Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Драматургические основы социально-культурных технологий 1 страница




Кондитерские изделия с кремом

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Наименование | Количество |Масса продукта (г/см3), в |Дрож- |Плесе-|

| продукта | мезофильных | которой не допускаются | жи, | ни, |

| | аэробных и |——————————————————————————|КОЕ/г |КОЕ/г |

| | факультативно | БГКП | S. |Патоген-| | |

| | анаэробных |(колифо-| auerus | ные | | |

| |микроорганиз- | рмные | |микроор-| | |

| | мов, КОЕ/г, не| бакте- | |ганизмы,| | |

| | более | рии) | | в т.ч. | | |

| | | | | саль- | | |

| | | | |монеллы | | |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| 1. Торты и пирожные бисквитные, слоеные, песочные, воздушные, крошковые|

|с отделками: |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|- сливочной | 1 ч 10(4) | 0,01 | 0,01 | 25 |100* | 50* |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

|- | 1 ч 10(4) | 0,01 | 0,01 | 25 | 50 | 100 |

|белково-сбив- | | | | | | |

|ной, типа | | | | | | |

|суфле | | | | | | |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

|- | 1 ч 10(4) | 0,01 | 0,1 | 25 | 50 | 100 |

|фруктово-ягод-| | | | | | |

|ной, помадной | | | | | | |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

|- из | 1 ч 10(4) | 0,01 | 0,1 | 25 | 50 | 100 |

|шоколадной | | | | | | |

|глазури | | | | | | |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

|- типа | 1 ч 10(4) | 0,01 | 0,1 | 25 | 50 | 100 |

|"картошка" | | | | | | |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

|- с заварным | 1 ч 10(4) | 0,01 | 1,0 | 25 | - | - |

|кремом | | | | | | |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

|- с | 1 ч 10(4) | 0,01 | 0,1 | 25 | - | - |

|творожно-сли- | | | | | | |

|вочной | | | | | | |

|начинкой | | | | | | |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| 2. Рулеты бисквитные с начинкой: |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|- сливочной | 1 ч 10(4) | 0,01 | 0,1 | 25 | 50 | 100 |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

|- фруктовой, с| 1 х 10(4) | 1,0 | 1.0 | 25 | 50 | 100 |

|маком, с| | | | | | |

|цукатами, | | | | | | |

|орехами и др. | | | | | | |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|3. Кексы: |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|- сахарной| 1 х 10(3) | 0,1 | - | 25 | 50 | 50 |

|пудрой | | | | | | |

|——————————————|———————————————|————————|————————|————————|——————|——————|

|- | 1 х 10(3) | 0,1 | - | 25 | 50 | 100 |

|глазурованные | | | | | | |

|пралине, с| | | | | | |

|орехами, | | | | | | |

|цукатами, | | | | | | |

|пропиткой | | | | | | |

|фруктовой | | | | | | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

——————————————————————————————

* Определяются при использовании маргаринов

Драматургия культурно-досуговых программ – важная часть технологии СКД, имеющая свои специфические особенности, а также общие черты, присущие другим видам драматургии. Зародившись еще в античные времена, драматургия в настоящее время получила свое дальнейшее развитие и разнообразные ее виды: драматургия театра (пьеса), кинодраматургия, радиосценарий, телесценарий. Особое место в этой системе занимает драматургия культурно-досуговых программ, как сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы [8,с.342].

О становлении и развитии драматургии культурно-досуговых программ, о ее специфике и природе проявления достаточно широко и глубоко освещено в научной литературе [5,7,12,13,17]. Истоки теории драматургии КДП идут от начала 20-30-х г. XX столетия, ко времени появления агитационно-художественных бригад, «Живых газет», «Синих блуз» и многое другое. Доминирующими признаками этих форм были сценичность, действенность, конфликтность и основные особенности драматургии КДП, зафиксированные в это время, такие как; документальность, оперативность, синтетичность, эпизодное построения действия, активизация аудитории получили сегодня свою дальнейшую разработку.

Рассматривая драматургию КДП как важную часть технологии культурно-досугового процесса, необходимо подчеркнуть, что она имеет свои специфические особенности.

1) Это драматургия факта, конкретного события, реальность жизни героя и места действия, показанного ярко, с эмоциональной убежденностью в его достоверности, которые создают основу для психологического воздействия на аудиторию.

2) Драматургия КДП максимально приближена к местной действительности, связана с жизнью конкретного трудового коллектива и основана на коллективной самодеятельности масс, позволяющая активно включиться в конкретное и неповторимое действия праздника, обряда и т.д.

3) В отличие от театральной драматургии зритель – активный участник события программы, для этого вводятся разнообразные приемы его активизации (художественные, игровые, журналистские, режиссёрские), рассчитанные на определенное коллективное поведение аудитории.

4) Собирательный характер драматургии КДП ее следующая особенность. Наряду с реальными событиями, документальным материальным материалом, она использует все художественные средства выразительности для создания художественно – образного решения программы.

5) Включение в КДП реальных гостей, людей интересной судьбы, участников тех или иных событий, олицетворяющих трудовую деятельность, «биографию страны» и т.д. Герой драматургического произведения – наш современник или его художественный образ, построенный на прототипе – современнике.

6) Специфической чертой драматургии КДП является то, что она создается компилятивным путем, с использованием метода монтажа с помощью единого художественно-образного драматургического хода, который «красной нитью» проходит через все содержание и становится его цементирующим началом. Поскольку драматург и режиссер очень часто выступают в одном лице, этот ход называют – сценарно-режиссерским, способствующим созданию определенной целостности культурно-досуговой программы.

Основные компоненты драматургии.

Основные драматургические компоненты определены театральной драматургией (наличие действия, конфликта, сюжета, композиции и т.д.), но и другие виды драматургии привнесли свои особенности, которые только обогатили драматургию культурно-досуговых программ. "Драма" в переводе с древнегреческого означает действие, действо, и его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия, членение его на сценические эпизоды, сложная цепь высказываний в диалогах, монологах и ремарках автора.

Основным признаком драматургии является действие, которое состоит из непрерывной цепи событий, образующих сюжет, через которые автор выявляет связи и противоречия между людьми или социальными группами, раскрывает характер людей, поступки и обстоятельства их взаимоотношений. Действие в драматургии создает художественно-образный смысл.

Вторым родовым признаком драматургии является драматический конфликт – момент острого столкновения противоположных человеческих поступков, идей, взглядов, характеров, стремлений и др. Именно драматический конфликт (от лат. – спор, столкновение, разногласие) является движущей силой драматического произведения, отражая реальные жизненные противоречия и является идейно-эстетической основой драмы. Следует отметить, что конфликт – это не обязательно столкновение антагонистических сил. Он может выражаться и в преодолении трудностей, препятствий в достижении цели и т.д.

В своем конкретно-художественном отражении действительности драматический конфликт позволяет наиболее глубоко раскрывать сущность изображаемого явления, создавать законченную и целостную картину жизни. Именно конфликт драмы говорит об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать, т.к. через него (конфликт) драматург передает свое личностное отношение к окружающей действительности.

Наличие драматического конфликта является общей чертой драматургических произведений, формой проявления которого является сюжет (от фр. – содержание, предмет). Сюжет – это совокупность событий, включающий в себя композиционно выстроенный материал, его образное решение.

Любое драматургическое произведение должно создавать целостный изображаемый образ, где четкое композиционное построение позволяет упорядочить, логично изложить событие, расположить составные части действия (начало, середину, конец). Композиция (лат. – составление, расположение) – это своеобразный план, последовательное построение произведения при помощи своеобразных художественных приемов. Поскольку без основных элементов драматургической композиции – изображение начала борьбы, хода борьбы и результатов борьбы – невозможно создание целостного образа конфликтного события. Их наличие и последовательность расположения в драматическом произведении является необходимым элементарным художественным требованием.

Основные элементы драматургической композиции

Специалисту СКД необходимо хорошо знать основные элементы драматургической композиции:

1. Экспозиция – начальная часть драматургического произведения; ее назначение – сообщить зрителю информацию, необходимую для понимания предстоящей культурно-досуговой программы.

2. Пролог – это другой вид экспозиции, прямое обращение автора программы к зрителю, краткий рассказ о персонажах будущего действия.

3. Завязка – толчок к изображению основного конфликта, именно в завязке начинается драматическое действие.

4. Развитие основного действия – каждый эпизод должен иметь свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, через которое «красной нитью» проходит идейный замысел программы. Логика развития основного действия требует постепенного нарастания ритма, нельзя строить действие от эмоционально более сильных эпизодов к слабым. Оно должно развиваться по нарастающей линии к кульминации.

5. Кульминация – это высшая точка развивающегося действия, которое является вершиной в противоборстве точек зрения позиций, где наиболее ярко звучит поставленная проблема.

6. Развязка – это способ разрешения конфликта, который избирает сценарист. Развязка может отсутствовать, и тогда действие заканчивается в момент кульминации, как бы предоставляя аудитории самому сделать окончательные выводы.

7. Финал – эмоционально-смысловое завершение программы. Он является как бы проверкой драматургии в целом. Если нарушены основные ее элементы, то финал получится как бы «размытым», незаконченным.

Конечным результатом работы специалиста над сценарием является культурно-досуговая программа.

Как специфическое социально-художественное явление, культурно-досуговая программа опирается на творческую активность участников, их эмоционально-чувственное восприятие, интерес, импровизацию, и в конечном итоге формирует вкусы, потребности, ментальные традиции культурно-досуговой жизни общества в целом.

Классификация культурно-досуговых программ.

Многие исследователи (Стрельцов Ю.А, Герасимова О.А, Козловская Л.И, Гальперина Т.И и др.) в основу классификации КДП предлагают основные их видовые признаки: доминирующий вид деятельности, содержание, драматургическое построение материала, использование средств выразительности, разновозрастную аудиторию и т.д.

Они подразделяются на:

- информационно-дискуссионные;

- информационно-художественные;

- художественно-зрелищные;

- рекреационно-анимационные;

- конкурсно-развлекательные;

- сюжетно-игровые;

- празднично-обрядовые;

- фольклорные;

- коммуникативные;

- спортивно-художественные;

- экскурсионно-туристические и др.

А.Д Жарков культурно-досуговую программу называет «своеобразной продукцией, созданной на основе сценарно-режиссёрского замысла, обогатившейся социально-творческой активностью самих ее участников» [8,с.341].

Сценарий как драматургическая основа культурно-досуговой программы.

Драматургической основой культурно-досуговой программы является сценарий. Слово "сценарий" итальянского происхождения и первоначально означало "декорация". В современном понятии "сценарий" как драматическая форма появилась в связи с искусством кинематографии, а также рассматривается как сюжетная схема, на основе которой создаются массовые театрализованные зрелища, эстрадно-цирковые представления, культурно-досуговые программы и т.д.

Сценарий культурно-досуговых программ в отличие от других видов драматургических произведений включает в себя и литературный, и режиссерский материалы. Однако в специальной литературе последних лет у многих авторов понятие "сценарий" не имеет четкого определения. Каждый из них обращает внимание на отдельные его стороны, утверждая, что сценарий это:

· подробная литературная разработка содержания массового мероприятия [6,с.16];

· способ фиксации единого действия представления во всем объеме выразительных средств [18,c.101];

· программа воспитательного воздействия [15,c.274];

· процесс планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического воздействия на объект воспитания [10,c.141] и многое другое.

Исходя из раскрытия разных сторон этого явления, можно дать ему следующее определение: сценарий – это подробная литературно-текстовая разработка сюжетно-образного содержания КДП с элементами постановочного плана. В нем четко определены отдельные компоненты действия, раскрыт замысел, показаны авторские переходы от одного события к другому, использование разнообразных средств выразительности, приемов активизации аудитории и т.д.

Сценарий наряду с литературным текстом включает в себя и постановочную часть: сценографию, музыку, техническое оформление и т.д.

Особенности разработки сценария зависят от его жанра, который многими определяется как угол зрения, под которым подается то или иное содержание, так как оно раскрывается по принципу условности. Границы жанра так же условны, как и сами жанры, но посетители принимают эту условность, если сценарист и режиссер не нарушают ее.

Независимо от жанра программы в центре внимания сценариста должны быть учтены специфические особенности драматургии: действенность, конфликтность, сюжетность, композиционная целостность.

В практике различают три вида сценария. Это:

1) оригинальные, авторские сценарии, которые содержат принципиально новые творческие решения, не повторяют по форме и содержанию уже известные образцы;

2) некоторые сценарии имеют характер компиляции, монтажную организацию многообразия средств использования известных готовых сюжетов;

3) смешанный вид, где сочетаются авторские идеи с компилятивными фрагментами: это разработка монологов и диалогов ведущих; оригинальные приемы активизации аудитории, интересный сюжетный ход и т.д.

Сутью любого сценария является наличие действия, так как оно есть основа драматургии, но его нельзя рассматривать лишь как физические поступки действующих лиц или их перемещение по площадке. Под действием следует понимать целенаправленную работу сценариста для достижения поставленной цели через подробную разработку сюжета программы, в котором существует несколько способов построения действия:

· последовательно-хронологический, где действие развивается по мере совершения события: от завязки до финала;

· ретроспективный, когда финальное событие сценария является его завязкой, в которой зарождаются предпосылки к действию. Например, праздник Дня Победы: звучат марши, чествуют ветеранов, на экране хроникальные кадры окончания войны, возвращение солдат с фронта и т.д., а затем начинаются воспоминания ветеранов о "военных дорогах" и мирной жизни сегодня;

· с перерывом основного действия, поскольку в драматургическом произведении действие состоит из событий-эпизодов, то иногда основное событие нуждается в эпизодах-мостиках или эпизодах-штрихах. Они служат для дополнительного раскрытия ситуации, характера героя или программы в целом;

· параллельный (или одновременный), особенно используется в праздничных программах, где сюжет распадается на несколько действий на разных площадках, но все они объединены единой темой и ее образным отображением.

Если действие – это основа сценария, то вторым его компонентом является конфликт, так как именно он свидетельствует об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать. Но некоторые КДП особенно развлекательного характера, не имеют ярко выраженной драматической борьбы и при этом не теряют свою привлекательность и художественную значимость. И все таки без наличия конфликта невозможно сделать сценарий полноценным, а образы яркими, запоминающимися, взятыми как бы из жизни. Отсюда и разновидность конфликтов:

- прямой, явный, когда он получает разрешение на наших глазах (особенно в конкурсных, игровых, спортивных программах);

- скрытый или подразумевающийся, когда столкновение и борьба уже произошли и только с помощью исходного материала мы можем восстановить и показать его. Например, на творческой встрече с интересным человеком, показ его жизненных коллизий будет более ярким, если отобранный документальный материал острее покажет его столкновения с действительностью, преодоление себя и трудных ситуаций;

- особое место в КДП занимает конфликт как бы «размытый», используемый особенно в развлекательных, художественно зрелищных программах («Аншлаг», «Юморина», «Капустник») и др.

С понятием «конфликт» тесно связанно и понятие «сюжет», который является композиционной основой сценария. Как уже говорилось раньше, «сюжет – это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме темы программы». [9,с.340]

События, который раскрывает автор, должны обеспечивать динамично развитие действия через эпизоды, быть связанными переходными мостиками (музыкальными, словами ведущих, персонажей, видео материалом, играми и т.д.). Вместе с тем, в сюжетной организации действия сценария может быть использовано и бессюжетное, то есть дивертисментная его организация. В этом случае организующим звеном становится не сюжетный ход, а всего лишь тема программы, в соответствии с которой и подбираются выразительные средства.

Построение сюжета и развитие действия по нарастающей требуют особенного приема его ведения. В практике создания сценария его называют драматургическим, режиссёрским, сценарным, сюжетным и т.д. Но поскольку драматург и режиссер очень часто выступают в одном лице, то чаще всего его называют сценарно-режиссерским ходом, цементирующим действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Например, это действие в условиях полета «Мне сверху видно все» сюжета сказки «В некотором царстве...», эстафеты, репортажи, ярмарка, «Если б камни могли говорить», путешествия и др.

Автор книги «Драматургия и режиссура зрелища» И.Б. Шубина предлагает три вида образно-смысловых хода:

· условно-знаковый;

· музыкально-образный;

· образно-игровой [20,c.112].

Именно в сценарно-режиссерском ходе находит свое зарождение конфликт, завязка основного действия, раскрытие авторской идеи. Художественное раскрытие идеи может также выражаться символами – звуком метронома, звоном хатынских колоколов, музыкальными произведениями, персонифицированными образами: "Родина-Мать", "Песняр", "Белорусочка" и др.

Важной особенностью сценария КДП является вовлечение участников мероприятия в действие, потому что активизация аудитории одна из отличительных его особенностей. К приемам активизации могут относиться:

1) художественные – это коллективное исполнение песен, танцев, речёвок, мелодекламаций и т. д;

2) игровые – конкурсы, ролевые игры, игры-драматизации и т.д.;

3) режиссёрские – коллективные выходы, шествия, рапорты, церемониальные действия, оригинальные мизансцены и др;

4) журналистские – опросы присутствующих, интервью, беседы, диалоги «свободный микрофон» и др.

Вовлечение аудитории в коллективную деятельность связано с созданием коллективного восприятия, коллективного внимания, коллективного интереса и активности. В зависимости от жанра программы, его идейно тематического замысла и аудитории, отбираются те или иные приемы активизации. Так, например церемониальные действия характерны для общественно политических программ, журналистские – для информационно-дискуссионных ток-шоу; художественные и игровые – для конкурсно-развлекательных, рекреационно-анимационных, коммуникативных и т.д.

Активное участие аудитории в КДП зависит от многих факторов: от актуальности темы, узнаваемости реальных событий и фактов, от использования местного материала, рассказа о людях конкретного коллектива, об их судьбах, об их проблемах, тем более что основной герой сценария – это сам зритель.

Характеристика основных законов композиционного построения сценария.

Композиционная целостность драматургического построения действия сценария является категорией чрезвычайно важной. В сценарии культурно-досуговой программы композиция понимается как соединение, монтаж внешне порой разнородных, но имеющих глубокие внутренние связи элементов, а успешное решение композиционных задач – важнейшее условие для раскрытия авторского идейно-тематического замысла [16, c.34].

Любой сценарий также требует соблюдения основных законов драматургии, то есть в нем должно быть чёткое композиционное построение действия, включающего в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, его кульминацию, развязку и финал.

1) Экспозиция в сценарии – это особый психологический настрой аудитории за счет специально подобранной музыки, тематических выставок, рекламы, игровых действий в фойе, необычной встречи гостей и т.д.

Экспозиция в сценарии обычно плавно перерастает в завязку – события, с которого начинается действие. Это может быть первая встреча со сказочными персонажами, первый конкурс участников, обращение к малоизвестному факту из биографии героя вечера или появление персонифицированного образа.

2) Основное развитие действия – является самой большой частью сценария, так как именно здесь основной сюжет КДП находит свое драматургическое продвижение к кульминации. Эта часть должна подчиняется следующим закономерностям:

- каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловым мостиком с предыдущим и последующим;

- необходима законченность каждого эпизода, которые должны обладать логикой построения;

- действие необходимо выстраивать по нарастающей к кульминации;

- событийный ряд должен быть подчинен сценарно-режиссерскому ходу.

4) Основным важным элементом сценарной композиции является кульминация. Это наивысшая точка развивающегося действия, в которой разрешается конфликт. Примером кульминации могут быть следующие моменты: подъем флага в честь победителя; разрезание ленты; обращение с призывом; ритуальная часть; самый интересный конкурс и т.д. Без кульминации действие протекает однообразно, без эмоциональных подъемов и спадов, что не всегда вызывает у аудитории запланированное воздействие.

5) Развязка – последнее событие, результат, к которому приходит действие, оно подводит зрителя к пониманию тех или иных противоречий, и ее отсутствие вызывает ощущение незавершенности.

6) После кульминации и развязки наступает финальная часть, которая несет особую смысловую нагрузку, так как она подает идею в концентрированном виде. Поэтому очень часто финал перерастает в коллективное действие, разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Заключительным мощным аккордом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, обращение, прощальный танец, награждение победителя конкурса салют и др.

Композиционное построение действия в сценарии имеет свои законы соподчинения всех его частей по принципу гармонии. Это: целостность, контрастность, подчиненность всех средств выразительности идейному замыслу, соразмерность каждого эпизода.

1) Закон целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. Структурной единицей сценария является эпизод, раскрывающий определенную черту события, вокруг которого разворачивается действие. Но являясь самостоятельной единицей информации эпизод становится неотъемлемой частью целого. Композиционная целостность сценария культурно-досуговой программы достигается: оптимальным количеством эпизодов для раскрытия замысла; системой связей между эпизодами; смысловой и эмоциональной преемственностью.

2) Закон контрастности базируется на законе единства и борьбы противоположностей – основа диалектики, основа развития, при котором выявляются противоречия (конфликт). При использовании контраста активизируется эмоциональное восприятие зрителями содержания культурно-досуговой программы, а постоянная борьба положительных и отрицательных эмоций оказывает влияние на их интеллектуальную и духовную сферу.

3) Закон подчиненности всех выразительных средств идейному замыслу сценария требует от автора развитого художественного вкуса, достаточно глубокого знания литературы и искусства, быть современным и обладать творческой фантазией и воображением.

4) Закон соразмерности. Если вышеназванный закон описывает качественную сторону сценария, то закон соразмерности говорит о количественном соотношении исходного материала, распределении его по эпизодам, значимости события, которому посвящается культурно-досуговая программа. Необходимо добиваться соразмерности расположения главных и второстепенных частей сценария, их пропорциональности как относительно друг друга, так и композиции в целом. Здесь сценаристу могут помочь творческая интуиция, чувство меры и драматургическая логика.

Основные этапы работы над сценарием КДП

Рассмотрев некоторые законы композиции и особенности сценария культурно-досуговой программы, рассмотрим основные его этапы, которые, отражая последовательность работы, организуют и упорядочивают творчество сценариста. Этапы работы над сценарием:

1) формирование идейно-тематического замысла сценария культуно-досуговой программы;

2) разработка сценарного плана;

3) определение сюжетно-событийного ряда и сценарно-режиссерского хода;

4) изучение, анализ и отбор средств выразительности;

5) монтаж организации сценарного материала;

6) литературная запись сценария.

Что касается самого творческого процесса, то здесь канонов и «законов» быть не может. Каждый автор, исходя из собственного практического опыта, на первый план выдвигает те или иные компоненты работы над сценарием.

Идейно-тематический замысел сценария по В.И. Далю «есть намерение, задуманное дело». Как начальная ступень работы над сценарием он состоит из следующих взаимосвязанных элементов: темы, идеи, цели, жанра программы, особенности аудитории. Тема – это круг жизненных явлений, событий, характеров, поступков людей, которые должны быть художественно исследованы и раскрыты в сценарии.

Но общую тему необходимо конкретизировать, найти у нее проблемный аспект, интересный данной аудитории, раскрыть поступки и характеры конкретных людей, знакомых и узнаваемых зрителем, используя для этого жизненные факты, местный материал. Так сценарий «Почему они это делают?» (о подростковом суициде) был построен на конкретном событии, которое произошло в г. Минске. В сценарии были использованы и другие реальные события: выступление мамы одного из подростков, самоубийство которого удалось предотвратить, письма в редакции газет, сообщения в интернете о попытке самоубийства подростков и др.

Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать автором идею – главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых явлений. В идее выражена та мысль, которая будет созвучна с чувствами людей, пришедших на программу.

В сценарии «Почему они это делают?» основная мысль и боль автора заключается в финальном монологе о том, как важно прийти на помощь, не оттолкнуть человека, когда он в беде.

Раскрывая идейно-тематический замысел программы, сценарист решает определенные задачи в достижении художественно-педагогической цели, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам. Сценарист уже на уровне замысла ставит зрителей в условия активной духовной деятельности, максимального самовыражения.

Сценарный план как структурно-драматургическая основа КДП.

Сценарный план – набросок композиционного построения действия сценария, план сюжетно-событийной концепции содержания программы, последовательность подачи материала и его темпо-ритмическое построение. У опытных сценаристов сценарный план иногда возникает в сознании сразу же после разработки идейно-тематического замысла, характером и условиями проведения программы. В большинстве же случаев – при последующих этапах работы над сценарием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 7697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.