Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретико-технологические основы игровой деятельности 3 страница




В зависимости от этого рассмотрим некоторые рекреационно-развлекательные формы (программы), которые могут подразделяться:

· по признаку «направленности деятельности»,

· по «количеству людей»,

· по использованию средств выразительности,

· по принципу дифференциации и многое другое.

В операционно-практическом плане вполне приемлемой является классификация форм рекреации по основному виду деятельности человека на досуге. К ним относятся:

· информационно-познавательные (творческие встречи, беседы, информационно-художественные программы, клубные вечера);

· потребление духовных ценностей (массовые представления, концерты, спектакли, кинопоказы, выставки, фестивали, смотры и т.д.);

· обрядово-праздничная (обрядовые торжества, праздники, комплексные вечера отдыха, балы, карнавалы, гуляния и т.д.);

· коммуникативные (салоны, гостиные, посиделки. вечерки, досуговые встречи, праздничный "огонек" и др.);

· состязательно-игровые (сюжетно-игровые программы, игровые конкурсы, турниры, олимпиады и т.д.);

· экскурсионно-туристические (походы, экскурсии, экспедиции, туристические слеты и многое другое).

Распространенным видом рекреации является игра, популярность которой заключается в сиюминутности, импровизации, зрелищности, отсутствии жесткого деления на зрителей и участников. В играх ярко выражено активно-творческое начало ее участников. Усложняясь в своем содержании отдельные игры становятся самостоятельными и уходят с площадки на сцену и приобретают комплексный характер.

Характерными чертами всех конкурсно-развлекательных программ являются: соревновательность, использование разнообразного художественного материала, содержательно-организационная комплексность, сюжетность и наличие ведущего. Все, что связано с творческой деятельностью масс, игровые конкурсы непрерывно развиваются, совершенствуются, обогащаются и становятся необходимыми в рекреационном плане.

Вечер отдыха.

Популярной формой досуга и в повседневном отдыхе и в организации его в выходные дни являются вечера отдыха. Комплексный вечер отдыха – это многопрограммная форма рекреационно-развлекательной деятельности, которая состоит из познавательных и развлекательных компонентов. Он отличается от танцевального вечера структурой, содержанием, средствами эмоционального воздействия, способами активизации аудитории и специальным наглядно-художественным оформлением. В практике сложилось несколько видов таких вечеров (литературно-художественные, музыкальные, театральные, концертно-танцевальные, благотворительные, праздничные, танцевальные и др.) Классификация их весьма относительная.

Вечер отдыха – это воспитательно-развлекательная акция, построенная по заранее разработанной художественно-педагогической программе, где органически сочетаются информационное начало, разнообразное культурное общение, элемент зрелища и активное развлечение (танец и игра). Они привлекают людей отсутствием жесткой регламентации, возможностью организовать свое поведение в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами, свободного проявления чувств, получении эмоциональной зарядки или разрядки.

Организаторам вечеров отдыха нужно четко представлять социально-демографическую характеристику участников и принимать во внимание не только их возраст, но и образование, уровень знаний, социальное положение, характер и содержание труда, сенсорную, информационную, коммуникативную недостаточность или перегрузку, интересы, мотивы, ценностные ориентации, социальные установки, и в целях повышения эффективности вечера ориентироваться на однородную аудиторию.

В зависимости от формальных и качественных сторон ожидаемой аудитории ставятся различные педагогические цели: развитие эстетических вкусов, взглядов, понятий, представлений и оценок; воспитание творческого отношения к жизни, бережного отношения к окружающей среде, согласованности своего поведения с присутствующими; содействие знакомству и общению сверстников; получение участниками эмоций радости, удовольствия, самореализации, активности, рекреации.

Каждый из вечеров имеет определенные особенности, однако основные этапы и принципы их проведения остаются общими. В программу вечера включаются танцы, игры и аукционы, оказывающие эмоциональное воздействие, несущие познавательно-занимательную информацию; предусматривается участие гостей в разнообразных играх – малоподвижных, подвижных, сюжетных, несюжетных, а также импровизированные выступления участников – исполнение песен, танцев, разучивание новых танцев.

На вечере отдыха предусматривается и зрелищный компонент: показ кинофрагментов, мультфильмов, слайдов, моделей сезона, концертных номеров.

В зависимости от всех системных компонентов (зрелище, игра, танец, общение) планируется и жанр вечера. Если танцы преобладают – это будет танцевальный вечер отдыха, если основной компонент музыкальный – встреча с композитором, исполнителем – это будет музыкально-развлекательный вечер и т.д. Часто бывает трудно провести границу между зрелищным и игровым вечерами, т.к. они относятся к комплексным рекреационно-развлекательным программам.

Организаторам следует обратить внимание на следующие моменты:

· необходимо заранее позаботиться о рекламе, пригласительных билетах, организации специальных радиопередач и т.д.

· соответствующее убранство фойе, залов, комнат отдыха. Веселый настрой создадут развешанные по стенам шутливые лозунги и приветствия, иллюстрации, эмблемы, свет и др.

· разработка сценария с учетом всех его компонентов;

· подготовка музыкального сопровождения, распорядителя вечера и ведущего игровых программ;

· организация уголков "Играйте сами" с заранее подготовленным реквизитом.

Как правило, основной частью вечера отдыха является танцевальная программа. Ее содержание и характер во многом определяются подбором танцев и их сопровождением. Опыт показывает, что ее лучше всего делать из нескольких отделений, где в перерыве можно разучить новые танцы, включить показательные выступления танцевальных ансамблей, маленькие концерты, разнообразные игры.

Как нами уже было отмечено, к вечерам отдыха мы отнесем и танцевальный вечер. Он может иметь название, от которого зависит содержание: "Разрешите пригласить", "В мире танца", "От ретро до диско" и т.д. Цель танцевального вечера – физическая и эмоциональная зарядка, содействие общению молодежи, двигательной активности, прослушивание современной музыки и информация о новинках музыки, музыкальных направлениях и др.

Танцевальные вечера должны быть формой эстетического и нравственного воспитания молодежи, а для этого их следует правильно организовывать. Желательно, чтобы содержание каждого танцевального вечера соответствовало его названию, на нем уместно поговорить об уроках хороших манер, о красоте танца, показать, как правильно исполнять тот или иной танец, проводить танцевально-музыкальные игры, музыкальные викторины, аукционы.

 

 

Дискотека.

Особый тип вечеров отдыха представляют вечера, проводимые в форме дискотек. Эта форма пришла к нам с Запада и стала популярной среди молодежи, а современные дискотеки называют детищем научно-технического прогресса. Этимология этого слова проста: первая его часть означает предмет плоского круга – диск, позднее – основа музыкального стиля "диско"; вторая часть – "тека" – происходит от греческого "тэкэ", что означает собрание, хранилище. Иными словами, дискотека в ее первоначальном значении – хранилище грампластинок.

На рубеже 70-80-х годов в клубах, студенческих общежитиях, спортивно-молодежных лагерях и др. стали появляться музыкально-танцевальные молодежные вечера, отличительной особенностью которых являлось органическое сочетание музыки, танца и проецируемых на экраны слайдов с изображениями исполнителей, чьи голоса звучали в танцевальном зале. Почти одновременно на таких вечерах появляются и своеобразные комментаторы исполняемой музыки и сопровождающего ее видеоряда – ведущие танцевальных вечеров, диск-жокеи, ди-джеи.

В методическом плане дискотеки представляют собой комплексные мероприятия. Они объединяют усилия любителей технического творчества и музыкальных салонов, любителей театра и агитбригад, организаторов словесного и игрового общения. Очень хорошо о комплексной природе дискотек сказал председатель жюри первого фестиваля-конкурса дискотек композитор А.Е. Петров: "Дискотека – новая многовариантная форма проведения коллективного досуга, основанная на создаваемой на наших глазах радиопередаче, тут же транслируемой в зал, плюс театр, пантомима, концерт, кино, слайд-ритм, цветомузыка, плюс музыкальный лекторий, музыкальный клуб, хореография, техническое и игровое творчество".

Все это вместе взятое получило быстро ставшее популярным название – дискотека, в программу которой стали включаться занимательные конкурсы, специальные диско-игры, показы остромодных танцев, они стали носить не только сугубо развлекательный характер, но и познавательно-тематический, правда, гораздо реже. Между тем приставка "диско" послужила основой для образования целого ряда современных форм культурно-досуговой деятельности. Появились дискотанцы, дисковечера, дискобары, дискотеатры, дискобалет, дисколекции и даже дискомода.

В связи с подготовкой и проведением такого рода мероприятий появились вначале инициативные группы, а позднее своеобразные досуговые объединения – дискоклубы, в задачу которых входило изготовление слайдовых программ, разработка сценариев дискотечных программ, отбор информации, составление танцевальной программы, подбор музыкального сопровождения.

Там, где работают диско-клубы, содержание их деятельности идет по следующим группам: информационно-сценарная, творческая, театрально-художественная, оформительская.

1. Информационно-сценарная группа собирает сведения о современной популярной музыке, изучает литературу, готовит фактический материал для дискотеки, разрабатывает сценарии.

2. Творческая группа – это ведущие, которые непосредственно проводят дискотеку. Они требуют особой подготовки, задача их состоит в том, чтобы вечер на дискотеке был содержательным и нескучным. Это должен быть человек с хорошим эстетическим вкусом, увлеченный, имеющий большой запас знаний, а кроме того, активный собеседник, обладающий талантом непосредственного общения, находчивый, остроумный, тактичный. Ведущему необходима также хорошая дикция, коммуникабельность, умение вести себя естественно и свободно. Ди-джей – это и конферансье, обладающий чувством юмора, и хороший чтец, и находчивый импровизатор, и в какой-то мере учитель танцев.

3. Театрально-художественная группа – это и актеры, и пластическая группа, и участники театрализованных шоу.

4. Оформительская группа – обеспечивает техническую часть дискотеки, оформляют помещение, готовят световые эффекты, слайды, кинофрагменты. Здесь могут быть и художники, фотографы, звукооператоры, светотехники.

В настоящее время дискотечные программы условно разделяются на два основных вида: танцевально-развлекательные и тематические.

Основное место в первой отводится танцам, поэтому она не должна быть перегружена информацией, но и нельзя ограничиваться лишь объявлением музыкальных композиций. На такой дискотеке могут быть организованы музыкальные викторины, аукционы-распродажи дисков, литературы. Возможна демонстрация фрагментов кино, слайдов, проводятся конкурсы танцев, показы танцевальных студий.

Программа тематической дискотеки состоит из отдельных законченных в тематическом отношении блоков продолжительностью 10-15 минут. В блок включают 8-10 музыкальных композиций, объединенных по самым различным признакам. Блок может идти под постоянной рубрикой, например, «Музыкальный музей», «Музыкальные новинки» и др. Информационный материал нужно подавать ненавязчиво – в игровой форме, вставлять ее в дикторский текст, в обращения ди-джея к аудитории и в его дополнения к ответам участников на ответы викторины.

Между блоками программы предполагаются паузы. Эти перерывы, а точнее переключение на другие виды деятельности, должны иметь самостоятельное эстетическое, познавательное, воспитательное значение, поэтому они заполняются показом слайд-фильмов, выступлениями интересных гостей, в паузы можно включать концертные номера, конкурсы, интервью.

Тематическая дискотечная программа более сложная по сравнению с танцевально-развлекательной. Она может проходить в форме поэтического спектакля, диско-лекции, музыкальной гостиной, а иногда и в комплексе.

В настоящее время дискотеки функционируют в основном на коммерческой основе. В дискотечном движении существует масса нерешенных и трудно решаемых проблем: это и музыкальная безвкусица, низкая танцевальная культура, а в отдельных дискотеках и культура поведения.

Посиделки. Вечерки.

В условиях современного досугового учреждения общение людей может выступать в самых разнообразных рекреационных формах таких, как посиделки и вечерки. Основной их особенностью является то, что здесь отдыхающие включаются в своеобразную массовую игру через сюжетно-образный ход и получают готовую линию поведения.

Посиделки обильно насыщенны развлечениями, но по своей природе это все-таки разновидность досугового общения со всеми характерными признаками. В толковом словаре В. Даля к понятию «посиделки» добавляется понятие «вечерки». Но ставить знак равенства между ними нельзя, т.к. посиделки – это основа каких-то общих трудовых действий, а вечерки связаны с отдыхом, развлечением.

В настоящее время посиделки – это комплексная форма рекреационно-развлекательной деятельности на основе народных традиций и обычаев с использованием разнообразного фольклорного материала. Фольклорные мотивы присутствуют в танцах, песнях, играх, одежде ведущих, убранстве помещения и др. Посиделки и сегодня сохранили свою специфику: в них нет деления на сцену и зал, для них характерны камерность и общий гостевой стол, люди старшего поколения передают свой жизненный опыт, трудовые навыки, этику норм поведения молодым. Обычно на них выступают народные умельцы, устраиваются выставки их изделий, традиционные чаепития, угощения «все вскладчину».

Посиделки возрождают и сохраняют живую историю народа и вместе с эмоциональным воздействием несут на себе серьезную историко-познавательную нагрузку. Практика возрождения посиделок показала, что они приобрели самые разные направления. Это:

· Посиделки, включающие элементы старинных белорусских обрядов «Веселье», «Девичья суббота», «Сговор» и др., чтобы молодежь знала и использовала бы некоторые ритуальные действия, песни, танцы в современных семейно-бытовых обрядах;

· Использование зрелищно-игровых действий календарно-обрядовых праздников «Гуканне вясны», «Запрашаем на каляды» и др.;

· Посиделки, в содержании которых раскрыто народное искусство «Запою частушку звонкую», «То не гармонь – душа поет» и др.;

· Семейные посиделки, где присутствует семейно-бытовая основа, раскрывающая опыт поколений в семейной жизни, семейного воспитания, народной педагогики, такие как «Тепло родного очага», «Хлеб на столе – радость в доме» и т.д.

Итак, как видим, посиделки и вечерки – это не просто разновидность рекреации и общения, но и превосходная школа социализации. Насыщенные красивой символикой, персонифицированными образами, они воспитывают тонко, незаметно, исподволь, а поэтически и музыкально оформленные представляют собой огромный пласт народной культуры.

Салоны.

Важное место среди камерных форм рекреации занимают салоны, которые реализуют коммуникативную функцию. Качественными особенностями данного вида общения являются непринужденность, доверительность, высокий уровень эмоциональности, избирательность, комфортность, информированность и др.

Салон – слово французское и своим появлением относится к XVIII веку. В Беларуси салоны появились в 60-е годы в Брестской области как вечера-встречи интеллигенции (художники, литераторы, музыкальные работники и др.). Данная форма рекреации сегодня – это собрание людей, объединенных общими интересами, отличаются рядом характерных признаков:

- представляют собой нестабильные клубные объединения, не имеющие четкой внутренней структуры;

- деятельность основана на спонтанной активности присутствующих;

- обязательное наличие интересных людей;

- отличается отсутствием формализма;

- содержание общения чаще всего имеет художественную направленность;

- развиваясь из нестабильной аудитории клубный салон может перерасти в клубное объединение.

Существуют различные виды салонов, содержание которых имеет рекреационно-развлекательное начало:

- музыкально-художественные;

- театральные;

- литературные;

- литературно-музыкальные;

- литературно-краеведческие и т.д.

В соответствии с интересами каждого человека общение носит самое разное содержание, но чаще всего оно ограничивается рамками искусства. По существу, восприятие искусства в каких бы формах оно не происходило, обогащает эмоциональный опыт человека, делает его душевнее, умнее, тоньше. И в этом смысле камерные формы рекреации (посиделки, салоны, вечера-встречи) незаменимы в формировании культуры общения, поведения, взаимодействия, т.е. определенной школы социализации.

Театрализованное зрелище.

Для людей в процессе рекреации важное место занимает восприятие развлекательных зрелищ в самых разных формах его проявления: художественных, спортивных, игровых, театрализованных и т.д. Действенность их во многом определяется характером эстетических переживаний: это красота, яркость, изобретательность, одновременно и познавательность. Зрелище в русском языке означает " то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж и др.)"

Театрализованное зрелище достаточно сложное социально-художественное явление, которое организуется по законам театра и осуществляется с помощью его выразительных средств. В настоящее время в досуговой практике понятие театрализованное зрелище закрепилось за масштабными массовыми действиями: театрализованные представления, концерты, торжественные шествия, театральные и цирковые представления, феерические зрелища, современные электронные виды, шоу-программы, юморины, капустники и другие, где наиболее полно реализуется гедонистическая функция.

Восприятие зрелищ, как любая эмоциональная "встряска", восстанавливает духовное равновесие, дает новый заряд бодрости. В результате накопившаяся усталость и напряжение уходят, отрицательные эмоции или временно нейтрализуются или уступают место положительным. Зрелище выступает самостоятельной формой, либо может быть составным компонентом комплексной культурно-рекреационной программы (бал, вечер отдыха, "огонек" и т.д.)

Наряду с основным видом деятельности необходимо также учитывать специфику различных видов отдыха: повседневный, воскресный, праздничный и семейный. Каждый из них имеет свои особенности, психологическую основу, приемы эмоционального воздействия и способы включения индивида в деятельность, общение, творчество.

Формы повседневного отдыха.

В современных досуговых центрах заложены все возможности для организации повседневного отдыха – комнаты отдыха, гостиные и холлы, кафе, игровые комнаты, зеленые зоны, спортивные площадки и т.д.

Очень важно предоставить людям возможность для так называемого спокойного полуактивного отдыха. Одна из его форм – непринужденный дружеский разговор, не требующий от человека серьезных усилий, сосредоточенности, позволяющий получить удовольствие от самого процесса общения с интересными людьми, которое представляет собой форму рекреации.

В процессе повседневного досугового общения значительный удельный вес имеет информация развлекательного плана: забавные истории, шутки, анекдоты, взаимообмен информацией о книгах, фильмах, актерах и т.д.

Видное место в общей системе повседневного отдыха занимают игровые развлечения: настольные игры, шахматы, бильярд, компьютерные игры, настольно-печатные и настольно-спортивные игры и т.д. Целесообразно здесь организовывать конкурсы, состязания, турниры и многое другое.

Повседневный отдых, базирующийся на спонтанной активности и самодеятельности отдыхающих, относится к процессам трудно регулируемым.

Цель повседневного отдыха – содействовать не только переключению человека с одного вида деятельности на другой, восстановление затраченных сил, но и обогащение его как личности, компенсации нереализованной в трудовой деятельности и семье творческих и эмоциональных возможностей, самовыражению в рамках широкой социальной контактности.

В выходные дни проводятся комплексные формы культурно-рекреационной деятельности – дни отдыха, сочетающие в себе познавательные и развлекательные элементы. Они устраиваются в любое время года для работников одного предприятия и их семей, работников одной отрасли, одного региона: города, агрогородка, микрорайона, улицы, двора и т.д.

Отдых организуется с таким расчетом, чтобы каждый его участник имел возможность выбрать себе занятие в соответствии со своими интересами. Это могут быть и выезды на природу, поездки в музеи, театры, встречи с интересными людьми, выступления творческих коллективов, спортивные соревнования, встречи с разными специалистами, открытые заседания в клубных объединениях и т.д. Разновидностью клубного объединения может быть и клуб выходного дня, цель которого – объединение усилий всех общественных организаций (профсоюз, Совет ветеранов, молодежных организаций и т.д.) по организации досуга на основе дифференцированного подхода к различным категориям посетителей. Клуб выходного дня устанавливает творческие связи с другими учреждениями культуры, искусства и спорта, с редакциями газет и журналов, работниками радио и телевидения и проч.

Семейные дни отдыха.

Семейные дни отдыха– весьма распространенная форма рекреации. Их цель – организовать активный отдых родителей с детьми, преодолеть пассивность отдыха в семье и вывести его за рамки домашнего досуга. Дни отдыха семьи могут быть тематическими. Например: «Мама, папа, я – спортивная семья» может включать спортивные соревнования родителей и детей между семьями, конкурсы на лучшее знание песен и стихов о спорте, встречи с известными спортсменами, мастер-классы, показательные выступления ведущих спортсменов и т.д.

При разработке программы дня отдыха семьи необходимо предусмотреть многовариантность видов деятельности, рассчитанных на интересы различных групп участников. В последние годы в этот день проводятся и благотворительные акции для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов и пенсионеров.

Организация рекреационно-развлекательной деятельности в выходные дни помогает и учит людей правильному использованию их свободного времени вне зависимости от места его проведения – в досуговых учреждениях, дома, наедине с искусством, с природой, т.е. формирует культуру досуга в целом.

Праздничный отдых.

Важным звеном в системе рекреационно-развлекательной деятельности является организация праздничного отдыха, который успешно выполняет рад компенсаторных функций, влияющих на психофизиологическое состояние человека путем возбуждения определенных эмоциональных состояний. Это и балы, «огоньки», гуляния, шоу-программы, карнавалы. Как любая сильная встряска, праздник восстанавливает духовное равновесие, дает новый заряд бодрости, накопившиеся усталость и напряжение разряжаются, а перспектива завтрашней радости окрашивает будничное настроение.

С рекреационной точки зрения важное значение имеет гедонистический (наслаждение) аспект праздничного отдыха, т.к. он неразрывно связан с жизнью каждого человека и общества.

Восприятие разнообразных художественных зрелищ и художественно-творческая деятельность органически переплетаются с реальными действиями игрового, спортивного, ритуально-обрядового плана. В этом смысле праздничные развлечения по самой природе не приемлют резкого разделения на исполнителей и зрителей, т.к. они всегда результат самодеятельности и коллективного творчества масс.

«Коммерческий» досуг.

За последние годы активность людей в сфере досуга приобрела новое качество, расширился диапазон форм, видов досуговой деятельности учреждений культуры, которые организуют эту деятельность. Уже сложилось достаточно новое направление в развитии развлекательного досуга, связанное с работой на коммерческой основе: казино, ночных клубов, молодежных дискотек, интернет-кафе, компьютерных центров и т.д.

«Экстрим-досуг».

Также рождается своеобразная мода на «экстрим», потому что многие ученые выяснили, что человеческий организм не может жить без страстей, переживаний, смены обстановки и даже без сладко-горького привкуса риска, имя которому «адреналин». В нашу жизнь все более и более входят экстремальные виды спорта: скалолазание, серфинг, лыжные спуски, подводное плавание, прыжки с парашютом, авто-мотогонки, экстремальный туризм, уличные виды спорта многое другое. При этом практика показывает, что неформальная система рекреации охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался более гибким, динамичным и оперативно реагирующим на складывающуюся ситуацию в обществе.

В заключение отметим, что сегодня утвердившаяся модель развлекательного досуга подчас выходит по ряду параметров за рамки культурного досуга. Функция рекреации в ее экстравагантном формате начинает вытеснять другую необходимую для нормального досуга функцию – культурное развитие личности.

И здесь большая роль принадлежит организаторам досуга, которые призваны:

· создавать благоприятные условия для развития разнообразных духовных интересов потребностей личности;

· насыщать их досуг содержательными видами рекреации;

· направлять человека от простых пассивных форм рекреации к более сложным в культурном плане;

· формировать высокую степень самоорганизации личностью своего досуга;

· организовывать профилактическую работу против антикультурных занятий, воспитывать своеобразный культурный иммунитет;

Как специалист широкого профиля организатор досуга должен выявлять и удовлетворять культурно-досуговые интересы разных групп населения, стимулировать инновационные направления досуга, внедрять эффективные педагогические методики и реализовывать ведущую функцию досуга – культурно-рекреационную. Воспитательные возможности различных видов рекреационной деятельности безграничны, т.к. она признана важным фактором общественной жизнедеятельности, способствующей развитию интеллектуально-творческого потенциала, получению эмоционально-психологического и физического здоровья, всего того, что специалисты сферы досуга и рекреации определяют как "бизнес качества жизни" [7, c.453].

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Раскройте сущность понятия рекреационно-развлекательная деятельность.

2. Опишите основные виды рекреации человека в сфере досуга.

3. Дайте характеристику функций и принципов рекреационно-развлекательной деятельности.

4. Охарактеризуйте основные элементы системы рекреационной деятельности.

5. Назовите основные компоненты современных комплексных форм рекреации.

6. Дайте краткую характеристику организации повседневного отдыха.

7. В чем заключается особенность рекреационно-развлекательной деятельности в выходные дни?

8. Изложите основные требования к структуре праздничного досуга.

9. Проанализируйте современную систему популярных конкурсно-развлекательных программ.

10. В чем заключаются особенности камерных форм рекреации (посиделки, салон)?

11. Раскройте особенности дискотеки как формы рекреации.

12. Сформулируйте основные задачи организатора рекреационно-развлекательной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – СпБ. – 2001. – С. 28.

2. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности /А.Д. Жарков. – М. – 1998. – С. 163-184.

3. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности /А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480с.

4. Буров, Н.В. Педагогика культурно-образовательной среды / Н.В. Буров. – СПб.: Концерт, 2012. – С. 354-393.

5. Жаркова, Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для студентов ВУЗов культуры и искусств /Л.С. Жаркова.– М.: Издательский Дом МГУКИ, 2010. – С. 102-106.

6. Кирсанов, В.В. Концептуальные подходы к исследованию педагогических и рекреационных технологий в социально-культурной сфере //Віснік КНУКіМ.: Зб. навук. праць. – Вип.12.- К., 2005. – С. 13-37.

7. Культурно-досуговая деятельность под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М. – 1998. – С. 430-453.

8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1983. – С. 210.

9. Орлов, А.С. Социология рекреации /А.С. Орлов. – М.: Наука, 1995.

10. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 163-204.

11. Стрельцов, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2010. – С.161-202.

12. Рыжкин, Ю.Е. Психолого-педагогические основы физической рекреации: уч. пособие / Ю.Е. Рыжкин. – СпБ.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – 36с.

 


ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.