цветущих слив и вишен осыпали тогда развалины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.