Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественное пространство




Чтобы пространство перестало быть только “объективной реальностью, формой существования материи” и приобрело эмоциональную окраску, проследим за эволюцией отношения человека к нему. Это может быть полезным для понимания: почему один и тот же сюжет оригинально представляется разными художниками. При этом обнаружим, что не только набор выразительных средств будет влиять на смысл интерпретации, но и сама среда обуславливает восприятие истории. Обратимся к памятникам изобразительного искусства цивилизации.

Древний Египет. Это реальность мира “вечного горизонта”. Изображение во фресках не того, что видимо, а того, что известно. Важно не впечатление, а знание. Значимо все: домашняя утварь внутри закрытого ларца, жертвенные дары, каждый человек в группе людей. В египетском искусстве не предполагалось не только изображение пространства, но и сами тела не мыслились в пространстве.

Античная Греция. Живописец Кимон из Клеон сделал достоянием живописи ракурсы и повороты фигур в три четверти. Фигуры “развернулись” в пространстве. Изображение пространства, его глубины впервые поразило современников в театральных декорациях Агафарха. На плоских прямолинейных лицевых поверхностях части зданий представлялись то отступающими назад, то выступающими вперед.

Средневековье. Каждое изображение фиксировано “своим местом” действия. Пространство иерархизированно, и эта иерархия окрашивалась этической оценкой. Все пространственные отношения перестраиваются по вертикали, и “лестница Иакова”, ведущая от земли к небу, становится одним из важнейших символов человеческого существования. “Зримое невидимое” становится главным.

Эпоха Возрождения. Действие переносится в реальную земную среду, которая приобретает глубину и высоту, расширяется до панорамы, либо сужается до пределов скромного интерьера. Само пространство становится объектом изображения. Реализуется триединство: движение - время - пространство. Леонардо впервые увидел пространство как всеохватывающую, бесконечно многообразную световоздушную среду.

Новое время. Пространство в искусстве этой эпохи можно охарактеризовать словами великого Галилея: “Я вижу жуткие просторы Вселенной, окружающие меня, и чувствую себя привязанным к крошечному клочку этого безмерного пространства, но я не постигаю, ни почему я помещен именно в это, а не другое место, ни почему - то малое время, которое мне дано жить, совпало именно с этим, а не с другим моментом вечности, которая предшествовала мне и последует за мной”. (Цитируется по книге Г. П. Степанова «Композиционные проблемы синтеза искусств»).

Барокко. Живописное пространство активно вторгается в пространство архитектуры, раскрывая, расширяя его. Пространство земное реально сопоставляется с пространством “иного мира” и устремляется к нему. В качестве примера можно привести плафонную и алтарную живопись, декорации у Биббиены.

Художники ввели в сферу искусства новую среду, непосредственно окружающую человека в его жизни: темные каморки в испанском “кухонном жанре”, уютные или чопорные голландские интерьеры, малое пространство “тихой жизни” вещей.

Современный этап. Взаимодействие искусств по-своему сложно и противоречиво. Ощущается сильное воздействие дизайна, различных форм прикладного и декоративного искусства, его народных проявлений, использование декоративных свойств материалов, отход от строго функциональных деталей и тяготение к скульптурной пластичности.

Таким образом, мысленно обойдя границы, очерчивающие как объективно существующее, так и воображаемое художниками разных эпох пространство зрелища, можно самим приступить к сочинению вместилища. В нем суждено произрасти тому или иному зрелищному событию, будь то спектакль, представление, концерт и проч., то есть постановщику зрелища предстоит сделать выбор конфигурации пространства, более всего подходящего для осуществления художественного замысла: арена, симультанная сцена (несколько площадок), пространственная сцена (обозреваемая с трех сторон), сцена-коробка (классическая). При этом полезно знать: первые три варианта более всего подходят для зрелищ, в которых зрители и актеры существуют в едином пространстве, оформление предельно условно, играющие представляются в их реальном масштабе; сцена-коробка предполагает разделение в пространстве мира зрителей и мира актеров – это сцена оптических иллюзий, на которой восприятие масштабности человеческой фигуры зависит от сопоставления ее с искусственно созданным пространством (портальная арка, декорации и т.д.). Разумеется, и само вышеназванное разделение сцены на отдельные виды в большей степени условно. В любом зрелище можно говорить о комбинированных формах организации сценических подмостков.

Особо остановимся на сцене-коробке как наиболее распространенной сегодня и не обманувшей надежд многих поколений постановщиков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.