Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод административного права




Сл 20 Методы правового регулирования это приемы, способы, средства воздействия на волю и поведение участников правовых отношений для достижения поставленных целей.

Следовательно, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования.

Сл 21 Необходимо отметить, что любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности состовляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Каким образом в волевом плане один участник управленческих отношений воздействует на другого.

Виды методов характерные для административного права:

Сл 22 Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных административно-правовой нормой;

Сл 23 Запрет - возложение на участников управленческих отношений обязанности воздержаться от совершения действий определенного рода под угрозой применения мер государственного принуждения;

Сл 24 Дозволение - предоставление участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Рассматривая особенности административного права, следует исходить из того, что управление предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому.

Сл 25 В системе управленческих связей субъекты не равны. Разными правами и обязанностями обладают, (например, Правительство РФ и федеральное министерство, федеральное министерство и соответствующее министерство республики в составе России различны и полномочия должностных лиц этих органов).

Для определения характерных черт метода административного права интересно сопоставить его с гражданским правом, которое закрепляет юридическое равенство субъектов гражданских правоотношений.

Сл 26 Юридическим фактом, порождающим, прекращающим и изменяющим гражданские правоотношения, является договор, который отражает волю обеих сторон.

Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с односторонними волеизъявлениями субъектов этих отношений. (Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например: приказ, предписание надзорного органа, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении административного наказания).

Сл 27 Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда им вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности.

В административно-правовой сфере, как правило, нормами закреплено, когда и между какими субъектами должны возникать те или иные правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон (например: отношения граждан с определенными органами исполнительной власти, связанные с регистрацией по мету пребывания возникают при заранее оговоренных обстоятельствах, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. Это касается и организаций с исполнительными органами. Так, в адрес конкретных исполнительных органов в точно установленные соответствующими нормами сроки, по определенной форме организации направляют финансовые отчеты, статистические данные. Нормативно закреплены также условия и порядок регистрации организаций, в ряде случаев - условия и порядок лицензирования, аттестации, аккредитации, сертификации их продукции).

Сл 28 При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они всегда вправе обратиться в суд.

Споры между участниками административно-правовых отношений разрешаются как в административном порядке - тем субъектом управления, который является либо вышестоящей стороной, так и в судебном (например: установлен порядок судебного обжалования действия и решений органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан).

Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов административных правоотношений, возможность тех из них, кто наделен юридически властными полномочиями, во внесудебном порядке воздействовать на другие органы, организации, на граждан.

При этом метод административного права предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников управленческих отношений. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой. Объясняется это тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.

Следующей особенностью административно-правового метода регулирования общественных отношений является то что, в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин). Следовательно, складывается такой механизм правового регулирования, который не является результатом взаимного (т.е. договорного) волеизъявления управляющих и управляемых. Данная особенность, в частности свидетельствует о том, что метод административно-правового регулирования исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке, но в соответствии с требованиями законов и административно-правовых норм возникающие в рамках регулируемых управленческих отношений вопросы независимо от того, по чьей инициативе они возникают.

Таким образом, особенности предмета административного права обусловливают специфику его метода правового регулирования. Административное право предусматривает, как правило, юридическое неравенство субъектов правоотношения, подчинение одного субъекта правоотношения другому.

Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности, прежде всего, субъектов исполнительной власти в полном соответствии с конституционным назначением, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается регулятивная функция административного права. Она может быть детализирована и может получить более развернутое выражение.

Административное право обладает рядом функции. Эти функции определяются назначением административного права как регулятора общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). С учетом этого можно выделить следующие функции административного права.

Сл 29 Под функциями какого-либо субъекта понимаются выполняемые им действия, способы решения поставленных перед ним задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.