Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 2 страница




· актуальность заявленной темы;

· оригинальность сценарной идеи;

· композиционное решение игрового проекта (сценарно-режиссерский ход, музыкальное и художественное оформление игровой программы, использование разнообразных приемов театрализации);

· качественное и грамотное использование средств художественной выразительности (свет, костюмы, реквизиты, декорации и т.д.);

· мастерство и артистичность исполнения (культура речи, умение держаться на сцене, умение импровизировать, доступное объяснение игровых правил и условий и т.д.);

· работа со зрительным залом, эффективное вовлечение их в сюжетно-игровое действие.

Члены жюри не должны решать кардинальные вопросы, устанавливать правила, им следует внимательно следить за выполнением этих правил, соблюдением установленного порядка. Чем меньше заметен судья, тем совершеннее, «взрослее» сама игра, тем лучше налажен ее внутренний механизм.

Организаторам игр следует обратить внимание на подбор и вручение призов победителям. Так, например, при проведении фольклорных программ следует стремиться к тому, чтобы призы, сувениры соответствовали реально сложившейся игровой ситуации, т.е. по-своему дополняли сюжет игры. В качестве призов, сувениров лучше всего вручать изделия из белорусской соломки, дерева, глины. Ведущему необходимо учитывать, что приз – это не только материальная категория, но и измеритель успеха, побед и поражений, вещественное отражение сложившейся в игре ситуации, ее материальный эквивалент. Таким образом, можно сказать, что первый, подготовительный этап работы ведущего – невидимый этап для участников игры.

Второй этап работы ведущего – «вхождение в игру», учет психологического настроя ее участников. Его основная задача – обеспечить естественное вхождение участников в режим игрового взаимодействия. Для этого организатору игр необходимо знать их личностные качества, мотивы включения детей и молодёжи в процесс игры. Это позволяет ему заранее прогнозировать игровое поведение участников, вносить необходимые коррективы. Одним из важных звеньев работы ведущего на втором этапе является отбор содержания игр и других выразительных средств (музыка, речевки, монологи, репризы, аудиовизуальные средства и т.д.) для программы. Успех программы зависит от ее композиционного построения. Первая игра в программе должна быть рассчитана на массовую аудиторию (например, вопросы викторины, пословицы, поговорки, шуточные игровые разминки). Это способствует снятию зажима и неуверенности в себе участников игры. Далее в программе необходимо сочетать массовые и индивидуальные игры, подвижные и интеллектуальные. В завершение программы следует включать массовое пение, танцы-игры со всей аудиторией. Это обеспечит естественность проведения мероприятия.

Третьим, заключительным, этапом работы ведущего является проведение самой игры. Он включает следующие стадии ее развития: выход ведущего, вступление, обеспечение хода игры, подведение итогов. Ведущий должен стремиться к тому, чтобы на каждой стадии прохождения игры создать наиболее благоприятные условия для проявления инициативы, изобретательности участников.

Многолетние наблюдения за работой ведущих свидетельствует о том, что большинство из них, как правило, начинают свои выступления с подробного объяснения условий игры: раскрытия сюжета, правил, особенностей развития игрового действия.

Мы считаем, что в данном случае ведущие игр допускают следующие ошибки: во-первых, начинать свое выступление следует не с объяснения условий игры, а с небольшого вступительного слова, задача которого – известить о начале игры, настроить на нее аудиторию; во-вторых, первый разговор ведущего должен быть кратким, лаконичным, чтобы не затягивать сам процесс игры. Кроме того, при подробном объяснении игры у участников создается впечатление, что она как бы уже заранее «проиграна» ими. Такой стиль работы ведущего уже на первой стадии прохождения игры не способствует активному включению участников, проявлению их самодеятельности и изобретательности, т.е. им заранее не предоставляется возможность изменить сюжет игры или дополнить его, проявить творчество. Кроме того, от начала игры во многом зависит характер прохождения всех ее стадий: включения в нее, ход, итоги.

На третьем этапе следует обратить особое внимание на приглашение для участия в игре. Многие ведущие обращаются к присутствующим на игровой программе и просят их выйти в центр зала. Но данный способ не всегда обеспечивает необходимое количество участников. Кроме того, приглашение, как правило, длится долго, что в значительной степени снижает эмоциональный, динамичный процесс игры.

Эффект восприятия созданного ведущим персонифицированного образа («Нестерка», «Сказочник», «Потешник») обусловлен степенью его контакта со зрителем, участниками. Значительно активизировать аудиторию для участия в игре помогают детали костюма ведущего, игровая атрибутика, диалог со зрителями, музыкальное и световое оформление, призы.

На этом этапе организаторам игр следует обратить внимание на подведение итогов игры и вывод из нее участников. Этим занимается жюри, выбранное из числа зрителей, что подчеркивает, с одной стороны,демократичность игрового процесса, а с другой – определенный стиль ведущего, обеспечивающий условия для проявления самодеятельности и активности участников игровой деятельности.

В конце игры важно поощрить всех участников. Таким образом, ведущий от начала до конца обеспечивает своеобразное развитие игры, способствует свободному проявлению творческой активности и самодеятельности ее участников.

Для того, чтобы игры индивидуального, группового или массового пользования стали достоянием посетителей социокультурных учреждений, необходимо создать игротеку, то есть “собрание игр для выдачи их во временное пользование”. Игротека в учреждениях социокультурной сферы пока не стала распространенным явлением, однако опрос общественного мнения, высказывания специалистов показывают, что наличие игротеки не только желательно, но и необходимо. Прежде всего потому, что значительно расширяется набор услуг, оказываемых населению, и тем самым увеличивается и число посетителей учреждений социокультурной сферы, что особенно важно в связи с назревшей необходимостью перестройки культурно-досуговой деятельности, потребностью в разнообразных ее формах и направлениях. Игротека может стать действенным средством в борьбе за здоровый, трезвый образ жизни.

Важной особенностью работы игротеки является осуществление деятельностного подхода, основанного на интересе человека к тому или иному виду игры, свободном характере участия в ней. В игротеке ее посетители реализуют возможности позитивного самовоспитания, лежащего в основе любого воспитания. В работе игротеки предусмотрено совместное участие специалистов и посетителей в различных формах игрового общения. С этой целью разрабатываются специальные игровые программы: “Когда мы за столом”, “День именинника”, “Вечары на канапе”, “Отдыхаем все семьей” и т. п. Данный вид услуг может быть и платным.

Комплектовать игротеку желательно играми различного назначения и характера. Это могут быть:

– настольные игры (настольный футбол, хоккей, баскетбол, шахматы, шашки и т. п.), головоломки (проволочные, фигурные, шнурковые), познавательные игры (литературные, географические, математические, физические и т. п.), настольные аттракционы (кегли, бильярд, кольцеброс и т. п.), компьютерные игры, электронные игры и аттракционы;

– тантамареска – стенд для фотографирования (обычно это большой плакат или ростовая фигура со специальным вырезом-отверстием для лица с изображением персонажей (сказочных, литературных, героев мультфильмов).

– напольные игры (боулинг, наземный бильярд, ходули, выносной кольцеброс, “рыбалка” и т. п.);

– стендовые игры (красочные плакаты с занимательными задачами, электровикторины), игры-фокусы, игры-шутки (различные игры с “секретом”, основанные на остроумном математическом расчете и т. п.), загадки, ребусы, кроссворды и т. п.;

Фонд игротеки целесообразно накапливать и сортировать в зависимости от типа игр.

Для записи игр, используются игровые карточки следующей формы:

Название игры ____________________________________________ Инвентарь ________________________________________________ Место проведения _________________________________________ Педагогическая цель _______________________________________  
Построение Содержание игры Правила Примечание
       

 

Таким образом, роль игровых технологий в сфере свободного времени чрезвычайно велика, так как они органично входят в общую систему воспитания. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни участников игры, их творческое развитие, воспитание в сфере свободного времени.

Нами рассмотрены лишь некоторые теоретико-технологические аспекты организации и проведения игры в социокультурной сфере. Мы уверены, что проблема игры – одна из самых важных и сложных, требует особого внимания специалистов, так как от ее правильного решения во многом зависит успех организации и проведения культурно-досуговых мероприятий.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться / Ю.П. Азаров. –М.: Политиздат, 1989. – С.255.

2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А.Ариарский. – 2-е изд., испр. и доп. – СПБ.: ЭГО, 2001. – С.288

3. Гульні, забавы, ігрышчы / склад. А.Ю. Лозка; Нац. акад. навук Беларусі; Бел. навук.-метад. Цэнтр гульні і цацкі. – 2-е выд. – Мінск.: Бел. навука.- 532 с. (Беларуская народная творчасць).

4. Козловская, Л.И. Оптимизация игровой деятельности в молодежных культурно-досуговых программах: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Козловская. – М.: Ротапринт МГИК, 1991. – 16 с.

5. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ, 1972.- 476 с.

6. Покровский, Е.А. Детские игры преимущественно русские / Е.А. Покровский. – СПб.: Историческое наследие, 1994. – С. 3-18.

7. Cасыхов, В.А. Основы клубоведения: учеб. пособие / В.А. Сасыхов, Ю.А. Стрельцов. – Улан-Удэ, 1968. – С. 125 – 133.

8. Суртаев, В.Я. Игра как социокультурный феномен/ В.Я. Суртаев. Уч. пособие. – 2-е изд. испр. и доп.- Сб-П, 2005. – С.52-53.

9. Тихоновская, Г.С. Сценарно-режиссерские технологии создания культурно-досуговых программ / Г.С. Тихоновская. Моногр.- М.: Изд.Дом. МГУКИ, 2010. – С. 153,162-163.

10. Хейзинга, Й. Homo ludens / Й. Хейзинга. Пер. с нидерл. – М., 1992. – С.7, 17-19, 24.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ

1. В чем заключается педагогический потенциал игры?

2. Какова специфика использования игры в социально-культурной деятельности?

3. Какие параметры являются основанием для выделения видов игр?

4. Охарактеризуйте основные виды игр.

5. Назовите и охарактеризуйте основные этапы работы ведущего в процессе ведения игры.

6. Охарактеризуйте виды игровых программ.

7. В чем заключается драматургия игровых программ?

8. Назовите принципы отбора игр для игровых программ.

9. В чем заключается культура ведения игры?

10. Назовите требования к созданию клубной игротеки.

11. Назовите основные компоненты игровой карточки.

12. Приведите примеры белорусских народных игр, охарактеризуйте их.

13. В чем специфика включения игр в молодежную дискотеку?

14. В чем особенность включения игры в празднично-обрядовую деятельность?

15. В чем заключается дифференцированный подход в организации игр?

16. Назовите стили работы ведущего и их значение при организации игрового процесса.

17. Каковы тенденции развития игрового жанра в Беларуси?

 


КУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одной из важнейших функций досуговых учреждений является организация рекреационно-развлекательной деятельности. Под рекреационно-развлекательной деятельностью понимается особый вид активности, которая осуществляется личностью в часы досуга, доставляет удовольствие, обладает социально приемлемыми качествами и носит оздоровительный, восстанавливающий характер. Современные исследователи рассматривают ее как одну из функций досуга, направленную на снятие физической, интеллектуальной, психической и эмоциональной усталости с целью восстановления жизненной энергии человека.

Процесс рекреации тесно переплетается с развлечением, обеспечивающим условия для снятия излишнего напряжения, поднятия настроения, получения удовольствия от веселья, общения, свободы и т.д. Но в данном виде деятельности люди совершенствуют себя в культурном отношении, поэтому немаловажное значение здесь имеет и само развитие. Досуговое время человека должно быть посвящено духовному росту, развитию эмоциональной и художественно-эстетической сферы личности, вовлечение ее в мир культуры и социально-культурного творчества, а также укрепления и сохранения его здоровья [1,2,6,10].

Говоря о сущности и особенностях рекреационно-развлекательной деятельности, необходимо особо подчеркнуть, что в основе ее лежат не только духовные, но и биологические потребности людей. Биологическая жизнедеятельность каждого человека состоит из двух взаимосвязанных процессов, которые сменяют друг друга: затраты жизненных сил и их восстановление. Производительный труд рано или поздно приводит к утомлению (физическому, интеллектуальному, эмоциональному), а концентрация производства, интенсификация и урбанизация жизни вызывает усталость – особого рода психическое состояние организма. Утомление – физиологическое состояние, вызванное физическим перенапряжением, а усталость – психическое состояние. Единственным средством восстановления работоспособности, развития личности, является отдых – деятельное состояние организма, смена одного вида деятельности другим в зависимости от желания, склонностей и интересов человека.

Процесс восстановления жизненных сил человека обозначается термином «рекреация», который широко используется и в западном досуговедении, являясь производным от двух латинских глаголов «восстанавливать» и «обновлять». В настоящее время обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно (Кирсанов В., Стрельцов Ю., Орлов А., Чижиков В. и др.), но во всех работах подчеркивается: она (рекреация) осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, имеет познавательный характер, направлена на оздоровление, доставляет удовольствие, обладает социально-приемлемыми качествами и может быть средством самоутверждения личности [7, c.435].

Для правильного понимания особенностей рекреации необходимо сделать следующее уточнение: досуговые учреждения действуют в сфере свободного времени и, в конечном счете, все, что здесь происходит, способствует отдыху человека. Рекреация же предполагает включение индивида в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным сущностным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не всегда обладает ярко выраженной ценностной ориентацией. Спектр досуговых видов деятельности чрезвычайно разнообразен. В него могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности. Однако рекреационными являются лишь те виды деятельности, которые носят оздоровительный, восстанавливающий эффект, т.е. рекреационно-развлекательная активность включает лишь конструктивные, положительные и социально оправданные виды занятий.

Психолого-педагогическая сущность рекреационно-развлекательной деятельности

Досуговая деятельность носит специально организованный педагогический процесс, который можно использовать в воспитательных целях, опираясь на объективно существующую потребность человека в рекреационно-развлекательной деятельности. С одной стороны, организация отдыха и развлечений необходима каждой социальной группе, а с другой – уровень этой деятельности все еще остается низким, так как педагогическое управление и вмешательство "извне" в этот процесс минимальны и требуют высокого профессионализма организаторов и "досуговой квалификации" самих людей. Составной частью деятельности организатора рекреации является помощь людям в совершенствовании структуры и характера использования свободного времени. Отсюда вытекают задачи помочь личности перейти:

· от простых форм рекреации в сфере досуга ко все более сложным и ценным в культурном плане;

· от пассивного отдыха к активному;

· от удовлетворения элементарных потребностей к удовлетворению глубоких социальных и культурных стремлений;

· от физических форм рекреации к духовному наслаждению;

· от пассивных форм рекреации к творчеству и самосовершенствованию.

Одна из задач организатора рекреационно-развлекательной деятельности – повышение общего психического тонуса личности, формирование хорошего, жизнерадостного настроения, потому что настроение – это общее эмоциональное состояние человека, которое составляет основу психофизиологической жизнедеятельности организма. Истощение психофизиологических ресурсов влечет за собой и резкий спад в настроении: появляются нервозность, раздражительность, озабоченность, стрессовое состояние и др.

Педагогические возможности отдыха и развлечений довольно разнообразны:

· развлекаясь, люди получают новую информацию и обогащаются интеллектуально (когда они на досуге не узнают ничего нового, у отдыхающих неизменно возникает чувство неудовлетворенности);

· коллективный досуг оказывает положительное влияние на нравственное становление личности (особенно в групповых и массовых формах отдыха);

· коллектив не только предлагает личности ту или иную форму поведения, но при грамотном управлении им со стороны организаторов, «контролирует» это поведение;

· «досуговая среда» постоянно меняется, а человек, попадая в ту или иную среду, приспосабливается к ней и его поведение сообразуется с поведением группы;

· посетители часто становятся активными участниками массовых развлекательных занятий, у них так или иначе возникает чувство общности, взаимовыручки, сопричастности к тому, что происходит (коллектив передает личности определенные качества, в этом и проявляется его воспитывающая функция);

· подавляющее большинство досуговых форм связано с искусством, оно порождает положительные эмоции, которые самым тесным образом связаны со снятием утомления и усталости, восстановлением душевного комфорта. При правильной организации рекреационные формы способствуют эстетическому развитию личности, формированию художественного вкуса (оформление интерьера, хороший репертуар, проведение дискотек, музыкально-художественных вечеров, оформление выставок и др.);

· трудно переоценить роль рекреационно-развлекательной деятельности в деле воспитания культуры поведения – выработке и закреплении навыков и умений, входящих в так называемый бытовой этикет, общительность, предупредительность, приветливые распорядители, создание мажорного настроения (все это становится сильным тормозом к любому проявлению негативных явлений).

Одной из актуальнейших задач «педагогики досуга» становится расширение досуговых рекреационных занятий, их содержательная сторона, доступность для большей аудитории, привлекательность для разных групп населения, повышение педагогической культуры работников и организаторов досуга.

Итак, рекреация представляет собой определенную деятельность: физическую и интеллектуальную; групповую и индивидуальную; пассивную и активную (отсюда термины «активная рекреация», «пассивная рекреация») в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем на добровольной основе. Рекреационно-развлекательная деятельность предполагает свободное творчество личности, такую деятельность человека, которая вытекает из его внутренних потребностей и побуждений, которую он волен выполнять или не выполнять по своему собственному усмотрению.

Функции рекреационно-развлекательной деятельности

Так как рекреационно-развлекательная деятельность носит комплексный, многоуровневый характер, соответствующий разнообразию интересов и запросов членов общества, то ее функции определяются социальным назначением и биологической сущностью человека. В переводе с латинского языка слово «функция» определяется как круг деятельности, назначение, обязанность. В соответствии с этим функции рекреационно-развлекательной деятельности можно подразделить на следующие виды:

- информационно-просветительская – вовлечение индивида в процесс непрерывного просвещения специфическими средствами и приемами подачи информационного материала;

- интегративно-куммуникативная – обеспечение личностно значимого неформального общения путем создания определенных условий;

- культурно-творческая – включение людей в различные виды любительского творчества (художественного, технического, научного и т.д.)

- ценностно-гедонистическая (наслаждение, удовольствие) – если досуговые занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют большую долю привлекательности для аудитории;

- компенсаторная – в рекреационной деятельности осуществляется самореализация человека, раскрытие его творческих потенций, которые не всегда можно реализовать в профессиональной или других сферах жизнедеятельности, она как бы дополняет реальную жизнь;

- нравственно-эстетическая – рекреация осуществляется в групповых, коллективных и массовых формах, где формируется культура поведения, общения, языка через привлечение всех жанров литературы и искусства;

- оздоровительная – формирование здорового образа жизни, активной рекреации, создание оптимального физического жизненного фона.

- релаксационная – ее реализация осуществляется в психологической практике, она направлена главным образом на снятие психического утомления.

Названные функции рекреационно-развлекательной деятельности не оторваны друг от друга, а наоборот, связаны между собой, направлены на создание культурно-пространственной развивающей среды и культурно-развивающей деятельности каждого человека.

Принципы рекреационно-развлекательной деятельности

Рекреация может стать по-настоящему эффективной лишь в том случае, если будет организована в соответствии с основными принципами (от латинского – основа, непреложность), руководствоваться научными достижениями, здравым смыслом, психолого-физиологическими особенностями человека, практическим опытом организатора.

Существуют следующие принципы рекреационно-развлекательной деятельности:

· отдых должен носить активный характер – бездеятельность сопутствует скуке, антикультуре, антисоциальному поведению, приводит к еще большей усталости. «Только в деятельности формируется человек» – писали великие физиологи Сеченов и Павлов;

· чередование различных видов деятельности и включение человека в их разнообразные формы (соблюдение закона возбуждения и торможения отдельных участков коры головного мозга);

· разумное сочетание развлекательной и познавательной части досуговых занятий;

· дифференцированный подход к различным категориям посетителей (учет объективных и субъективных факторов). Данный принцип требует от организатора досуга не только четкого представления о составе посетителей, характере их запросов и интересов, но и знания психолого-педагогической сущности различных досуговых занятий, умения предложить каждому нужное именно ему.

Основные виды рекреационно-развлекательной деятельности

Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, особенно на его рекреационно-развлекательную деятельность, но вряд ли ныне следует сомневаться, что напрямую управлять поведением и деятельностью личности в ее свободное время нельзя. Очень важно создавать условия для удовлетворения и дальнейшего развития реально проявляемых интересов и потребностей людей, учитывать насколько те или иные рекреационные занятия развивают их, повышают социальную активность, формируют умение рационально и самостоятельно строить свой досуг.

Отметим ряд видов рекреационно-развлекательной деятельности, среди которых наиболее важное значение имеют:

1. свободная товарищеская беседа, обладающая информационной ценностью, непринужденностью, взаимозаинтересованностью, свободой выбора и т.д.

2. игра, в процессе которой происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей человека. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определенные психические качества, приобретаются новые знания и умения.

3. любительское художественное исполнительство (массовые танцы и песни, музицирование, чтение стихов и т.д.) пользуются популярностью у людей самого разного возраста и особенно у молодежи. Для многих людей этот вид художественно-исполнительской деятельности представляется наиболее доступной и привлекательной.

4. индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание музыки, просмотр телепрограмм, интернет, компьютер и т.д.)

5. потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, эстрада, музей, выставка, шоу-программы, ботанический сад, зоопарк и т.д.) Восприятие разнообразных развлекательных зрелищ (художественных, игровых, спортивных и др.) занимает большое место в системе рекреационных занятий, т.к. быстро помогают снять напряжение, получить удовольствие, отключиться от повседневности. Но необходимо отметить, что развлекательные зрелища имеют как достоинства, так и недостатки. Злоупотребление ими лишает человека интеллектуальной, физической активности, столь необходимых для полноценного развития личности.

6. познавательный, развлекательный, экологический, спортивно-оздоровительный, экстремальный и иные виды туризма.

7. активная рекреация: непрофессиональные занятия спортом, прогулки и другие формы общения с природой, спортивные игры, занятия спортивно-развлекательными видами «уличной» культуры (паркур, скейтборд, граффити и др.)

Основные средства рекреационно-развлекательной деятельности и различные виды отдыха условно можно сгруппировать в четыре системных компонента, которые руководствуются основными принципами рекреации, и это:

· коммуникативный (пассивный отдых);

· игровой (активный отдых);

· зрелищный (пассивный отдых);

· художественно-творческий (активный отдых).

Эффективность рекреационно-развлекательной деятельности.

Итак, рекреационно-развлекательная деятельность может быть представлена множеством ее различных видов, которые могут быть:

· активными и пассивными;

· физическими и умственными;

· коллективными и индивидуальными.

Различные виды рекреационно-развлекательной деятельности могут отличаться друг от друга как по " удельному весу " в досуговом времени, так и по культурной ценности и значимости для самого человека и общества в целом. У каждого из этих элементов есть своя специфика. Их не надо противопоставлять друг другу, а умело сочетать, дополняя и обогащая.

Как известно, рекреация открывает для индивида широкий спектр позитивных результатов, полученных в различных видах рекреационных занятий: межличностного общения, соревновательности, игры, творчества, спорта, туризма и многого другого. Однако для определения эффективности рекреационно-развлекательной деятельности существуют свои определенные критерии, это:

а) уровень активности личности;

б) уровень их творческой насыщенности;

в) стабильность и регулярность культурно-развлекательных занятий;

г) их содержательное разнообразие;

д) степень устойчивости воспитательного воздействия.

Организованная рекреационная среда становится эффективной лишь в том случае, если удается выстроить продуманную систему досуга, приспособленную к особенностям основных групп отдыхающих. Составные элементы такой системы можно представить следующим образом:

· сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм рекреации;

· создание условий для повседневного отдыха и непринужденного общения;

· организация массовых досуговых мероприятий недельного, месячного и годового цикла;

· организация праздничного досуга;

· организация досуга по месту жительства;

· воспитание досуговой культуры населения.

Сложившаяся система основных видов рекреационной деятельности не случайна. Она отражает реальные потребности населения, учитывает национальные традиции и новые тенденции развития форм досуга. Системный подход дает возможность выстроить практическую работу досуговых учреждений в рекреационно-развлекательной сфере с учетом психофизиологических закономерностей человеческого организма, особенностей производственно-трудовой деятельности, характерных черт быта и повседневного поведения людей.

 

Формы (программы) рекреационно-развлекательной деятельности

Хорошо зная особенности каждого вида рекреационно-развлекательной деятельности и досугового компонента, мы можем создать художественно-организованную среду, где продуманное сочетание всех элементов дает возможность разработать комплексную форму (программу), позволяющую включать аудиторию в любой вид досуговой деятельности, руководствуясь их интересами и потребностями. Стрельцов Ю.А. определяет форму как особым образом организуемое внешнее выражение согласованной деятельности субъекта и объекта [10,c.56].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.