Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки язычества




Магизм

Магизм (от греч. — колдовство, ча­родейство, волшебство) есть вера в возможность человека овладеть сверхъестественными и есте­ственными (природными) силами с помощью за­клинаний, ритуалов и т.д. Н.А.Бердяев (1948 г.) так писал о магии: "Оккультизм, например, есть сфера магии по преимуществу, т.е. необходимо­сти, а не свободы. Магия есть господство над миром через познание необходимости и законо­мерности таинственных сил мира. Свободы духа я не видел у людей, увлеченных оккультизмом. Они не владели оккультными силами — ок­культная сила владела ими. Антропософия раз­лагала целость человеческой личности, потро­шила душу не менее психоанализа... Редко кто производил на меня впечатление столь безблаго­датного человека, как Штейнер. Ни одного лу­ча, падающего сверху. Все хотел он добыть снизу, страстным усилием прорваться к духовному миру".

Магизм, как и мистицизм, не связан с обя­зательным признанием личного и, тем более, Единого Бога. Магическое миропонимание рас­сматривает мир как нечто безусловно статиче­ское и детерминированное и не оставляет места для свободы ни богам, ни духам, ни силам при­роды. Все и вся подчинены извечно существую­щим оккультным законам. Отсюда, нашедший "ключ" к ним становится подлинным властели­ном богов, людей и мира. Одна из индийских по­говорок так и гласит: "Весь мир подвластен бо­гам. Боги подвластны заклинаниям. Заклина­ния — брахманам. Наши боги — брахманы".

Поэтому в отличие от религии, усматри­вающей существо жизни человека в должном устроении его духа по отношению к Богу, магия основное внимание обращает на правильность совершения ритуала. Точное его исполнение имеет принципиальное значение в магии. Отсю­да, для нее совершенно неприемлемо православ­ное учение о таинствах, действительность кото­рых обусловлена духовным состоянием прини­мающего (например, апостол Павел пишет о причащении: "Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе" (1 Кор. 11,29), — и это при точном совершении всей внешней (обрядовой) стороны таинства Евхаристии и правил подго­товки к нему).

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской прак­тике— крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и др.), а не по вере, как об этом го­ворит Господь (Мк. 16,16).

Экзорцизм. Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия т. н. Отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (напр., в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного). Лаодикийский собор (364г.) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах." (пр.26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое—либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему—то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями...

Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. Но "Постановления апостольские" (Шв.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело доброволь­ного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Св. Духа, потому что получивший дарование исце­лений показуется через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В пятом веке экзорцисты уже не упоминаются. Специальный же чин "отчитывания" в требнике митр. Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Рус­ской Церкви он не получил никакого практиче­ского признания. Ни один из русских святых не отчитывал и именно потому, что был свят, то есть имел ДАР Святого Духа, которым и совер­шал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала сло­вам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17;21), т.е. правильной подвижнической жизнью, благодаря которой лишь христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия спо­собен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древности были единицы, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дер­зающий сам с помощью особых молитв и свя­щеннодействий ("ex opere operato") изгонять ("отчитывать") злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует" (Деян.19;13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесновато­го в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований."

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже - внешней (напр., молитвы свв. Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Собо­рования, Евхаристии, но без какого-либо специ­ального заклинательного чинопоследования, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и явля­ется освящением их акта сознательного отрече­ния от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблужде­ние, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плот­ских страстей и т.п. Не редко при этом ведется телесъем­ка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний снятых отцов по данному вопросу.

В послании под именем свят. Климента Рим­ского "О Девстве" аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми духами, и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания".

"Он [авва Питирион] много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, — говорил он нам, — кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало—помалу должно вам по­работить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей."

У преп. Кассиана Римлянина в беседах "О Божественных дарованиях" находим следующее. "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, ис­пытывает тягчайшее падение. От сего происхо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими."

Преп. Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исце­ление, не зная, что тебе полезно."

Преп. Варсануфий Великий: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу по­добно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть. Нам же немощным ос­тается только прибегать к Имени Иисусову."

Преп. Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: "Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящиеся за него будут услышаны, ибо "много может молитва правед­ного споспешествуема" (Иак. 5,16), и Господь сказал: "род сей не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17,21)."

Преп. Исаак Сирии о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие."

Блаж. Феофилакт Болгарский: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впослед­ствии, если не исправляются."

Сет. Игнатий (Брянчанинов): "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя дос­тойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само со­бой..."

"Поминайте в молитвах Ваших болящую Д, которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божий... Гораздо маловажнее беснование, не­жели принятие какого—либо вражеского по­мысла, могущего на веки погубить душу."

Приведенные высказывания святых красно­речиво свидетельствуют о их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовно­го порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу т.н. пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде т. н. экстрасенсорика. Все это калечит и душы, и тела лю­дей.

 

*

Магическое восприятие культа является од­ной из главных причин вырождения христиан­ской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и са­танизма.

Величайшее искушение для человека — "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", не подвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи - своего рода психологическая "революция" человека против Бога.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление вла­стителя всего мира— антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фее. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

Что породило и продолжает порождать язычество в человеке и обществе?

Основной и коренной причиной возникно­вения язычества является ложный путь самооп­ределения человека. Книга Бытия повествует о том, как первые люди соблазнились путем неза­конного срывания плода с древа познания добра и зла стать "как боги" и таким пагубным образом реализовать присущее человеку стремление к богопознанию и бесконечному совершенству. Вме­сто постепенного духовного роста, изменения себя по образу всесвятого Бога, и все более тес­ного единения с Ним, через что в человеке рас­крывались бы бесконечные совершенства и силы и он получил бы подлинное знание всего сущего и вечную жизнь, человек избирает более легкий

"путь" — не требующий внутреннего совершен­ствования, "приятный для глаз и вожделенный" (Быт. 3, 6), обещающий быстро, сразу дать чело­веку "знание добра и зла", всезнание — путь без­божного становления "богом".

Однако этот внешний путь "срывания" тайн бытия для овладения его естественными и сверхъестественными силами порочен по суще­ству, ибо отрывает человека от источника бы­тия — Бога, культивирует в человеке гордость — корень всех страданий человеческих. Именно от­сюда появляется магия как попытка разгадать и использовать в корыстных целях тайны мира и Бога, хотя бы и вопреки Его воле. Отсюда проис­текает идолопоклонство как естественный ре­зультат извращения понятия о высшей цели и истинном смысле жизни. Отсюда же и натура­лизм, поскольку утрата идеала духовного неми­нуемо влечет за собой культ материального, культ плоти. Гордость, попытка человека самому стать на место Бога, стремление к сверхсознанию и высшим наслаждениям порождает и наиболее утонченное язычество — мистическое

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.