Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы получения социальной информации




-анкетный опрос;

-интервью;

-наблюдение;

-анализ документов;

-социометрический опрос;

-тестирование;

-эксперимент и др.

Применение каждого из названных методов предполагает предварительную разработку инструментария. Инструментарий – специально разработанные документы: анкета, бланк интервью, социокарта, наблюдательный лист и др. Для проверки качества подготовленного инструментария целесообразно провести пилотажное исследование. И только после подтверждения надежности инструментария следует приступить к полевому исследованию.

Целесообразно пользоваться параллельно несколькими методами сбора информации.

Анкетирование – опрос с помощью специального документа – анкеты, содержащего вопросы, ответы, на которые фиксируются респондентом письменно.

По структуре вопросы делятся на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы – это когда респондент должен сам формулировать свой ответ, например: «Что вы думаете по поводу того или иного события?» В закрытых вопросах содержится перечень возможных ответов. Полузакрытый вопрос – это когда после предлагаемого перечня альтернативных ответов респонденту дается возможность высказать свое особое мнение.

Структура анкеты включает вводную, основную и демографические части.

Вводная часть содержит обращение к респонденту, в котором обязательно указывается, какая организация проводит опрос, цель опроса и каким образом будут использованы результаты социологического исследованы; подчеркивается важность и значимость личного участия респондента в опросе, гарантируется анонимность ответов, излагаются правила заполнения анкеты.

Основная часть анкеты включает, как правило, несколько блоков вопросов. Первый блок направлен на получение фактической информации и содержит не очень трудные вопросы. Во втором блоке вопросы усложняются, например, выявляются ценностные ориентации, социальные установки, мнения и оценки респондентов. Третий блок содержит самые интимные и контрольные вопросы, цель которых - углубить и уточнить информацию.

Демографическая часть анкеты содержит вопросы, касающиеся социального статуса респондента и его социально-демографических характеристик, например, должность, профессия, семейное положение, пол, возраст, стаж работы, доход на одного члена семьи и т.д.

Анкетный опрос является универсальным методом сбора информации только при соблюдении правил опроса.

Метод интервью.

Интервью - это метод получения информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом.

Классификация интервью по процедуре проведения

Личное интервью - самый распространенный метод изучения какой-либо проблемы. Он предполагает проведение интервью на работе, на улице, в домах или каком-нибудь многолюдном месте специально обученными интервьюерами.

Групповое интервью предполагает одновременный опрос небольшого количества людей - группы, семьи, бригады. Как правило, это дискуссия по общей теме. Для группового интервью выбирается группа (до 10 человек), с ней проводится обсуждение определенной темы, ход обсуждения направляет ведущий - модератор, т.е. специально подготовленный интервьюер.

Телефонные интервью в настоящее время являются наиболее быстро распространяющимся методом, позволяющим избежать высоких материальных затрат, риска столкнуться с городской преступностью и быстро провести социологическое исследование.

Важным методом сбора информации в социологии является метод наблюдения, под которым понимается целенаправленная и систематическая фиксация социальных процессов в соответствии с задачами исследования. Особенность метода наблюдения заключаетесь в том, что всегда существует опасность получить необъективную, искаженную информацию об изучаемом процессе, так как сам факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемых.

Метод наблюдения целесообразно применять на этапе составления программы, когда надо получить предварительные данные об объекте, уточнить проблему, сформулировать гипотезу, также его можно использовать для проверки данных, полученных другими методами.

Различают следующие виды наблюдений: непосредственное и опосредованное; включенное и невключенное; структурализованное и неструктурализованное.

Непосредственное (прямое) наблюдение предполагает фиксацию различных социальных процессов в момент их возникновения, а косвенное (непрямое) наблюдение - происшедших определенных социальных процессов.

Включенное наблюдение предполагает присутствие социолога в исследуемой ситуации, на которую он может как влиять, так и подвергаться ее влиянию.

При невключенном наблюдении исследователь находится в стороне от наблюдаемой ситуации и не принимает в ней непосредственного участия.

При проведении структурализованного наблюдения социолог заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать в специальной стандартной карте наблюдений.

Неструктурированное наблюдение предполагает такой вид наблюдения, когда исследователь не определяет заранее, какие элементы изучаемого социального явления или процесса он будет наблюдать. Этот вид часто используется на разведывательной стадии исследования.

По характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым (если социальные процессы происходят в естественной обстановке) или лабораторным, т.е. проводится в искусственно созданной ситуации.

Метод анализа документов.

Под документами понимаются специально созданные вещественные носители информации, предназначенные для ее фиксации, передачи и хранения. Решение исследовательской задачи требует определения того, какие документы нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными.

По форме, в которой зафиксирована информация, документы делятся на:

-письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные);

-иконографические (кино-, видео- и фотодокументы);

-фонетические (магнитофонные записи).

В зависимости от статуса документы классифицируются на официальные, исходящие от тех или иных органов власти (правительственные материалы, постановления, данные статистической отчетности, документы различных организаций, архивы и т.п.), неофициальные документы (личные карточки, анкеты, заявления и др.).

По источнику информации документы делятся на первичные, составленные на основе прямого наблюдения или, опроса, и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное на основе данных первичных источников.

Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос. Термин социометрия в переводе означает: измерение степени дружественных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами первичного коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем. В строгом смысле слова, социометрический опрос относится к социально-психологическим методам. Он достаточно широко используется для изучения функционирования бригад и особенностей трудовых отношений в первичных трудовых коллективах. Поэтому его можно отнести к методам социологических исследований.

Этот метод используется для исследования различных межличностных отношений: формальных и неформальных, эмоциональных, рациональных, деловых и ролевых.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карточка, которая заполняется каждым членом первичного коллектива. Анализ социометрических карточек позволяет установить следующие проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (то есть положительный выбор) и отвержение, отклонение - то есть отрицательный выбор, а также игнорирование или безразличие.

Вопрос социометрической карточки называется социометрическим критерием. Специфика использования социоматриц как метода заключается в следующем:

во-первых, практически невозможно использовать этот метод на крупных объектах, поскольку социограмма окажется слишком многомерной и плохо интерпретируемой;

во-вторых, нельзя не учитывать этические ограничения, т.е. недопустимость разглашения результатов социометрического опроса, в частности социометрического статуса индивидов, без их добровольного согласия;

в-третьих, следует учитывать, что социометрия фиксирует только отражение сложившихся межличностных отношений в сознании людей.

Одним из методов сбора информации является метод тестирования. Тест - это краткое стандартизированное испытание, которому подвергают человека, чтобы выявить у него наличие и степень выраженности определенных черт личности, способностей и умений, мотивов и психических состояний. Тесты не позволяют сделать однозначный диагноз, но дают полезную информацию при его постановке.

Основная особенность тестовой методики - многократный контроль информации относительно измеряемой черты или характеристики. В своей сущности тест представляет большую серию испытаний. Главная трудность в работе с тестами состоит в том, что оценки по процедурам всегда относительны. Важно знать, что каждый тип теста имеет так называемый «ключ», то есть сопровождается особой инструкцией, в которой указаны соотносительные значения пунктов и способы итогового шкалирования по тесту.

К числу самых сложных методов сбора социологической информации относится эксперимент, позволяющий получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами не представляется возможным.

Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих условий: во-первых, то, что при создании экспериментальной ситуации в качестве контрольных выбирают характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы.

Во-вторых, следует учитывать те изменения контрольных характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем.

И в-третьих, на процесс эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.