КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономика США в последней четверти XIX – начале XX в
Политическая система США в последней трети XIX – начале XX в. Реформы Т. Рузвельта и В. Вильсона. США в 1877 – 1914 гг. Пункт 1. Содержание политической истории последней четверти XIX в. определялось прежде всего интересами крупного бизнеса, подчинившего своему влиянию обе главные партии. Республиканская партия, отражала интересы крупных финансовых магнатов и промышленников Северо-Востока страны. Здесь за нее голосовали значительная часть рабочих и городская мелкая буржуазия. Республиканцы также опирались на голоса большей части американцев протестантского вероисповедания. Демократическая партия опиралась преимущественно на землевладельцев и капиталистов Юга и Юго-Запада. В городах Востока ее массовую базу составляли рабочие-иммигранты, принадлежавшие к католической конфессии. Политическое преобладание в последней трети XIX в. принадлежало республиканской партии, олицетворявшей могущество индустриальных магнатов и использовавшей моральный авторитет, приобретенный республиканцами при А. Линкольне в годы Гражданской войны. В последние десятилетия XIX в. демократы лишь дважды занимали президентское кресло (Гровер Кливленд в 1885-1889 и 1893-1897 гг.). С 1868 по 1876 г. у власти находилось республиканское правительство генерала Улисса Гранта. При нем в государственном аппарате царили продажность, взяточничество, хищения, к которым был причастен сам президент. Президентские выборы 1876 г. проходили в острой борьбе. В ряде южных штатов республиканцы сфальсифицировали выборы. В нарушениях избирательной процедуры должна была разобраться специальная комиссия. Но накануне ее работы партии заключили сделку. Демократы признали победу республиканцев, но взамен президент Рутерфорд Хейс (до 1881 г.) обещал отозвать войска федерального правительства из южных штатов, передать контроль за распределением там федеральных должностей демократам, выделить денежные средства на развитие экономики Юга.
Независимо от того, какая партия господствовала в Белом доме или в конгрессе, внутренняя политика проводилась преимущественно в интересах крупного капитала. Систематически субсидировались корпорации, крупным компаниям раздавались огромные природные богатства страны, через конгресс и законодательные собрания штатов проводились законы, выгодные для большого бизнеса. В 1883 г. было проведено полное освобождение промышленников от подоходных налогов. В 1900 г. в интересах финансово-промышленной буржуазии, заинтересованной в устойчивой валюте был введен «золотой стандарт». Это денежная система, при которой только золото выступало всеобщим эквивалентом и непосредственной основой денежного обращения. При этом бумажные деньги могли обмениваться в банке на золотые монеты или золотые слитки по установленному гарантированному курсу зафиксированному на самих банкнотах (1 доллар равнялся 1,6 граммам золота). Кроме того, в конце XIX в. республиканскими администрациями проводилась целенаправленная протекционистская политика, способствовавшая росту американской промышленности, огражденной от иностранной конкуренции. Однако ширившиеся протесты против коррупции в государственных службах и против растущей силы корпораций заставили правительство сделать первые шаги в сторону реформ. Президент-республиканец Честер Артур (1881 – 1885 гг.), провел в 1883 г. закон о гражданской службе, запрещавший раздачу должностей за политические услуги в ходе избирательной кампании и вводивший систе му конкурсных экзаменов для чиновников. Но этот закон не привел к искоренению практики распределения мест по политическим соображениям, поскольку распространялся лишь на 12% государственных должностей. И после его вступления в силу приходившая к власти партия меняла в государственном аппарате значительную часть чиновников. К концу XIX в. относятся и ранние попытки государственного вмешательства в деятельность крупного бизнеса. В июле 1890 г. конгресс принял антитрестовский закон Шермана, по которому всякое объединение в форме треста или в иной форме, направленное на ограничение торговли или стесняющее конкуренцию, объявлялось незаконным. На практике же этот закон оказался безвредным для монополий. Судебные власти приравняли к трестам в первую очередь организации тред-юнионов.
Массовые движения социального протеста (Антиимпериалистическая лига, забастовочное движение) охватившие Соединенные Штаты в начале XX в., убедительно показали, насколько острые социально-политические проблемы стояли перед американским обществом. Поэтому на повестку дня встал вопрос о необходимости позитивных регулирующих действий государства. Уже в самом начале нового столетия в Соединенных Штатах были предприняты первые попытки практического воплощения либерально-реформистских программ. Их инициатором выступил видный деятель республиканской партии Теодор Рузвельт (1858 – 1919), занявший президентский пост в сентябре 1901 г. после убийства президента Уильяма Маккинли анархистом. Прежде всего он начал шумную кампанию против трестов. Администрация президента в первые же годы его деятельности возбудила ряд судебных процессов против крупных монополистических объединений. Первым среди них стал процесс против гигантского железнодорожного треста «Норзерн секьюрити». В 1903 г. Рузвельт добился судебного решения о роспуске этого громадного корпоративного объединения по обвинению в нарушении им антитрестовского законодательства. За этим последовали судебные процессы против чикагского треста скотобоен, табачного и сахарного трестов и других крупных монополистических объединений. Правда здесь дела закончились взысканием незначительных штрафов. Были проведены и некоторые другие меры по ограничению наиболее вопиющих проявлений монополистической практики крупных корпораций. В 1903 г. принят закон о создании министерства торговли и труда со специальным Бюро по делам корпораций, в функции которого входили сбор информации и расследование деятельности корпораций; наконец. В 1906 г. одобрен закон Хэпберна расширивший полномочия Междуштатной торговой комиссии (создана в 1887 г.), предоставив ей право устанавливать максимальный уровень железнодорожных тарифов. Тогда же принимаются законы о контроле федеральных властей над предприятиями крупных фирм по изготовлению продуктов питания и лекарств, об учреждении инспекции на бойнях и мясоконсервных заводах. Наконец, правительство Рузвельта сыграло важную роль в борьбе против расхищения естественных богатств страны. Фонд общественных земель, находившихся под охраной государства, был значительно расширен. Были созданы первые национальные парки, проведены меры по ирригации засушливых районов на западе страны.
Приемником Рузвельта на посту президента стал республиканец Уильям Тафт, избранный в 1908 г. Он нередко выступал с прямой поддержкой крупного бизнеса, прямо афишируя свои связи с финансовыми магнатами и взял курс на свертывание реформ. Это вызвало серьезное недовольство в стране. В итоге победу на президентских выборах 1912 г. одержал кандидат от демократической партии Вудро Вильсон (1856 – 1924). С его приходом в Белый дом в Соединенных Штатах начался новый тур либерального реформаторства. В феврале 1913 г. вошла в силу 16-я поправка к Конституции США о введении для всего населения страны подоходного налога с прогрессивно возраставшими ставками от 1 до 6%. В мае 1913 г. вступила в силу 17-я поправка к Конституции, согласно которой члены Сената США стали впредь выбираться не законодательными собраниями штатов, как это было ранее, а путем прямого голосования избирателей. В 1913 г. был принят новый тарифный закон, по которому ввозные пошлины снижались с 42 до 27% на 900 наименований товаров и 356 наименований были внесены в список свободного ввоза, хотя на многие товары (например, на табак и табачные изделия) сохранялись высокие тарифы. В декабре 1913 г. конгресс принял закон о реорганизации банковской системы страны. По условиям закона, в Соединенных Штатах создавалась Федеральная резервная система. Территория страны была разделена на 12 округов, в каждом из которых был организован резервный банк, объединявший значительную часть банков региона. Во главе этой системы было поставлено Федеральное резервное управление в Вашингтоне. В него входили министр финансов, контролер денежного обращения и пять членов, назначаемых президентом с согласия сената. Помимо административного руководства системой, в функции управления входил выпуск банкнот, которые имели значение денежных знаков. Важно отметить, что федеральные банки выполняли роль фискальных агентов правительства. Создание ФРС означало на практике консолидацию финансово-банковской системы США. Постепенно она стала превращаться в важнейший аппарат централизованного контроля государства над экономической жизнью страны. При этом распределение постов в ФРС обеспечило представителям монополий руководящую роль в финансовой системе страны.
Наконец, в течение первого срока президентства Вильсона были проведены меры заложившие первоначальные основы социальной политики американского государства. Так, был установлен 8-часовой рабочий день для железнодорожников, учреждена система компенсации за увечья на производстве рабочим, занятым на предприятиях, выполняющих государственные заказы. В составе федерального правительства было создано специальное министерство труда. Активизировалась и аграрная политика федеральных властей. В 1914 г. конгресс принял закон об агротехнической помощи фермерам и о создании с этой целью сети правительственных представителей – сельскохозяйственных агентов в графствах. За ним последовал принятый в 1916 г. сельскохозяйственный кредитный акт, который создавал систему государственных и акционерных земельных банков, получивших право выдавать фермерам ипотечные займы при значительном увеличении сроков, погашения долга и сокращении процентных ставок по долгам. Пункт 2. Последняя треть XIX в. в США стала периодом индустриализации и перехода к крупному массовому производству. Основой роста явилось развитие тяжелой промышленности. Развитие металлургической промышленности и значительное увеличение добычи угля создало прочную базу для роста других отраслей американской экономики. Особое значение имело завершение к концу 70-х – началу 80-х годов создания заводского машиностроения как самостоятельной отрасли производства. Помимо производства оборудования для текстильной промышленности, паровых двигателей, возникло паровозо-и вагоностроение, гигантски выросло сельскохозяйственное машиностроение. К началу XX в. США экспортировали сельскохозяйственной техники больше, чем все остальные страны мира вместе взятые. При всех успехах тяжелой индустрии важную роль продолжала играть пищевая промышленность, опережавшая другие отрасли по стоимости произведенной продукции. С развитием методов консервации и созданием морозильных установок поднялось на промышленный уровень производство мясных продуктов. Быстро увеличивалась выработка электроэнергии, производство химической продукции, добыча и переработка нефти. Одним из важнейших стимулов экономического развития США явилось активное железнодорожное строительство. Для его поощрения правительство предоставляло частным компаниям огромные денежные средства и обширные земельные владения из государственного фонда. К 90-м годам действовали уже четыре железнодорожных линии, связавшие центральные штаты с Тихим океаном. Аграрное развитие США после Гражданской войны было не менее динамичным, чем промышленное. Принятие в 1862 г. закона о гомстедах знаменовало окончательную победу фермерского пути развития капитализма в сельском хозяйстве на значительной части территории страны и создало огромный внутренний рынок. Таким образом, земли западнее р. Миссисипи были открыты для заселения. Общее число ферм в США за 1870 – 1900 гг. увеличилось с 2,7 млн. до 5,8 млн. В течение трех последних десятилетий XIX в. валовая продукция основных сельскохозяйственных культур США (пшеницы, кукурузы) возросла более чем в два раза, поголовье скота также удвоилось. После Гражданской войны США стали одним из крупнейших экспортеров хлеба и мяса. Доля сельскохозяйственных продуктов в американском экспорте составляла в 1900 г. 60%. Одна из причин роста аграрного производства в США состояла в расширении территории фермерского хозяйства. Другим фактором стала интенсификация сельского хозяйства. Применение жатки и косилки явилось крупным техническим переворотом. В последней трети XIX в. использование механизации фермерами приняло массовый характер. Появились такие виды сельскохозяйственной техники, как молотилка, комбайн, сноповязалка. Бурное экономическое развитие, характерное для США в конце XIX в., продолжалось с не меньшей силой в начале XX в. Необычайно быстро шел процесс индустриализации страны, продолжалось развитие высокотоварного фермерского хозяйства, сохранялся чрезвычайно емкий внутренний рынок. Начавшееся в 70-х годах XIX в. образование первых монополистических объединений приобрело особенно широкий размах в период 1898 – 1903 гг. Удельный вес продукции, выпускаемой корпоративными промышленными объединениями, неуклонно возрастал. В 1914 г. они производили около 3/4 промышленной продукции США. В начале XX в. стали создаваться по-настоящему гигантские корпорации. Наиболее ярким примером такого рода стало создание в 1901 г. Стального треста. Это мощное объединение возникло на базе слияния сталелитейной компании Эндрю Карнеги и ряда других корпораций под контролем крупнейшего американского банкира Джона Моргана. В первое десятилетие трест давал почти половину выплавки чугуна в США и 2/3 производства стали, а его ежегодные доходы достигали 100-150 млн. дол. Продолжался быстрый рост «Стандард ойл». Этот нефтяной трест был создан Джоном Рокфеллером в 1882 г. В начале XX в. он контролировала 95% нефтяной промышленности США и осуществлял контроль над многими другими промышленными и железнодорожными фирмами. Очень быстрыми темпами проходила монополизация автомобильной промышленности. Ее развитие было связано прежде всего с именем Генри Форда, приступившего в 1903 г. к массовому изготовлению автомобилей. Перед Первой мировой войной более 80% производства автомобилей в США приходилось на долю двух крупнейших автомобильных трестов-компаний – Г. Форда и «Дженерал моторс». Примерами крупных монополистических объединений в других отраслях промышленности были такие фирмы, как «Интернешнл харвестер», на долю которой приходилось 85% производства сельскохозяйственных машин, «Дженерал электрик», «Америкэн телеграф энд телефон» и др.
Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |