Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование государственной миграционной политики на современном этапе




 

В каждой отдельно взятой стране на общую социально- экономическую и миграционную ситуацию, как мы уже отмечали, оказывают значимое влияние межгосударственные миграционные процессы. С одной стороны, происходит концентрация наиболее квалифицированного потенциала в отдельных странах, регионах и секторах, получивших наиболее интенсивное развитие в современных условиях и их дальнейшая «элитизация». С другой стороны, усиливаются процессы региональной и секторальной дифференциации, не отвечающие как потребностям устойчивого развития национальной экономики, так и требованиям сохранения определенных позиций в мировом сообществе. Для регулирования этих процессов необходимо проведение эффективной миграционной политики. Именно поэтому формирование государственной миграционной политики, обусловленной социально-экономическими, национальными и иными условиями, представляется весьма существенной и многоаспектной проблемой для любого государства.

На протяжении весьма длительного времени в исследованиях, посвященных вопросам миграции, существенно преуменьшалась роль политики в контролировании миграционных потоков, примером чего являются нередкие случаи объяснения внутренней и международной миграции по одной и той же схеме71. В условиях «холодной войны» (50-е-70- е годы прошлого столетия) миграционные потоки в сторону западных стран регулировались прочными барьерами на выезде из стран советского блока, тогда как в принимающих странах границы были относительно открытыми. Правовая сторона миграционной политики была малозаметной, неконфликтной и демонстрировала свою управляемость рынком. Поскольку миграционные потоки рассматривались главным образом как механическое отражение макроэкономических и демографических факторов, ее исследование сосредоточивалось, прежде всего, на культурной ассимиляции и индивидуальной адаптации, что наблюдается и в наши дни в экономически развитых странах Западной Европы, где доля иммигрантов достигает 20-25 % (Германия, Франция, Нидерланды и др.). Даже в тех случаях, когда рассматривалась политика, в какой-то мере предполагалось, что ее логика в основном определяется изменениями в отраслевой структуре экономики, а ее функционирование в значительной степени непроблематично. Показательно, что даже те немногие авторы, которые хотели подчеркнуть ключевую роль иммиграционных ограничений в сохранении глобального неравенства, не подвергали сомнению способность государств управлять иммиграцией по своему желанию[12].

Положение стало меняться с середины 70-х годов XX в., когда произошел переход иммиграции от гипотетического состояния в состояние насущной проблемы. Эта резкая перемена привела к тому, что стало все труднее считать миграционную политику в качестве фактора, действующего просто как заградительный барьер на внутренний рынок труда. В исследованиях наметился общий переход от проблем адаптации, культурной ассимиляции и структурной перспективы, прочно основанной на традиции политической экономии[13], к правовому (в том числе и с позиций прав человека) ее решению, которое бы позволило взвешенно подойти к определению точки баланса между частными и публичными интересами.

В настоящее время в связи с глобализацией всех процессов, в том числе и миграционных - созданием безвизовых зон, увеличением масштабов нелегальной миграции, ростом международного трудового обмена, миграционная политика государств должна становиться одним из главных направлений государственной политики, а правовое регулирование отношений в области миграции должно адекватно отвечать на вызовы современности.

В большинстве современных источников миграционная политика трактуется в целом как совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе[14].

Анализ международных актов, национального законодательства позволяет сделать вывод, что миграционная политика включает или пронизывает такие общепринятые понятия, как экологическая, социальная, национальная и международная политика. Мы разделяем точку зрения о том, что миграционная политика — это совокупность социально-политических концепций и взглядов на международную миграцию, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий, направленных на регулирование миграционных процессов[15].

По нашему мнению, миграционная политика государства представляет собой совокупность теоретических положений, целей и задач, средств и методов по регулированию внутренних и межгосударственных процессов перемещения населения.

Миграционная политика складывается из теоретико-методологической и практической составляющих. Первая составляющая - это комплекс управленческих идей и концептуально объединенных средств, на основе которых, государство предусматривает достижение определенных целей. Практический аспект миграционной политики проявляется в деятельности субъектов государственной власти по уравновешиванию, гармонизации интересов всех участников миграционного процесса.

Миграционная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства. Ее характер и направленность определяются социально-экономической стратегией государства, а также вопросами его внешней политики, которые государство решает на том или ином этапе своего развития.

Миграционная политика должна базироваться на тщательном анализе изменений социально-экономической ситуации, так как она всегда должна рассматриваться как функция изменяющихся политических, экономических и социальных условий. Реализация такого подхода серьезно осложняется недостатком данных по миграции и неполным учетом комплекса взаимосвязей между миграцией и устойчивым развитием.

Современная миграционная политика может рассматриваться на мировом и национальном уровнях. Миграционная политика на мировом уровне проявляется в действиях международных организаций, прежде всего, ООН и МОТ и тех документах и рекомендациях, которые ими принимаются на различных заседаниях, и конференциях. На национальном уровне миграционная политика представлена национальной: политикой государств, которые проводят ее с учетом современных масштабов, направлений и особенностей межстранового перемещение населения, а также социально- экономических последствий миграции.

На разных исторических этапах в миграционной политике государств преобладала одна из ее составляющих (эмиграционная или иммиграционная), которая и определяла в целом ее сущность в анализируемый период. В настоящее время такой составляющей становится иммиграционная политика.

Реализация миграционной политики осуществляется через формирование ее механизма, включающего в себя набор инструментов (средств и методов), посредством которых обеспечиваемая достижение поставленных целей и задач. Законодательное закрепление порядка и правил внешней миграции населения составляет основу механизма реализации внешней миграционной политики государств.

Законодательная база Швеции по вопросам миграции включает Закон и Декрет об иностранцах. Выполнение этих правительственных актов возложено на департамент иммиграции Швеции и Апелляционный департамент. Прибывающие из безопасных стран первого убежища лица обычно не допускаются к прохождению процедуры и немедленно выдворяются из страны. При обнаружении явной необоснованности ходатайства, оно отклоняется, и заявитель немедленно выдворяется. Высылаемый в третью страну обычно не получает юридической помощи и подача им апелляции в шведский Апелляционный департамент не имеет приостанавливающего эффекта.

Законом об иностранцах предусматривается предоставление убежища противникам войны и лицам, которые, не будучи беженцами, могут привести убедительные причины нежелания возвратиться в страны происхождения из- за сложившейся политической обстановки. Согласие на пребывание в ТИвеции на гуманитарной основе может быть выдано лицам, проведшим значительное время в этой стране. Получившие отказ в убежище лица должны покинуть страну в течение месяца после уведомления об отказе, но если решение было принято по явно необоснованному ходатайству заявитель выдворяется немедленно. Получивший отказ и не убывший к указанному сроку заявитель может быть выдворен из страны в сопровождении полицейского наряда.

Следует отметить тот факт, что иммиграционное законодательство стран Запада не только основывается на международно-правовой системе, но и оптимизированы единые принципы в данной сфере и закреплены в межгосударственных актах, таких как Маастрихтское и Амстердамское соглашения, Шенгенское соглашение и т.п.

При этом законодательные акты в области миграции той или иной страны имеют как общие признаки, так и нередко принципиальные отличия, в зависимости от ряда причин: присоединилась или нет страна к международным актам по вопросам миграции, уровень социально- экономического развития, проблемы безопасности страны, демографическая ситуация в стране, состояние рынка труда и т.д.

Еще одной характерной особенностью современной миграционной политики вообще, и политики в области трудовой миграции в частности, является ее комплексный, многоуровневый и много сторонний характер. В последние десятилетия миграционная политика западных стран все более характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.).

Таким образом, изменения в современной миграционной политике развитых стран проявляются в расширении диапазона ее действия, усилении взаимосвязи ее различных направлений. Наряду с обновлением иммиграционного контроля, отмеченным выше, важное значение в миграционной политике приобретает обеспечение интеграции пришлого населения. Политика в отношении мигрантов, уже проживающих на территории западных стран, характеризуется улучшением условий их социально-экономической интеграции и направленностью на поддержание хороших межэтнических отношений, что облегчает адаптацию и интеграцию иммигрантов в принимающем их обществе.

Во многих странах созданы всевозможные государственные центры и агентства, помогающие иммигрантам адаптироваться в стране; действует множество специальных программ по трудоустройству иммигрантов, которые знакомят их с особенностями местного рынка труда, эффективными методами поиска работы и возможностями для учебы и переквалификации. Так, в Канаде в Торонто существует множество подобных центров, например: Centre for Foreign Trained Professionals and Tradespeople - центр для иностранных специалистов и рабочих, который предлагает занятия по ознакомлению с канадским рынком труда, семинары по планированию карьеры и обучению эффективным методам поиска работы; Skills For Change - один из крупнейших учебных центров Торонто предлагает для иммигрантов, получивших профессиональное образование за рубежом, программу STIC (Sector Terminoligy Information and Councelling). Эта программа рассчитана па инженеров (энергетика, электроника, химия и машиностроение), медицинских работников (медицинские сестры, лаборанты, фармацевты, терапевты) и экономистов (финансовое дело и бухгалтерия). Программа помогает произвести оценку квалификации по канадским стандартам и получить лицензию, необходимую для работы в Канаде. Участники программы получают помощь в освоении профессиональной английской терминологии по специальности, профессиональных компьютерных программ. В рамках программы проводятся индивидуальные собеседования или определения возможностей трудоустройства в Канаде по указанным специальностям.

Наряду с этим в своей миграционной политике развитые страны стали использовать такие средства как внешняя помощь, прямые иностранные инвестиции, меры внешнеторговой политики, призванные сдерживать эмиграцию из стран-доноров населения. Включение в миграционную политику этих средств позволяет воздействовать на миграционные процессы еще на стадии, предшествующей переезду иностранцев. Таким образом, адресатами современной миграционной политики западных стран становятся не только иностранцы, прибывающие в развитые страны и находящиеся на их территориях, по и потенциальные мигранты, а сама миграционная политика приобретает превентивный характер, что способствует защите государственных границ от нежелательных иммигрантов. Следует также понимать, что применение этих мер под силу лишь развитым странам мира, которые могут преследовать и более отдаленные стратегические цели.

Внешняя помощь оказывается развитыми странами в форме финансово-экономической и технической поддержки основных стран- доноров мигрантов, то есть главными реципиентами помощи являются государства, из которых наиболее велик поток мигрантов в страны, оказывающие помощь. Так, главным реципиентом внешней помощи США является Латинская Америка; Япония направляет свою помощь в Юго- Восточную Азию; страны Западной Европы - в Восточную Европу, Северную Африку и Турцию.

Внешняя помощь развитых стран способствует модернизации и наращиванию производства, формированию современной инфраструктуры, развитию человеческих ресурсов, оптимизации макроэкономической политики в странах ее получающих. На миграцию населения она оказывает как прямое, так и косвенное воздействие.

Прямое воздействие осуществляется через программы стимулирования и содействия выезда иммигрантов назад на родину, а также через помощь конкретным районам или труппам населения, имеющим высокие показатели эмиграции. Программы стимулирования реэмиграции предполагают оказание материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Они могут включать оплату их транспортных расходов, предоставление субсидии на переезд, перевод заработанных ими денежных средств и социальных льгот на родину, профессиональную подготовку для работы в родной стране, а также специальные кредиты на жилье или организацию частного бизнеса. В рамках программ экономической помощи странам массовой эмиграции развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Большое развитие такие соглашения получили, например, в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. Новые турецкие компании, созданные в основном на немецкие деньги, не только обеспечивали занятость реэмигрантов, но и останавливали новые потоки эмиграции из Турции.

Таким образом, миграционная политика должна базироваться на тщательном анализе изменений социально-экономической ситуации, так как она всегда должна рассматриваться как функция изменяющихся политических, экономических и социальных условий. Реализация такого подхода серьезно осложняется недостатком данных по миграции и неполным учетом комплекса взаимосвязей между миграцией и устойчивым развитием.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении к данной работе важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

1. работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);

2. специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие);

3. представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

4. специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);

5. крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимаемую страну инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В то же время отсеяв нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

1. Программы стимулирования реэмиграции.Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других - через некоторое время после его фактического возвращения домой. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятиями, на которых были заняты иммигранты.

2. Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину.

3. Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие данная форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции, что порой кардинально меняет экономическую стратегию страны.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Буров A.C. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов. - M.: Финансы и статистика, 2012.-С.З.

2. Доклад Генерального секретаря ОНН «О международной миграции за 2012 г.» // http://www.im.org/esa/population/publications/ittmig2012/ittmigrep2012

3. Демографические итоги 2011 года (часть 2) // Население и общество. - Бюллетень Института демографии ГУ-ВШЭ. -2011. -№281-282. Ионцев В.А.

4. Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их экономическое значение. - М.,2011.

5. Ионцев В.А. Международная миграция / Под общ. ред. О.Д.Воробьевой. - Вып.З.- Сер. «Миграция населения». - М., 2010.-С.29.

6. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс-Универс, 2011. - С.440.

7. Международная миграция: теория и история изучения. - M.: Диалог МГУ, 2009. - С.38.

8. Мошняга В.П. Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами // Технологии социальной работы. M., 2010.-С.363.

9. Метелёв С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

10. Мукомель В.И. Миграционная политика в России: Постсоветские контексты. - М., 2012.- С. 351;

11. Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности. Доклад глобальной комиссии по международной миграции. Перевод с англ. - М.: Оргсервис - 2012.- С. 85.

12. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие. / Под ред. Волгина H.A. - М.: Филинъ, 2011. - С. 6-8;

13. Руденко Г.Г., Кулапов M.H., Карташов С.А. Рынок труда: Учебник. - М.: Изд-во Российской Экономической Академии, 2010. - С. 20-21.

14. Рязанцев C.B. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. — Ставрополь: Книжн. изд-во, 2011. - С. 542;

15. Рыбаковский Л.Л., Рязанцев C.B. Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики// Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы: Материалы круглого стола. - M.: Институт международных экономических и политический исследований РАН, 2010;

16. Сизов И.Ю. Миграционная политика: монография. - М.: Московский ун-т МВД России, 2012.

17. Топилин A.B. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012.

18. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина H.A., Одегова Ю.Г. - М: Экзамен, 2012. - С. 138-139;

19. Portes A, Immigration Theory for a New Century: Some Problems and Opportunities // Intern. Immigration Rev. - 2011.-№31.-P. 799-825.

20. Ravenstein E.G. The laws of migration // Journal of the Royal Statistical Society. 2011, vol. 48. P. 167-227

21. Ravenstein E.G. The laws of migration II Journal of the Royal Statistical Society. 2011, vol. 52. P. 241-305.

 

 


[1] Доклад Генерального секретаря ОНН «О международной миграции за 2012 г.» // http://www.im.org/esa/population/publications/ittmig2012/ittmigrep2012

[2] Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина H.A., Одегова Ю.Г. - М: Экзамен, 2012. - С. 138-139

[3] Ионцев В.А. Международная миграция / Под общ. ред. О.Д.Воробьевой. - Вып.З.- Сер. «Миграция населения». - М., 2011.-С.29.

[4] Ионцев В.А. Международная миграция: теория и история изучения. - M.: Диалог МГУ, 2009. - С.38.

[5] Метелёв С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.-С.22.

[6] Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их экономическое значение. - М.,2010.

[7] Метелёв С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011,- С.22-26.

[8] Мукомель В.И. Миграционная политика в России: Постсоветские контексты. - М., 2011.- С. 351

[9] Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности. Доклад глобальной комиссии по международной миграции. Перевод с англ. - М.: Оргсервис - 2011.- С. 85.

[10] Буров A.C. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов. - M.: Финансы и статистика, 2003.-С.З.

[11] Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс-Универс, 2010. - С.440.

 

[13] Portes A, Immigration Theory for a New Century: Some Problems and Opportunities // Intern. Immigration Rev. - 2010.-№31.-P. 799-825.

[14] Рыбаковский Л.Л., Рязанцев C.B. Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики// Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы: Материалы круглого стола. - M.: Институт международных экономических и политический исследований РАН, 2011; Сизов И.Ю. Миграционная политика: монография. - М.: Московский ун-т МВД России, 2012.

16 Мошняга В.П. Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами // Технологии социальной работы. M., 2010.-С.363.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.